Назревание глобального кризиса Советской системы. Политика перестройки и концепция обновления Советского общества. М. С. Горбачев — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Назревание глобального кризиса Советской системы. Политика перестройки и концепция обновления Советского общества. М. С. Горбачев

2017-08-26 1837
Назревание глобального кризиса Советской системы. Политика перестройки и концепция обновления Советского общества. М. С. Горбачев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 70—80-е гг. экономика развивалась экстен­сивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответст­вовали мировому уровню — ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным тру­дом. Несмотря на все усилия, экономика от­вергала новейшие технические разработки. До­стижения научно-технического прогресса внедря­лись крайне слабо. Между тем возможности та­кой — затратной — модели роста неуклонно со­кращались: добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала; темпы роста насе­ления снижались, возникла проблема трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало. Тяжким бременем для экономики бы­ли огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать во­енно-стратегический паритет (равенство) с США.

 

Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.

 

Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-техниче­ской революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимуще­ственно административными способами. Тупик опасный, ибо отрыв развитых экономик мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.

 

Положение в сельском хозяйстве также не вну­шало оптимизма. Затраты государственных средств непрерывно росли (в 70-е гг. они достигли более 30% всех бюджетных расходов), но отдача была крайне мала. Колхозно-совхозная экономика, охот­но принимая огромные капиталовложения, сколь­ко-нибудь заметного роста производства не демон­стрировала.

Отсюда весьма серьезные деформации в соци­альной сфере. Заработная плата, доходы населения постоянно росли, и это было бесспорным достиже­нием. Но ни промышленность, ни сельское хозяй­ство не могли предложить обществу достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Дефи­цит, очереди, «блат» (когда необходимые товары приобретали по знакомству) были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появи­лось нормированное распределение некоторых про­дуктов по карточкам. Возникновение и рост так называемой «теневой экономики» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.) в этих условиях было естественным и даже неизбежным явлением.

 

В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраз­дельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно кото­рой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенно­го в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концеп­ция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил ста­тус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объ­являла СССР общенародным государством, про­возглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.

Реальная жизнь предписаниям Конституции соответствовала не вполне. Советы народных де­путатов всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату, гото­вившему и принимавшему все крупные решения. Его контроль над обществом, как и в прежние го­ды, имел всеобъемлющий характер.

 

Другое дело, что аппарат и составлявшая его номенклатура (партийно-государственные чиновники опреде­ленного уровня), употребляя термин тех лет, «пе­рерождались». Л. И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. — Генераль­ного) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры. Партийная элита, чутко уловив перемены, тяго­тилась тем, что ее всевластие не подкреплено соб­ственностью. Чем дальше, тем больше она стре­милась к закреплению за собой той доли общест­венной собственности, которой она управляла. Сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70— 80-е гг. важным фактором общественно-полити­ческой жизни. Официально их существование бы­ло признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андро­повым (1982—1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высо­копоставленные руководители и чиновники, по­казало масштабы и опасность кризисных явле­ний.

 

О кризисе свидетельствовало и возникновение диссидентского движения. Правозащитные, рели­гиозные, национальные, экологические организа­ции, несмотря на репрессии властей (аресты, лаге­ря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть и др. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппози­ционных настроений, о недовольстве сложившим­ся положением. Апатия, равнодушие, цинизм, поразившие общество, по-своему, но столь же яс­но подтверждали этот вывод. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собствен­ным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерва­тизм — неподвижностью, преемственность — кризисом.

 

В середине 1980-х годов в СССР наступил экономический кризис. Он выражался в падении темпов роста производства, снижении уровня жизни населения, усилении корруп­ции, развитии теневой, экономики. Ухудшилась трудовая дисциплина, массовым стало неуважение к чес-тному труду.

Попытка партийного руковод-ства сохранить власть путем «зак­ручивания гаек», предпринятая Ю.В. Андроповым, оказалась безуспеш­ной Общество нуждалось в карди-нальных переменах.

Начало нового этапа в истории ССCP, получившего название «пе­рестройка», связано с именем М С. Горбачева (с марта 1985 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС). Главной задачей перестройки Аыло остановить распад «сис-темы» государственного соци­ализма и обеспечить интересы • правящей элиты.

В 1987—1988 гг. перестрой­ка сводилась главным образом к «радикальной экономической реформе», затем в нее включили pеорму политической системы и Курс на «обновление» идеологии.

Идея перевода централизо­ванного, планово-государствен­ного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции пере­стройки. Первыми шагами к ры­ночной экономике стали Закон о государственном предприятии (I987), предоставивший значитель­ные права предприятиям и трудо­вым коллективам, Закон о коопера­ции и Закон об индивидуальной тру­довой деятельности (1989 г.), открывшие простор для коллективно­го и частного предпринимательства.

