Глава 1. Характеристика общения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 1. Характеристика общения

2017-09-10 969
Глава 1. Характеристика общения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

...Для человека не существует более чудовищного наказания,

чем быть предоставленным в обществе самому себе

и оставаться абсолютно незамеченным.

У. Джеймс

 

Рекомендации. Познакомьтесь с теоретическим содержанием темы, постарайтесь усвоить основные понятия, которые в тексте выделены жирным шрифтом. Выполняя практические упражне­ния, актуализируйте свой опыт, обосновывая его теоретическими положениями. Для осмысления полученных знаний ответьте на поставленные вопросы. Упражнения для саморазвития способст­вуют процессу личностного роста. Ознакомление с литературой по дополнительному списку поможет расширить знания.

 

1. 1. Общение и его функции

Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулиро­вания основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происхо­дит стихийно, в житейском опыте. Для профессиональной дея­тельности, особенно связанной с людьми и передачей информа­ции, знаний, данного опыта недостаточно, необходимо овладеть теоретическими знаниями.

Понятие «общение», как любое другое понятие в психоло­гии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки.

В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятия «общение» и «деятельность».

На наш взгляд, объемно это понятие представила Л.П. Буева. Она определяет общение «...как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатам деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности». Это определение носит общий характер, нацелено на изучение любых взаимосвязей между людьми, социальными группами и т.д.

Однако понятие «общение» может анализироваться и как са­мостоятельное: «Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» (Психологи­ческий словарь / под ред. В.В. Давыдова и В.П. Зинченко, 1996). При этом в структуре общения выделяют три компонента: когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный), пове­денческий.

В психологическом словаре (под ред. А.В. Петровского и М.Г.Ярошевского, 1990) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выра­ботку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понима­ние людьми друг друга.

Данное определение выделяет основное содержание обще­ния, рассмотренное Г.М. Андреевой (схема 1), а именно: переда­чу информации (коммуникация), взаимодействие (интеракция), мотание людьми друг друга (перцепция).

Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, однако важно рассмотреть каждый из них в отдельности. Во второй главе данного практикума эти состав­ляющие общения будут рассмотрены более подробно.

 

Схема 1. Составные элементы категории общения  

Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Можно выделить пять основных его функций (схема 2).

Схема 2. Функции общения    

 

 

В прагматической функции общение выступает как важ­нейшее условие объединения людей в процессе любой совмест­ной деятельности. О том, какие разрушительные последствия для деятельности людей имеет невыполнение этого условия, повест­вуется в знаменитом библейском сюжете о строительстве Вави­лонской башни.

Большая роль принадлежит формирующей функции обще­ния. Общение ребенка и взрослого — это не просто процесс пе­редачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния, обогащения и изменения. Жизненно необходимая роль общения ярко проявляется в следующем примере. В тридцатых годах в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых де­ти лечились от серьезных, трудно излечимых заболеваний. Усло­вия в обеих клиниках были одинаковые, но в одном они различались: в одной больнице родственников к малышам не пускали, опасаясь инфекции, а в другой — в определенные часы родители могли пообщаться и поиграть с ребенком в специально отведен­ной комнате. Через несколько месяцев сравнили показатели эф­фективности лечения. В первом отделении коэффициент смерт­ности приблизился к одной трети, несмотря на усилия врачей. Во втором отделении, где малышей лечили теми же средствами и методами, не умер ни один ребенок.

Функция подтверждения в процессе общения дает возмож­ность познать, утвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу подтверждения: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различ­ных знаков внимания. Известный английский психиатр Р.Д.Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих психических заболеваний, прежде всего шизофрении.

Организация и поддержание межличностных отношений дня любого человека связано с оцениванием людей и установле­нием определенных эмоциональных отношений — либо позитив­ных, либо негативных. Поэтому эмоциональное отношение к другому человеку может быть выражено в терминах «симпатии — антипатии», что накладывает свой отпечаток не только на личност­ное, но и на деловое общение.

Внутриличностная функция рассматривается как универ­сальный способ мышления человека. Л.С. Выготский отмечал в связи с этим, что «человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».

Итак, ведущее значение общения в жизнедеятельности чело­века состоит в том, что оно является средством организации со­вместной деятельности людей и способом удовлетворения потребности человека в другом человеке, живом их контакте.

