Активизация речевой и познавательной деятельности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Активизация речевой и познавательной деятельности

2017-08-26 232
Активизация речевой и познавательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

– Различение предметов по цвету, форме, величине, на основе тактильных ощущений. Выбор знакомого предмета среди других, подбор парного предмета к образцу, выбор предмета по заданному признаку.

– Соотнесение предмета с его плоскостным изображением.

– Воспроизведение комбинаций из линий и фигур (по образцу, по памяти, по инструкции).

– Выделение части целого, узнавание предмета по его части, составление предмета из частей.

– Понимание слов, обозначающих пространственные отношения: вверху, внизу, рядом; к, на, под, в (в речевой инструкции педагога, сопровождаемой соответствующими жестами).

– Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение слоговых комплексов и слов (не более 3‑х), близких по звучанию:

 

– с повторяющимися гласными, согласными, слогами (я‑я‑я – вот моя семья; ж‑ж‑ж – вот летит стриж; ах‑ах‑ах – бабах; Как на горке – снег, снег, – И под горкой – снег, снег, – И под елкой – снег – снег. – А под елкой спит медведь. – Тише, тише. Не шуметь! (Слова, выделенные курсивом читает педагог))

– трехбуквенных, различающихся одним звуком (ваш – вас; лак – лук);

– двусложных, различающихся одним слогом (ноша – каша; ваза – роза).

 

– Слушание, запоминание и произнесение чистогово‑рок, потешек (Сливы у Нины, вишни у Димы. Сел и все съел. Береги нос в сильный мороз.).

– Пение слоговых цепочек, слов, близких по звучанию, на знакомые мотивы детских и народных песен.

– Называние предметов и их действий с опорой на реальные объекты, картинки, по представлению (кто (что)? что делает?).

– Подбор слов, характеризующих предметы по основным признакам: цвету, форме, величине, вкусу, материалу.

– Выделение основных признаков предмета, сравнение предметов по цвету, форме, вкусу и т. д.

– Классификация предметов, их изображений по заданной характеристике в речевом сопровождении.

– Исключение лишнего предмета из ряда предложенных по заданной характеристике (цвету, форме, величине, материалу и др.

– Подбор обобщающих слов к группе предметов, объединенных по родовому (видовому) признаку.

– Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному высказыванию.

– Запоминание и называние по памяти ряда предметов, их изображений (двух и более, с постепенным увеличением количества запоминаемых объектов) с использованием различных опор: фишек, полосок, значков, начальных букв и др.

 

Подготовка к чтению

– Практическое знакомство со словом, как единицей речи: выделение слова в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и др.); называние слов по заданию учителя (с опорой на предметные и сюжетные картинки, личный опыт детей).

– Упражнения в послоговом проговаривании слов в сопровождении ритмическими движениями (хлопки, шаги, взмахи руки и т. д.). Понятие «часть слова».

– Практическое знакомство с предложением: повторение предложений за педагогом с правильным интонированием.

– Составление предложений по наблюдаемому действию, по ситуационной картинке, по предметной картинке, с опорой на личный опыт.

– Деление коротких предложений (2–3 слова) на слова («О ком это предложение? Что делает…?)

– Различение заданного звука в словах: выделение часто повторяющегося звука; выделение слова, начинающегося с заданного звука, из нескольких слов (2–3).

– Определение первого звука в слове (в сильной позиции).

 

Развитие графических умений

– Игры и упражнения со звуками окружающей действительности: различение неречевых звуков, имитация, соотнесение звука с его источником, характеристика звука по силе звучания (громкий, тихий).

– Правильная посадка во время письма (индивидуально, с учетом двигательного статуса).

– Смена динамических поз во время занятия: сидя (стоя) – во время письма, стоя (лежа) – при выполнении других заданий.

– Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»).

– Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении в связи с выполнением различных заданий.

 

– Рисование вертикальных линий разной длины.

– Рисование вертикальных линий по заданию учителя («Нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Нарисуй линии другого цвета»; «Нарисуй линии в правой части листа»; «Нарисуй линии длиннее» и др.).

– Рисование комбинации из вертикальных линий («Запомни и нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Запомни и нарисуй линии в том же порядке».

– Рисование вертикальных линий от начальной точки.

– Рисование горизонтальных линий (последовательность см. выше).

– Рисование горизонтальных линий по начальной точке:

• разной длины («Покати мяч по дорожке. Какой мяч укатится дальше других?»);

• одинаковой длины («Расческа»);

• длиннее или короче образца.

– Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам. («Лестница», «Забор»).

– Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»).

– Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Астра», «Солнышко»).

– Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке («Ветки дерева при порыве ветра», «Ежик»).

– Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Елочка»)

– Дорисовывание предметов знакомыми линиями.

– Рисование предмета из прямых линий по совместному замыслу с педагогом; по собственному замыслу, с индивидуальной помощью педагога.

 

– Вычерчивание на нелинованной бумаге фигур и композиций по трафарету, шаблону, контуру, опорным точкам, с изменением задания: по образцу, по инструкции, по памяти.

– Использование разнообразных материалов для графических действий: мел, карандаш, акварельные краски, фломастеры.

 

Основной этап

Содержание основного этапа включает собственно обучение грамоте. С учетом разных психофизических возможностей, программа включает три ступени обучения, где материал каждой ступени логически завершен, поэтому обучение может быть ограничено первой ступенью, первой и второй, или же включать полностью содержание всех трех ступеней. В качестве основных ориентиров в работе учителей‑дефектологов и воспитателей на основном этапе можно назвать следующие:

– Учить детей осмысленно воспринимать доступную по содержанию информацию из устных и письменных сообщений;

– расширять возможности детей выражать свои мысли, желания за счет усвоения основ грамоты и доступных средств коммуникации.

 

Первая ступень

– Изучение звуков и букв: соотнесение звука и буквы, определение места звука и буквы в слове; фиксация буквой начального звука в словах (для йотированных гласных – называние первой буквы, без звукового анализа): А, У, М, О, X, С, Н, Ы, Л, В, Ш; И, И, Т, К, 3, Р, й, Ж, Б, Г, Д, Ь; Е, Я, Ю, Ё, Ч, Ф, Ц, Э, Щ, Ъ[2].

– Формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок, проволоки и т. д. по образцу; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы; называние и сравнение графических сходных букв.

– Запоминание целостных образов слов, состоящих из изученных букв (чай, мыло, молоко и др.), соотнесение слов с предметами, которые они называют. Составление индивидуальных альбомов изученных слов, использование их для решения задач учебного и практического характера.

– «Печатание» изученных букв и слов: по образцу, под диктовку, дописывание недостающих элементов.

– Запись своего имени, фамилии.

 

Вторая ступень

– Образование и чтение закрытых трехбуквенных слогов, составляющих слово (нос).

– Образование и чтение закрытых и открытых двухбук‑венных слогов; чтение слоговых таблиц.

– Образование и чтение слогов с мягкими согласными. Чтение слоговых таблиц.

– Образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение слов.

– Дополнение слога до слова, подстановка в слово пропущенной буквы.

– Чтение предложений из двух‑трех слов сопряженно с педагогом, хором и самостоятельно.

– Добавление в предложение недостающего слова из ряда прочитанных ранее (с опорой на картинку).

– «Печатание» слов из изученных слоговых структур или букв[3]: по образцу, под диктовку, подписывание картинок изученными словами.

– Знакомство с режимом работы в тетради: письмо слева направо, рабочая строка, поля.

– Знакомство с рукописным вариантом букв на основе соотнесения их с печатным образом буквы. Правила соединения при рукописном написании. Списывание и письмо под диктовку рукописным шрифтом изученных слов.

– Запись своего имени, фамилии, адреса.

 

Третья ступень

– Чтение наиболее употребимых слов с буквами Ь и Ъ.

– Образование и чтение слогов со стечением согласных в начале и конце слова. Чтение слоговых таблиц.

– Образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение слов.

– Чтение предложений из двух‑трех слов с последующим воспроизведением. Соотнесение прочитанного с картинкой.

– Составление предложений из прочитанных слов (с опорой на картинку).

– Подражание ритму, темпу и мелодике речи педагога при чтении.

– Списывание предложений после чтения и анализа содержания.

– Чтение небольших текстов из 2–3 предложений. Соотнесение их с картинками. Ответы на вопросы об информационном содержании прочитанного.

 

Музыкально‑ритмические занятия (А.П. Зарин)

 

 

• Пояснительная записка

 

Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка. Это положение, не оспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным интеллектуальным недоразвитием.

