Тема 1.1. Основные задачи и особенности философии — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 1.1. Основные задачи и особенности философии

2017-09-10 615
Тема 1.1. Основные задачи и особенности философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В результате изучения темы студент должен:

Знать:

сущность философии как особой формы общественного сознания,

структуру и функции философии,

содержание основного вопроса философии

Уметь:

характеризовать философию как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства,

определять основание для формулировки основного вопроса философии

 

Методические рекомендации

Приступая к изучению данной темы необходимо уяснить, что философия самая древняя область знания (возникла в 1 тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции).

Необходимо обратить внимание на то, что возникновение философии было подготовлено. Во-первых, накоплением знаний. Во-вторых, неудовлетворенностью господствующим в обществе религиозными и мифологическими представлениями о мире.

Философия (с греч. «фило»-люблю, «софия»- мудрость)- "любомудрием".

Философия- это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры, определенной эпохи, то есть ее квинтэссенции (сгусток, результат).

Философия- это форма общественного сознания, это учение об общих принципах бытия и сознания и об отношении человека к миру.

Обратите внимание, что философия вырабатывает обобщенную систему знаний на мир и место человека в нем. Она исследует познавательные, целостные, социально – политические, нравственные и эстетические отношения человека к миру (предметом философии является отношения человека к миру).

Необходимо знать и уметь объяснять структуру и функции философии.

1. Онтология (от греч. ontos – бытие, сущее, logos – учение) - исследование наиболее общих вопросов бытия. Этим занимается

2. Гносеология, теория познания (от греч. gnosis – знание, logos- учение) - анализ наиболее общих вопросов познания, который осуществляет.

3. Антропология - исследование наиболее общих и существенных вопросов человека.

 

4. Социальная философия - изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества.

5. Аксиология – учение о ценостях, признанных обществом.

6. Этика – учение о морали и нравственности и др.

Специфика философии проявляется в её функциях. Основными функциями философии являются: мировоззренческая, методологическая,

мыслительно-теоретическая, госеологическая, аксиологическая, социальная, воспитательно-гуманитарная, прогностическая.

Необходимо знать, что основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

Уяснить, что в зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Обратить внимание, что центральная проблема (основной вопрос философии) мировоззренческой функции — отношение человека к миру (духа к при­роде, мышления к бытию), и в зависимости от ее решения философов при­нято делить на материалистов и идеалистов. Если материалисты признают основой всего существующего природу, материю, то идеалисты считают такой основой духовное начало.

Обратить внимание, что гносеологическая функция философии выражает познавательное отношение человека к миру; философы, при­знающие возможность достоверного познания мира, относятся к гносео­логическим оптимистам, философы, отрицающие такую возможность, относятся к агностикам.

Уяснить, что теоретически обосновывая основные философские методы - метафи­зический, рассматривающий мир в состоянии покоя, и диалектический, рассматривающий его в изменении и развитии,- философия выступает в методологической функции.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Проработать учебную литературу по теме [1] стр. 4-13

Задание 2.

Ответить на вопросы для самоконтроля

1. Соотношение знания и мудрости в философии.

2. Какова структура и функции философии.

3. Сущность основного вопроса философии.

4. Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии?

5. Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?

6. Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?

7. Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки основного вопроса философии?

 

Задание 3.

Подготовиться к обсуждению на экзамене по вопросам

1. Философия как форма мировоззрения. Предмет и функции философии.

2. Основные разделы философского знания. Природа философских проблем.

3. Основной вопрос философии, сформулированный в марксистской философии и его две стороны. Материализм и идеализм – основные философские направления.

Тема 1.2. Мировоззрение

В результате изучения темы студент должен:

Знать:

сущность понятия «мировоззрение»

Уметь:

характеризовать компоненты мировоззрения;

характеризовать исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

Методические рекомендации

Приступая к изучению учебного материала темы «Мировоззрение» студенту необходимо знать, как происходил процесс становления - зарождения философии из мифологии.

