Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества

2017-09-10 1130
Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Задание 1. Прочитайте приведенные ниже отрывки из произведений философов разных эпох. Как каждый из философ отвечал на следующие вопросы: что есть философия? Каков предмет философии? В чем заключается специфика философского знания. Запишите свои ответы. Поразмышляйте и сформулируйте свое мнение о предмете и специфики философии.

 

АРИСТОТЕЛЬ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ И ЗАЧЕМ ОНА?

Следует рассмотреть, каковы те причины и начала, наука о которых есть мудрость. Если рассмотреть те мнения, какие мы имеем о мудром, то, быть может, достигнем здесь больше ясно­сти. Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом пред­мете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека (ведь воспринимание чувствами свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет). В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более спосо­бен научить выявлению причин, и, в-четвертых, что из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекае­мой из нее пользы, а [в-пятых], та, которая главенствует, — в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повино­ваться другому, а ему — тот, кто менее мудр. Вот каковы мнения и вот сколько мы их имеем о мудрости и мудрых. Из указанного здесь знание обо всем необходимо име­ет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, ибо в некотором смысле он знает все подпадающее под общее. Но, пожалуй, труднее всего для человека познать именно это наи­более общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий. А наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами: ведь те, которые исходят из меньшего чис­ла [предпосылок], более строги, нежели те, которые приобрета­ются на основе прибавления (например, арифметика более строга, чем геометрия). Но и научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает при­чины для каждой вещи. А знание и понимание ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что наи­более достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради знания, больше всего предпочтет науку наиболее совер­шенную, а такова наука о наиболее достойном познания. А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено. И наука, в наибольшей мере главенствую­щая и главнее вспомогательной, — та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном слу­чае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще — наилучшее.

Итак, из всего сказанного следует, что имя [мудрости] необ­ходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины: ведь благо, и «то, ради чего» есть один из видов причин. А что это не искусство творе­ния, объяснили уже первые философы. Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоуме­ние, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхожде­нии Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в неко­тором смысле философ, ибо миф создается на основе удиви­тельного). Если, таким образом, начали философствовать, что­бы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стре­миться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это; а именно: когда оказалось в нали­чии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разу­мение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя.[2]

1.Что есть философия с точки зрения Аристотеля?

_______________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

2. Каков предмет философии согласно Аристотелю?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В чем Аристотель усматривал специфику философского знания?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИОАНН ДАМАСКИН. ШЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ФИЛОСОФИИ.

Философия есть познание сущего, поскольку оно сущее, то есть познание природы сущего. И еще: философия есть познание вещей божественных и человеческих, то есть ви­димых и невидимых. Далее, философия есть помышление о смерти, как произвольной, так и естественной. Ибо о жизни можно говорить в двояком смысле: во-первых, это естест­венная жизнь, которой мы живем; во-вторых, произвольная, которой мы страстно привязываемся к настоящей жизни. Так же двояка и смерть: во-первых, естественная, то есть отделе­ние души от тела; во-вторых, произвольная, когда мы про­никаемся презрением к настоящей жизни и устремляемся к будущей.

Далее, философия есть уподобление Богу. Уподобляемся же мы Богу через мудрость, которая есть истинное познание блага; и через справедливость, которая есть нелицеприятное воздая­ние каждому должного; и через праведность, которая превыша­ет меру справедливости, иначе говоря, через доброту, когда -мы благодетельствуем нашим обидчикам. Философия есть искусст­во искусств и наука наук, ибо философия есть начало всякого искусства. Через нее изобретается всякое искусство и всякая наука... Далее, философия есть любовь к мудрости; истинная же мудрость есть Бог. А потому любовь к Богу есть истинная философия.

Разделяется же философия на умозрительную и практиче­скую. Умозрительная в свою очередь делится на богословие, фисиологию и математику; практическая же — на этику, домо­строительство и политику.

Умозрительная часть упорядочивает знание. К богосло­вию принадлежит уразумение бестелесного и невеществен­ного, прежде всего Бога, невещественного по самой своей сущности, а затем ангелов и душ. Фисиология есть познание вещей телесных, непосредственно данных, каковы животные, растения, камни и прочее того же рода. Математика же есть познание вещей, которые сами по себе бестелесны, но усматриваются в телах, каковы числа и звуковые сочетания, а также [геометрические] фигуры и движения светил... Все это занимает среднее положение между телесным и бесте­лесным...