Так, Э. Сеген отмечал, они начинают двигаться, перемещаться ближе к источнику звучания, пытаются подпевать. На некоторых возбудимых детей музыка, особенно фортепианная, оказывает успокаивающее воздействие: он также указывал на наличие у некоторых своих воспитанников хороших музыкально‑слуховых данных. Они верно пели, хотя говорили плохо и с трудом. Подчеркивая относительную сохранность музыкально‑слуховой сферы у некоторых умственно отсталых детей, Э. Сеген отмечал, что указанные возможности реализуются очень не полно. Даже при хорошем слухе дети часто не умеют слушать музыку, быстро отвлекаются. Однако, несмотря на это, Э. Сеген считал музыку важным средством воспитательного и лечебного воздействия.

Ж. Демор широко использовал музыку на занятиях ритмической гимнастикой. Музыкальное сопровождение давало возможность учащимся упражняться в различении динамических и темповых оттенков; дети овладевали умением выделить части (вступление, заключение и т. д.) музыкального произведения, т. е. упражнялись в анализе формы. Выполнение движений под музыку способствовало развитию чувства ритма.

А.Н. Граборов считал необходимым формировать у умственно отсталых детей культуру хорового пения. Вместе с тем он отмечал особую важность работы по развитию музыкального восприятия в процессе слушания музыки, поэтому рекомендовал особенно внимательно подходить к выбору музыкального материала.

Особенно большие трудности, по мнению С. Миловской, встречаются при восприятии умственно отсталыми детьми инструментальной музыки. Тем не менее приобщение к слушанию таких произведений полезно и нужно учащимся специальной школы.

Развитие восприятия музыки немыслимо без формирования некоторых навыков ориентировки в музыкальном произведении, выделения и оценки важнейших элементов музыкальной речи и музыкально‑выразительных средств. На первых этапах обучения восприятие музыки умственно отсталыми детьми в этом плане является особенно недифференцированным.

Умственно отсталые дети специфически воспринимают такие средства музыкального выражения, как динамика, темп, регистры. Различая в основном контрастные динамические и темповые оттенки, они не отмечают постепенное изменение динамики и темпа. Аналогичные затруднения возникают у них при необходимости дифференцировать средний и высокий регистры (при этом дети больше пользуются движением, нежели словом).

Связь между средствами музыкальной выразительности и содержанием музыкальных произведений без проведения специальной работы в этом направлении большинством умственно отсталых детей не устанавливается.

Однако в процессе целенаправленных занятий отмеченные недостатки могут не только сглаживаться, но даже и устраняться. Дети начинают не только различать контрастные, динамические (громко, тихо) и темповые оттенки, но и отмечать постепенное их изменение. Повышается и качество различения регистров.

М. Скьортен считает, что неречевые формы общения, проявляющиеся в искусстве и музыке в частности особенно важны для детей с умственными или физическими недостатками, поскольку они дополняют и наполняют существующий вербальный опыт или заменяют его, если он отсутствует. Они также дают ребенку возможность испытать ощущения, которых в противном случае он лишен.

Одной из форм работы с детьми с выраженной умственной отсталостью в плане их музыкального, двигательного, эмоционального и умственного развития могут быть комплексные музыкально‑ритмические занятия.

 

Программное содержание работы в этом плане предполагает реализацию следующих направлений на всех годах обучения:

– подготовка детей к восприятию музыки;

– развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку;

– формирование музыкально‑ритмических движений;

– обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.

 

В программе содержание не распределяется по годам обучения. Предполагается, что учитель музыки будет самостоятельно осуществлять отбор содержания по годам обучения с учетом психофизических особенностей и возможностей учеников. В соответствии с задачами музыкально‑ритмических занятий учитель может дополнительно использовать разнообразный музыкальный материал, который интересен детям и близок их жизненному опыту (например, современные песни, произведения популярной классической музыки, колокольный звон и др.).

 

Содержание

 

1. Подготовка детей к восприятию музыки

– Учить детей прислушиваться к звучанию погремушки или другого свистящего, шумящего, гремящего, скрипящего, шуршащего и звучащего предмета. Предпринимать действия с этим предметом с помощью взрослого или по образцу, а также самостоятельно.

С этой целью учитель подбирает различные предметы, наполняет их соответствующим содержанием, располагает определенным образом и т. п. для того, чтобы дети могли услышать «голос», характерный для предмета: баночки из‑под кофе, чая, сока, наполненные горохом, камешками, песком, пуговицами и плотно закрытые; погремушки из нанизанных на ленту или проволоку пластмассовых, деревянных и металлических пуговиц и т. п.; палочки различной величины и разного материала, которыми дети стучат друг о друга; деревянные, металлические, пластмассовые ложки; перевернутые кастрюли, чугунки и т. п., по которым можно ударять палочкой, ложкой.

