Некоторые иллюстраторы предпочитают раскрашивать рисунок вручную, чтобы иметь бумажный оригинал, который может пригодиться для выставок или участия в конкурсах, где принимают только рукотворные работы.
Этот способ более трудоемкий и таит в себе опасность потерять часть работы и кучу времени из-за ошибки. Чтобы свести риск к минимуму, рекомендуется сохранить копию рисунка, прежде чем наносить на него первый слой краски. Если иллюстратор соглашается работать с изображением, напечатанным на принтере, для него открываются все возможности использования вспомогательных средств, описанные в главе «Создание линейного рисунка». Перед распечатыванием можно исправить некоторые ошибки или заменить неудачные элементы. Многие переживают, что «подкрашенная ксерокопия» не считается настоящим произведением искусства. Однако в последнее время специалисты стали относиться к этому менее строго и признают оригиналами все работы, последний слой которых наносился вручную.
Оригинал контура без «последнего» слоя
Окончательный рисунок достаточно распечатать на лазерном принтере в хорошем разрешении (минимум 300 dpi). Бумагу плотностью от 120 г/м2 практически не «ведет» от краски. Если работать акварелью или обычными акриловыми красками, контуры будут просвечивать через красочный слой. При необходимости после окончания работы линии еще раз обводятся черным цветом с помощью самой тонкой кисти. Рисовать поверх раскраски фломастерами или маркерами не рекомендуется, потому что существует опасность возникновения синих и фиолетовых разводов. К тому же чернила маркеров на слое краски очень медленно сохнут, и нужно следить за тем, чтобы не размазать рисунок. Для рисования поверх краски годятся восковые карандаши и восковые мелки, позволяющие создавать интересные эффекты.
Раскрашенный рисунок
Даже у тех иллюстраторов, которые принципиально рисуют оригинал полностью на одном листе, есть разные способы облегчить себе некоторые шаги — например, прибегнуть к помощи копировального стола.
При создании иллюстрации с контурами можно нарисовать эскиз мягким карандашом, потом нанести окончательный контур и стереть карандашные линии. Красочный слой при этом наносится полупрозрачными красками (акрилом или акварелью) поверх рисунка. Чтобы контур не растворялся от соприкосновения с краской, нужно рисовать его перманентным фломастером или чертежной тушью. Все фломастеры, маркеры и ручки следует проверять перед началом работы, капнув на пробный рисунок воды. Контур, нарисованный чертежной тушью, становится водостойким, если прогладить картинку горячим утюгом с обратной стороны.
Для перенесения рукотворных картинок в компьютер нужен хороший сканер (см. главу «Инструменты иллюстратора»), правдоподобно передающий цвета и равномерно высвечивающий плоскость по всей ширине.
Рисунок с полутонами и раскрашивание его на компьютере
Некоторым иллюстраторам нравится работать с
|
академическими карандашными
|
человеческие фигуры «старомодным» способом
|
помощью угля, мягких кара
|
можно сделать очень красивый и
|
живой рисунок. Если рисовать на
|
ие, часто проще добиться желаемых эффектов с
|
тому же легче сначала «разбирать работу в
|
заниматься цветом. Но как раскрасить такую работу в
|
ачала, как всегда, создается эскиз и
|
рисунка служит коллаж или монтаж, лучше перенести его контуры
|
кальку, чтобы избавиться от
|
лишних серых пятен, которые будут мешать
|
свечиванию через копировальный стол
|
Чистовой рисунок переносится на
|
Если предполагается работать масляными или акриловыми красками, лучше всего
|
качестве основы использовать специальный пластиковый лист. По
|
грунтованный холст, но имеет толщину обычной чертежной бумаги
|
хорошо пропускает свет. Такие листы продаются в
|
Если копировального стола нет либо очень хочется писать на
|
грунтованном картоне, можно п
|
еревести рисунок через копирку или угольную кальку.
|
коем случае нельзя использовать обычную папиросную бумагу со
|
черной краски, предназначенную для
|
пишущих машинок. Она покрыта пигментом,
|
за этого линию почти невозможно исправить или
|
закрасить. Существует специальная бумага для
|
перенесения изображения, которая
|
называется wax free transfer paper, продается в
|
Плавные тени можно сделать, растирая на
|
рисунке карандашную или угольную пыль
|
пальцем или кусочком ваты, намотанным на
|
Блики можно «нарисовать» ластиком. Особенно хорошо для этого подходит резинка, которая мнется, как пластилин, принимая удобную для иллюстратора форму
Когда рисунок готов, его сканируют в большом разрешении (желательно 1:1 и 300 dpi).
