О психолого – медико – педагогическом — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

О психолого – медико – педагогическом

2017-08-24 283
О психолого – медико – педагогическом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПСИХОЛОГО – МЕДИКО – ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

КОНСИЛИУМЕ (ПМПк)

Общее положение

1.1. Психолого – медико – педагогическая служба школы (в дальнейшем – школьная ПМПС) является структурой диагностико – коррекционного типа, деятельность,которой направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, дефектов воспитания, обучения; социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к школьной дезодаптации (проблемами в обучении и поведенческими расстройствами).

1.2. Основной функциональной единицей школьной ПМПС является школьный психолого – медико – педагогический консилиум (ПМПк).

1.3. ПМПк организуется на базе учреждений образования независимо от типа и вида, не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица.

1.4. В связи с межведомственным характером деятельности ПМПк на специалистов различных профилей (медицинского, педагогического, социального) распространяются все льготы и права соответствующих ведомств.

1.5. ПМПк составляет диагоностико – коррекционные программы с учетом многообразия и изменчивости условий местного и регионального социума.

1.6. ПМПк в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка. Законом РФ «Об образовании», действующим законодательством РФ.

1.7.. ПМПк для обеспечения своей деятельности может привлекать внебюджетные средства в установленном законодательством РФ порядке.

1.8. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальными запросами на участие в работе ПМПк. Постоянные специалисты ПМПк имеют право на 20 % надбавку к заработной плате при наличии в образовательном учреждении трех и более классов (групп) специального коррекционного или компенсирующего типа.

Цели и задачи ПМПк

2.1.Целью ПМПк является определение и организация в рамках данного образовательного учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями ребенка.

2.2. В задачи ПМПк ОУ входит:

2.2.1. Выявление «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» ребенка, поступившего в первый класс.

2.2.2. Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей. Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю, воспитателю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания.

2.2.3. Решение вопроса о создании в рамках данного ОУ условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. Организация коррекционных занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых). При необходимости - перевод в другой класс в рамках того же ОУ. Рекомендация соответствующей формы обучения (индивидуальное на дому, смешанное, экстернат, семейное и др.).

2.2.4. Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуальных коррекционных программ.

2.2.5. При положительной динамике и преодолении отклонений в развитии – рекомендовать перевод ребенка в класс с основной образовательной программой.

2.2.6. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно – оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды.

2.2.7. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьной программой, перспективное планирование коррекционной работы, оценку её эффективности.

2.2.8. Организация взаимодействия между педагогическим коллективом ОУ и специалистами, участвующими в работе ПМПк. Организация взаимодействия между родителями (заменяющими их лицами) и педагогами. Проведение просветительской работы с родителями (заменяющими их лицами). Оказание консультационной помощи педагогам и семье в решение конфликтных вопросов между родителями (заменяющими их лицами) и педагогами.

2.2.9. При возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а так же при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк – направление ребенка в ПМПК более высокого уровняю

Подготовка проведения ПМПк

4.8.1 Ребенок должен быть обследован всеми специалистами не позднее 10 дней до даты проведения ПМПк.

4.8.2. Список специалистов, участвующих в работе консилиума составляется ведущими специалистами и согласовывается с председателем ПМПк. В состав ПМПк входят специалисты, непосредственно работающие с ребенком, специалисты – консультанты, проводящие консультирование ребенка и знающие его проблему, специалисты – стажеры.

4.8.3. Специалисты – консультанты, проводящие непосредственную работу с ребенком, обязаны не позднее, чем за 3 дня до проведения ПМПк, представить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребенка и динамики коррекционной работы по установленной форме за период, прошедший с момента последнего ПМПк

Порядок проведения ПМПк

4.9.1.ПМПк проводится под руководством председателя консилиума, а в его отсутствие заместителя председателя консилиума.

4.9.2. Председатель ПМПк имеет право по согласованию с директором школы в разовом порядке назначить временного председателя консилиума из числа высококвалифицированных специалистов ПМПк.

4.9.3. Ведущий специалист докладывает заключение о проблемах обучения и развития ребенка на ПМПк и оформляет протокол консилиума. Все специалисты, ведущие коррекционную и консультативную работу, в устной форме дают свои заключения.

4.9.4. Заключения всех специалистов, проводящих коррекционную и консультативную работу, являются для ПМПк равнозначными.

4.9.5. Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционной работы, утвержденные консилиумом, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребенком.

4.9.6. Протокол ПМПк оформляется не позднее, чем через 2 дня после его проведения и подписывается ведущим специалистом, председателем ПМПк и

классным руководителем.

