В. И. Ленин. Общественное бытие и общественное сознание — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

В. И. Ленин. Общественное бытие и общественное сознание

2017-09-10 755
В. И. Ленин. Общественное бытие и общественное сознание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждый отдельный производитель в мировом хозяйстве со­знает, что он вносит такое-то изменение в технику производст­ва, каждый хозяин сознает, что он обменивает такие-то про­дукты на другие, но эти производители и эти хозяева не сознают, что они изменяют этим общественное бытие. Сумму всех этих изменений во всех их разветвлениях не могли бы охватить в Капиталистическом мировом хозяйстве и семьдесят марксов. Самое большее, что открыты законы этих изменений, показана в глав­ном и в основном объективная логика этих изменений и их ис­торического развития, — объективная не в том смысле, чтобы общество сознательных существ, людей, могло существовать и развиваться независимо от существования сознательных су­ществ..., а в том смысле, что общественное бытие независимо от общественного сознания людей. Из того, что вы живете и хозяй­ничаете, рожае те детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда. Самая высшая задача че­ловечества — охватить эту объективную логику хозяйственной эволюции (эволюции общественного бытия) в общих и основ­ных чертах с тем, чтобы возможно более отчетливо, ясно, кри­тически приспособить к ней свое общественное сознание и со­знание передовых классов всех капиталистических стран.

Общественное бытие и общественное сознание не тождест­венны, — совершенно точно так же, как не тождественно бытие вообще и сознание вообще. Из того, что люди, вступая в общение, вступают в него, как сознательные существа, никоим образом не следует, чтобы общественное сознание было тожде­ственно общественному бытию. Вступая в общение, люди во всех сколько-нибудь сложных общественных формациях — и особенно в капиталистической общественной формации — не сознают того, какие общественные отношения при этом скла­дываются, по каким законам они развиваются и т.д. Обще­ственное сознание отражает общественное бытие — вот в чем состоит учение Маркса. Отражение может быть верной при­близительно копией отражаемого, но о тождестве тут говорить нелепо. Сознание вообще отражает бытие, — это общее поло­жение всего материализма.[21]

Сформулируйте и запишите, как автор текста доказывает независимость общественного бытия от общественного сознания.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каким термином можно определить позицию В.И. Ленина, представленную в данном тексте? Свою точку зрения аргументируйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Вставьте пропущенные термины и ответьте на вопросы.

«________________ были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый тип развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения» (Н. О. Лосский). «Евразия – это значит: ни Европа, ни Азия, - третий мир. Евразия – это и Европа и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последней». «_____________, по мнению многих его представителей, характеризовалось не только общностью исторических судеб, населяющих ее народы и их родственных культур, но и, несомненно, единством социально-географического будущего».

 

Назовите представителей этих социально-философских движений

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какое место во всемирной истории отводится в них России?

__________________________________________________________________Какое из них сохраняет высокий идейно-политический потенциал в XXI веке? Выскажите свое суждение.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание ко всему Модулю 2.

1. Составьте словарик основных понятий Модуля 3 (не менее 10 терминов):

- выпишите, на Ваш взгляд, значимые термины;

- запишите определения терминов, пользуясь ресурсами интернета или энциклопедическими, справочными и учебными изданиями.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составьте Список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов, которыми Вы пользовались при работе над Модулем 1 (не менее 5, обратите внимание на правила библиографического описания!):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

МОДУЛЬ 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

Тема 1. Онтология: бытие и материя как исходные категории.

Задание 1. Определите, кто из философов представлял бытие следующим образом.

а) Единственное (в смысле: «только бытие есть, небытия же нет») _________

б) Идею (или «свет идей») _________________________________________

в) Допущение ___________________________________________________

г) Абсолютное понятие _____________________________________________

д) Волю к власти _________________________________________________

е) Энергию ______________________________________________________

ж) Бытие есть то, что может быть определено (определить - уста­новить предел, ограничить какими-то рамками) научно-рациональным знанием и предметно-практической деятельностью человека _______________________

Какие еще представления о бытии известны вам из ис­тории философии?[22]

_______________________________________________________________

Задание 2. Ознакомьтесь с помощью различных источников с философской категорией «материя». Выполните задания.

1. Существуют различные формы материализма. Перечислите эти формы, выпишите их отличительные особенности и основных представителей. 1.______________________________________________________________

______________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________ _________________________________________________________________

4. ______________________________________________________________ ________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________ __________________________________________________________________

2. Прочитайте суждение Гольбаха о материи: «По отношению к нам материя вообще есть все то, что воз­действует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписы­ваемые нами различным веществам, основываются на различиях,... из­менениях, производимых в нас этими веществами».[23]

Назовите плюсы и минусы приведенного определения материи:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Рассмотрите с помощью доступных вам источников информации концепции соотношения пространства и времени. Заполните таблицу.

Название концепции Пространство и время Представители
1.      
2.      

Задание 4. Используя свои знания, составьте кроссворд по онтологии (не менее 10 вопросов).

                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.