Учитель привлекает внимание детей к звучащему предмету, показывает, как надо действовать им, чтобы был слышен звук, затем дает детям возможность поиграть с этим предметом или с несколькими такими предметами.

– Учить детей прислушиваться к звучанию колокольчика, принимать участие в игровой ситуации (искать спрятанный колокольчик и т. п.).

Учитель показывает колокольчик, дает детям возможность его рассмотреть, предлагает каждому поиграть. Взрослый звенит колокольчиком и напевает песенку. Затем прячем за ширму и предлагает детям его поискать. Можно использовать два колокольчика – с низким и высоким звучанием и прятать то один, то другой. Желательно использовать различные по звучанию колокольчики, разного размера, из различного материала и т. п.

«Бубенчики», муз. Н. Ветлугиной; «Тихие и громкие звоночки», сл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова.

– Учить детей слушать высокое и низкое звучание игрушек.

Учитель подбирает две по‑разному звучащие игрушки (мишка и заяц, щенок и котенок и т. д.), показывает их, играя соответствующую музыку, затем прячет. Затем воспроизводит ту или другую музыку, предлагая детям узнать, кто это идет.

«Комическая пляска» (отрывок), муз. М. Раухвергера (заяц); «Детская полька», муз. М. Глинки (заяц); «Зайки серые сидят», сл. В. Антоновой, муз. Г. Финаровского (заяц); «Медвежата», сл. Н. Френкель, муз. М. Красева (медведь); «Медведь», муз. Е. Каменоградского (медведь); «Кошка», сл. Н. Френкель, муз. А. Александровой (котенок) и т. п.

– Учить детей слушать колыбельную.

Педагог показывает кукол, мягкие игрушки (мишка, котенок, заяц и т. п.), говорит, что они устали и хотят спать, предлагает детям их покачать.

«Колыбельная», сл. и муз. И. Филипп, и подобные мелодии.

– Учить детей слушать бодрую веселую музыку.

Во время исполнения песни педагог может помахивать ленточкой, платочком или ярким султанчиком, а также хлопать в ладоши, затем предложить детям сделать то же самое.

«Камаринская», муз. П.И. Чайковского из «Детского альбома»; «Экосез», муз. Ф. Шуберта; «Ой, лопнув обруч» (украинская народная мелодия); «Янка» (белорусская народная мелодия); «Веселые матрешки», сл. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова; «Смелый наездник», муз. Р. Шумана.

– Учить детей слушать колыбельную и марш. Педагог напевает колыбельную, приносит куклу, качая ее, говорит детям, что кукла спит. После этого кукла просыпается, здоровается с детьми. Затем предлагается посмотреть, как кукла ходит (исполняется маршевая мелодия).

«Баю‑баю», муз. Е. Тиличеевой; «Колыбельная», муз. И. Филипп; «Солдатский марш», муз. Р. Шумана (соч. 68 № 2); «Марш», муз. Е. Тиличеевой.

– Учить детей слушать спокойную мелодию.

Учитель показывает куклу, поет песню, укачивает ее. Затем передает ее ребенку, который также ее укачивает под музыкальное сопровождение, это же предлагается сделать кому‑то из детей, при необходимости учитель помогает ученику выполнить соответствующие действия.

«Ласковая песенка», муз. В. Волкова; «Первая утрата», муз. Р. Шумана; «Мама», «Старинная французская песенка», муз. П.И. Чайковского из «Детского альбома».

– Учить детей слушать веселую плясовую музыку, вызывать у детей радостное настроение.

Педагог предлагает детям хлопать в ладоши, в то время когда кукла будет плясать.

«Во саду ли, в огороде», обр. Н. Римского‑Корсакова; «Каблучки» (русская народная мелодия), обр. Е. Адлера; «Гопак» (украинская народная мелодия), обр. Н. Метлова; «Полька», муз. Ю. Слонова; «Полька», муз. И. Штрауса.

– Учить детей слушать музыку, контрастную, по настроению.

Исполнение пьес сопровождается соответствующими действиями. Вначале их выполняет учитель, затем предлагает детям, слушая колыбельную, положить ладони под щеку, под веселую плясовую музыку – похлопать.

Вальс «Игрушка», муз. П.И. Чайковского; марш С. Прокофьева; «Грустная песня», муз. Г. Свиридова; «Болезнь куклы» муз. П.И. Чайковского; «Новая кукла» муз. П.И. Чайковского.

– Учить детей слушать новую песню, выполнять движения, соответствующие тексту песни, вызывать интерес детей к содержанию песни.