 

СХЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПк ОУ

 

Запись на обследование ребенка на консилиуме

 

 

Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума

 

 

  Плановые заседания консилиума 1. Определение путей ПМПк сопровождения 2. Оценка динамики состояния ребенка  

 

  Согласование деятельности специалистов по коррекционно – развивающей работе  

 


Проект Приказа

 

 

О СОЗДАНИИ ПСИХОЛОГО - МЕДИКО –

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

 

В целях обеспечения эффективной работы с детьми, имеющими трудности в обучении и школьную дезадаптацию, а так же в соответствии с концепцией коррекционно – развивающего обучения и на основании приказа Управления общего и профессионального образования г. Краснодара № 45 от 29.01 200 2 г.

 

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать психолого – медико – психологический консилиум в составе:

(перечень сотрудников консилиума с указанием специальности)

2.Назначить председателем консилиума:

(ФИО завуча по УВР)

3.Председателю психолого – медико – психологического консилиума вменить в обязанности организацию работы консилиума в соответствии с Положением о деятельности психолого – медико – психологического консилиума.

4. График работы консилиума прилагается.

5.Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

 

 

Директор школы №

 

Образец

 

ДОГОВОР

о сотрудничестве школьного ПМПк ОУ № г.Краснодара с родителями (законными представителями) обучающегося (воспитанника) образовательного учреждения

Образовательное учреждение№

г. Краснодараокруга

в лице директора,

(Ф.И.О.)

действующего на основании Устава и Положения о психолого – медико - педагогическом консилиуме, с одной стороны, и родителями (законными представителями) обучающегося (воспитанника)

указать Ф.И.О. родителей (законных представителей)

с другой стороны, заключили договор о нижеследующем:

 

1. Предмет договора

Предметом настоящего договора является закрепление взаимных обязательств и прав.

2. Обязанности сторон.

2.1. ПМПк ОУ №обязуется:

2.1.1. Проводить своевременную диагностику отклонений в развитии детей. Выявлять резервные возможности ребенка, разрабатывать рекомендации учителю, воспитателю, родителям.

2.1.2.Информировать родителей (законных представителей) обучающегося (воспитанника) об условиях психолого – медико – педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк

2.1.3. Организовать коррекционно – развивающие занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые).

2.1.4. Разрабатывать индивидуальные коррекционно – развивающие программы, развивающие познавательные процессы, эмоционально – волевую сферу, речевые нарушения.

2.1.5. Отслеживать динамику развития психических функций, и эффективности индивидуальных коррекционных программ.

2.1.6. Информировать родителей (законных представителей) обучающегося (воспитанника) о результатах обследования и обо всех имеющихся проблемах в развитии ребенка (о положительной динамике, об отсутствии положительной динамики).

2.1.7. Информировать родителей (законных представителей) обучающегося (воспитанника) обо всех имеющихся в городе возможностях оказания ребенку психолого – медико – педагогической помощи в соответствии с выявленными отклонениями в развитии.

 

3.1. Родители имеют право:

3.1.2. Выражать согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого – медико – педагогическое обследование и сопровождение обучающегося (воспитанника) в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и деятельности.

3.1.3. Запросить информацию о динамике развития ребенка.

3.1.4. При возникновении трудностей в обучении и воспитании ребенка получить консультативную и диагностическую помощь.

 

 

Выражают согласие (несогласие) на психолого – медико – педагогическое обследование и сопровождение обучающегося (воспитанника) в соответствии с показаниями в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк

 

Дата «»200 г.

Директор ОУподпись

Председатель ПМПкподпись

Родители (законные представители) подпись

 

 

М.П.

 

 

Образец

 

ДОГОВОР

о взаимодействии психолого – медико – педагогической комиссии (ПМПК) психолого – медико – педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др.)

и ПМПк ОУ:

(наименование ОУ)

ПМПк обязуется:   1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях: -при возникновении трудностей диагностики; - в спорных и конфликтных случаях; - при отсутствии в данном ОУ условий для оказания необходимой специализированнойпсихолого – медико – педагогической помощи. 2. Информировать гор. ПМПК: - о количестве детей в ОУ, нуждающихся в специализированной психолого – медико – педагогической помощи. - о характере отклонений в развитии детей, получивших специализированную психолого – медико – педагогическую помощь в рамках данного ОУ - об эффективности реализации ПМПК.   ПМПК обязуется:   1. Проводить своевременное обследования детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк ОУ, территориально относящегося, к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования. 2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого – медико – педагогических консилиумов ОУ, территориально относящихся, к данной ПМПК. 3. Осуществлять контроль выполнения рекомендаций ПМПК данные ОУ, при необходимости вносить коррективы в данные рекомендации. 4. Информировать родителей обо всех имеющихся возможностях оказания ребенку психолого – медико – педагогической помощи.

