Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-09-10 | 524 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
У ДОШКОЛЬНИКОВ ОБРАЗА Я
Изучение сформированности образа Я и самооценки
Подготовка исследования
Подбор вопросов, помогающих выяснить отношение ребенка к привлекательным и непривлекательным индивидуально-психологическим качествам человека и отношение к себе, например:
1) Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел быть таким, как он, похожим на него.
Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожим?
2) Представь себе человека, который тебе так не нравится, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, быть на него похожим.
Изучение старшими дошкольниками субъективного
Переживания своих отношений со взрослыми
(методика "3 вопроса").
Проведение исследования
Ребенку 5—7 лет предлагают сформулировать три вопроса, которые, по его мнению, мог бы задать незнакомый взрослый человек, захотевший с ним поговорить.
Обработка данных
Подсчитывают количество детей в зависимости от успешности выполнения задания.
Первый уровень — полностью выполнившие задания, т.е. задавшие три вопроса. В этой группе можно выделить детей, сумевших развернуто описать ситуацию общения с незнакомым взрослым.
Второй уровень — частично выполнившие задание.
Третий уровень— не справившиеся с заданием, т.е. не задавшие ни одного вопроса.
Изучение уровня самосознания
Подготовка исследования
Подберите вопросы для внеситуативно-личностной беседы с детьми о желаниях и предпочтениях. Например:
1) Что ты любишь больше всего на свете?
2) Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?
3) Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.
|
4) Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь)?
5) Тебе все нравится в детском саду? Что бы хотелось изменить?
6) Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?
Проведение исследования
Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6—7 лет. Вопросы можно конкретизировать или изменять.
Полученные ответы оформляются в таблицу и анализируются.
ЗАДАНИЯ ПО ОПИСАНИЮ СЕБЯ
Ведущие специалисты в области педагогики утверждают, что сегодня главная задача воспитателей и родителей — научить детей эффективно взаимодействовать с другими членами общества. Способность заботиться о других основывается на умении позаботиться о самом себе. Исследования показали, что положительное восприятие собственного Я тесно связано с особенностями поведения человека, например, с его умением выполнять различные задачи, начиная от успешной учебной деятельности и заканчивая способностью приобретать друзей. Кроме того, выяснилось, что способность поддержать другого челове-
ка, терпимость, умение видеть положительные качества людей в ситуациях взаимодействия тоже являются результатом положительной самооценки личности.
В качестве подтверждения данных положений студентам предлагается выполнить ряд заданий, направленных на исследование и формирование у детей положительного самовосприятия через выполнение серии различных заданий по описанию самих себя.
Цели предлагаемых заданий:
— научить просто и понятно рассказывать о себе;
— узнать, что все люди отличаются друг от друга.
3.1. «Книга "Это я"»
1) Предложите ребенку отобрать несколько фотографий своих, а также его друзей или членов семьи (попросите родителей разрешить ребенку взять несколько снимков). Пусть он нарисует картинки, рассказывающие о себе, приклеит на каждую страницу один-два снимка или рисунка, а затем попробует рассказать, чем он отличается от других.
Если при выполнении данного задания возникли трудности с фотографиями, их можно заменить рисунками ребенка.
|
2) Сделайте книгу, скрепив страницы при помощи скоросшивателя и тесемки. Напишите вместе с ребенком рассказ о нем самом. Для рассказа используйте фотографии или рисунки.
3) Обсудите с ребенком содержание книги по следующей схеме:
— Что говорится о тебе в твоем рассказе?
— Чем ты отличаешься от всех остальных и чем похож на них?
— Как ты себя чувствуешь, рассказывая о себе?
— Кто из знакомых нравится тебе?
— Есть ли их фотографии в твоей книге?
— Чем твои знакомые похожи на тебя, чем вы отличаетесь друг от друга?
Для выполнения данного задания понадобятся бумага, клей, Цветные карандаши или фломастеры, фотографии ребенка, его Друзей или членов семьи, рисунки, скоросшиватель, тесемка.
3.2. "Отпечатки"
1) Разведите краску или гуашь на подносе. Прижмите ладонь ребенка к краске,
2) Попросите ребенка сделать отпечаток ладони на листе бумаги. Рядом напишите его имя. Пусть другие дети и воспитатели тоже сделают свои отпечатки.
3) Рассмотрите получившиеся отпечатки. Отметьте, что все они разные.
4) Обсудите с ребенком следующие вопросы:
— Чем отличаются отпечатки?
— Каковы их размер, форма, рисунок?
— Чем еще люди отличаются друг от друга? Посмотри на их глаза, волосы, носы и уши. Обрати внимание на их одежду. Можешь ли ты сказать, что представляет собой человек по внешнему виду?
Для выполнения задания понадобятся поднос или ванночка с краской или гуашью, большой лист бумаги.
3.3. Игра "Дотронься"
1) Воспитатель придумывает на кого-либо из детей характеристику. Например: у него желтая рубашка, он любит манную кашу, ему нравится играть с большим грузовиком.
2) Играющие находят, о ком идет речь, и легко дотрагиваются до него.
3) Взрослый напоминает, что дотрагиваться до ребенка нужно осторожно и бережно.
Результаты выполнения всех заданий описываются студентами в виде подробных отчетов и представляются с образцами выполненных совместно с детьми практических заданий.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................................... 3
Глава 1. Исследование проблемы образа Я личности в зарубежной гуманистической психологии...................................................... 6
§ 1. Гуманистическое направление..................................... 6
|
§ 2. Психодинамический подход....................................... 10
§ 3. Психосоциальный подход в изучении Я-концепции...... 13
§ 4. Интеракционистский подход...................................... 18
Глава 2. Отражение феномена образа Я личности в отечественной психологии............................................................................... 22
§ 1. Структурный подход в теории развития личности........ 22
§ 2. Концепция субъектности............................................ 24
§ 3. Концепция рефлексивного сознания............................ 28
Глава 3. Образ Я как педагогическая проблема........................... 34
Глава 4. Самопознание как ведущий психологический механизм построения образа Я ребенка-дошкольника................................. 38
§ 1. Генезис процесса самопознания.................................. 38
§ 2. Механизмы формирования образа Я............................ 42
§ 3. Уровни самопознания................................................ 47
§ 4. Человек как субъект и объект познания...................... 50
Глава 5. Теории и концепции развития образа Я дошкольника..... 53
§ 1. Теория адаптации Ж. Пиаже...................................... 53
§ 2. Теория "субъектного опыта младенца" Д. Штерна........ 54
§ 3. Развитие чувства "Я" у младенцев (Р. и Я. Тайсоны).... 55
§ 4. Концепция "разделение — индивидуализация" М. Малер... 56
§ 5. Концепция построения образа себя М.И. Лисиной и ее школы............................................................................ 56
§ 6. Развитие Я в теории Л.С. Выготского.......................... 59
§ 7. Теории социального сознания.........................-..-.-•••••• 61
§ 8. Дошкольник: образ Я или Я-концепция?..................... 65
Глава 6. Ребенок и взрослый в образовательном пространстве......69
§ 1. Идеи гуманитарной парадигмы образования................ 69
§ 2. Механизмы взаимодействия взрослого с ребенком
в образовательном пространстве........................................ 73
§ 3. Понимание ребенка значимыми взрослыми................. 77
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!