«Ладушки», обр. Г. Фрида; «Пирожки», сл. Н. Кукловской, муз. А. Филиппенко; «Серенькая кошечка», сл. Н. Найденовой, муз. В. Витлина; «К нам гости пришли», муз. А. Александрова; «Цыплята», сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко.

– Учить детей различать высокие и низкие звуки. Задание можно связать с образом большой и маленькой птицы, козы и козленка, курочки и цыпленка и т. п. Используется фортепиано или металлофон. Затем учитель индивидуально опрашивает детей, какая поет птица – большая или маленькая, коза или козленок, курочка или цыпленок.

«Качели», муз. Е. Тиличеевой; «Ау», муз. Н. Ветлуги‑ной; «Тень‑Тень» (русская народная песня); «Белые гуси», сл. М. Клоковой, муз. М. Красевой; «Дождик» (русская народная попевка), обр. Т. Попатенко; «Птенчики», муз. Н. Вет‑лугиной; «Эхо», муз. Н. Ветлугиной; «Качели», муз. Н. Ветлу‑гиной; «Я шагаю вверх», муз. Н. Ветлугиной; «Чей домик», сл. Ю. Островского, муз. Е. Тиличеевой.

– Учить детей передавать хлопками тихое и громкое звучание.

Педагог показывает детям, как нужно хлопать в ладоши, когда меняется звучание, и предлагает им хлопать в ладоши вместе с ним.

«Пойду ль я, выйду ль я» (русская народная песня); «Хлоп‑хлоп‑хлоп» (эстонская народная мелодия), обр. А. Роомере; «Мой конек» (чешская народная песня), обр. И. Гойны.

– Учить детей слушать и различать звучание дудки и барабана.

Учитель музыки знакомит детей с новым инструментом – дудкой. Затем им предлагается узнать, на чем он будет играть (за ширмой).

– Учить детей слушать знакомую песню, понимать, о ком в ней поется.

Учитель предлагает детям узнать, про кого он исполняет песенку. Затем песня инсценируется, дети выполняют знакомые движения и звукоподражания.

«Серенькая кошечка», сл. Н. Найденовой, муз. В. Витлина; «Кошка», сл. Н. Френкеля, муз. А. Александрова; «Мишка с куклой пляшут полечку», перевод Н. Найденовой, муз. В. Витлина; «Игра с лошадкой», сл. Н. Кукловской, муз. И. Кишко; «Солнышко», сл. и муз. Е. Майкапара; «Дождик», сл. и муз. Е. Макшанцевой; «Росинки», муз. С. Майнапара; «Подснежник» муз. П. Чайковского; «Осенняя песнь» муз. П. Чайковского.

 

2. Развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку.

– Учить детей хлопать в ладоши под веселую мелодию, и с ее окончанием опускать руки на колени.

«Полька», муз. Ю. Слонова; «Веселые матрешки», сл. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова; «Камаринская», муз. П. Чайковского.

– Учить детей вращать кистями рук.

Поднять руки во время исполнения музыкального произведения и вращать кистями, по окончании музыки вновь опустить руки на колени.

«Три немецких танца», муз. Л. Бетховена (первый танец, первая партия); «Галоп» (отрывок), муз. Д. Мейербера.

– Учить детей чередовать хлопание в ладоши с вращением кистями рук под изменяющуюся музыку.

Учитель играет двухчастную форму (громко‑тихо, быстро‑медленно). «Воробушки» (венгерская народная мелодия) и другие мелодии.

– Учить детей осваивать разные действия с погремушкой, соответственно изменению динамики.

Педагог предлагает детям сильно потрясти погремушками, а затем опустить их (действия по показу учителя).

«Полька», муз. И. Штрауса; «Детская полька», муз. М. Глинки.

– Учить детей слушать высокое и низкое звучание колокольчиков.

Учитель играет соответствующую мелодию, звенит то одним, то другим колокольчиком, затем прячет их за ширму и предлагает детям, еще раз прослушав одну или другую мелодию, найти нужный колокольчик.

– Учить детей слушать знакомую мелодию, исполненную на триоле, металлофоне, фортепиано.

Учитель предлагает имитировать движения и подпевать: «ля‑ля», «да‑да», «ма‑ма» и т. д.

«Ау!» (распевка), сл. и музыка Н. Ветлугиной; «Ладушки‑ладошки», сл. Е. Каргановой, муз. М. Иорданского; «Птичник» муз. К. Сен‑Санса; «Аквариум», муз. К. Сен‑Санса; «Ладушки» (русская народная песня); «Сани с колокольчиками», муз. В. Агафонникова; «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Песня жаворонка», муз. П. Чайковского.

