Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-08-23 | 500 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Понятие «конкуренция» и «конкурентоспособность». Критерии и показатели конкурентоспособности. Управление конкурентоспособностью
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «конкурентоспособный» – способный выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам. Это определение базируется на понятии «конкуренция», что в переводе с латыни означает столкновение в результате каких-либо действий. Под данным термином чаще всего подразумевают борьбу между производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Общепринятого определения термина «конкурентоспособность» нет. Каждый исследователь использует свою систему понятий, и это обусловлено многогранностью понятия, которое необходимо рассматривать, с одной стороны, как динамично развивающийся процесс, с другой – как часть экономической системы, представленной на различных уровнях, начиная с микроуровня – от конкретного продукта и заканчивая мировой экономикой на макроуровне.
Определение конкурентоспособности в современном экономическом словаре следующее: «это способность объекта отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с аналогичными товарами, представленными на данном рынке»[1].
Родионова Л.Н., д.э.н, профессор, трактует конкурентоспособность товара как «более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента[2].
Определение Фатхутдинова Р.А., д.э.н., профессора: «Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами рынка».[3]
|
Анализ определений конкурентоспособности продукции позволяет выделить следующие особенности. Во-первых, конкурентоспособность продукции – это мера ее привлекательности для потребителя. Привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых, иногда противоречивых требований. Во-вторых, конкурентоспособности присущ динамический характер – ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени с учетом изменений рыночной конъюнктуры во времени. В-третьих, конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемая продукция.
Существует позиция ученых: конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность его продукции находится в прямой зависимости: чем выше конкурентоспособность продукции, тем выше спрос на неё, тем больший экономический эффект получает организация от её реализации. Между категориями «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность предприятия» существует определенная взаимосвязь. Очевидно, организация не может быть конкурентоспособной, если ее товары не имеют сбыта. Однако конкурентоспособность товара не является решающим фактором в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия основывается на совокупности конкурентных преимуществ.
Конкурентное преимущество – какая-либо (в ряде случаев эксклюзивная) ценность, которой обладает объект, и которая дает ему превосходство перед конкурентами[4].
Таблица 1 – Типы конкурентных преимуществ
Тип конкурентных преимуществ | Определение |
Ресурсные | Конкурентные преимущества компаний, связанные с ценовыми характеристиками приобретаемой для хозяйственной деятельности продукции |
Технологические | Преимущества, обусловленные эксплуатацией технологий, позволяющих использовать эффект масштаба производства, увеличивающих потребительский спрос за счет ценовых и качественных характеристик |
Инновационные | Конкурентные преимущества, связанные с качественными параметрами продукции, сформированными за счет использования результатов НИОКР |
Глобальные | Преимущества производителей, сформировавших и выполняющих стандарты хозяйственной деятельности и реализуемой совместными действиями фирм и государства |
Культурные | Конкурентные преимущества производителей, обусловленные историческими и культурными связями стран, позволяющие фирмам поддерживать рынки сбыта и ресурсов |
Очевидно, чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные и иные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных его сегментах.
|
Формирование конкурентных преимуществ и конкурентоспособности компаний происходит благодаря следующим факторам:
Ø внедрению новшеств и улучшению технологии. Новшества могут проявляться в различных областях (совершенствовании конструкции, технологии, организации производства и труда, маркетинге, стратегии развития);
Ø освоению новых перспективных рыночных ниш;
Ø развитию НИОКР, что обеспечивает доступ к высоким технологиям, позволяет диверсифицировать деятельность компании[5].
Конкурентоспособность товара предусматривает его соответствие требованиям рынка. Иначе говоря, товар должен иметь совокупность экономических, технических и эксплуатационных параметров, при которых он способен выдержать соперничество с аналогами конкурентов на рынке как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Эти параметры представляют собой критерии конкурентоспособности – качественные или количественные характеристики продукции.
Критерии конкурентоспособности можно классифицировать, по меньшей мере, по двум признакам: виду удовлетворяемых потребностей и количеству учитываемых характеристик.
