Этап 2. Проведение фокус-группы — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Этап 2. Проведение фокус-группы

2017-09-10 254
Этап 2. Проведение фокус-группы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебная группа на этапе проведения фокус-группы исполняет роль приглашенных участников, часть студентов — роль исследователей-наблюдателей. В реальном исследовании группа участников состоит, как правило, из 6-8 человек, отобранных по специальным критериям.

Функция «наблюдателей» — фиксировать (записывать на видео­пленку, магнитофон, на бумагу) все происходящее во время группо­вой дискуссии.

Основные требования, определяющие порядок работы в фокус-группе:

1) вопросы следуют в логическом порядке;

2) до групповой дискуссии устанавливается доверительный контакт группы и модератора, членов группы друг с другом;

3) дискуссия завершается вежливо и логично. Вступление (15 минут) — дискуссии:

• подчеркивание значимости данного контакта;

• подчеркивание значимости исследования, в котором примут учас­тие респонденты (серьезное отношение к проблеме и внимание к собственным мыслям и чувствам по отношению к обсуждаемому вопросу);

• акцент на ценности каждого мнения;

• представление каждого, начиная с исследовательской группы;

• пояснение относительно присутствия наблюдателей, а также тех­нических средств (видеокамера, магнитофон).

Блоки вопросов (примерно по 10 минут на блоки фоновых и дополни­тельных вопросов; академический час для основных вопросов; число вопросов не превышает 10, из них 5-6 основных).

Фоновые вопросы можно задавать в процессе чаепития в начале работы. С их помощью создается непринужденная дружеская обста­новка. Следует избегать раньше времени говорить по теме исследова­ния, лучше выбрать нейтральные темы (погода, спорт, дети). Не сле­дует обсуждать вопросы, которые вызовут полярные мнения (рели­гия, политика и т. п.) и настроят членов фокус-группы враждебно друг по отношению к другу.

Первый вопрос модератора «разбивает лед». Его итогом должен стать вывод, что участники могут иметь общее мнение.

Модератор сужает дискуссию, естественно переходя от общих к основным (специфическим) вопросам. Обсуждение в группе начи­нается с открытых вопросов, которые дают широкий спектр мнений. В конце дискуссии модератор задает закрытые вопросы, чтобы полу­чить информацию о конкретных проблемах.

Уровни структуризации вопросов (по Р. Мертону):

1. Неструктурированный вопрос направлен на то, чтобы ответ был максимально свободен, «не задан» вопросом (например: «Что в филь­ме вам показалось самым интересным?»).

2. Полуструктурированные вопросы различают по типам. Тип А — вопрос, структурированный по ответу, но свободный по стимулу («Что вы узнали из этой метафоры, чего не знали раньше?»). Так­же выделяют вопросы типа Б: структурированные по стимулу, но свободные по ответу («Что вы подумали и почувствовали, когда Мулан "провалила" сватовство?»).

3. Структурированный вопрос ограничивает и стимул, и ответ («Эф­фективны ли для развития несексистского взгляда на людей, на ваш взгляд, мультипликационные фильмы для детей и под­ростков?»).

Окончание дискуссии (5-8 минут): завершение фокус-группы предпо­лагает контроль заданных вопросов из предварительного списка, бла­годарность участникам дискуссии.

Работа модератора: задача модератора заключается в том, чтобы добиться от участников откровенного обмена опытом и мнениями. Стоит обратить внимание на следующие вопросы в подготовке груп­повой дискуссии:

• знание текста вопросов наизусть для полной свободы ведения дис­куссии;

• максимально комфортное устройство участников фокус-группы;

• профессиональные коммуникативные навыки модератора;

• атмосфера доверия в группе;

• баланс мнений;

• внимание к «языку тела»;

• регламент.

Как правило, к модератору предъявляют высокие требования.

Необходимые психологические характеристики модератора: хоро­шая память, умение слушать, устанавливать контакт, искренний ин­терес к другим людям, доброжелательность, толерантность, чувство времени, отличные речевые навыки (как письменные, так и устные), чувство юмора.

К характеристикам внешности, как правило, относят сходство мо­дератора с группой. То есть прическа, одежда (и даже, по мнению мно­гих исследователей, пол) модератора должны быть идентичными осо­бенностям членов группы, насколько это возможно.

К профессиональным умениям относится высокая коммуникатив­ная компетентность, а также специфические умения.

Так, например, по данным исследователей, практикующих фокус-группы в сборе информации, в процессе работы участники непроиз­вольно делятся на следующие категории: «эксперты» (их модератор уравновешивает подчеркнуто внимательным отношением ко всем мне­ниям), «доминирующие» (модератор «переключает внимание» с них на других участников: «Есть ли другие точки зрения?»), «застенчи­вые» (модератор активизирует их невербально либо называет по име­ни, приглашает к ответу на вопрос) и «болтливые», то есть говорящие много и не по существу проблемы (с ними модератор исключает кон­такт глазами, невербально демонстрирует скуку и при малейшей воз­никшей паузе передает инициативу другим участникам).

Некоторые типичные ошибки при проведении фокус-группы:

• не используется стол, испытуемых сажают в круг, как во время тренинга;

• используется несколько микрофонов с магнитофонами, запись идет на разные магнитофоны, тем самым затрудняется анализ результатов групповой дискуссии;

• в процессе дискуссии говорят несколько человек, перебивая друг друга, что также усложняет расшифровку;

• в помещении присутствуют «дополнительные наблюдатели», что сказывается на качестве и свободе дискуссии;

• участник фокус-группы уже имеет опыт участия в групповой дискуссии;

• участник фокус-группы является экспертом в изучаемом вопросе;

• модератор не может скоординировать дискуссию так, чтоб «ней­трализовать» некоторых чрезмерно активных испытуемых;

• модератор так ведет фокус-группу, что участники могут догадать­ся о его мнении по изучаемому вопросу.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.