Практическая же часть философии толкует о добродетелях. Она упорядочивает нравы и учит, как распоряжаться собствен­ной жизнью; если она предлагает законы одному человеку, она именуется этикой; если целой семье — домостроительством; если городам и землям — политикой.[3]

1.Что есть философия с точки зрения Иоанна Дамаскина?

_______________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

2. Каков предмет философии согласно Иоанну Дамаскину?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В чем Иоанн Дамаскин усматривал специфику философского знания?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТОМАС ГОББС. НАЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ФИЛОСОФИИ.

Философия есть познание, достигаемое посредством правиль­ного рассуждения и объясняющее дей­ствия, или явления, из познанных нами причин, или производя­щих оснований, и, наоборот, возможные производящие основа­ния — из известных нам действий. Чтобы понять это опре­деление, нужно учесть, во-первых, что хотя восприятие и память (способности, которыми человек обладает вместе со всеми животными) и доставляют нам знание, но так как это знание дается нам непосредственно природой, а не приоб­ретается при помощи логического рассужде­ния, то оно не есть философия.

Предметом философии, или материей, о которой она трак­тует, является всякое тело, возникновение которого мы можем постичь посредством размышлений и которое мы можем в ка­ком-либо отношении сравнивать с другими телами, иначе гово­ря, всякое тело, в котором происходит соединение и разделе­ние, т.е. всякое тело, происхождение и свойства которого могут быть познаны нами.

Это определение, однако, вытекает из определения самой философии, задачей которой является познание свойств тел из их возникновения или их возникновение из их свойств. Следо­вательно, там, где нет ни возникновения, ни свойств, филосо­фии нечего делать. Поэтому философия исключает теологию, т.е. учение о природе и атрибутах вечного, несотворенного и непостижимого Бога, в котором нельзя себе представить ника­кого соединения и разделения, никакого возникновения.

Философия исключает также учение об ангелах и о всех тех вещах, которые нельзя считать ни телами, ни свойствами тел, так как в них нет соединения или разделения, ни понятий боль­шего и меньшего, т.е. по отношению к ним неприменимо науч­ное рассуждение.

Она исключает также историю, как естественную, так и по­литическую, хотя для философии обе в высшей степени полез­ны (более того, необходимы), ибо их знание основано на опыте или авторитете, но не на рассуждении. Она исключает всякое знание, имеющее своим источником божественное вдохновение, или откровение, потому что оно не приобретено нами при помощи разума, а мгновенно даровано нам божественной милостью (как бы некое сверхъестественное восприятие).

Она, далее, исключает не только всякое ложное, но и плохо обоснованное учение, ибо то, что познано посредством пра­вильного рассуждения, не может быть ни ложным, ни сомни­тельным; вот почему ею исключается астрология в той форме, в какой она теперь в моде, и тому подобные скорее пророчества, чем науки.

Наконец, из философии исключается учение о богопочитании, так как источником такого знания является не естествен­ный разум, а авторитет церкви, и этого рода вопросы составля­ют предмет веры, а не науки.

Философия распадается на две основные части. Всякий, кто приступает к изучению возникновения и свойств тел, сталкива­ется с двумя совершенно различными родами последних. Один из них охватывает предметы и явления, которые называют ес­тественными, поскольку они являются продуктами природы; другой — предметы и явления, которые возникли благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей, и называется государством. Поэтому философия распа­дается на философию естественную и философию гражданскую. Но так как, далее, для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, аффекты и нравы людей, то философию государства подразделяют обычно на два отдела, первый из которых, трактующий о склонностях и нравах, называется этикой, а второй, исследующий граж­данские обязанности, — политикой или просто философией государства. Поэтому мы, предварительно установив то, что относится к природе самой философии, прежде всего будем трактовать о естественных телах, затем об умственных способ­ностях и нравах людей и, наконец, об обязанностях граждан.[4]

1.Что есть философия с точки зрения Томаса Гоббса?

_______________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

2. Каков предмет философии согласно Томасу Гоббсу?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В чем Томас Гоббс усматривал специфику философского знания?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Н.А.БЕРДЯЕВ. ФИЛОСОФСКОЕ ПОЗНАНИЕ