Таблица 2 – Классификация критериев конкурентоспособности продукции
Признак классификации | Критерий конкурентоспособности |
Вид удовлетворяемых потребностей | Уровень качества Социальная адресность Подлинность Безопасность Потребительская новизна Имидж Информативность Цена потребления |
Количество учитываемых характеристик | Единичный Групповой Обобщенный |
Критерии «безопасность» и «подлинность» характеризуют способность продукции удовлетворять простые (базовые) потребности: соответственно потребность в защите (здоровья, имущества, окружающей среды) и потребность не быть обманутым изготовителем (продавцом, услугодателем).
|
Критерий «уровень качества» позволяет оценить способность продукции удовлетворять целый комплекс потребностей, начиная от базовых, и заканчивая продвинутыми (эстетическими, отражающими принадлежность к определенной социальной группе и пр.)
Критерий «уровень новизны товара» определяет его способность удовлетворять как явные потребности за счет улучшения известных показателей, так и скрытые, т.е. новые потребности или потребности, которые потребитель еще не осознал или не склонен декларировать.
Критерий «информативность» позволяет судить об удовлетворении потребностей, вызванных стремлением получить информацию о конкурентных преимуществах товаров для их компетентного выбора.
Критерий «имидж» характеризует репутацию изготовителя (продавца) и позволяет при дефиците сведений о качестве опереться на высокую репутацию поставщика во избежание функционального и финансового риска.
Наконец, критерий «цена потребления» отражает потребность в приобретении и использовании продукции, соответствующей материальным возможностям покупателя, его стремление к получению материальных выгод.
В зависимости от количества характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать единичный и комплексный критерии.
Единичный критерий конкурентоспособности представляет собой одну из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора.
Групповой критерий – это комплексный критерий конкурентоспособности, который включает группу характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны.
|
Обобщенный критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий, по которому принимают решение в результате оценки конкурентоспособности продукции. Примером является уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.
Как не следует смешивать причину и следствие, так не следует смешивать и понятия «фактор конкурентоспособности» и «критерий конкурентоспособности».
Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.
Таблица 3 – Взаимосвязь между факторами и критериями конкурентоспособности
Фактор (причина) | Критерий (следствие) |
Производственный: · имидж предприятия; · сертифицированная система качества; · применение защитных мер по предупреждению фальсификации. Сбытовой: · количество посредников Сервисный: · продолжительность гарантийного срока Рыночный: · рыночная новизна | 1. Имидж товара 2. Уровень качества 2.1. Стабильность уровня 3. Подлинность товара 4. Цена потребления товара 4.1. Цена товара 4.2. Текущие затраты 5. Потребительская новизна |
Следует отметить, что одна и та же характеристика с точки зрения разных субъектов рынка может выступать или как фактор, или как критерий. Например, «доставка товара в магазин в срок» является сбытовым критерием для оптового продавца или товаропроизводителя. Но в то же время она выступает фактором, который определяет такой критерий конкурентоспособности услуги розничной торговли, как «устойчивость ассортимента». «Наличие системы качества» - важный комплексный критерий конкурентоспособности предприятия. Но в то же время оно является фактором, влияющим на такой критерий конкурентоспособности товаров, как «стабильность уровня качества товаров».
Более подробно факторы конкурентоспособности рассмотрены в следующем разделе.
При исследовании категории «конкурентоспособность» необходимо определить также понятие «управление конкурентоспособностью организации».
Управление конкурентоспособностью организации в условиях рыночных отношений – это совокупность мероприятий, осуществляемых для разработки стратегии производства, сбыта для обеспечения не только выживаемости организации в условиях рыночных отношений, но и достижения наивысшей эффективности для получения максимальной прибыли. Предполагает разработку четкой системы управления конкурентоспособностью предприятия, предопределяющей достижение конечной цели.
Следует отметить, что в отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий промежуток времени. Конкурентоспособность организации достигается длительной и безупречной работой на рынке. Следовательно, при сравнении и оценке двух организаций, выпускающих одинаковые товары равного качества, организация, работающее более длительный период времени на данном рынке будет иметь конкурентные преимущества перед организацией только входящим на данный рынок.
|
Процесс управления конкурентоспособностью организации должен включать следующие основные этапы:
1) изучение рынка;
2) изучение конкурентов;
3) анализ деятельности организации по всем направлениям;
4) оценка конкурентоспособности;
5) разработка стратегии повышения конкурентоспособности.
Необходим выбор приоритетов при выработке стратегии управления конкурентоспособностью организации, в наибольшей степени соответствующих тенденциям развития рынка и наилучшим образом использующих имеющиеся конкурентные преимущества.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!