Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-09-10 | 300 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Карточка 1
Дайте определения следующим понятиям:
• гендерные предпочтения,
• пол,
• маскулинность,
• сексуальность,
• социальная идентичность.
Карточка 2
Дайте определения следующим понятиям:
• гендер,
• гендерные стереотипы,
• фемининность,
• гендерная идентичность,
• гендерная роль.
Определения понятий, используемых в «Терминологической разминке»:
Гендер — деятельность по организации ситуативного поведения в свете нормативных представлений об аттитюдах и действиях, соответствующих категории принадлежности по полу [7].
Гендерная идентичность — это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола [3].
Гендерная роль — разделение труда, прав и обязанностей в соответствии с полом [6].
Гендерные предпочтения — отражение желаемой половой идентичности [3].
Гендерные стереотипы — стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [2].
Маскулинность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин [3].
Пол — биологическая категория, описывающая анатомические, гормональные и физиологические особенности мужчин и женщин.
Сексуальность — биологически укорененный внутренний инстинкт или импульс, сексуальная ориентация индивида (гомосексуальность, гетеросексуальность) или сексуальная идентичность [9].
Социальная идентичность — те компоненты «Я» человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе [11].
Фемининность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин. [3].
|
Глава 14
Гендерные стереотипы
И их влияние
На поведение человека
М. В. Сафонова
Вводные замечания
Важной составляющей процесса социализации является полоролевая социализация, включающая в себя вопросы формирования психологического пола, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности относится к категории «гендерная роль». Гендерные роли социальны, нормативны, выражают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Часть этих норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем непосредственно, например, в виде наставлений родителей или, испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого поведения.
Гендерные стереотипы — это, в сущности, социальные нормы. У всех нас есть представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения, что подавляющее большинство людей придерживается этой точки зрения, и что обычно мы осознаем, какое поведение считается правильным для представителей того или иного пола.
Все существующие гендерные стереотипы можно разделить на три группы [3].
Первая группа — это стереотипы маскулинности-фемининности — нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Мужчины компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами. Женщины более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны.
Другая группа стереотипов касается содержания труда мужчин и женщин: традиционной для женщин считается деятельность обслуживающая, исполнительская; для мужчин же характерна деятельность инструментальная, творческая, им «по плечу» организовывать и руководить.
|
Третья группа стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин главные роли — профессиональные, для женщин — семейные. «Нормальный» мужчина стремится к построению карьеры, профессиональному успеху; «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей, вести домашнее хозяйство.
Указанные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укорененность в сознании большой части населения способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации. Во многих странах представления о роли женщины противоречат активному жизненному стилю, поэтому значительное число женщин не стремится к самореализации в сферах, выходящих за рамки традиционно предлагаемых им трех «К». Женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщины в обществе и, возможно, к конфликту с собственным представлением о себе как о личности. Женщины работают и в то же время несут большую часть обязанностей по дому и уходу за детьми. На пути женщин к традиционно мужским, высокооплачиваемым и высоким по статусу работам поставлено множество барьеров: культурные, юридические, образовательные. Женщины сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении — все это препятствует реализации женщиной себя как личности.
Но и на мужчину гендерные стереотипы также оказывают негативное влияние. К компонентам традиционной мужской роли относят нормы успешности/статуса, умственной, физической и эмоциональной твердости, антиженственности. Для многих мужчин полное соответствие этим нормам недостижимо, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, гомофобия, навязчивое стремление к соревнованию и успеху и т. п.
Для полноценного развития и самореализации человеку необходимо избавиться от ограничений, накладываемых традиционным стереотипом мышления на поведение мужчин и женщин, и которые представляют собой лишь условность. Свобода от подобных стереотипов (а по сути — предрассудков) дает человеку возможность обрести душевное и физическое здоровье и способность жить полной жизнью.
|
Цель занятия — прояснение гендерных стереотипов студентов, осознание их влияния на поведение.
Порядок работы
Этап 1. Предварительная работа по анализу стереотипов.
Этап 2. Задание «Идеальная женщина, идеальный мужчина».
Этап 3. Задание «Качества и роли мужские и женские».
Этап 4. «Расшатывание» стереотипов.
Этап 5. Задание «Новые мы».
Этап 1. Предварительная работа по анализу стереотипов
До занятия студенты получают домашнее задание, направленное на изучение гендерных стереотипов, существующих в обществе: в СМИ, среди социального окружения — у людей старшего поколения и сверстников. Им необходимо определить, как изображают мужчин и женщин СМИ, какие представления о женских и мужских качествах, особенностях, «приличествующем» поведении демонстрируют окружающие. Для этого они определяют объект мини-исследования (средство массовой информации, группу людей), выборку (неделя, десять номеров, восемь часов эфира, общения и т. д.) и то, какой именно материал они собираются наблюдать. Полученный материал группируется в таблицу (см. приложение). На занятии можно сгруппировать материал по темам, соответствующим основным группам гендерных стереотипов.
Комментарий для руководителя: необходимо согласовать выбор объектов исследования, для того чтобы обеспечить достаточно широкий охват социальной среды, а также для получения данных об одном объекте от двух-трех «исследователей». Будет интересно, если с помощью контент-анализа студенты проследят гендерные стереотипы (их устойчивость или пластичность) в разные временные периоды. Важно нацелить их внимание на фиксацию фактов, релевантных проблеме, а не отношения к ним.
Этап 2. Задание «Идеальная женщина, идеальный мужчина»
Цель задания — прояснение собственных представлений об «идеальном» женском и мужском образе, уточнение, в какой степени эти представления являются собственными убеждениями, а в какой — отражают желание окружающих видеть нас такими, предлагаемые обществом гендерные стереотипы.
|
Студенты в течение 5-6 минут записывают характеристики, составляющие, по их мнению, образ «идеальной женщины» и «идеального мужчины». Затем в мини-группах зачитывают свои списки, составляя обобщенный образ. По итогам работы мини-групп моделируется представление группы в целом. Итоговый образ, составленный всей группой, фиксируется на доске или флип-чарте.
Далее студентам предлагается прочитать получившиеся характеристики образов мужчины и женщины, предваряя каждую словами: «Я совершенно убеждена/убежден, что женщина/мужчина должна/ должен быть...», «Я твердо верю, что женщина/мужчина должна/должен быть...», «Я абсолютно точно знаю, что женщина/мужчина должна/должен быть...». Эта работа выполняется индивидуально. Студенты читают вполголоса, фиксируя при этом, какие из утверждений вызвали внутреннее сопротивление. В ходе обсуждения в группе следует обратить внимание, какие качества не удалось определить как свои «твердые» убеждения, какие из них отражают установки окружающих или возникли под влиянием стереотипов.
Этап 3. Задание «Качества и роли мужские и женские»
Цель задания — выявление гендерных стереотипов, касающихся традиционно женских и мужских качеств и ролей.
Составленный в предыдущем упражнении собственный образ «идеальной женщины» и «идеального мужчины» обсуждается с точки зрения наличия в нем традиционных гендерных качеств и ролей. Студенты приводят результаты своих исследований: высказывания родителей, окружающих, образы, тиражируемые СМИ.
При фиксации и обсуждении результатов следует обратить внимание как на устойчивость стереотипов, транслируемых от поколения к поколению, так и на их подвижность, на изменение взглядов на отдельные аспекты традиционных гендерных ролей. Можно определить, какие именно группы гендерных стереотипов в большей степени подвержены изменениям. В мини-группах обсуждаются стереотипы, в большей степени повлиявшие на представления студентов, уточняется мнение о том, могут ли реально женщина и мужчина «быть такими» или «делать это».
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!