– Учить детей принимать участие в игре.

Во время исполнения первого куплета песни, которую поет учитель музыки, учитель нанизывает большие цветные колечки на руки, во время исполнения второго – соединив руки, вращает колечки, затем рассыпает их по полу. Предлагает детям собрать.

«Вальс», муз. А. Гречанинова; «Листья золотые», сл. Н. Найденовой, муз. А. Кузнецова и т. п. мелодии.

– Учить детей передавать игровые действия.

Детям предлагается спрятать руки и показать их, то же – ноги, уши, глаза, нос. Действия по показу учителя.

«Ладушки‑ладошки», сл. Е. Каргановой, муз. М. Иорданского; «Приседай» (эстонская народная мелодия), сл. Ю. Эн‑тина, обр. А. Роомере и т. п.

– Учить детей слушать спокойную ласковую песню.

Учитель баюкает куклу. При повторном исполнении с куклой действует кто‑то из детей.

«Болезнь куклы», «Новая кукла», муз. П. Чайковского.

– Учить детей отмечать спокойный и подвижный характер музыки.

Детям предлагается походить и побегать под музыку. «Марш», муз. Ф. Надененко; литовская народная мелодия (обр. Л. Вишкарева); «Экосез» муз. Ф. Шуберта.

– Учить детей чувствовать разный ритм, передавая его в действиях с куклой.

Учитель музыки показывает новую куклу, предлагая с ней поиграть. Учитель под пение песни выполняет действия с куклой, затем вызывает отдельных детей.

«Мишка с куклой пляшут полечку», сл. и муз. М. Качурбина, обр. Н. Найденовой; «Пляска с куклами», сл. и муз. Н. Гранина; «Веселая девочка Алена», сл. Н. Кукловской, муз. А. Филиппенко; «Спите, куклы» сл. М. Долинова, муз. Е. Тиличеевой и т. п.

– Учить детей воспринимать две контрастные по характеру пьесы и выполнять соответствующие движения.

Учитель музыки исполняет первую пьесу и предлагает детям вспомнить, с кем они играли под эту музыку. Затем исполняется вторая пьеса и производятся соответствующие действия под нее.

«Пляска с куклами», сл. и муз. Н. Гранина; «Спите, куклы», сл. М. Долинова муз. Е. Тиличеевой и другие знакомые детям мелодии.

– Учить детей активно участвовать в игре, проявлять инициативу, эмоционально откликаться на игровой образ.

«Что ты хочешь, кошечка?», «Мячик», «Бычок», «Мишка», «Слон», сл. А. Барто, муз. В. Горянина; «Мы погреемся немножко», сл. и муз. М. Старокадомского; «По грибы», сл. и муз. Л. Абелян; «Речка‑ручеек» сл. Е. Благининой, муз. Вольфензона; «Что нам нравится зимой», сл. Л. Некрасовой, муз. Е. Тиличеевой.

– Учить детей узнавать две‑три знакомые песни.

Учитель музыки показывает детям игрушки (кошку, птичку, собаку, медведя и т. д.), исполняет музыкальное сопровождение одной из песен и предлагает выбрать соответствующую игрушку.

«Что ты хочешь, кошечка?», «Мячик», «Бычок», «Мишка», «Слон», сл. А. Барто, муз. В. Горянина.

– Учить детей соотносить музыкальные образы с временем года и животными.

Осень грустная и веселая в музыкальных произведениях «Осенняя песнь» П. Чайковского и «Что у осени в корзине».

«Люди‑деревья» – под музыку изобразить дерево (руки подняты вверх над головой): подул ветер, дерево качается, листья кружатся и падают на землю.

«Дождь» – под музыку изобразить, как падает дождь на траву, на деревья, как дети надевают сапоги, прыгают через лужи, убегают от дождя (движения сопровождаются пением).

«Костер» – под музыку дети садятся на пол в маленький круг, с помощью рук изображают языки костра, который то сильно разгорается, то гаснет.

«Зима» – слушание контрастной по звучанию музыки (зима добрая и зима злая, сердитая) – «Ноябрь», «На тройке» и «Зимнее утро» П. Чайковского.

«Снегопад» – под музыку изобразить кружение снежинок, затем игру в снежки.

«Метель» – под музыку «Зимнее утро» П. Чайковского изобразить метель (в руках у детей белые кружевные шарфы).

