Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии

2017-08-24 1052
Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Технология оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем.

2. Технология построения адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету.

3. Технология выделения детей группы риска по различным видам дезадаптации (образовательной и/или поведенческой).

4. Технология оценки внутригрупповых взаимоотношений, формирование эмоционального принятия и группового сплочения.

5. Технология проведения междисциплинарных консилиумов специалистов.

6. Технология коррекционно-развивающей работы с включаемыми детьми и другими субъектами.

7. Технология психокоррекционной работы с различными участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, администрацией).

Задание. Перечислите основные критерии и показатели эффективности психолого-медико-педагогического сопровождения в инклюзивном образовательном учреждении

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. Представьте свое видение по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Из опыта работы

Представим пример организации психолого-педагогического сопровождения из опыта работы Адаптивной школы - детского сада № 301 г. Омска (далее - АШДС).

Целью психолого-педагогического сопровождения в АШДС стала непрерывная поддержка силами всех специалистов обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья через организацию диагностики, разработку и реализацию индивидуальной образовательной траектории для таких детей.

Для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью нами была разработана организационная модель деятельности АШДС, построенная на командных формах работы, мультидисциплинарном и междисциплинарном принципах и позволяющая обеспечить качественное инклюзивное образование (Т.В. Волосовец, Е.В. Самсонова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).

Организация психолого-педагогического сопровождения на основе разработанной организационной модели позволяет грамотно и эффективно управлять инклюзивным процессом на уровне образовательной организации (см. рис.).

В психолого-педагогическом сопровождении нами были выделены четыре основных направления (информационно-диагностическое, консалтинговое, экспертное, организацонно-методическое) и созданы дополнительные структуры:

- научно-методический совет;

- адаптационно-диагностический центр;

- консультативный пункт для родителей и консультативная служба для педагогов;

- центр педагогического мастерства и экспертная группа (планируются);

- пресс-служба;

- психолого-медико-педагогический консилиум.

Рисунок

Организационная модель психолого-педагогического сопровождения в АШДС

 

Кратко представим направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в АШДС.

Информационно-диагностическое направление предполагает осуществление диагностики и выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, с одной стороны, а с другой, призвано обеспечивать быстрый доступ к информации по различным вопросам специальной (коррекционной) педагогики и психологии. Данное сопровождение предполагает сбор и формирование банка внутренней (об обучающихся, воспитанниках, педагогических работниках, качестве образовательного процесса) и внешней (о новых исследованиях в образовании, нормативных документах и т.д.) информации, анализ и мониторинг результатов сопровождения, выявление проблемного поля.

Решение задач диагностирования и информирования осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом и пресс-службой учреждения.

Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) обеспечивает диагностико-коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников с ОВЗ, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников. Содержание деятельности ПМПк АШДС включает обсуждение специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка, обсуждение сложившейся образовательной ситуации, разработка и реализация общей стратегии заданной психолого-медико-педагогической комиссии и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство учреждения, разработка индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов и/или индивидуальных образовательных траекторий.

Пресс-служба НШДС № 301 позволяет решать задачи информирования, диагностики и рефлексии деятельности учреждения и ее результатов в области организации образовательного процесса. Роль данного структурного подразделения заключается в информировании не только родителей и общественности об организации работы инклюзивных дошкольных групп, но и включает обобщение, трансляцию эффективного опыта педагогов.

Организационно-методическое направление предполагает обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогических работников АШДС. Организационно-методическое сопровождение реализуется через:

- изучение запросов всех субъектов коррекционно-образовательного процесса;

- методическое сопровождение и оказание практической помощи в условиях экспериментальной и/или инновационной деятельности;

- прогнозирование, планирование и организацию повышения квалификации педагогических работников;

- организацию работы методических объединений, форм работы педагогов;

- подготовку и проведение семинаров, конференций, конкурсов профессионального мастерства и др.;

- создание условий для своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование организационной структуры управления развитием учреждения.

Формами организационно-методического сопровождения выступают проблемный семинар, научно-практическая конференция, конкурсы, методические совещания, круглые столы, творческие группы, презентации и т.п. В АШДС основными формами организационно-методического направления являются работа научно-методического совета, стажировочной площадки, инклюзивных начальных классов, инклюзивных дошкольных групп, адаптационно-диагностического центра.

Адаптационно-диагностический центр создается для детей с ОВЗ и детей-инвалидов от 2 до 11 лет с целью оказания им дозированной специализированной психолого-медико-педагогической помощи, организации дополнительного диагностического и адаптационного периода, а также дальнейшей социальной адаптации и перевода в инклюзивную дошкольную группу или инклюзивный начальный класс, или в класс нормативно развивающихся сверстников.

Нахождение ребенка с ОВЗ в адаптационно-диагностическом центре означает частичное (временное) посещение дошкольной группы или начального класса, обязательное посещение занятий специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора ЛФК), посещение консультативного пункта, получение в полном объеме медицинских услуг согласно Уставу и медицинской лицензии. Основная организационная форма работы с детьми – индивидуальные занятия и занятия малыми группами по 2-3 человека 3-4 раза в неделю (по индивидуальной образовательной траектории) при желательном присутствии родителей, а также постепенное включение в образовательный процесс и детский коллектив.

