Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

2017-08-24 375
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Приложение 1

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные Приказом Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655

3.4. Раздел программы "Содержание коррекционной работы" разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:

выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Указанный раздел должен содержать перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими Программы, предусматривающих в том числе:

описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, планирование коррекционных мероприятий;

описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального руководителя, воспитателя или инструктора по физической культуре, других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

Приложение 2

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373

19.8. Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Программа коррекционной работы должна содержать:

перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования;

систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;

описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

планируемые результаты коррекционной работы.

Приложение 3

Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897

18.2.4. Программа коррекционной работы (далее - Программа) должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.

Программа должна обеспечивать:

выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;

реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Программа должна содержать:

1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися на ступени основного общего образования;

2) перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования;

3) систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования;

4) механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательного учреждения, других образовательных учреждений и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

5) планируемые результаты коррекционной работы.

 

Задание. Изучив нормативные документы, сформулируйте следующие понятия:

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) –

 

Адаптированная образовательная программа (АОП) –

 

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) –

 

Программа коррекционной работы -

 

Задание. Перечислите отличительные признаки адаптированной основной общеобразовательной программы и программы коррекционной работы.

 

 

Локальные акты адаптивной школы в части организации образования детей с ОВЗ

В соответствии со статьей 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» закона РФ «Об образовании в РФ» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

3) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

5) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

6) прием обучающихся в образовательную организацию;

7) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

8) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

9) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии со статьей 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения» закона РФ «Об образовании в РФ»

1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом

2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе и в части образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Анализ содержания данной статьи закона позволяет сделать вывод, что закон закрепляет право руководителя образовательной организации самостоятельно формировать нормативное поле и возлагает ответственность (административную, дисциплинарную) за разработку и её соответствие действующему законодательству.

При этом руководитель образовательной организации при определении перечня локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществлении образовательной деятельности следует руководствоваться письмом Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Однако перечень направлений, представленный в письме, по которым должны быть разработаны локальные нормативные акты, далеко не избыточный, а минимальный, как максимально обязательный.

Кроме того, руководитель вынужден актуализировать/инициировать роль коллегиального управления образовательной организацией (большинство образовательных организаций необходимо перевести с номинально существующего коллегиального управления в реальное), так как в ч. 3 настоящей статьи это четко прописывается, а также отражено в ст. 26 в части 2, 6, тем самым показывая значимость коллегиального управления образовательной организацией.

Таким образом, в статье 30 говорится о формировании локальных нормативных актов и подходах к ним, но не определен необходимый перечень (хотя бы минимальный) и их формы, порядок разработки и принятия. Из чего следует, что перечень, порядок разработки и принятия локальных нормативных актов определяется организацией ей самостоятельно.

 

Задание. Перечислите перечень локальных актов адаптивной школы в части организации образования детей с ОВЗ.

 


Концепция ФГОС обучающихся с ОВЗ: основные подходы, структура и содержание вариантов образования

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) устанавливает требования к:

-структуре основных образовательных программ общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее–Программы) и их объему;

-условиям реализации Программ;

-результатам освоения Программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт является основой для:

-разработки примерной адаптированной образовательной программы общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Примерной программы);

-разработки и реализации образовательной организацией основной образовательной программы общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-разработки и реализации образовательной организацией адаптированной основной образовательной программы общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-определения нормативов финансового обеспечения реализации Программы, в том числе, индивидуальной, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении образовательной организации;

-объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности организации и подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы, при осуществлении государственной аккредитации и государственного контроля в сфере образования;

-подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья исходит из положений, изложенных в статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

- образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (часть 4);

- государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность (часть 12);

- общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися (часть 2);

- при получении образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература (часть 11);

- особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 6).

Содержание работы с детскими коллективами в направлении формирования у них толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

Самое сложное и главное направление в развитии инклюзивного образования является формирование толерантного отношения у всех субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ. Субъектами образовательного процесс становятся не только нормально развивающие сверстники, но и их родители. Порой сложно формировать понимание и поддержку инклюзии у педагогических работников учреждения. Поэтому важно не только работать с детским коллективом, но и с коллективом взрослых людей, постепенно вовлекая родителей в совместную значимую деятельность детей.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Причем терпимость следует рассматривать не как уступку, снисхождение или потворство. Терпимость предполагает, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека [12; 29].

