Хусаев Н.С., Матвеевская А.А. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Хусаев Н.С., Матвеевская А.А.

2017-08-24 969
Хусаев Н.С., Матвеевская А.А. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Электротехника и электроника: методическое пособие для выполнения расчетно-графической работы. – Улан-Удэ.: Изд-во Бурятской ГСХА, 2016.

 

 

Пособие соответствует требованиям федерального государственного стандарта высшего образования подготовки бакалавров по направлению 35.03.06 «Агроинженерия».

Приведены задания и методика выполнения расчетно-графической работы, охватывающей все основные разделы курса «Электротехника и электроника».

Предназначено для самостоятельной работы обучающихся вузов всех форм обучения при выполнении расчетно-графических работ по курсу «Электротехника и электроника».

 

Хусаев Н.С., Матвеевская А.А., 2016 ©Бурятская государственная сельскохозяйственная академия

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………4

1. Общие указания к выполнению и оформлению расчетной графической работы………………………………………………………………………………5

2. Варианты заданий расчетно-графической работы…………………………7

3. Задания расчетно-графической работы…………………………………….9

4. Методические указания к выполнению расчетно-графической работы….25

Литература……………………………………………………………………….55

 

 


Введение

Методические указания к выполнению расчетно-графических работ являются составной частью учебно-методического комплекса (УМК) по дисциплине «Электротехника и электроника» для направления подготовки бакалавров: 35.03.06 - Агроинженерия. Тематика и содержание расчетно-графических работ (РГР) составлены в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов и с рекомендациями типовой программы дисциплины «Электротехника и электроника», рекомендованной Минобразованием России для данного направления подготовки бакалавров. Целью РГР по курсу «Электротехника и электроника» является развитие инженерного мышления, приобретение знаний, необходимых для изучения специальных дисциплин, связанных с проектированием и эксплуатацией электротехнического оборудования. Выполнение обучающимися РГР способствует получению ими знаний, умений и навыков, необходимых для квалифицированного использования того или иного электротехнического устройства в процессе решения проектно-конструкторских задач и правильного выбора необходимых электротехнических и электроизмерительных устройств; умению правильно эксплуатировать эти устройства.


1. Общие указания к выполнению и оформлению расчетной

Графической работы

1. К выполнению расчетно- графической работы (РГР) обучающийся должен приступить после изучения теоретического материала.

2. РГР должна быть выполнена в срок, указанный в учебном графике.

3. Обучающийся должен выполнить РГР по определенному варианту в соответствии со своим шифром, определяемым по последним цифрам зачетной книжки.

4. Каждая РГР выполняется на листах формата А4 с соблюдением правил оформления, условия задач переписываются полностью.

5. Обучающийся должен изучить условие задачи, уяснить, какие величины являются заданными и какие искомыми и сделать краткую запись условия задачи.

6. Следует составить и начертить электрическую схему, соответствующую условию задачи, показать на ней все заданные и искомые величины. Схемы, векторные диаграммы и графики должны выполняться карандашом с применением чертежных инструментов. При выполнении схем следует пользоваться условными графическими обозначениями, установленными ЕСКД.

7. Решение задач необходимо сопровождать краткими и четкими пояснениями.

8. Вычисление следует производить с необходимой точностью до двух знаков после запятой.

9. Обозначение электрических величин в тексте, в формулах, на векторных диаграммах и на электрических схемах должны быть одинаковыми и соответствовать ГОСТу.

10. При решении задач следует пользоваться Международной системой единиц СИ. Буквенные обозначения единиц измерения ставятся только после окончательного результата и в скобки не заключаются, например, 10 А; 380 В; 660 Вт.

11. Векторные диаграммы должны быть построены в масштабе на миллиметровой бумаге. Принятые масштабы должны быть указаны.

12. В конце расчетной графической работы необходимо привести список использованной литературы.