Консалтинговое направление представляет собой оказание консультативной помощи по вопросам планирования, осуществление экспериментальной и/или инновационной деятельности, оформление нового педагогического опыта на технологическом уровне. Консультирование является одним из центральных видов сопровождения, под которым подразумевается особым образом организованное взаимодействие между консультантом и консультируемым, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного педагога и учреждения в целом. Содержание консалтингового сопровождения характеризуется проектированием, обеспечением, реализацией, коррекцией и рефлексией индивидуальной, групповой, коллективной деятельности.

Методами консалтингового сопровождения являются моделирование, конструирование, тренинг, наблюдение, изучение документации, анализ результатов деятельности. Формами консалтингового сопровождения выступают индивидуальное, групповое консультирование.

Направление, связанное с консультированием, реализуется через работу консультативного пункта и консультативной службы. Консультативная служба функционирует для педагогических работников АШДС и организуется каждым специалистом, входящим в состав научно-методического совета в соответствии с должностным функционалом.

Консультативный пункт создается для родителей с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи, поддержки всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Консультирование является одним из важных видов психолого-педагогического сопровождения детей, родителей и в целом семьи.

Экспертное направление состоит в особом способе изучения деятельности учреждения и педагогических работников, исследовании качества образовательного процесса. Целью экспертного сопровождения является поиск новых путей, изучение возможности обновления и развития учреждения. Содержание экспертного сопровождения позволяет создавать условия для выявления, обобщения, накопления и распространения эффективного педагогического опыта работы педагогов. Формами экспертного сопровождения выступают центр профессионального мастерства и экспертная группа. Центр профессионального мастерства создан для реализации творческого потенциала активно работающих педагогов и формирование базы положительного опыта работы педагогов в условиях инклюзии. Экспертная группа функционирует непостоянно, организуется в том случае, когда необходимо провести внутренний контроль, либо в рамках различных конкурсных мероприятий.

Такое построение психолого-педагогического сопровождения позволяет целенаправленно и эффективно организовать образование обучающихся с ОВЗ на дошкольном и начальном основном уровне образования.

Для определения эффективности психолого-педагогического сопровождения, на основе разработок Т.В.Волосовец, Е.Н. Кутеповой и др., нами были выделены критерии и показатели:

1) стабильная положительная динамика в развитии детей дошкольного возраста с различными возможностями;

2) индивидуально-дифференцированное построение воспитательно-образовательного процесса;

3) продуктивность педагогической деятельности в области организации инклюзивного образования;

4) доступность информации об организации инклюзивной практики в учреждении.

Таблица

Критерии и показатели эффективности

психолого-педагогического сопровождения в АШДС

Критерии Показатели
стабильная положительная динамика в развитии детей с различными возможностями - сформированность умений и навыков обучающихся в соответствии с ФГОС и их индивидуальными психофизическими особенностями развития; - сформированность интегративных качеств личности дошкольников и УУД у школьников; - социализация обучающихся.
индивидуально-дифференцированное построение воспитательно-образовательного процесса - проведение ПМП консилиумов с привлечением медицинских работников; - наличие индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов для детей с ОВЗ с учетом данных диагностики и с оценкой хода их выполнения; - наличие индивидуальных образовательных траекторий; - наличие вариативных форм организации образовательного процесса
продуктивность педагогической деятельности в области организации инклюзивного образования - наличие внутрифирменного обучения по проблемам организации образования обучающихся с ОВЗ, в том числе инклюзивного; - наличие и реализация в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, совместных игр и совместной учебной деятельности (модели дня); - наличие методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ; - междисциплинарная работа, обсуждение диагностики, составление и реализация индивидуального коррекционного маршрута, индивидуальной траектории; - наличие партнерских форм взаимодействия с семьей, включение родителей в образовательный процесс; - применение современных педагогических технологий в процессе организации инклюзивной практики; - создание условий для развития каждого ребенка (наличие и реализация модели развивающей среды); - ведение учебно-методической документации; - наличие толерантного отношения к детям с ОВЗ; - умение проектировать коррекционно-образовательный процесс; - умение анализировать педагогическую деятельность.
доступность информации об организации образовательного процесса в АШДС - функционирование и систематическое обновление информации на сайте учреждения; - количество информационных материалов, в т.ч. учебно-методического содержания; - наличие банка данных о современных достижениях в области специальной педагогики и психологии, инклюзивного образования; - количество проведенных мероприятий, обеспечивающих развитие родительской компетентности и толерантности.

Представленная организационная модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии была разработана и апробирована с 2012-2013 учебного года до настоящего времени. Это дало возможность педагогическому коллективу сделать шаг в понимании сущности инклюзивного образования и образования детей с ОВЗ, овладении технологиями психолого-педагогического сопровождения и обеспечении педагогов и родителей необходимыми способами поддержки.

Представим некоторые примеры документов нашей образовательной организации, в том числе форму индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.

ПОЛОЖЕНИЕ


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.