Виды общения

Схема 3. Виды общения  

Общение как социально-психологический феномен — это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления. Язык — система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Использование языка с целью общения людей называют речью. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды (схема 3).

 

 

По контакту с собеседником общение может быть непосред­ственным и опосредованным.

Непосредственное общение (прямое) — это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и об­щаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид обще­ния является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.

Опосредованное (косвенное) общение осуществляется в си­туациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например, разговор по телефону, переписка. Опо­средованное общение — это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.

Общение может быть межличностным или массовым. Мас­совое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение наблю­дается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредован­ное массовое общение имеет односторонний характер и связанос массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Схема 4. Типы межличностного общения  

По критерию равноправия партнеров в межличностном общении (схема 4) выделяют два типа: диалогическое и монологи­ческое.

 

Диалогическое общение — равноправное субъект-субъсктное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера.

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объсктные от­ношения. Оно может быть императивным и манипулятивным. Императивное общение — авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к опреде­ленным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалирована. Манипулятивное общение — форма межличностного об­щения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений.

Выделяют два типа коммуникаций — ролевую и личност­ную. В ролевом общении люди действуют, исходя из занимае­мого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с уче­никами, начальника цеха с рабочими и т.д. Ролевое общение рег­ламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения. Личностное общение зависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними.

Общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуаль­ных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т.д.

Обмен информацией может происходить посредством вер­бального и невербального взаимодействия. Вербальное общение происходит посредством речи, невербальное — с помощью паралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).

Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни обще­ния определяются общей культурой взаимодействующих объек­тов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу (схема 5).

 

Схема 5. Уровни общения  

 

Самый примитивный уровень общения — фатический (от лат.fatus — глупый). Он предполагает простой обмен реплика­ми для поддержания разговора, не имеет глубокого смысла. Та­кое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами.

Информационный уровень общения предполагает обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником эмоциональной, мыслительной, поведенческой ак­тивности человека.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимо­действие, при котором субъекты способны к глубокому саморас­крытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Он построен на позитивном отношении к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Это высший духовный уровень общения.

 

Общение и общительность

Задумывались ли вы, почему с удовольствием общаетесь с одним человеком и стремитесь избежать контактов с другим? Общим критерием избирательности в общении выступают потребности, которые человек удовлетворяет в процессе взаимодействия с другими людьми. Среди многообразия социальных потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребности в стимуляции, собы­тии, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени (М.Е. Литвак).

Потребности в стимуляции удовлетворяются, когда обще­ние инициирует активность человека, его стремление к действи­ем, поднимает эмоциональный тонус.

Потребность в событиях приносит удовлетворение от полу­чении новых впечатлений, определяющих динамику жизни.

Потребность в узнавании удовлетворяется каждый раз, ко­ша человек встречает знакомых людей. При узнавании происхо­дит социальное подтверждение личности со стороны других лю­дей, тем самым поддерживается его самоидентификация.

Потребности в достижениях и признании связаны с позитивным переживанием чувства собственного достоинства человека, с уважением и самоуважением.

Потребности в структурировании времени удовлетворя­ются на основе индивидуальной формы ритмичности жизнедеятельности человека, способами времяпрепровождения, которые он выбирает.

Полноценность общения определяется количеством потребностей, удовлетворяемых в его процессе, а также зависит от отноше­ния участников взаимодействия друг к другу. При этом позитив­ными факторами являются принадлежность к одному социальному спою, одной возрастной категории, наличие общих интересов.

Умение находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательных отношений, характеризует общительность человека.

Общительность — это качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми.

Повышенный интерес к происходящему в окружающем мире проявляет экстравертированный тип личности. Как правило, экстраверты быстро вступают в контакт с другими людьми, зани­мают ведущую позицию в общении, а также с легкостью пере­ключается на общение от других занятий.

  Схема 6. Характеристики личности, способствующие успешности общения

Сформированная в личности направленность на человека способствует успешности общения, если в ней проявляется от­ношение, которое порождает ориентировку на положительные качества в другом человеке. Однако для того чтобы грамотно общаться, человек должен иметь в своем интеллекте, а также в своих эмоциональной и волевой сферах целый ряд характеристик (схема 6).