 

Варианты заданий расчетно-графической работы

Расчетно-графическая работа состоит из девяти задач и одного вопроса. Задачи посвящены темам «Электрические цепи постоянного тока»,«Электромагнетизм», «Цепи однофазного переменного тока», «Трехфазные цепи», «Трансформаторы», «Электрические машины переменного тока», «Выпрямители».

Задания для расчетной графической работы составлены в 50 вариантах. Вариант расчетно-графической работы определяется двумя последними цифрами шифра обучающегося по табл. 1.

Таблица 1. Варианты заданий расчетно-графической работы

№ варианта Последние цифры шифра Номера задач № варианта Последние цифры шифра   Номера задач
           
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
Продолжение таблицы 1.
           
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                                 

 

 

Задания расчетно-графической работы

Задачи № 1-10

Цепь, состоящая из пяти резисторов, подключена к источнику электрической энергии, напряжение на зажимах которого UAB(Рис. 1) Токи в резисторах соответственно равны I1,I2, I3, I4, I5.

Определить величины, отмеченные знаками вопроса в табл.2.

Рис. 1.

Таблица 2. Исходные данные к задачам № 1-10

№ задач  
UAB UCD RAB RCD R1 R2 R3 R4 R5 I1 I2 I3 I4 I5
В В Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом А А А А А
  ? ? ? ?   ?         ? ? ? ?
    ?   ?   ?       ? ? ? ? ?
      ? ? ? ? ?     ?   ?    
  ? ? ? ?           ?   ? ? ?
  ?   ? ?         ? ? ? ? ? ?
    ? ?   ? ?       ?   ? ? ?
  ?     ? ?         ? ? ? ? ?
      ? ? ? ? ?   ? ?   ? 7,5 ?
  ? ?     ?     ? ?   ? ? ?  
    ? ? ? ?   ? ?       ? 1,6 2,4

 

Задача № 11

Проводник длиной l = 20 см находится в магнитном поле с индукцией В = 1,5 Тл и присоединен к зажимам сети напряжением U = 5 В, как показано на рис. 2. Сопротивление проводника R0 = 0,2 Ом. Вследствие взаимодействия тока с магнитным полем проводник движется со скоростью V = 10 м/с перпендикулярно направлению вектора магнитной индукции.

Определить ток в проводнике и действующую на него электромагнитную силу.

Рис. 2.

Задача № 12

Определить напряженность и магнитную индукцию на средней линии кольцевой катушки с радиусом RСР = 10 см, если число витков ω = 1000; по катушке протекает ток I = 2.5 А. Сердечник выполнен из неферромагнитного материала.

Задача № 13

Цилиндрическая катушка с немагнитным сердечником (относительная магнитная проницаемость μ = 1), у которой длина l = 0,3 м намного больше диаметра d = 0.04 м, имеет обмотку с числом витков ω = 400, распределенную равномерно по длине сердечника. В обмотке катушки протекает ток I = 2 А, создавая вокруг нее магнитный поток Ф.Определить значение магнитного потока Ф и индуктивность катушки L.

Задача № 14

В равномерном магнитном поле с индукцией В = 0,5 Тл перпендикулярно к линиям поля перемещается проводник длиной l = 20 см. К проводнику присоединен потребитель, сопротивление которого R = 1 Ом.

Определить электромагнитную силу, действующую на проводник, если сопротивление самого проводника R0 = 0,2 Ом.

Задача № 15

Определить индуктивность L цилиндрической катушки без сердечника, если она имеет длину l = 10 см, радиус витка R = 2 см, а число витков 300. Определить величину ЭДС самоиндукции, если ток в катушке увеличивается со скоростью = 100 А/с.

Задача № 16

Кольцевая катушка имеет число витков ω = 500. Внутренний радиус катушки R1= 10 cм, внешний радиус R2 = 15 cм; витки катушки равномерно распределены вдоль немагнитного сердечника (относительная магнитная проницаемость μ = 1). Ток в катушке I = 2 А.

