Виды и характеристики социальных ролей — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Виды и характеристики социальных ролей

2017-09-10 432
Виды и характеристики социальных ролей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Виды социальных ролей определяются особенностью соци­альных групп, в которые включен индивид. В зависимости от общественных отношений существуют социальные и межлично­стные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, студент, продавец, покупатель и т.д.). Выделяют социально-демографи- ческие роли: муж, жена, дочь, сын и т.п. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные роли связаны с межличностными отноше­ниями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи и т.д.).

В зависимости от норм и ожиданий, приписываемых той или иной социальной роли, последние могут быть:

• представляемыми ролями (система ожиданий индивида и определенных групп);

субъективными ролями (ожидания, которые связывает че­ловек со своим статусом, то есть его субъективные представления о том, как он должен действовать по отношению к лицам с дру­гими статусами);

• играемые роли (наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом).

Существует нормативная структура исполнения социальной роли, которая состоит из:

• описания поведения (характерного для данной роли);

• предписания (требования к этому поведению);

• оценки исполнения предписанной роли;

• санкций за нарушение предписанных требований.

Поскольку личность — это сложная социальная система,

можно говорить о том, что она есть совокупность социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Основные характеристики социальной роли выделил амери­канский социолог Т. Парсонс. К ним относятся: масштаб роли, способ ее получения, уровень эмоциональности, степень форма­лизации, мотивация (схема 18).

Схема 18. Характеристики социальной роли

 

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отно­шений. Чем он больше, тем больше масштаб роли. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, по­скольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений, они интересуются самыми разными сторо­нами жизни друг друга. Другие отношения, например продавец — покупатель, ограничены конкретными действиями, связанными с покупкой товара.

Способ получения роли зависит от того, насколько неиз­бежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, мужчины, женщины, старика автоматически определя­ются возрастом и полом. Другие роли достигаются в результате целенаправленных социальных усилий. Например, роль студента, профессора и т.д.

Социальные роли отличаются по уровню эмоциональности. Есть роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность, например хирург, судья и т.п. Одна и та же социальная роль пре­терпевает значительные изменения на уровне общественных представлений в историческом процессе развития общества, его культуры и цивилизованности. Например, в средневековом фран­цузском эпосе «Песнь о Роланде» великий король и полководец плачет от горя и рвет свою седую бороду — поведение, которое не может быть характерным для современного полководца.

Формализация как описательная характеристика социаль­ной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регла­ментацией правил поведения; другие, напротив, — только не­формальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Следует отметить, что формальные отношения часто сопровождаются неформальными, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию или антипатию. Здесь чувства участников взаимодействия по от­ношению друг к другу выступают как побочный, но относитель­но стойкий рефлекс.

Мотивация роли зависит от системы потребностей и моти­вов человека. Так, родителями в заботе о благе своего ребенка движет прежде всего чувство любви; любой руководитель тру­дится во имя дела и т.д.

В любом школьном коллективе роли распределяются по вер­тикали (классный руководитель, староста, рядовые ученики) и по горизонтали («рассказчик», «забияка», «ворчун», «клоун» и т.д.). Горизонтальные роли выбираются как стиль поведения в классе самим учеником, в основном на бессознательном уровне в соот­ветствии с индивидуальными его особенностями. Вертикальная роль определяется выбором и статусом. Для педагога важно пом­нить, что новая социальная роль влияет на перестройку личности воспитанника. Например, «забияку» назначили главным дежур­ным в школе, и он добивается организации порядка на переменах.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.