Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма

2017-09-30 753
Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возникновение замысла (идеи) произведения у ху­дожника появляется в результате наблюдения и оценки реальной действительности. Художник, работая над новой идеей, формой будущего произведения, обра­щается к различным источникам творческого процес­са. Основным таким источником является сама жизнь, все ее проявления. Это может быть наблюдение и изу­чение природы и выполнение при этом различных за­рисовок-животных, птиц, цветов, материалов истори­ческого и народного костюма и т.п.

Стремление к красоте было свойственно всем наро­дам уже на ранних этапах развития человеческого об­щества. Сохраняя традиции, передавая навыки и осо­бенности из поколения в поколение, вписывая в себя новые образные понятия, народное национальное ис­кусство дожило до наших дней.

Основной смысл и ценность народного костюма, его философия - в его демократичности, широко поня­той функциональности, логике форм и конструкций, его рациональности и целесообразности. Народный костюм по праву является неиссякаемым источником, способствующим обогащению современного костюма.

Художник, занимающийся созданием современно­го костюма, в своей деятельности не должен копиро­вать формы народного, исторического искусства или существующие в природе; он достигает выразитель­ности и образности путем осмысления первоисточни­ка средствами ассоциативного представления. В пред­ставлении предметы, явления, образы обладают не только наглядностью, конкретностью, свойственной восприятию; они являются в какой-то мере уже обоб­щенными, абстрагированными образами реальной действительности. При воспроизведении ранее виден­ного предмета наше представление отражает его не во всех деталях (как при восприятии), а лишь в наборе наиболее характерных, важных для данного предмета свойств и признаков. Второстепенные свойства и при­знаки, не имеющие существенного значения и не несу­щие образной характеристики при создании новой формы предмета, опускаются, отбрасываются. Ассоци­ативное представление является важным фактором при создании костюма, оно позволяет достичь разно­образия видимого образа, достичь новизны решения.

Творческая трансформация первоисточника начи­нается со сбора материала. Это наиболее трудоемкая и важнейшая часть работы художника. Без первичного материала нельзя даже говорить ни о фантазии, ни об ассоциациях, ни о художественном образе. Следует подчеркнуть, что первоисточник нужно понимать, подходить к его изучению с уважением, осмысленно. Выполняя копии, зарисовки, надо стремиться прочув­ствовать все богатство первоисточника - выявить плас­тику формы и закономерности ее развития, красоту пропорциональных отношений элементов друг к дру­гу и к целой форме, разнообразие и богатство ритмов, характер цветового построения, фактурное разнообра­зие и определить важность всего этого в целостной композиции. Первоисточник для художника - это то же, что мелодия, такт, мотив для композитора, кото­рый, по-своему аранжируя эту мелодию, ставя звуко­вые сочетания в новые тональности, добивается новой выразительности, нового содержания. Первоисточник может вдохновить художника на создание своих, чисто специфических решений, которые будут теми или иными качествами напоминать о первоисточнике. Од­нако строя композицию на основе первоисточника, нельзя полностью использовать старую форму. Ху­дожник обязан создавать модели, в которых отражает­ся современность, мода времени. Не копирование ста­рого, а осмысление его богатства и создание новых, ин­тересных предложений - такое требование предъявля­ется к художнику, который работает, например, по ма­териалам исторического и народного костюма, архи­тектуры и классического искусства. Это постоянный поиск и вместе с тем неиссякаемый живительный ис­точник, к которому обязан обращаться художник, что­бы его идеи всегда были согреты оптимизмом, гума­низмом, присутствующими в народном и классичес­ком искусстве.

Понятно, что не каждый человек, создающий по­лезные вещи, способен находить точные и яркие по эмоциональной выразительности решения. Для этого недостаточно свободного владения материалом и тех­нологией производства, конструктивной изобрета­тельности, инженерного остроумия. Все эти качества сами по себе не могут родить художественный образ в архитектоническом искусстве. Необходимы талант, ху­дожественно-творческая одаренность, т.е. способность мыслить образами. В архитектоническом искусстве - это умение найти эмоционально-выразительную фор­му предмета, умение найти такие пропорции, очерта­ния, ритмы, цветовые отношения, материал, фактуру, орнамент, расположение, которые в совокупности вы­ражали бы определенное душевное состояние, настро­ение. Понятно, что подобное умение теснейшим обра­зом связано с мастерством, но к одному мастерству оно все же несводимо. Основы его, как и всякого таланта, коренятся в природной одаренности человека, и мас­терство способно лишь развить, отшлифовать талант, но не заменить его. Поэтому-то далеко не все предметы быта, костюма и т.п. оказываются произведениями ис­кусства.