Определить напряженность магнитного поля Н, магнитную индукцию В на осевой (средней) линии катушки.

Задача № 17

Прямолинейный провод с током расположен в однородном магнитном поле перпендикулярно линиям магнитной индукции поля В = 1,2 Тл. Под действием электромагнитной силы FЭМ провод переместился на расстояние b = 50 см, ток в проводе I = 10 А.

Определить электромагнитную силу FЭМ и механическую работу А, совершаемую этой силой при перемещении провода.

Задача № 18

Определить индуктивность L кольцевой катушки (без сердечника) и скорость нарастания тока , если она имеет число витков ω = 1200; средний радиус RСР = 5 см; площадь поперечного сечения S = 20 см2. По катушке протекает ток, при этом в катушке наводится ЭДС самоиндукцией eL = -3 В.

Задача № 19

По проводу длиной l = 60 см, находящемуся в однородном магнитном поле с индукцией В = 1,2 Тл и расположенному в плоскости, перпендикулярной направлению поля, протекает ток I от источника питания с напряжением U = 7 В. На провод действует электромагнитная сила FЭМ, перемещающая его со скоростью V = 8 м/с. Сопротивление провода с подводящими проводами R = 0,5 Ом.

Определить значение тока I0 при неподвижном проводе, противо-ЭДС, наведенную в проводе, и ток Iпри его перемещении.

Задача № 20

По прямолинейному проводу воздушной линии протекает ток I = 250А.

Определить напряженность магнитного поля Н и магнитную индукцию В в точке, расположенной от провода на расстоянии а = 0,5 м.

Начертить проводник. Задавшись направлением тока в проводе, показать направление векторов и в точке М.

Задача № 21

В сеть переменного тока напряжением U = 220В с частотой f = 50Гц включена катушка с активным сопротивлением R = 12 Ом и индуктивностью L = 51 мГн.

Определить индуктивноеXL и полное Z сопротивления цепи; показания амперметра и вольтметра, включенных в цепь.

Начертить схему цепи и построить векторную диаграмму тока и напряжений в масштабе mU= 22 В/см. Пояснить построение диаграммы.

Задача № 22

В сеть переменного тока напряжением U = 110В с частотой f = 50Гц включена катушка с активным сопротивлением R = 8Ом и индуктивностью L= 19 мГн.

Определить индуктивноеXL и полное Z сопротивления цепи; показания амперметра и вольтметра, включенных в цепь.

Начертить схему цепи и построить векторную диаграмму тока и напряжений в масштабе mU= 22 В/см. Пояснить построение диаграммы.

Задача № 23

В сеть переменного тока частотой f = 50 Гц включена катушка индуктивности. Полная мощность цепи S = 625 ВА, коэффициент мощности cosφ = 0.6; показание амперметра I = 5 А.

Определить активноеR, индуктивноеXL и полное Z сопротивления; показания вольтметра и ваттметра, включенных в цепь.

Начертить схему цепи и построить векторную диаграмму тока и напряжений в масштабе mU= 25 В/см. Пояснить построение диаграммы.

Задача № 24

В сеть переменного тока частотой f = 50 Гц включена катушка индуктивности. Полная мощность цепи S = 250 ВА, коэффициент мощности cosφ = 0.6; показание амперметра, включенного в цепь I = 5 А.

Определить активноеR, индуктивноеXL и полное Z сопротивления; показания вольтметра и ваттметра, включенных в цепь.

Начертить схему цепи и построить векторную диаграмму тока и напряжений в масштабе mU= 5 В/см. Пояснить построение диаграммы.

Задача № 25

В сеть переменного тока частотой f = 50 Гц включена катушка индуктивности. Полная мощность цепи S =320 ВА, коэффициент мощности cosφ = 0.8; показание амперметра, включенного в цепь, I = 4А.