«Весна» – слушание пьес о весне, например «Подснежник» П. Чайковского. Музыкальные образы весны: «сосулька» (сначала острая, потом тает); «солнышко» (всходит и заходит); «ручьи» (под музыку обегать змейкой препятствия), «подснежник» (распускается); «весенний дождь» (подставить лицо теплому дождю); прилет птиц (изобразить птиц – летают, клюют зернышки).

«Лето» – музыкальные образы: купание, игра с песком, отдых на берегу, жарко, теплый дождь, собираем ягоды, грибы. О лете вспоминаем в сентябре, после каникул.

Образы домашних животных: заяц, медведь, лиса, кошка, собака, петушок.

 

3. Формирование умения петь.

– Учить детей подражать характерным звукам животных.

Педагог демонстрирует игрушку (собачка, кошка, медведь), воспроизводит звуки животных и предлагает детям под музыку повторить, кто как разговаривает («ав‑ав», «мяу‑мяу», «у‑у»).

– Учить детей слушать знакомую песню, подражать звукам животных.

Учитель музыки обращает внимание детей на то, что кто‑то пришел в ним в гости. Дети узнают (собачку, кошку, медведя) и под музыку сами подпевают.

Учить детей проговаривать и подпевать повторяющиеся звуки (ля‑ля, да‑да, так‑так, тук‑тук, у‑у и т. д.).

Учить детей слушать песню и в конце вместе пропевать какой‑либо знакомый слог.

Учить детей подпевать песню.

Детям предлагают спеть колыбельную (а‑а‑а...), в конце которой их кто‑то «будит» – т. е. звучит музыка собачки или медведя. Детям предлагается узнать и показать голосом, кто их разбудил.

– Учить детей подпевать повторяющиеся интонации припева песни.

Педагог поет песню, сопровождая ее движениями, предлагает детям повторять их.

Учить детей повторять повторяющиеся слоги и звуки.

Учить детей продолжать интонировать звукоподражание.

Педагог вызывает отдельных детей повторить звуки, подражая взрослому.

– Учить детей разучивать песню.

Учитель пения поет песню, побуждая детей к подпеванию окончаний фраз и повторяющихся слов.

– Учить детей, подстраиваясь к голосу педагога, петь короткие фразы, произнося слова нараспев.

«Ay!», сл. и муз. Н. Ветлугиной; «Гуси, вы гуси» (русская народная прибаутка), обр. С. Разоренова; «Кто как кричит?», сл. 3. Александровой, муз. В. Иванникова; «Киска», слова народные, муз. В. Калинникова; «Котя‑коток», народная попевка; «Скок‑скок‑поскок», народная попевка; «Песенка котят», сл. М. Кравчука, муз. Е. Тиличеевой; «Зайка» (русская народная мелодия); «Петушок» (русская народная прибаутка), обр. М. Карасева; «Дождик» (русская народная попевка), обр. Т. Попатенко; «Колыбельная», сл. Н. Найденовой, муз. Е. Тиличеевой; «Солнышко», сл. А. Барто, муз. М. Раухвергера; «Осень», сл. И. Плакиды, муз. И. Кишко; «Осенняя песенка», сл. Н. Френкель, муз. А. Александрова; «Серенькая кошечка», сл. Н. Найденовой, муз. В. Витлина; «Паровоз», сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко; «Снег‑снежок», сл. и муз. Е. Машканцевой, обр. Л. Кальбус; «Песенка о весне», сл. Н. Френкель, муз. Г. Фрида; «Выйди, солнышко», сл. И. Мазнина, муз. Р. Паулса; «Мишка с куклой пляшут полечку», сл. и муз. М. Качурбиной, обр. Н. Найденовой; «Приседай!» (эстонская народная мелодия), обр. А. Ро‑омере; «Часы», сл. В. Семернина, муз. Л. Бирнова; «Веселая дудочка», сл. Н. Френкель, муз. М. Красева; «По грибы», сл. и муз. Л. Абелян; «Шел веселый Дед Мороз», сл. и муз. Н. Вересокиной; «Мы в снежки играем смело», сл. и муз. Н. Вересокиной; «Веселые путешественники», сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского; «Тает снег», сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко; «Две лягушки», сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко; «Веселый музыкант», сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко; «По малину в сад пойдем», Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко; «Цыплята», сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко; «Огородная хороводная», сл. А. Пассовой, муз. Б. Можжевеловой.

 

4. Развитие музыкально‑ритмических движений.

– Учить детей овладевать ходьбой под веселую маршевую музыку.