Рассматривая инклюзивное образование как педагогический феномен, мы обязаны ввести такое понятие как «педагогическая толерантность». Под педагогической толерантностью мы понимаем способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.

Задание. Какие значимые качества должны быть у педагога для организации инклюзивного образования?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Выделяются некоторые подходы к формированию толерантного отношения у сверстников к детям с ОВЗ:

1. Включение мотивационных процессов в игровую деятельность дошкольников.

2. Формирование толерантности в детском коллективе посредством психического развития детей (развитие произвольности).

3. Воспитание толерантного самосознания у дошкольников.

4. Развитие взаимодействия дошкольников через создание специальных социальных ситуаций.

Задание. Заполните таблицу.

 

Подход Цель Основные направления
     
     
     
     

 

Важным направлением в формировании толерантного отношения к детям с ОВЗ у взрослых является вовлечение родителей нормально развивающихся детей в образовательный процесс.

По данным Д. Митчелла, выделяются пять уровней вовлеченности родителей [29].

Задание. Кратко запишите уровни вовлеченности родителей и их характеристики.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Для формирования детского коллектива педагогу необходимо создать определенный психологический климат в классе, который, по мнению Д. Митчелла, предполагает многокомпонентную стратегию, основанную на психологических аспектах класса в отличие от физических. Психологический климат в классе иногда называют окружением в классе, психосоциальным окружением, атмосферой, фоном, экологией или средой.

Основной принцип создания благоприятного климата класса – создание такой психологической среды, которая облегчает обучение. Можно выделить три основных фактора:

- отношения: степень, в которой люди в классе поддерживают друг друга и помогают друг другу;

- личностное развитие: степень, в которой улучшается личностный рост и самосовершенствование;

- системная поддержка: наличие порядка в классе, ясное понимание педагогами своих ожиданий, контроль и реакция на изменения.

Задание. Как Вы считаете, какие проблемы могут возникнуть в детском коллективе, в педагогическом коллективе?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии

Вопросы сопровождения, в том числе психолого-педагогического, обсуждаются и рассматриваются в работах отечественных исследователей (Л.В. Байбородовой, Н.Г. Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, Н.В. Клюевой и др).

Так, О.С. Газман отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение с позиции технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания и педагогической поддержки является комплексной системой, особой культурой поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Вопросы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ посвящены труды С.В. Алехиной, Е.Л. Агафоновой, А.В. Беловой, С.И. Бондаревой, Т.В. Ветер, Ю.Т. Гороховой, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго и др.. В своих работах они отмечают, что понятие «сопровождение» следует распространять не только непосредственно на ребенка с ОВЗ и инвалидностью, но и на других субъектов инклюзивного образования [с. 10]. Данное понятие сочетается с понятием сохранения позитивного здоровья, а также с динамической оценкой адаптированности ребенка в образовательной среде, с одной стороны, и поддержанием оптимальной его адаптации в этой среде, - с другой. В соответствии с этим главной целью психолого-педагогического сопровождения является непрерывное поддержание силами всех специалистов — субъектов образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка по амплификации образовательных воздействий (определяемых, в первую очередь, закономерностями индивидуального развития ребенка) и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий, со стороны педагогов, родителей, других субъектов образовательного процесса.

Таким образом, исходя из позиций М.М. Семаго, психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях инклюзивного образования – это организованный, целостный и управляемый процесс поддержки всех активных участников инклюзивного образовательного процесса для раскрытия личностного потенциала каждого и успешной амплификации (расширение, усиление, обогащение) образовательных воздействий.

Данное сопровождение определяться тремя основными взаимосвязанными компонентами.

Задание. Заполните таблицу «Компоненты психолого-педагогического сопровождения» и соотнесите их с конкретными формами и содержанием работы специалистов.

Компоненты психолого-педагогического сопровождения Формы и содержание работы специалистов
   
   
   

Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение. Таким образом, психолого-медико-педагогическое сопровождение является технологичным процессом, он цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического (по Л.Н. Харавиной).

Задание. Заполните таблицу «Этапы психолого-педагогического сопровождения».