Определить активноеR, индуктивноеXL и полное Z сопротивления; показания вольтметра и ваттметра, включенных в цепь.

Начертить схему цепи и построить векторную диаграмму тока и напряжений в масштабе mU= 20 В/см. Пояснить построение векторной диаграммы.

Задача № 26

В сеть переменного тока частотой f = 50 Гц последовательно включены резистор и конденсатор емкостью C = 106 мкФ. Ток в цепи I = 6А, напряжение питающей сети U = 600 В.

Определить емкостное сопротивление XС, активное сопротивление резистора R, полное сопротивление цепиZ; активную Р, реактивную Qи полную S мощности; коэффициент мощности цепи (cosφ).

Начертить схему цепи с приборами для измерения напряжения и активной мощности. Построить векторную диаграмму тока и напряжений в масштабе mU= 60 В/см. Пояснить построение векторной диаграммы.

Задача № 27

В сеть переменного тока частотой f = 50 Гц последовательно включены резистор и конденсатор. Полная мощность цепи S = 80 ВА, ток I = 2А, коэффициент мощности цепи cosφ = 0.8.

Определить емкостное сопротивление XС конденсатора, активное сопротивление резистора R, полное сопротивление цепиZ; напряжение U, активную Р, реактивную Qмощности.

Начертить схему цепи с приборами для измерения тока, напряжения и активной мощности. Построить векторную диаграмму тока и напряжений в масштабе mU= 8 В/см. Пояснить построение векторной диаграммы.

Задача № 28

В сеть переменного тока частотой f = 50 Гц последовательно включены резистор и конденсатор. Ток в цепи I = 2А, напряжение U = 40 В, активная мощность Р = 64 Вт.

Определить емкостное сопротивление XС, активное сопротивление резистора R, полное сопротивление цепиZ; реактивную Qи полную S мощности цепи; коэффициент мощности цепи cosφ.

Начертить схему цепи с приборами для измерения тока, напряжения и активной мощности. Построить векторную диаграмму тока и напряжений в масштабе mU= 6 В/см. Пояснить построение векторной диаграммы.

Задача № 29

В сеть переменного тока частотой f = 50 Гц последовательно включены резистор с активным сопротивлением R = 16 Ом и конденсатор. Напряжение сети U = 100 В, ток в цепи I = 5А.

Определить емкостное сопротивление XС конденсатора, полное сопротивление цепиZ; полную S, активную Ри реактивную Qмощности цепи; коэффициент мощности цепи cosφ.

Начертить схему цепи с приборами для измерения тока, напряжения и активной мощности. Построить векторную диаграмму тока и напряжений в масштабе mU= 20 В/см. Пояснить построение векторной диаграммы.

Задача № 30

В сеть переменного тока частотой f = 50 Гц последовательно включены резистор с активным сопротивлением R = 24 Ом и конденсатор емкостьюС = 100 мкФ. Напряжение питающей сети U = 400 В.

Определить емкостное сопротивление XС конденсатора, полное сопротивление цепиZ; полную S;ток цепи I;активную Ри реактивную Qи полную Sмощности цепи.

Начертить схему цепи с приборами для измерения тока, напряжения и активной мощности. Построить векторную диаграмму тока и напряжений в масштабе mU= 60 В/см. Пояснить построение векторной диаграммы.

Задачи № 31-35

В сеть переменного тока частотой f = 50 Гц последовательно включены резистор Rи конденсатор с емкостным сопротивлением XC, величины которых приведены в табл. 3. Кроме того, известна одна из дополнительных величин (I, Р, Q).

Начертить схему цепи и определить следующие величины:

1. Полное сопротивление цепи Z;

2. Напряжение U, приложенное к цепи;

3. Силу тока в цепи I;

4. Коэффициент мощности (cosφ) цепи;

5. Активную Р, реактивную Q и полную S мощности, потребляемые цепью.

Начертить в масштабе векторную диаграмму цепи и пояснить ее построение.