Необходимо обратить внимание на то, что изучение философии надо начинать с понятия «мировоззрение».

Уяснить, что мировоззрение - система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В структуре мировоззрения выделяют два уровня: первый, исходный, соответствует чувственному постижению мира (включает элементы: мироощущение, мировосприятие, миропредставление; сюда же относят и эмоциональной отношение к миру – миропереживание); второй уровень связан с наличием у человека понятийного мышления, источником которого является рассудок и разум; осмысление мира и самого себя (в целостности и отношении к миру) – это миропонимание. Все вместе – это мировоззрение как система взаимоотношений человека с миром.Миф, религия, философия - все они являются историческими типами мировоззрения – это три его формы.

Обратить внимание, что миф, религия – предшественники философии. Особенностью мифологии и религии является их духов­но-практический характер. Они тесно связаны с уровнем: освоения человеком окружающего мира и зависимостью его, от природы и быта. Отправная точка философии – миф, его осмысление, рассуждение на его тему. Мифология отвевает на вопрос о начале и происхождении мира, философия – о его смысле, целостном функционировании и о смысле жизни человека.

Уяснить, что философия - это научно-теоретический тип мировоззрения, основанный на знании, логике, дискурсивности, системности, опирающийся на четкие понятия и категории. Она возникает как преодоление мифа (путь от мифа к Логосу) и одновременно как преодоление житейской мудрости. Философия максимально постигает бытие рациональными способами, подвергая все сомнению, логическому мышлению, идет к поиску истины.

Обратить внимание, что прежде чем изучать предмет и определение философии, надо знать о предпосылках ее появления, и видеть взаимосвязь философии того периода с мифологией и религией.

Рассматривая вопрос о предпосылках возникновения философии необходимо знать время (век), место возникновения философии (страны), и объективные предпосылки (уровень общественно-исторического, экономического и культурного развития) и условия(географическое положение), возникшие в обществах того времени в период появления философии в разных центрах цивилизаций: Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция.

 

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Проработать учебную литературу по теме ([17] стр. 5-13).

Задание 2.

Ответить на вопросы для самоконтроля

1. Что такое мировоззрение? Каковы его структурные элементы?

2. Что означает понятия: миф, религия?

3. Как взаимосвязана философия с религией и мифологией?

4. Какие исторические типы мировоззрения Вы знаете?

5. Что такое философия? Чем она отличается от мифа и религии?

Задание 3.

Подготовиться к обсуждению на экзамене по вопросам:

1. Определение мировоззрения. Мироощущение и миропонимание.Философия как форма мировоззрения. Определение мировоззрения. Мироощущение и миропонимание.

 

 

Тема 1.3. Основные философские направления и их история

В результате изучения темы студент должен:

Знать:

наиболее выдающихся представителей античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).

наиболее выдающихся представителей средневековой философии (Августин, Фома Аквинский).

предпосылки возникновения и сущность концепций, ставящих человека в центр развития мир

особенности философии эпохи Просвещения (Ф.Вольтер, Ж.Ж. Руссо)

особенности философииФилософия Нового времени как учения о могуществе разума

специфику немецкой классической философии (И.Кант, Г.Гегель и Л.Фейербах)
основные этапы и особенности русской философии XI–XVIII вв.

основные особенности западной философии XX в. (Позитивизм, Идеалистическая философия, Герменевтика, Феноменология, Стуктурализм, Экзистенциализм. Прагматизм, Психоанализ и Неофрейдизм, Постмодернизм).

 

Уметь:

характеризовать основные школы античной философии (циники, стоики, скептики)

выделять положительные и отрицательные аспекты концепции номиналистов и реалистов; различать фундаментальные понятия средневековой философии: «патристика» и «схоластика»

приводить примеры фундаментальных литературных произведений рассматриваемого периода для уяснения основных принципов антропоцентризма; характеризовать идею прогрессивного развития общества

объяснять основные идеи философии русской философии XI–XVIII вв.