Если бумага белая, лучше сканировать рисунок в монохромном режиме (grayscale). Этот режим лучше цветного, потому что забирает меньше памяти, а на изображении не возникает желтых пятен и теней с синим оттенком. Теперь картинку можно открыть в «Фотошопе» и перевести в цветной режим. Для печати лучше сразу выбрать CMYK.
Желательно подкорректировать контрастность так, чтобы самые темные места на контурах стали стопроцентно черными. Это позволит в следующей фазе рисовать цветовые пятна не слишком ровно.
Теперь нужно завести новый слой и переключить его в режим «умножить» (multiply). На этом слое начинается рисование цветной кистью. Можно выделять целые участки и заливать их цветом или работать электронной кисточкой как обычными красками. Благодаря умножению новый слой накладывается на рисунок, не нарушая соотношения тонов: абсолютно черные и белые участки останутся без изменения. На остальных участках к цвету заливки прибавится количество серого, которое имеется в рисунке.
На отдельных слоях на рисунок наложены цветные пятна. Так они выглядят в обычном режиме с плотностью 100 %. На первом слое — зеленая раскраска для раковины, на втором — желтый блик, на третьем — белые блики для глаз и головы
|
Теперь зеленый слой переведен в
|
режим «умножить» (multiply), желтый
|
режим «высветлить» (screen). При
|
эстетике современной иллюстрации, можно добавить
|
«типично компьютерных» эффектов или графических элементов.
|
Если у рисунка нет контура
У живописных иллюстраций нет контура, объекты отделяются друг от друга и от фона за счет разницы в цвете и в тоне.
Чаще всего такие иллюстрации создаются на компьютере в том же порядке, что и живописная картина: эскиз, рисунок, цветовое решение, детали.
Иллюстрация закрашивается с помощью планшета инструментами, имитирующими настоящие кисти и аэрографы. Сначала грубо обозначаются все цветовые пятна, потом так же грубо размечаются свет и тень, далее более мелкими кисточками прорабатывается фактура, пока изображение не достигнет нужной плотности или гладкости. Таким способом тоже можно работать быстрее и эффективнее, если пользоваться достижениями компьютерных технологий.
При создании эскиза и здесь разрешается использовать любые подручные средства: фотографии, собственные зарисовки, трехмерные модели.
Сначала заливаются краской все основные цветовые пятна. Чтобы тени получились мягкими и плавными, желательно рисовать их большой кисточкой, с подачей цвета 10% или меньше. Иногда тени намечаются с помощью привычного штриха, а потом замазываются. Чем мельче детали, тем тоньше кисть для проработки.
Окончательный рисунок рекомендуется расположить на отдельном слое, чтобы он сохранился и было по чему проверять, не пострадала ли при раскраске форма.
Этапы создания иллюстрации без
|
Есть более простой способ закрасит
|
ь иллюстрацию так, чтобы добиться эффекта
|
Сначала рисуется рабочий контур. Удобнее всего делать это сразу на
|
вся картинка покрывается слоем серого, чтобы в
|
дальнейшем работать, отталкиваясь
|
амое время «набросать» на
|
фактуры, которые потом будут видны только на
|
На новом слое начинаем покрывать плоскости цветом. Чтобы контур не
|
слишком быстро, нужно пользоваться кистью с
|
прозрачностью 10 % или меньше
|
светлых местах цвет полностью перекрывает фон с
|
Чтобы получить светлые блики, нужно брать все более светлые тона и
|
мелких деталей используется тонкая кисть.
|
Чтобы погрузить некоторые
|
тень, нужно завести новый слой
|
нем темными цветами. Благодаря умножению
|
самом начале фактуры останутся видны.
|
том же духе, поочередно накладывая светлые и
|
новом слое можно нарисовать несколько мелких деталей (в данном
|
случае это серьги, белые блики на
|
Цветовая гамма
Когда дело доходит до раскрашивания очередного произведения, перед иллюстратором встает один из сложнейших вопросов: какую цветовую гамму выбрать? Все мы слышали такие выражения, как «неудачные цвета», «кричащая раскраска» или «скучный колорит», но лишь немногие в состоянии обосновать подобные высказывания или объяснить, чем одни цвета хуже других.