Таблица 3. Исходные данные к задачам №31-35

№ задач R XC Дополнительная величина
Ом Ом
      I = 2 A
      Р = 180 Вт
      Q = 48 вар
      I = 4 A
      Р = 48 Вт

 

Задачи № 36-40

В сеть переменного тока частотой f = 50 Гц последовательно включены резистор сопротивлением R, реактивные сопротивления XLиXC, величины которых заданы в табл. 4. Кроме того, известна одна из дополнительных величин (I,U, Р, Q, S).

Начертить схему цепи и определить следующие величины:

1. Полное сопротивление цепи Z;

2. Напряжение U, приложенное к цепи;

3. Силу тока в цепи I;

4. Коэффициент мощности цепи cosφ;

5. Активную Р, реактивную Q и полную S мощности, потребляемые цепью.

Начертить в масштабе векторную диаграмму цепи и пояснить ее построение.

Таблица 4. Исходные данные к задачам № 36-40

№ задач R XL Дополнительная величина
Ом Ом
      I = 8 A
      Р = 256 Вт
      S = 30 BA
      U = 30 B
      Q = 48 вар

 

Задачи 41-50

На рис. 3 изображена схема воздушной линии электропередачи к потребителю мощностью Р2 и напряжением потребителя U2, длина линии l.

Определить ток в линии I и площадь поперечного сечения S проводов линии, если известна допустимая относительная потеря напряжения в линии е, материал и удельная проводимость γ проводов линии.

Определить сопротивление проводов линии RПР, абсолютную потерю напряжения △U, потерю мощности △Р в линии и коэффициент полезного действия линии η.

Числовые значения исходных величин указаны в табл. 5.

Рис. 3.

Таблица 5. Исходные данные к задачам № 41-50

№ задач Значения величин и единицы измерения
Р2 U2 l γ е Материал проводов
кВт В м %
  9,9     34,5   Алюминий
            Медь
  15,2     34,5   Алюминий
        34,5   Алюминий
  24,2         Медь
        34,5   Алюминий
  22,8         Медь
  9,12         Медь
        34,5   Алюминий
  25,3         Медь

 

Задачи № 51-55

В трехфазную четырехпроводную цепь напряжением UЛ включены звездой приемники энергии. Мощность приемников в фазе А – РА; в фазе В – РВ; в фазе С – РС. Для всех приемников cosφ = 1.

Начертить схему цепи и определить фазное напряжение UФ, фазные и линейные токи: IФ, IЛ; активную мощность всей цепи Р.

Построить в масштабе векторную диаграмму напряжений и токов; по векторной диаграмме определить ток в нулевом проводе I0. Данные для своего варианта выбрать из табл.7.

Таблица 6. Исходные данные к задачам № 51-55

Исходные данные Номера задач
         
Линейное напряжение UЛ, В          
Мощность в фазе А, РА кВт   1,2 2,2 1,65  
Мощность в фазе В, РВ кВт   0,8 4,4 1,1  
Мощность в фазе С, РС кВт   1,6   2,2  

 

Задачи № 56-60

В трехфазную сеть напряжением UЛ включен треугольником потребитель мощностью Р при коэффициенте мощности cosφ.

Начертить схему цепи и определить фазное напряжение UФ; фазный и линейный токи IФ, IЛ потребителя; полнуюSи реактивную Qмощности потребителя.

Построить в масштабе векторную диаграмму токов и напряжений. Данные взять из табл.7.

Таблица 7. Исходные данные к задачам № 56-60

Исходные данные Номера задач  
         
Линейное напряжение UЛ, В          
Активная мощность Р, кВт 2,59 1,86 3,68 3,08 2,87
Коэффициент мощности cosφ 0,6 0,8 0,85 0,8 0,77
             

Задачи № 61-70

Понижающий однофазный двухобмоточный трансформатор подключен к сети напряжением U1 ном = 220 В. Трансформатор работает в номинальном режиме и подключен к активно-индуктивной нагрузке. Коэффициент полезного действия трансформатора ηн = 0,8; коэффициент мощности вторичной цепи cosφ = 0,91.