 

Руководитель ОУ Заведующий ПМПК

(подпись) (подпись)

 

Председатель ПМПк

(подпись)

 

 

М.П. М.П.

Образец

ПЛАН

КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Общие сведения

1.Фамилия, имя ребенка

Полдата рождения

Школа №класс2.Состав семьи:

(мать, отец, другие дети)

3.Ф.И.О. матери

Возраст образование

Профессия

Род занятий в настоящее время

Привычки, увлечения

(указать вредные привычки: алкоголизм, наркомания)

4.Ф.И.О. отца

Возраст образование

Профессия

Род занятий в настоящее время

Привычки, увлечения

(указать вредные привычки: алкоголизм, наркомания)

5. Ребенок проживает с

(родителями, приемными родителями, мачехой, отчимом, опекунами, бабушкой, дедушкой)

6. Если ребенок живет с опекунами или приемными родителями, укажите

данные:

Ф.И.О.

Доводятся ребенку

Возраст образование

Профессия

Род занятий в настоящее время

Привычки, увлечения

(указать вредные привычки: алкоголизм, наркомания)

7. Жилищные условия семьи

(отдельная квартира, общежитие и др.)

8. Условия жизни ребенка

(отдельная комната, уголок, свой письменный стол, отдельное спальное

место, общая кровать с кем – то из детей)

9. Если родители в разводе

Возраст ребенка на момент развода

После развода проживает с

10. Больше времени с ребенком проводит

11.Материальное положение семьи

 

Особенности школьного возраста

12. Поведение ребенка в домашней обстановке

(вялый, угрюмый, испуганный, подвижный, легко возбудимый, агрессивный)

13. Чрезвычайные обстоятельства в семье

(развод, смерть близких людей)

14. Посещал ДОУОУ

15. С какого возраста пошел в школу

16. Характеристики школы

(общеобразовательная, лицей, гимназия, спец. коррекц., речевая и др.)

17. Когда начались проблемы и с чем связаны

18. Уровень успеваемости на сегодняшний день

19. Оставался на повторный год обучения

(указать причину)

20. Любимые школьные предметы

21. Нелюбимые школьные предметы

22. Отношения с учителями

23. Отношения со сверстниками

24. Кратко о проблеме

(когда возникла, чем или кем спровоцирована, как развивалась, к каким специалистам обращались)

заполняется социальным педагогом

 

 

Заключение психолого – медико – педагогического консилиума

 

Дата «» 200г.

Причины направления на ПМПк (положительная динамика, преодоление отклонений в развитии; трудности в обучении, не усваивает школьную программу; отклонения в поведении, отсутствие положительной динамики, решение вопроса об изменении вида обучения).

Заключение консилиума:

Рекомендации по коррекционно – развивающему обучению (перевести ребенка в класс, с обучением по основной образовательной программе; изменить ранее проводимую коррекционно – развивающую программу в случае ее неэффективности; составить индивидуальную программу по коррекции эмоционально – волевой сферы; направить на ПМПК для дальнейшего определения вида обучения ребенка).

Приложение (отметить наличие)

1. Педагогическое представление

2. Психологическое представление

3. Логопедическое представление

 

 

Председатель ПМПк

(специальность) (фамилия)

Члены ПМПк:

(специальность) (фамилия)

(специальность) (фамилия)

(специальность) (фамилия)

(специальность) (фамилия)

План индивидуальной коррекционно – развивающей работы

Специалист по коррекционной работе

(психолог, логопед, педагог)

(Ф.И.О.)

Индивидуальные занятия с ребенком начаты числогод

Окончание индивидуальных занятий с ребенком числогод

План занятий:

Вид корркекционных занятий

Динамика развития ребенка:

В конце первого полугодия

В конце третьей четверти

Результативность обучения (на конец учебного года) графически

 

Контрольные срезы

Рекомендации по дальнейшей работе

Дата Подпись

 

КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРАВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПк

 

Корректурная проба

(Тест Бурдона)

 

Цель: Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

 

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Испытуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

 

Инструкция: «На бланке с буквами, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 сек по моей команде «Черта» ставьте вертикальную черту, отмечая просмотренные вами знаки» (продемонстрировать пример выполнения работы).

Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных не зачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60 –секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

С х С

К = п,

где С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым, п - количество ошибок (пропусков или ошибочно зачеркнутых знаков).

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

А = S / t

A - темп выполнения,

S - количество букв в просмотренной части корректурной таблицы

t - время выполнения.