Однако справиться с кризисом не удалось. Экономические рефор­мы не давали желаемых результа­тов без обновления политической системы. Осознавая это, Горбачев и его сторонники решились на де­мократизацию политических струк­тур. Решение о реформе поли­тической системы в СССР было принято на XIX партконферен­ции КПСС (летом 1988 г.) В ка­честве первоочередной задачи выд­вигалось четкое разграничение фун­кций партийных и советских орга­нов, проведение демократических выборов народных депутатов, фор­мирование новых органов власти. Был провозглашен курс на со­здание правового государства.

После партконференции нача­лось изменение структуры управле­ния в СССР. В советскую систему были привнесены элементы парла­ментаризма и разделения властей. Учреждается новый высший аорган законодательной власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа народных депута­тов были сформированы постоян­но действующие Верховные Сове­ты. На I съезде Народных депута­тов СССР (май-июнь 1989 года) М. С. Горбачев был избран главой го­сударства — Председателем Вер­ховного Совета СССР, а в марте 1990 г. Президентом СССР с пра­вом издавать указы и постанов­ления.

Важнейшим инструментом де­мократизации стала гласность — объективнее освещение всех сторон жизни общества. В про­цессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключе­на 6-я статья о руководящей роли КПСС, ликвидирована однопартий­ная система руководства страной, стали создаваться различные партии и общественные движения.

Семинар 13.

1. Распад СССР. Создание СНГ. Октябрьские события 1993 года.

12 июня 1990 г. I съезд народ­ных Депутатов принял Деклара­цию о Государственном суве­ренитете РФ. К этому времени другие союзные республики уже провозгласили свою независи­мость (Литва, Латвия, Эстония и др.). Россия не могла оставаться в стороне от этого процесса При своей политической и экономичес­кой значимости для страны Рос­сия была той республикой, кото­рую командно-бюрократическая си­стема истощила особенно сильно.

Провозглашение суверенитета России было вызвано и экономи­ческими причинами. К этому вре­мени выявилась неспособность центра вьвести страну из кризи­са. Руководство России стреми­лось в кратчайшие сроки перейти к рынку. С осени 1990 г. парал­лельно разрабатываются две эко­номические программы — пра-. вительственная (Н.И. Рыжков)' и программа «500 дней» (С. Шагалин — Г. Явлинский.}, за которой стояло Российское ру­ководство. Правительственную характеризовала постепенность введения рыночных методов, их ре­гулируемость государством. Про­грамма «500 дней» была рас­считана на максимальное ус­корение рыночных процессов.

Переход России к рынку (ок­тябрь 1991 г.) резко обострил противостояние центра и респуб­лик, «война законов» переросла в новую стадию. Вступило в высшую фазу и соперничество союзного и российского лидеров — Гор­бачева и Ельцина. В основе его лежала борьба за власть. В июне 1991 года первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Августовский путч 1991 года (ГКЧП) ускорил распад СССР. 8 декабря 1991 г. в Беловежской

Пуще под Брестом руководители Белоруссии (С- Шушкевич), РФ (Б.Н. Ельцин), Украины {Л. Крав­чук), подписали соглашение о создании Содружества Неза­висимых Государств (СНГ). Поз­же на встрече в Алма-Ате к Со­дружеству присоединились еще 8 республик. 25 декабря 1991 г. Пре­зидент СССР М.С. Горбачев в свя­зи с прекращением существова­ния СССР сложил свои полномо­чия. Россия вступила на путь са­мостоятельного существования.

России предстояло решать вопросы государственного устрой­ства, социально-экономического и духовного возрождения.

У государственной власти и демократических сил не оказалось конкретной программы политичес­ких преобразований. Поэтому ос­новой российской государственно­сти стал союз нового руководства зи старой партийно-хозяйственной номенклатуры.

Перед многонациональным Российским государством стояла задача укрепления его целост­ности. Все автономные республи­ки России провозгласили себя су­веренными государствами. Неко­торые из них (Татарстан, Башкор­тостан, Якутия) пытались взять курс на постепенный выход из со­става РФ. Местные правящие эли­ты стремились вырваться из под­чинения центру. Это могло приве­сти к распаду страны и междоусо­бицам. Ряд народов Северного Кавказа провозгласили суверени­тет и выступили с территориаль­ными претензиями к России.

В этих условиях политика цент­ра не была последовательной. Не были разоружены формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной республики.