Определить значения величин, отмеченных в табл. 8 знаком вопроса.

Таблица 8. Исходные данные к задачам № 61-70

№ задач Значения величин и единицы измерения
U2 ном I2 ном Sном P1 ном P2 ном K
В А ВА Вт Вт -
  ?     ? ? ?
    ? ?   ? ?
  ?   ? ?   ?
    ? ?   ? ?
  ?   ? ? ? ?
  ? ? ?   ?  
    ?   ? ? ?
    ?   ? ? ?
  ?   ? ? ?  
  ? ? ? ?    

 

Задачи № 71-80

Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором в номинальном режиме потребляет из сети мощность P1 н при напряжении Uном и токе I ном. Двигатель развивает момент Мном при частоте вращения nном. Эти величины заданы в табл. 9.

Определить:

1. Номинальную мощность двигателя Рном;

2. КПД двигателя ηном;

3. Коэффициент мощности cosφном;

4. Номинальное скольжение sном;

5. Число пар полюсов двигателя р.

 

 

Таблица 9. Исходные данные к задачам № 71-80

№ задач  
P1 U ном I ном Мном nном
кВт В А Н*м об/мин
      23,5    
           
  12,55        
  8,62   26,7    
  80,6        
      24,8    
  1,5   2,77 7,5  
  6,6   5,7    
           
      6,7    

 

Задачи № 81-85

Составить схему однополупериодного выпрямителя, использовав диоды, параметры которых, а также мощность потребителя РП с напряжением UП заданы в табл. 10.

Пояснить порядок составления схемы.

Таблица 10. Исходные данные к задачам № 81-85

№ задач Тип диода IДОП UОБР РП UП
А В Вт В
  Д209 0,1      
  Д233        
  Д304        
  Д205 0,4      
  Д226 0,3      

Задачи № 86-90

Составить схему двухполупериодного выпрямителя, использовав диоды, параметры которых, а также мощность потребителя РП с напряжением UП заданы в табл. 11.

Пояснить порядок составления схемы для указанных диодов.

Таблица 11. Исходные данные к задачам № 86-90

№ задач Тип диода IДОП UОБР РП UП
А В Вт В
  Д232        
  Д303        
  Д207 0,1      
  Д305        
  Д222 0,4      

 

Задание № 91-100

В данном задании требуется ответить на вопрос, согласно своему варианту.

91. Кратко опишите виды электропроводности полупроводников и влияние примесей на их проводимость.

92. кратко опишите свойства p-n-перехода, приведите и поясните его вольт-амперную характеристику.

93. Кратко опишите устройство полупроводникового диода. На рисунке покажите включение диода в прямом и обратном направлениях. Поясните, почему полупроводниковый диод считается полупроводниковым вентелем.

94. Начертите структурную схему выпрямителя переменного тока, поясните 95. Приведите рисунок электронно-лучевой трубки. Кратко опишите ее устройство и применение.

96. Кратко опишите устройство полупроводникового триода p-n-p типа; на рисунке покажите его включение в схему, поясните назначение электродов, укажите применение транзисторов.

97. Кратко опишите устройство и технологию изготовления полупроводниковых и гибридных интегральных микросхем. Укажите их преумущества и применение в современных электронных приборах.

98. Приведите схему простейшего усилителя электрических колебаний на транзисторе p-n-p типа, включенном по схеме с общим эмиттером, кратко опишите процесс усиления колебаний.

99. Опишите устройство фотоэлементов с внешним фотоэффектом. приведите их характеристики, укажите область применения.

100. Поясните назначение и укажите типы фильтров в схемах выпрямителей переменного тока. Приведите графики выпрямленного напряженияс фильтрами и без них.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.14 с.