Методы оценки конкурентоспособности — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Методы оценки конкурентоспособности

2017-08-23 325
Методы оценки конкурентоспособности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Метод – это совокупность приёмов и операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи, в данном случае – оценке конкурентоспособности объекта.

В настоящее время в России общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций нет. Зарубежный опыт в этой области крайне скудно освещается в литературе. Каждая компания оценивает свою конкурентную позицию по своей методике, а суть и эффективность ее применения не афиширует[8].

Идеальная методика оценки конкурентоспособности должна исходить из следующих принципов:

Ø применение только количественных методов оценки;

Ø использование общеизвестных научных методов и показателей измерения;

Ø программно-целевой подход;

Ø относительный характер конкурентоспособности продукции[9].

Можно выделить следующие методы оценки конкурентоспособности товаров, исходя из используемого принципа оценки:

1) экспериментальные методы – позволяют оценить уровень качества товаров в реальных условиях эксплуатации. Этот метод применяется в рамках потребительской экспертизы. По заказу потребительских организаций в магазинах закупаются образцы товаров одного назначения для потребительской экспертизы. Особо ценны результаты сравнительных испытаний, которые предусматривают проверку товара в реальных условиях эксплуатации (швейных машин, электробритв). Такая экспертиза позволяет проверить те показатели, о которых фирма не сообщает в эксплуатационной документации или дает не всегда достоверные сведения.

2) аналитические методы широко используются при оценке групповых критериев, в частности продукции конкурентов. Одним из этих методов является «реинжиниринг». Фирма закупает конкурирующие товары и разбирает их на отдельные части и детали для того, чтобы оценить их технологичность, долговечность и др. характеристики.

3) примером использования статистических методов является оценка конкурентоспособности товаров по результатам их продажи (выявление «лидеров продажи»). Конкурентоспособность услуг связи, учреждений культуры также проверяется методами статистики.

4) маркетинговый метод используется для определения такого распространенного критерия конкурентоспособности, как доли на рынке группы товаров, товаропроизводителей, организаций сферы услуг.

В современной литературе в основном оценка конкурентоспособности товара (К) выводится из соображения, что для покупателя в процессе сравнения товаров выигрывает тот, у которого отношение полезного эффекта, получаемого от данного товара (I), к суммарным затратам на приобретение и использование товара (P) максимально, то есть К = I / P → max. Полезный эффект здесь рассчитывается как интегральный показатель качества товара, включающий в себя три группы показателей: основные характеристики товара (технические, конструктивные); регламентируемые (т.е. соответствующие стандартам); параметры и признаки, характеризующие эстетические свойства товара (дизайн, упаковка и т.д.). Каждый показатель входит в интегральный показатель со своим весом, зависящим от его значимости для потребителя. Суммарные затраты на приобретение и использование товара включают цену изделия; расходы на транспортировку, установку, обучение персонала, эксплуатацию, ремонт, техобслуживание; налоги; страхование и т.д.

Алгоритм расчета конкурентоспособности по этой формуле будет следующим[10]:

1) Разработать на основе знания рынка и требований к товару совокупность показателей его качества.

2) Выбрать из этой совокупности несколько важнейших, называемых параметрами качества.

3) Получить количественные характеристики значимости каждого из параметров путем опроса экспертов.

4) Сформулировать модель эталона - образца товара в разрезе выбранных параметров с позиции покупателей, задав его количественные оценки.

5) Разработать количественные оценки тех же самых параметров качества по своему изделию и по изделию-конкуренту.

6) Оценить уровень качества или потребительского эффекта своего товара и товара-конкурента по формулам:

(1),

где K – уровень качества или потребительского эффекта своего товара;

in – n-ый параметр качества;

an – n-ая количественная характеристика значимости;

n – количественная оценка параметров качества изделия;

nэ – количественная оценка параметров качества эталонного изделия.

(2),

где Kk – уровень качества или потребительского эффекта товара-конкурента;

nk – количественная оценка параметров качества изделия-конкурента.

7) Рассчитать цену потребления своего товара и установить цену товара-конкурента с учетом отпускной или розничной цены и эксплуатационных расходов в период пользования товаром.

8) Рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности своего товара по отношению к товару конкуренту:

(3),

где КС – интегральный показатель конкурентоспособности своего товара;

Ц – цена потребления своего товара;

Цк – цена товара-конкурента.

Для анализа конкурентоспособности самой организации могут применяться следующие показатели[11]:

1. Коэффициент рыночной доли - показывает долю, занимаемую фирмой на рынке.

КРД = ОП / ОППР, (4)

где КРД – коэффициент рыночной доли;

ОП – объем продаж продукта фирмой;

ОППР – объем продаж продукта на рынке.

2. Коэффициент изменения объема продаж - показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет роста объема продаж.

КИОП = ОПКОП / ОПНОП, (5)

где КИОП – коэффициент изменения объема продаж;

ОПКОП – объем продаж на конец отчетного периода;

ОПНОП – объем продаж на начало отчетного периода.

3. Коэффициент уровня цен - показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет динамики цен на продукт.

КУР = (Цmax + Цmin) / 2Цуф, (6)

где КУР – коэффициент уровня цен;

Цmax – максимальная цена товара на рынке;

Цmin – минимальная цена товара на рынке;

Цуф – цена на рынке, установленная фирмой.

Значения этих показателей складывается и для суммы находится среднее арифметическое, которое и будет интегрированным показателем конкурентоспособности организации.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.