 

К интеллектуальным характеристикам относятся: хороший объем, устойчивость и распределение внимания, наблюдатель­ность по отношению к окружающим людям, хорошая память, способность анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, умение ставить себя на место другого человека.

Условием успеха во взаимоотношениях является соответст­вующая воспитанность эмоциональной сферы личности, которая, прежде всего, проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям, радоваться и огорчаться вместе с ними. Регуляция волевой сферы человека проявляется в его уравновешенности, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.

 

Общение и деятельность

В традиционном смысле категории «общение» и «деятель­ность» совершенно самостоятельны, ими обозначаются различные реалии. Для отечественной психологии идея единства обще­ния и деятельности является одной из основополагающих. В ши­роком понимании общение рассматривается как сторона совме­стной деятельности и важнейшее условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества.

Межличностное общение почти всегда вплетено в ту или иную деятельность, и это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь, тот вид деятельности, в который включено об­щение, влияет на содержание и форму самого общения.

Для каждого периода возрастного развития человека харак­терен ведущий вид деятельности (Д.Б. Эльконин), в зависимо­сти от которого складывается и определенный тип общения. В младенчестве общение — ведущий вид деятельности. Взрос­лый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, по­средством речи помогает сориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком проис­ходит по поводу предметной деятельности, идет активное овладе­ние предметами, формируется речь ребенка. В дошкольный пери­од детства сюжетно-ролевая игра — ведущий вид деятельности, развиваются навыки межличностного общения со сверстниками. Младший школьник преимущественно занят учебной деятельно­стью, соответственно и общение включено в данный процесс. Для подростка большую роль играет интимно-личностное обще­ние, а в юношеском возрасте много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер об­щения, манеру поведения, использование профессиональных терминов и т.д.

Деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения ме­жду людьми. В структуре педагогической деятельности особая роль отводится коммуникативным навыкам педагога, способствующим достижению высоких уровней общения. К ним относятся:

• умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

умение интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербаль­ного общения (мимика, жесты);

• умение встать на точку зрения ученика;

• умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;

• владение средствами, усиливающими воздействие (рито­рическими приемами);

• преимущественное использование организующих воздей­ствий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплини­рующими;

• преобладание демократического стиля руководства;

• умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педа­гогической ситуации.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого явления. Чтобы разобраться в том, что такое общение, надо подробнее рассмот­реть все его стороны, особенности, проблемы и т.д. Этому и бу­дут посвящены следующие главы.

 

Практическая работа

Задания для индивидуальной работы

Задание 1. Определите уровень своей общительности (тест В.Ф. Ряховского). Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов: да, нет, иногда.

Опросник:

1. Выбивает ли вас ожидание какой-либо встречи из колеи?

2.Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение высту­пить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо меро­приятии?

3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в другой город на студенческую конфе­ренцию. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избе­жать?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с окружающими людьми?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой или вопросом?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что лю­дям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В столовой вам подали недоброкачественное блюдо, промолчите ли вы?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с мим в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, кинотеатре, библиотеке)?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотре­нию конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные критерии оценки произведений литерату­ры, искусства, культуры, и чужих мнений на этот счет вы не при­емлете, это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точ­ки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

 

Оценка ответов: «да» — 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. Полученные баллы суммируются.

30-32 балла. Вы явно необщительны. Близким вам людям нелегко, «им трудно работать в команде. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 баллов. Вы замкнуты, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей. Необходимость новых контактов выводит вас из равновесия. Однако бывает, что при сильной увлеченности вы раскрываетесь и становитесь общительным. Стоит только захотеть.

19-24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. И все же с новыми людь­ми сходитесь с оглядкой. В ваших высказываниях много сарказма. Однако эти недостатки исправимы.

14-18 баллов. Вы общительны. Уверенно вступаете в контакт с другими людьми. Тактичный собеседник.

9-13 баллов. Вы весьма общительны, любопытны, любите высказываться по разным вопросам. Охотно знакомитесь с новыми людьми, любите бывать в центре внимания. Вам недостает усидчивости, терпе­нии и решительности, когда сталкиваетесь с серьезными проблемами.