 

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

 

Показатель переключаемости вычисляется по формуле:

 

С = So 100,

S

где So – количество ошибочно проработанных строк,

S - общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Объем внимания определяется количеством просмотренных букв.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, 8-10 лет – 600 знаков и выше.

 

8 7 3 5 2 9 7 5 2 1 1 6 7 5 4 1 2 2 9 7 6 9 0 3 4 3 5 4 2 6 1 1

4 1 6 4 8 9 8 2 4 0 5 3 2 7 5 2 1 9 5 5 0 2 5 2 2 8 6 3 5 5 2 2

4 7 2 9 2 6 6 5 4 7 3 3 0 4 2 2 3 5 0 1 1 9 5 2 8 8 6 6 0 5 5 2

8 7 3 2 2 7 0 6 2 6 9 0 5 3 6 1 9 8 2 2 4 4 4 0 1 9 5 2 2 7 6 4

4 5 9 9 5 0 8 8 7 2 8 6 3 1 9 0 3 8 2 2 7 9 5 1 2 8 8 7 5 7 5 6

8 7 3 5 2 7 6 8 9 6 4 2 2 1 0 8 6 6 4 5 2 2 1 9 8 6 7 6 5 5 4 2

8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7 6

6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1

8 7 3 5 2 9 7 5 2 1 1 6 7 5 4 1 2 2 9 7 6 9 0 3 4 3 5 4 2 6 1 1

4 1 6 4 8 9 8 2 4 0 5 3 2 7 5 2 1 9 5 5 0 2 5 2 2 8 6 3 5 5 2 2

4 7 2 9 2 6 6 5 4 7 3 3 0 4 2 2 3 5 0 1 1 9 5 2 8 8 6 6 0 5 5 2

8 7 3 2 2 7 0 6 2 6 9 0 5 3 6 1 9 8 2 2 4 4 4 0 1 9 5 2 2 7 6 4

4 5 9 9 5 0 8 8 7 2 8 6 3 1 9 0 3 8 2 2 7 9 5 1 2 8 8 7 5 7 5 6

8 7 3 5 2 7 6 8 9 6 4 2 2 1 0 8 6 6 4 5 2 2 1 9 8 6 7 6 5 5 4 2

8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7 6

6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1

9 7 3 5 2 9 7 5 2 1 1 6 7 5 4 1 2 2 9 7 6 9 0 3 4 3 5 4 2 6 1 1

4 1 6 4 8 9 8 2 4 0 5 3 2 7 5 2 1 9 5 5 0 2 5 2 2 8 6 3 5 5 2 2

4 7 2 9 2 6 6 5 4 7 3 3 0 4 2 2 3 5 0 1 1 9 5 2 8 8 6 6 0 5 5 2

8 7 3 2 2 7 0 6 2 6 9 0 5 3 6 1 9 8 2 2 4 4 4 0 1 9 5 2 2 7 6 4

4 5 9 9 5 0 8 8 7 2 8 6 3 1 9 0 3 8 2 2 7 9 5 1 2 8 8 7 5 7 5 6

8 7 3 5 2 7 6 8 9 6 4 2 2 1 0 8 6 6 4 5 2 2 1 9 8 6 7 6 5 5 4 2

8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7 6

6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1

8 7 3 5 2 9 7 5 2 1 1 6 7 5 4 1 2 2 9 7 6 9 0 3 4 3 5 4 2 6 1 1

4 1 6 4 8 9 8 2 4 0 5 3 2 7 5 2 1 9 5 5 0 2 5 2 2 8 6 3 5 5 2 2

4 7 2 9 2 6 6 5 4 7 3 3 0 4 2 2 3 5 0 1 1 9 5 2 8 8 6 6 0 5 5 2

8 7 3 2 2 7 0 6 2 6 9 0 5 3 6 1 9 8 2 2 4 4 4 0 1 9 5 2 2 7 6 4

4 5 9 9 5 0 8 8 7 2 8 6 3 1 9 0 3 8 2 2 7 9 5 1 2 8 8 7 5 7 5 6

8 7 3 5 2 7 6 8 9 6 4 2 2 1 0 8 6 6 4 5 2 2 1 9 8 6 7 6 5 5 4 2

8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7 6

6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1

0 8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7

6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1

 

Фамилия, имя…………………………………………….класс…………….

дата………………………………..

В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р

В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р

В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р

В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р

В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р

МЕТОДИКА «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ»

 

Цель: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для лиц разных возрастов.