В целях сохранения единства России в марте 1992 г. большин­ством субъектов Федерации был подписан Федеральный договор о разграничении полномочий между федеральными органа­ми власти и органами власти субъектов Федерации,

Дальнейшее становление рос­сийской государственности связа­но с разработкой собственной Кон­ституции. Однако парламентская оппозиция во главе с Р.И. Хасбу­латовым всячески препятствова­ла этому.

Камнем преткновения являлся выбор формы государственности: президентская или парламентская республика. Противостояние ис­полнительной и законодательной ветвей власти было обусловлено также разным видением стратегии экономических реформ. Все это привело к тому, что Президент сво­им Указом № 1400 от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конститу­ционной реформе в России» объявил о роспуске Съезда народ­ных депутатов РФ и Верховного Со­вета и проведении 12 декабря. 1993 г. референдума по новой Конституции и выборов в двухпа­латное Федеральное собрание. Развязкой кризиса стали трагичес­кие события 3-4 октября в Моск­ве. Несколько сот человек погиб­ли и получили ранения.

Результаты референдума 12 декабря 1993 г. позволили при­нять Основной Закон страны. Россия объявлялась демокра­тическим правовым государ­ством с республиканской фор­мой правления. Президент по Конституции наделен широкими полномочиями. Он определяет ос­новные направления внутренней и внешней политики, является Верховным Главнокомандующим, на­значает федеральных министров. Президенту предоставлено право распускать Государственную Думу в случае трехкратного отклонения Думой кандидатуры премьер-ми­нистра.

 

Кризисные явления во всех сферах жизни советского общества заста­вили партийное руководство во главе с М. С. Горбачевым пойти по пути «обновления социализма». Однако в ходе «перестройки» встал вопрос о самом существовании социализма и Советского Союза. Августовские события 1991 г. означали не только конец заложенной Лениным и офор­мившейся при Сталине системы «партия — государство», но и полити­ческий, идеологический и организационный крах КПСС. Вслед за кру­шением КПСС произошел и распад СССР.

 

Многие народные выступали за эволюционный путь реформирования экономики и государственного строя, за государственное регулирование рыночных отношений в течение переходного периода. С апреля 1992 г. вплоть до осени 1993 г. конфликт двух ветвей власти — исполнительной и зако­нодательной — приобретал непрерывный характер. Критики президен­та имели в Верховном Совете большинство голосов, курс радикальных реформ поддерживало менее четверти народных депутатов.

В декабре 1992 г. президент и VII Съезд народных депутатов высту­пили с прямыми обращениями к гражданам России, в которых обви­нили друг друга в нарушении Конституции. Благодаря вмешательству председателя Конституционного суда был достигнут компромисс: пре­зидент и съезд обязались разрешать все спорные вопросы исключи­тельно конституционным путем, по основным же принципам новой конституции. Сохранение в стране власти Советов (от местных низовых до Верховного) стало преподноситься Ельциным как главное препятствие для развития де­мократии и реформ, проводимых правительством.

Политический кризис осени 1993 года. 21 сентября 1993 г. вышел пре­зидентский указ «О поэтапной конституционной реформе в Россий­ской Федерации». Согласно этому документу прекращалась деятель­ность Съезда народных депутатов и Верховного Совета до начала работы нового двухпалатного парламента, который предстояло избрать 12 декабря того же года. К этому сроку планировалось подготовить проект новой конституции России. Вся власть временно сосредотачи­валась в руках президента и подотчетного ему правительства.

В ответ был срочно созван вне­очередной Съезд народных депута­тов, расценивших действия Ельци­на как государственный переворот. Они приняли решение отстранить его с поста президента. Президент­ская присяга была принята вице-президентом А. В. Руцким. Таким образом, разразившийся в стране политический кризис привел к возникновению двух центров вла­сти. Их резиденциями и одновре­менно символами стали Кремль и здание Верховного Совета — Бе­лый дом.

Ельцин, обладавший, в отли­чие от Съезда народных депутатов и Верховного Совета, реальными рычагами власти, приступил к организации блокады Белого до­ма. 2 и 3 октября между сторонниками парламентской оппозиции и милицией произошли столкнове­ния, в результате которых Белый дом был разблокирован. Затем по призыву Руцкого оппозиционеры захватили здание московской мэрии, Хасбулатов призывал их идти на Кремль. Главным событием 3 октяб­ря стал вечерний штурм телецентра «Останкино», отраженный сила­ми верного президенту спецназа. На следующий день, 4 октября, во­енные подразделения захватили Белый дом. Руцкой, Хасбулатов и другие руководители парламентской оппозиции были арестованы (в дальнейшем их освободили по амнистии).

Победа президента над Верховным Советом и намеченные на 12 декабря 1993 г. выборы привели к пере­группировке политических сил.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.