4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Всегда в курсе всех дел, любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас хандру. Беретесь за любое дело, хотя не все­гда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководи­тели и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. За­думайтесь над этими фактами.

3 балла и менее. Ваша общительность носит болезненный харак­тер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, не имеющие к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых не компетентны. Бываете вспыльчивы и обидчивы. Окружающим людям трудно с вами. Вам надо поработать над собой и своим характером. Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, ува­жительное отношение к людям.

Задание 2. Проанализируйте особенности вашего общения в начале разговора, при его поддержании и окончании. Для этого вспомните, как чаще всего вы общаетесь. Прочитайте и выделите ответы, соответст­вующие вашему стилю ведения беседы.

Способы начала разговора

А. Начало разговора зависит от:

> собеседника, если он первый с вами заговорил;

> ситуации, если она требует от вас активности;

> цели, если она предусматривает совместное действие.

Б. Начало разговора зависит от:

> вашего желания общаться с этим человеком;

> вашего настроения вне зависимости от ситуации;

> вашей активности вне зависимости от цели, которая может и не предусматривать партнерского взаимодействия.

Поддержание разговора

А. Для поддержания разговора вы:

> искренне интересуетесь мнением собеседника;

> задаете вопросы, побуждающие собеседника поделиться с вами его знаниями;

> внимательно прислушиваетесь к проблемам вашего собеседника.

Б. Для поддержания разговора вы:

> рассказываете забавные случаи из жизни своей или других людей;

> делитесь своими проблемами;

> рассказываете о своих увлечениях, интересах.

Завершение разговора

А. Завершая разговор, вы:

> отдадите инициативу первым попрощаться своему собеседнику;

> ориентируетесь на реализацию целей своего собеседника;

> будете вежливо ждать, пока ваш собеседник выскажется, даже если спешите.

Б. Завершая разговор, вы:

> являетесь инициатором его прекращения;

> прощаетесь с собеседником, если ваша цель реализована;

> можете прервать его на полуслове, если потеряли интерес к со­беседнику.

Если ваши ответы чаще совпадали с вариантами А, то у вас есть явный талант слушателя. Однако замечали ли вы за собой напряжение, если беседа излишне затянулась? Проанализируйте эти случаи и попро­буйте найти новые способы ведения беседы.

Если ваши ответы совпадали с вариантами Б, то вы — доминант­ный собеседник, однако обратите внимание на навыки слушания. Мо­жет быть, за излишней активностью в разговоре вы пропускаете ценную информацию от своих собеседников.

Задание 3. Напишите 7-10 качеств «приятного собеседника» и оцените себя по этим качествам по 10-балльной системе.

Например: умение слушать, тактичность, умение интересно расска­зывать, душевность, чувство юмора, содержательность информации и другие.

Попросите ваших знакомых оценить вас по выписанным качествам, используя ту же систему баллов. Сравните ваши представления о себе с мнением других людей о вас.

Если ваше мнение о себе как «приятном собеседнике» совпадает с мнением других людей, то с вами действительно интересно общаться. Если не совпадает, то следует подумать о своей самооценке.

 

Упражнения для групповой работы

Упражнение 1. Первое знакомство

Ведущий объясняет, что иногда обстоятельства складываются так, что приходится встречаться с совершенно незнакомым человеком. При этом вы договариваетесь не только о месте и времени встречи, но и о приметах, по которым вас можно узнать. Опишите себя так, чтобы че­ловек, с которым вы встречаетесь, сразу вас узнал, при этом постарай­тесь уйти от стереотипа (одежда, цвет волос, глаз и т.п.), а попробуйте найти свою индивидуальную примету (привычка поправлять очки, не­обычная деталь походки и пр.). Каждый делает описание на листочке и сдает ведущему. Индивидуальная работа длится три-пять минут.

Ведущий зачитывает текст, а участники группы должны узнать по описанию, чей это портрет. Выбрать самые интересные описания.