Учитель сначала показывает, как ходит кукла (желательно использовать куклу большого размера), напевая: «Наша куколка идет, ни за что не упадет…», затем предлагает походить детям, говоря, что кукла теперь посмотрит на них (сначала наиболее активные дети могут походить одни, остальные наблюдают, затем идут все дети).

– Учить детей овладевать ходьбой под пение песни. Детям предлагают походить вместе с учителем под пение этой песни, а затем под исполнение этой песни на музыкальном инструменте.

Учить детей слушать знакомую мелодию или песню, подражая действиям учителя, помахивать ленточкой в заключение песни или мелодии.

Учить детей выполнять простейшие плясовые движения под веселую народную мелодию (хлопки, повороты кистей рук, топанье одной ногой, «пружинка»). Учитель привлекает к пляске каждого ребенка.

Учить детей начинать ходьбу с началом музыки и с ее окончанием останавливаться.

Учить детей передавать веселый характер плясовой мелодии двухчастной формы (ходьба‑бег, «пружинка»‑притопывание и т. д.).

Учить детей передавать простейшие движения знакомых животных (зайчик прыгает, мишка ходит) под контрастную музыку.

Учить детей выполнять более развернутые движения одного образа (зайчик прыгает, мишка ходит и т. п.) под контрастную музыку.

Учить детей выполнять более развернутые движения одного образа: зайчик прыгает, «греет лапки», кружится, убегает от лисички, прячется и т. д.

Учить детей передавать один образ по‑разному: большие медведи ходят, переваливаясь, маленькие медвежата ползают.

«Марш», муз. Е. Тиличеевой; «Марш», муз. И. Кишко; «Марш деревянных солдатиков», муз. П. Чайковского; «Полька», «Вальс» муз. П. Чайковского; «Веселая девочка Алена» сл. Н. Кукловской, муз. А. Филиппенко; «Пляска с куклами», сл. и муз. Н. Гранина; «Вальс», муз. Д. Шостаковича; «Вальс», муз. Д. Кабалевского; «Стукалка» (украинская народная мелодия), обр. Р. Леденева; «А я по лугу» (русская народная песня), обр. С. Бодренкова; «Пляска», муз. Е. Тиличеевой (отрывок); «Кошечка», муз. Т. Ломовой; «Красный сарафан», муз А. Варламова; «Посеяли девки лен» (русская народная песня), обр. Е. Туманян; «Калинка» (русская народная песня); «Приглашение» (русская народная мелодия), обр. Ю. Слонова; «В садике», муз. А. Майкапара; «Зайцы и медведь», муз. Т. Попатенко; «Медведь» муз. Е. Каменоградского; «Медвежата», сл. Н. Френкель, муз. М. Красева; «Заяц», «Мышка», «Лягушка», «Лиса», «Волк», «Медведь» муз. Т. Попатенко; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Жучки» (венгерская народная мелодия); игра «Теремок», муз. Т. Попатенко; «Разминка», сл. и муз. Е. Макшанцевой.

 

5. Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.

– Учить детей играть погремушкой под пение песни или мелодии.

– Учить детей слушать мелодию маршевого характера. Педагог показывает детям барабан, играет на нем, предлагает тем, кто хочет, поиграть на барабане.

Учить детей менять движения с погремушкой в связи с изменением музыки, подражая взрослому – на первую часть постукивать погремушкой о ладошку, на вторую – встряхивать, подняв ее вверх.

Учить детей звенеть колокольчиком, затем бубном, ложками на громкую музыку и прятать их в руку на тихую (колокольчик «спит», бубен спрятался и молчит…).

Педагог учит детей правильно играть на бубне (громко стучать по нему ладошкой, тихо звенеть им около уха, правильно брать две деревянные ложки («отвернулись друг от друга») и ритмично постукивать ими.

– Знакомить детей со звучанием треугольника.

Учитель музыки привлекает внимание детей к звучанию треугольника, выполняя несложный ритмический рисунок. Предлагать детям самостоятельно поиграть на инструменте.

– Учить детей различать тембр детских музыкальных инструментов.

Учитель музыки показывает детям инструменты, исполняя на каждом из них несложный ритмический рисунок. Затем закрывает их ширмой. Вызывает ребенка, он слушает звучание какого‑либо инструмента и показывает тот, на котором играл педагог.

– Учить детей играть в ансамбле, слушая друг друга и музыкальное сопровождение.

По мере овладения игрой на музыкальных инструментах учитель начинает делить группу детей на две подгруппы, од<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.