 

Диагностический  
Поисково-вариативный    
Практико-действенный    
Аналитический    

Из опыта работы

Представим пример организации психолого-педагогического сопровождения из опыта работы Адаптивной школы - детского сада № 301 г. Омска (далее - АШДС).

Целью психолого-педагогического сопровождения в АШДС стала непрерывная поддержка силами всех специалистов обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья через организацию диагностики, разработку и реализацию индивидуальной образовательной траектории для таких детей.

Для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью нами была разработана организационная модель деятельности АШДС, построенная на командных формах работы, мультидисциплинарном и междисциплинарном принципах и позволяющая обеспечить качественное инклюзивное образование (Т.В. Волосовец, Е.В. Самсонова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).

Организация психолого-педагогического сопровождения на основе разработанной организационной модели позволяет грамотно и эффективно управлять инклюзивным процессом на уровне образовательной организации (см. рис.).

В психолого-педагогическом сопровождении нами были выделены четыре основных направления (информационно-диагностическое, консалтинговое, экспертное, организацонно-методическое) и созданы дополнительные структуры:

- научно-методический совет;

- адаптационно-диагностический центр;

- консультативный пункт для родителей и консультативная служба для педагогов;

- центр педагогического мастерства и экспертная группа (планируются);

- пресс-служба;

- психолого-медико-педагогический консилиум.

Рисунок

Организационная модель психолого-педагогического сопровождения в АШДС

 

Кратко представим направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в АШДС.

Информационно-диагностическое направление предполагает осуществление диагностики и выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, с одной стороны, а с другой, призвано обеспечивать быстрый доступ к информации по различным вопросам специальной (коррекционной) педагогики и психологии. Данное сопровождение предполагает сбор и формирование банка внутренней (об обучающихся, воспитанниках, педагогических работниках, качестве образовательного процесса) и внешней (о новых исследованиях в образовании, нормативных документах и т.д.) информации, анализ и мониторинг результатов сопровождения, выявление проблемного поля.

Решение задач диагностирования и информирования осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом и пресс-службой учреждения.

Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) обеспечивает диагностико-коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников с ОВЗ, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников. Содержание деятельности ПМПк АШДС включает обсуждение специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка, обсуждение сложившейся образовательной ситуации, разработка и реализация общей стратегии заданной психолого-медико-педагогической комиссии и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство учреждения, разработка индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов и/или индивидуальных образовательных траекторий.

Пресс-служба НШДС № 301 позволяет решать задачи информирования, диагностики и рефлексии деятельности учреждения и ее результатов в области организации образовательного процесса. Роль данного структурного подразделения заключается в информировании не только родителей и общественности об организации работы инклюзивных дошкольных групп, но и включает обобщение, трансляцию эффективного опыта педагогов.

Организационно-методическое направление предполагает обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогических работников АШДС. Организационно-методическое сопровождение реализуется через:

- изучение запросов всех субъектов коррекционно-образовательного процесса;

- методическое сопровождение и оказание практической помощи в условиях экспериментальной и/или инновационной деятельности;

- прогнозирование, планирование и организацию повышения квалификации педагогических работников;

- организацию работы методических объединений, форм работы педагогов;

- подготовку и проведение семинаров, конференций, конкурсов профессионального мастерства и др.;

- создание условий для своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование организационной структуры управления развитием учреждения.

Формами организационно-методического сопровождения выступают проблемный семинар, научно-практическая конференция, конкурсы, методические совещания, круглые столы, творческие группы, презентации и т.п. В АШДС основными формами организационно-методического направления являются работа научно-методического совета, стажировочной площадки, инклюзивных начальных классов, инклюзивных дошкольных групп, адаптационно-диагностического центра.

Адаптационно-диагностический центр создается для детей с ОВЗ и детей-инвалидов от 2 до 11 лет с целью оказания им дозированной специализированной психолого-медико-педагогической помощи, организации дополнительного диагностического и адаптационного периода, а также дальнейшей социальной адаптации и перевода в инклюзивную дошкольную группу или инклюзивный начальный класс, или в класс нормативно развивающихся сверстников.

Нахождение ребенка с ОВЗ в адаптационно-диагностическом центре означает частичное (временное) посещение дош


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.