Упражнение 2. Завоевать внимание

Участникам предлагается выполнить одну и ту же простейшую за­дачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздей­ствиям, надо постараться привлечь к себе внимание окружающих. Зада­ча усложняется тем, что одновременно это делают все участники по команде ведущего. Если участников больше 10-12 человек, то их можно разбить на две команды: одна — наблюдает, другая — выполняет уп­ражнение. Затем поменяться местами. После выполнения упражнения необходимо обсудить: кому из группы удалось завоевать большее вни­мание аудитории и почему.

Упражнение 3. Центр общения

Все участники разбиваются на группы по шесть восемь человек. Каждой группе за одну минуту необходимо выбрать тему разговора, чтобы она была интересна любому участнику команды.

Через минуту тренер предлагает каждому участнику команды оце­нить по 10-балльной шкале степень интереса к предложенной теме. В случае разных оценок, даваемых в одной команде, обсудить результа­ты. Если степень интереса участников команды колеблется от 9 до 10 баллов, значит, каждый проявил заинтересованность и активность. Если есть оценки меньше 9 баллов, то, видимо, в команде не все мнения уча­стников были учтены.

Из каждой группы надо выбрать одного участника, который пойдет в «гости» в соседние группы. Цель «гостя» — стать центром общения в чужой группе (цель сообщается только для «гостей»). Группа ведет раз­говор на выбранную ранее тему. «Гость» общается в каждой чужой группе по три минуты.

По завершении упражнения группы обсуждают приемы общения, которые позволили участникам стать центром внимания в группе. Мож­но предложить каждой группе оценить по 10-балльной шкале эффек­тивность выполнения упражнения «гостями». «Гости» также оценивают особенности общения в каждой группе.

После упражнения делаются выводы по следующим вопросам:

• Что необходимо учитывать при принятии группового решения?

• Какие приемы можно использовать для того, чтобы стать центром общения?

 

Задания для саморазвития

1. Напишите программу саморазвития на опреде­ленный период времени (чему хочу научиться, чего хочу достичь?).

2. Записывайте удачные дела, мысли, способствовав­шие улучшению взаимопонимания с другими людьми.

3. Записывайте философские изречения, цитаты, вы­сказывания, которые помогают в понимании себя и других людей.

 

Вопросы для самопроверки

1. 1. Определите понятие «общение». В чем заключается фе­номенология общения?

2. 2. Охарактеризуйте основные виды общения. Приведите примеры.

3. 3. Назовите типы общения и дайте им характеристику.

4. Какие функции выполняет общение? Приведите примеры.

5. Можно ли развивать общительность? Каким образом? Назовите ка­чества приятного собеседника. Какие приемы можно использовать, чтобы быть в центре общения?

6. Какова взаимосвязь деятельности и общения?

Литература для более глубокого изучения темы

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003.

3. Бодалев А.А. Психология общения. М., 2002.

4. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

5. Дерябо С.Д.,Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. М., 1996.

6. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

8. Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского и др. М., 1990.’

9. Психология: словарь / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М., 1996.

10.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психоло­гия. СПб., 2000.

11. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.

 

 

ГЛАВА 2. МНОГОПЛАНОВЫЙ ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ

 

Если твои губы всегда готовы говорить,

отнесись с осторожностью к пяти пустякам:

с кем ты говоришь, о ком говоришь, как, когда и где говоришь.

В. Норрис

 

Рекомендации. В данной главе предлагается рассмотреть три основные стороны общения, а именно: передача информации (коммуникация), взаимодействие (интеракция), познание людьми друг друга (перцепция). Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, однако при их анализе есть смысл рассматривать каждый из них в отдельности, поэтому нами выделено три темы. Практические задания также делают акцент на определенной стороне общения. Предложенные уп­ражнения в большей степени ориентированы на познание своих сильных и слабых сторон в процессе общения. В упражнениях на коммуникацию главное внимание отводится информации, спосо­бам ее передачи и получения. В теме «Интеракция» основной ак­цент сделан на выборе стратегии взаимодействия с партнером. В предложенных упражнениях важно осознать, какие стратегии поведения вы выбираете, а также как достичь сотрудничества во взаимодействии с другими людьми. В третьей теме обратите внимание на то, каким образом вы формируете образ своего партнера, какие стереотипы восприятия на это влияют. В конце главы, основываясь на полученных знаниях, попробуйте проана­лизировать жизненные ситуации, учитывая многоплановый ха­рактер общения.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.