Особый интерес к народному костюму проявляется в настоящее время. Сегодня развивают традиции в модном костюме художники-дизайнеры во всех угол­ках нашей страны. При этом национальные мотивы в наиболее интересных современных моделях больше угадываются, чем акцентируются. Черты националь­ного своеобразия проявляются в моделях, выполнен­ных из материалов, близких по структуре и орнаменту к домашнему ручному ткачеству или народным набой­кам. Костюм строится на применении и сочетании форм, элементов, характерных народному костюма, например полушубок и шапка-ушанка или расписной платок. Формы народной одежды подсказывают ху­дожнику различный ассортимент изделий. Так, напри­мер, народные рубахи, сарафаны, душегреи и другие элементы русского народного костюма используются для создания современных блуз, платьев, курток, полу­пальто и т.п. Приемы декоративного решения народ­ной одежды используются при проектировании совре­менных трикотажных полотен и изделий из них. Не­повторимое национальное своеобразие современным детским изделиям придает использование элементов народной вышивки и другим приемов декорирования.

Не всегда народные традиции находят достойное преломление в современном костюме. Неудачи иногда преследуют и сегодня отдельных художников при не­правильном, поверхностном подходе к первоисточнику.

На основе проведенных теоретических и экспери­ментальных исследований определились пути твор­ческой трансформации народного костюма при созда­нии современных моделей и коллекций.

Творческая трансформация первоисточника и, в первую очередь, народного костюма, путем ассоциа­тивного представления способствует эмоционально-образному решению современного костюма как завер­шенного художественного ансамбля.

Первоисточник может подсказать также создание отдельных образцов логичных форм, оригинальных конструкций, интересных композиций, фактурных и орнаментальных решений материалов и трикотажных полотен, что в целом способствует обновлению и рас­ширению ассортимента современных швейных, текс­тильных, трикотажных и других изделий легкой про­мышленности. Изучение и творческая трансформация народного искусства способствуют развитию, обновле­нию, обогащению современного костюма, созданию в нем своеобразного национального колорита.

Тема традиции и новаторства не новая, но вместе с тем постоянно актуальная как в любом виде искусства, так и в костюме. Например, вышивка как декор в совре­менном костюме оправдывает себя в тех случаях, когда угадан орнаментальный мотив, объект декорирования, место расположения, обеспечена идеальная чистота ис­полнения. В таких случаях народная вышивка, ее ком­позиционное построение, техника исполнения, орна­ментальные мотивы выступают в основном как инте­ресные декоративные элементы, способные разнообра­зить и обогатить современное платье. Если говорить о глубоком художественном образном решении совре­менного костюма, то задача здесь усложняется еще бо­лее. Требуется глубокое знание народного костюма, на­родной вышивки. Задача решения бытового модного костюма так же сложна, как и создание костюмов для хоровых и танцевальных коллективов, исполнителей народных танцев и песен. Дело в том, что костюм вмес­те с человеком должен создавать единый ансамбль глу­бокого идейно-художественного содержания.

Обязателен творческий подход к наслоению прош­лого. Создавая современные произведения, нельзя ограничиваться простой компиляцией, механическим соединением народных мотивов. Идя этим путем, ху­дожник рискует выхолостить всю неповторимую пре­лесть, живую образность и целостность народного ис­кусства.

В процессе обучения будущих проектировщиков одежды, обуви, дополнений к костюму проходит про­цесс приобщения молодежи к искусству народного костюма. Студенты в процессе выполнения заданий по истории и композиции костюма (одежды, обуви, аксес­суаров) также учатся творчески трансформировать первоисточник при разработке моделей современных изделий. Идет разнообразный поиск решения совре­менного костюма на основе народного. При этом вы­рабатывается творческий почерк, достигается разнооб­разие решения творческого замысла

Нельзя вычеркнуть из объекта изучения и исследо­вания то, что является исконно национальным, глубо­ко традиционным. Специалист не должен оставаться равнодушным к тому, что является достоянием нацио­нальной культуры. При создании современного костю­ма идет процесс творческого переосмысления тради­ций народного костюма с учетом развития искусства, промышленности, новых форм быта людей. Те же спе­циалисты-новаторы, которые могут проникнуться глубоким образно-логическим содержанием русской народной одежды, обуви, создают необычное - новую моду. Так, находкой времени явилось возрождение в 50-х гг. художником В.И.Араловой русских сапог, в ко­торых ходит сегодня весь мир.

Преподавание для будущих проектировщиков кос­тюма истории и композиции костюма, обучение их творческому процессу создания современных образцов на основе народного искусства способствуют гар­моническому воспитанию будущих специалистов в ду­хе гуманизма, любви к национальному искусству, тра­дициям, народу, Родине.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.