объяснять основные особенности западной философии XX в. (экзистенциализм,

 

Методические рекомендации

Приступая к изучению данной темы необходимо обратить внимание на то, что изучая историю философии, следует прежде всего учитывать измене­ние круга ее проблем. Для начального периода древней философии харак­терен космоцентризм - стремление понять мир как целое, его основу и происхождение. Позднее внимание перемещается к проблемам человека; в центре философских учений оказывается человек, нравственные про­блемы, отношения личности и общества. Это направление называется антропоцентризмом. Для философии Средневековья характерен теоцентризм: природа и человек рассматриваются как творение Бога. В Новое время на первый план выступают проблемы познания, метода, обще­ственного устройства, создаются универсальные философские системы, охватывающие основные философские проблемы.

Уяснить, что существуют следующие исторические типы философии: 1.Философия Древнего Востока.

2.Античная философия (изучает природу и человека в мире).

3.Средневековая философия (изучение Бога) и философия эпохи Возрождения (направлена к человеку).

4. Философия Нового времени.

5. Немецкая классическая философия.

6. Отечественная философия XI-XIX.

7. Современная западная философия (Позитивизм, Идеалистическая философия, Герменевтика, Феноменология, Стуктурализм, Экзистенциализм. Прагматизм, Психоанализ и Неофрейдизм, Постмодернизм).

Необходимо обратить внимание на то, что:

1. Особенность античной философии – это наивный материализм и стихийная диалектика. В это время были созданы 2 основных направления философии- материализм и идеализм. Наивный материализм и стихийная диалектика положило начало научному пониманию мира, стали основой для возникновения разных наук.

2. Главной чертой средневековой философии является креационизм, т.е. ярко выраженный религиозный характер.

3. Историческое значение философской эпохи Возрождения – преодоление религиозной схоластики средних веков, способствование росту авторитета науки.

4. Философия Нового времени нанесла существенный удар по религиозной схоластики, способствование развитию науки. Французская философия нового времени подготовила почву для становления немецкой классической философии.

5. Немецкая классическая философия наложила отпечаток на весь последующий ход развития философской жизни и явилась одним из теоретических источников марксизма.

Уяснить, что философия конца Х1Х-XX в. и современная западная философия содержит в себе:

- философию позитивизма Огюста Конта;

- неклассическую идеалистическаую философию Шопенгауэра, Ницше, Дильтея;

- американский прагматизм (новаторство философии Джона Дьюи);

- экзистенциализм;

- герменевтику и др.

Знать периодизацию русской философии.

В современной отечественной философии обычно выделяют следующие периоды русской философии:

I период - Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.)

II период - Русская ренессансная философия (XVIII - начало Х1Хв.в.)

III период - Русская философия XIX - начало XX в.

IV период - Философия в советский период истории (1917 - 1991г.г.).

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Проработать учебную литературу по теме [1] стр. 13-70

[6] стр. 10-68

Задание 2.

Ответить на вопросы для самоконтроля

1. Особенность античной философии

2. Главная черта средневековой философии

3. Специфика философии Нового времени

4. Специфика немецкой классической философии

5. Основные направления философии конца Х1Х-XX в. и современной западной философии

6. Периодизация русской философии

Задание 3.

Подготовиться к обсуждению на экзамене по вопросам:

1. Философия Древнего Востока (Индия)

2. Философия Древнего Китая (Конфуций и Лао-Цзы)

3. Этапы развития античной философии. Основные философские школы.Особенности античной философии, ее космоцентрический характер

4. Теоцентризм средневековой философии, ее особенности.

5. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

6. Особенности философии эпохи Просвещения (Ф.Вольтер, Ж.Ж. Руссо)

7. Философия Нового времени как учение о могуществе разума

8. Специфика немецкой классической философии (И.Кант, Г.Гегель и Л.Фейербах).

9. Основные этапы и особенности русской философии XI–XVIII вв.

10. Основные особенности западной философии


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.