Моя философская мысль была борьбой за освобождение, и я всегда верил в освобождающий характер философского позна­ния. В этом я не сходился с моим другом Л.Шестовым. Фило­софия была для меня также борьбой с конечностью во имя бес­конечности. Я всегда чувствовал себя скорее разбойником, чем пастухом (терминология Ницше). Я много раз пытался понять и осмыслить процесс своего мышления и познания, хотя я не принадлежу к людям рефлексии над собой. Я всегда сознавал слабые стороны своего мышления. У меня малая способность к анализу и к дискурсивному развитию своей мысли. Мысль моя протекала не как отвлечение от конкретного и не подчинялась законам дискурсии. Я стремился не к достижению всеобщего по своему значению, а к погружению в конкретное, к узрению в нем смысла и универсальности. Это значит, что мысль моя интуитивна и синтетична. Я в частном и конкретном узревал универсальное. Я эта делал и в обыденной жизни. Для меня, в сущности, не существует раздельных вопросов в философском познании. Есть лишь один вопрос и одна сфера познания. Во всем детальном, частном, отдельном я вижу целое, весь смысл мироздания. За разговором или спором по какому-нибудь воп­росу я склонен видеть решение судеб вселенной и моей собст­венной судьбы. Многих поражало, что я придаю такое значение иногда второстепенному и частному разговору. Но это объяс­няется тем, что я во всем вижу целостный смысл или его пору­гание. Иногда огромное значение для моего процесса познания имел незначительный, казалось бы, разговор, фильм, в котором ничего философского не было, или чтение романа. Целостный план одной моей книги пришел мне в голову, когда я сидел в кинематографе. Извне я получал лишь пробуждавшие меня тол­чки, но все раскрывалось изнутри бесконечности во мне. Это родственно учению о припоминании Платона и учению Лейб­ница о монаде и микрокосме. Помимо всякой философской теории, всякой гносеологии, я всегда сознавал, что познаю не одним интеллектом, не разумом, подчиненным собственному закону, а совокупностью духовных сил, также своей волей к торжеству смысла, своей напряженной эмоциональностью. Бес­страстие в познании, рекомендованное Спинозой, мне всегда казалось искусственной выдумкой, и оно не применимо к са­мому Спинозе. Философия есть любовь к мудрости, любовь же есть эмоциональное и страстное состояние. Источник философского познания — целостная жизнь духа, духовный опыт. Все остальное лишь второстепенное подспорье. Страдание, радость, трагический конфликт — источник познания. Снима­ет ли познание тайну, уничтожает ли ее? Я не думаю. Тайна всегда остается, она лишь углубляется от познания. Познание уничтожает лжетайны, вызванные незнанием. Но есть тайна, перед которой мы останавливаемся именно от глубины позна­ния. Бог есть Тайна, и познание Бога есть приобщение к Тайне, которая от этого становится еще более таинственной (апофатическая теология). Рациональное богопознание есть ложное богопознание, потому что оно снимает Тайну, отрицает Тайну Бога.[5]

1.Что есть философия с точки зрения Н. А. Бердяева?

_______________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

2. Каков предмет философии согласно Н.А. Бердяеву?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В чем Н.А. Бердяев усматривал специфику философского знания?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

А теперь поразмышляйте и сформулируйте свое мнение о предмете и специфики философии.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Прочитайте статью известного британского мыслителя ХХ века Исайи Берлина. (Берлин, И. Назначение философии / И. Берлин // Вопросы философии. -1999. - №5. / www.desepetij.ho.ua/texts/berlin-philosophy.doc)

1. Сформулируйте основную мысль философа.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как автор статьи определял, что есть философские проблемы?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В чем автор видел предназначение философии?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В чем заключается по мысли И.Берлина «труд философа»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Прочитайте статью известного российского философа А.А. Гусейнова. (Гусейнов, А.А. Философия как утопия для культуры / А.А. Гусейнов // Вопросы философии. - 2009. - № 1. / www.guseinov.ru/publ/Utopia.html). Ответьте на вопросы.

1. Почему ученый считает философию «утопией культуры»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В чем смысл философствования и каковы задачи философии согласно А.А.Гусейнову?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как Вы понимаете высказывание А.А. Гусейнова о том, что «жизненность философии заключается в сверхжизненности ее целей»[6]?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Поразмышляйте о месте и роли философии в современной культуре. Сформулируйте и запишите свое мнение.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как Вы думаете, а какова роль философии в жизни простого человека? Приведите пример из своего жизненного опыта.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 2. Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы

Задание 1. Мировосприятие, мироощущение, миропонимание – это функции мировоззрения. Воспользуйтесь ресурсами интернета, справочниками, энциклопедиями, учебниками и напишите сообщение на эту тему (10-15 предложений).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Ознакомьтесь в учебной литературе с вопросом об исторических типах и формах мировоззрения.

1. Перечислите исторические типы мировоззрения:

__________________________________________________________________

2. Какие выделяются формы мировоззрения?