Для начала — несколько общих правил, изучаемых на первых курсах художественных
Все цвета, видимые человеческим глазом, можно грубо разделить на
|
«спектральных цветов». Их
|
цветовых кругах, которые, в
|
свою очередь, служат основой для
|
Самой популярной является теория о
|
восприятии цвета Йоханнеса Иттена. Его
|
цветовой круг разделен на
|
сверхъестественной яркости:
|
Также цвета условно делятся на
|
«холодные». Часто возникают споры
|
«пограничных» цветах, но все сходятся на
|
синий. Соответственно, чем больше в
|
Использование чистых цветов гарантирует яркость картинки, но смотрится слишком
|
То же самое касается дополнительных цветов: если расположить их рядом,
|
непременно получится сочетание «вырви глаз». Это самый простой способ добиться
|
о очевидность такого решения часто отталкивает зрителя.
|
иллюстрации используется более одной пары дополнительных цветов, ее
|
вероятнее всего отнесут в
|
Иллюстрация, построенная на
|
самых спорных утверждений является то, что не
|
чистых цветах, расположенных в
|
простом цветовом круге через один. Во многих
|
вузах принято учить студентов, что сочетание этих цветов выглядит попросту
|
некрасиво. Многие иллюстраторы и
|
рафики строго придерживаются этого правила,
|
надеясь избежать таким образом неудачных цветовых решений. Однако каждый
|
волен решать сам, просто принимать эту информацию к сведению или считать
В художественном училище от
|
спектров, цвета «не борются». Несмотря на
|
этой формулировки, преподаватели оказались правы: как удалось доказать Итт
|
ходе многочисленных экспериментов, свет и
|
него тень чаще всего окрашены в
|
цвета «контрастной температуры». Поэтому
|
теплом объекте всегда придает иллюстрации живость и
|
Чем более сложные цвета используются в
|
цветовом круге, тем меньше работа пестрит и
|
Поэтому нужно искать равновесие между слишком яркими решениями
|
«глухими», выглядящими «тяжеловесно» из
|
В любом случае, нужно сделать выбор между яркой и
|
одновременно использовать два слишком разных набора цветов.
|
Эта картинка смотрится плохо. Фон раскрашен «глухими» цветами, а девушка — яркими, открытыми. Нужно выбрать что-то одно
Сложные цвета
Чистые цвета
Разумеется, и в этой области очень трудно придумать что-то новое. Все самые удачные находки реализованы миллионы раз. Поэтому многие иллюстраторы не утруждают себя поиском собственной цветовой гаммы, а просто копируют готовые, в лучшем случае внося от себя несколько деталей. Несмотря на распространенность этого явления, лучше не использовать иллюстрации и близкие по жанру произведения для копирования цветов. В графических работах часто используются одни и те же упрощенные цветовые модели, и бесконечные повторения приводят к тому, что зритель не может отличить одного автора от другого. Даже хорошие работы начинают казаться скучными и до боли знакомыми.
Лучше черпать вдохновение из более далеких источников: замечать интересные комбинации цветов в природе, в интерьерах, красиво украшенных витринах, одежде или живописных картинах старых мастеров.
Если найден красивый набор цветов, можно сохранить его для будущих работ. В жаргоне живописцев имеется слово «колер», обозначающее небольшую абстрактную картинку, состоящую из простых цветных элементов. На таком образце цвета примеряются друг к другу, чтобы проверить, как они смотрятся вместе. Компьютерные художники часто создают собственные палитры либо хранят картинки с понравившимися цветами и пользуются ими в графических программах.
|
множество бесплатных сервисов. Они анализиру
|
цветами, наиболее часто встречающимися в
|
нем. Полученную табличку проще всего
|
На следующих разворотах приведено несколько живописн
|
графические редакторы рядом с
|
Сельский сад. Густав Климт
|
Прогулка заключенных. Винсент Ван Гог
|
Портрет Иоганна Клебергера. Альбрехт Дюрер
|
Обращение Савла. Микеланджело Буонарроти
|
Подробнее о цветовом круге
Все рисующие люди, учившиеся дизайну, рекламной графике или иллюстрации, во время обучения подвергались «пытке цветовым кругом», после которой возненавидели цветик-семицветик на всю оставшуюся жизнь. Преподавателигуманисты довольствовались приблизительным сходством с оригиналом, изверги требовали идеальной чистоты цвета и проверки черно-белым ксероксом, якобы отображающим правильные цвета пятьюде