Испытуемому предлагается поочередно пять таблиц, а которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция: Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

 

         
         
         
         
         

 

         
         
         
         
         

 

 

         
         
         
         
         

 

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Основной показатель – время выполнения работы, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

 

 

  t время

 

С помощью этого теста можно вычислить такие показатели, как: эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психическая устойчивость (ПУ),предложенные А. Ю. Козыревой.

Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5

ЭР = 5

 

где Т1 – время работы с первой таблицей,

Т2 – время работы со второй таблицей,

Т3– время работы с третьей таблицей,

Т4 – время работы с четвертой таблицей,

Т5– время работы с пятой таблицей.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

 

возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
10 лет 45 и меньше 46-55 56-65 66-75 76 и больше
11 лет 35 и меньше 36-45 46-55 56-65 66 и больше
12 лет 30 и меньше 31-35 36-45 46-55 56 и больше

 

 

Т1

ВР = ЭР

 

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

 

Т4

ПУ = ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданной работы.

 

 

ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ

 

Методика предложена А.Р. Лурия

 

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

 

Материал: Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (таблица 1). Методика может быть использована как для детей с пяти лет, так и для взрослых.

 

Инструкция: состоит из нескольких этапов:

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько вспомнишь, в любом порядке».

б)) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты прослушаешь их и повторишь и те, которые уже называл и те, которые запомнишь сейчас. Назвать слова можно в любом порядке».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым произведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Через час (по просьбе исследователя) испытуемый воспроизводит без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

 

 

ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

По полученному протоколу составляется график, «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество слов, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. К третьему повтору испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомляемость. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая графика не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, воспроизведенных через час, свидетельствует о долговременной памяти.

 

Протокол

Фамилия, имявозраст

№п/п число хор камень гриб кино зонт море шмель лампа рысь дополнит слова
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

ТАБЛИЦА 1

 

 

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МЕТОДИКА Р. АМТХАУЭРА
(ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ)

 

Методика предназначена для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет. Она состоит из 4-х субтестов, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программы начальных классов.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений и несущественные, второстепенные. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний у испытуемого.

Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при обследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений.

Третий субтест представляет собой умозаключения по аналогии. Для их выполнения необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющее слова каждого задания).

Перед каждым субтестом необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнения, позволяющих детям полностью понять предлагаемые задания.

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

1. Каждый ответ оценивается баллами по таблице, максимальная сумма баллов при правильном выполнении всех заданий – 100 баллов.

 

вопросы                    
субтест I 1,9 2,8 2,7 2,3 2,6 2,2 2,8 3,4 2,8 2,6
субтест II 2,6 2,3 2,7 2,6 2,4 2,5 2,3 2,5 3,0 2,7
субтест III 2,0 2,4 2,2 2,6 2,4 2,1 2,5 2,2 2,2 2,2
субтест IV 2,6 3,0 2,1 2,2 2,6 3,0 2,8 2,2 2,4 2,2

 

2. Максимальная сумма баллов распределена по субтестам:

I, II субтесты – по 26 баллов

III субтест – 23 балла

IV субтест – 25 баллов.

 

3.По сумме набранных баллов выделяется три группы детей:

1 группа - 75-100 баллов (высший уровень умственного развития);

2 группа - 50-74 баллов (средний уровень умственного развития);

3 группа - 25-49 баллов (низкий уровень умственного развития).

 

СУБТЕСТ 1

 

 

Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит предложение. Подчеркни его.

Например: Заяц больше похож на… (кошку, собаку, кролика, белку, ежа). Правильный ответ: на кролика.

Следующий пример: Обед не может состояться без… (стола, сервиза, пищи, голода, воды). Правильный ответ: без пищи.

1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).

6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).

7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).

10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

 

СУБТЕСТ 2

 

Здесь в каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишне» слово надо найти и подчеркнуть.

Например: стол, кровать, стул, шкаф, часы. Слово часы – «лишнее».

Следующий пример: слива, яблоко, груша, огурец, вишня. Слово огурец – «лишнее».

1.Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопатка.

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

СУБТЕСТ 3

 

В этом задании предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предложенных на выбор, существует такая же связь. Найди это слово и подчеркни его.

Например: Лес – деревья. Библиотека - … (сад, двор, город, театр, книги).

Следующий пример: Бежать – стоять. Кричать… (Молчать, ползать, шуметь, звать, плакать). Правильный ответ: молчать.

 

1. Огурец – овощ. Георгин -… (сорняк, роса, садик, цветок, земля).

2. Учитель – ученик. Врач -…(очки, больные, больной, термометр).

3. Огород – морковь. Сад -… (забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка).

4. Цветок – ваза. Птица -… (клюв, чайка, гнездо


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.258 с.