__________________________________________________________________

3. Прочитайте высказывание Аристотеля: «...имя мудрости необходимо отнести к од­ной и той же науке: это должна быть наука, которая исследует первоос­новы и причины: и добро, и "то, для чего" есть один из видов причин. А что это не мастерство творения, объяснили уже первые философы. По­тому что и теперь, и раньше удивление вынуждает людей философство­вать... Но тот, кто не понимает и удивляется, признается в своем неведе­нии (и поэтому тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, потому что миф возникает на основе чудесного). Когда, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от неведения, то, очевидно, к знаниям стали стремиться для понимания, а не для какой-нибудь выгоды».[7]

О каких чертах, особенностях мифа идет речь?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какова, на Ваш взгляд, взаимосвязь философии с другими формами духовного освоения мира (мифологией, религией, наукой)?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Прочитайте статью известного российского философа науки А.Л. Никифорова «Является ли философия наукой?» (Никифоров, А.Л. Является ли философия наукой? / А.Л. Никифоров // Философские науки. - 1989. - № 6. / www.americapro.ru/uchebny-j-material/nikiforov-a-l-yavlyaetsya-li-filosofiya-naukoj.html) Какие критерии научности выделяет автор? Как соотносится с этими критериями философское знание? Заполните таблицу:

 

Критерий научности Соответствует ли философия этому критерию? (да/нет, пояснения)
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  

 

В чем видит А.Л. Никифоров специфику философского знания?

__1.________________________________2._____________________________

К какому выводу о природе философского знания приходит автор?

________________________________________________________________

Как, на Ваш взгляд, соотносятся мировоззрение и философия? Обведите кружочком тот вариант ответа, который Вам кажется наиболее обоснованным. Объясните свой ответ, приведите аргументы в пользу Вашей позиции.

а) философия — это теоретическая основа, ядро мировоззрения;

б) философия обладает мировоззренческой функцией;

в) полностью совпадает по содержанию и объему с мировоззре­нием.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Прочитайте высказывание Аристотеля: « есть конкретная наука, которая ис­следует бытие как само по себе, а также то, что ему свойственно само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, так как ни одна из них не исследует общую природу бытия как та­кового, а все они, выбирая себе какую-нибудь часть его, исследуют то, что свойственно этой части...».[8]

О каких чертах, свойственных философии, идет речь в тексте?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3. Философия как форма знания: проблемы, функции, основные разделы

Задание 1. Воспользуйтесь учебниками, ресурсами интернета и раскройте кратко характер и содержание философских проблем:

1. проблема первоосновы мира

________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.проблема развития и познаваемости мира

___________________________________________________________________________________________________________________________________

3. проблема сущности человека и его места в мире

_________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.общие закономерности общественной жизни и смысл истории

_________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие еще философские проблемы Вы знаете? Допишите Ваш ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Самостоятельно ознакомьтесь со структурой философии. Какие существуют основные разделы философии (назовите не менее 8 разделов)? Какова их проблематика? Для ответа заполните таблицу:

Раздел философии Основные проблемы Основные понятия и категории
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Задание 3. Изучите вопрос о функциях философии.

1. Перечислите и раскройте функции философии. Подчеркните две важнейшие функции философии.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте высказывание И.В. Гете: «От физика нельзя требовать, чтобы он был философом; но можно ждать от него философского образования, достаточного для того чтобы обоснованно отделять себя от Вселенной и снова объединяться с ней в более высоком смысле. Он должен создать себе метод, соответст­вующий наглядному представлению; он должен оберегаться превратить наглядное представление в понятие, понятия в слова и обходиться с этими словами так, будто это предметы; он должен быть знаком с ра­ботой философа, чтобы доводить феномены до самого философского охвата».[9]

О какой функции философии идет речь?

______________________________________________________________

 

3. Прочитайте статью известного российского философа В.С. Степина. (Степин, В.С. Конструктивные и прогностические функции философии / В.С. Степин // Вопросы философии. - 2009. - № 1. / www.gtmarket.ru/laboratory/expertize/5876).

Раскройте смысл конструктивных и прогностических функций философии

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему автор считает, что выделенные им функции будут способствовать преодолению ситуации кризиса современной философии?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание ко всему Модулю 1.

1. Составьте словарик основных понятий Модуля 1 (не менее 5 терминов):

- выпишите, на Ваш взгляд, значимые термины;

- запишите определения терминов, пользуясь ресурсами интернета или энциклопедическими, справочными и учебными изданиями.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составьте Список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов, которыми Вы пользовались при работе над Модулем 1 (не менее 3, обратите внимание на правила библиографического описания!):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.