История детской литературы в аспекте жанра и стиля. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История детской литературы в аспекте жанра и стиля.

2017-08-23 505
История детской литературы в аспекте жанра и стиля. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Становление детской литературы в Европе и России до конца XVIII века. Просветительские тенденции в европейской литературе для детей. Художественно-педагогическая и энциклопедическая литература Яна Амоса Каменского: «Мир в картин­ках»: «Видимый свет», «Зрелище вселенной» (1778, 1793, 1808). Значение этой книги в развитии русских энциклопедий для детей.

Интерпретация фольклорных мотивов в литературных сказках Ш. Перро «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями». Литература европейского Просвещения в детском чтении: принципы адаптации к детскому восприятию произведений Дж. Свифта («Путешествия Гулливера»), Д. Дефо («Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»). Литературная судьба образа барона Мюнхгаузена: версии Г. А. Бюргера и Р. Э. Распе, перевод К.И. Чуковского, интерпретация Г. Горина.

Отечественные азбуки, словари, азбуковни­ки 17 века. Азбука В.А. Бурцова (1634, 1637), «фряжские», или «немецкие лис­ты»; «Лицевой букварь» Кариона Истомина (1661, 1694). Реформы Петра I в области культуры, просвещения и их влияние на развитие детской и подростковой литературы. Издание учебной литературы в 18в. Особенности стиля и построения книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717). Научно-популярные книги для детей по различным отраслям знаний (географии, естествознанию, истории); эн­циклопедии второй половины XVIII века: «Детский атлас» (1768), «Краткое понятие о всех науках» (1764) и др. Просветительская и литературная деятельность Н.И. Новик о ва (1744 – 1818), его роль в формировании детской литературы и детского чтения в России. Первый детский журнал в России «Детское чтение для сердца и ума» (1785 – 1789).

Зарубежная детская литература первой половины XIX века.

Восприятие детства романтиками. Ребёнок как романтический герой; поэтика романтизма в детской литературе первой трети XIX века. Внимание к национальному фольклору в эпоху романтизма, расцвет жанра литературной сказки: творчество В. Гауфа, братьев Гримм, Э.Т.А. Гофмана, Х.К. Андерсена.

Историко-приключенческая проза Англии, Франции, США первой половины XIX века, входящая в круг подросткового чтения (романы А. Дюма, Д.Ф. Купера).

Русская детская литература первой половины XIX века.

События национальной истории (Отечественная война и восстание декабристов) – контекст формирования детской литературы как самостоятельной области словесного художественного творчества. Расцвет литературной сказки в эпоху романтизма. Связи с национальным фольклором и европейской литературной сказкой. Пародия и стилизация в литературной сказке романтизма.

Особенности поэтики стихотворных сказок В. Жуковского 1830-х годов: «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери», «Война мы­шей и лягушек»; 1840-х годов: «Кот в са­погах», «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке», «Тюльпанное дерево», А. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» (1830-е годы), П. П. Ершова «Конёк-горбунок» (1834).

Прозаические сказки А. А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829), В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» (1834), «Детские сказки дедушки Иринея» (1840) и «Детские песни дедушки Ирине» (1847).

Поэтические произведения русских классиков в детском чтении: И.А. Крылов (басни), В.А. Жуковский («Птичка», «Жаворонок»), А.С. Пушкин (стихотворения о природе, поэма «Руслан и Людмила» и др.)

Обогащение жанровой системы детской литературы в эпоху реализма (рассказы, очерки, повести в детском чтении). Борьба с сентиментальными, морализаторскими тенденциями в литературе для детей, углубление психологизма, детерминизм детских судеб, «демократизация» детской литературы (изменение стиля, введение героя-простолюдина, ориентация на более широкий круг читателей) как отражение общих тенденций в реалистической культуре 19 века. Герой-ребёнок в реалистической детской литературе.

Приключенческо-воспитательная и социально-ориентированная детская литература США второй половины 19 века: М. Твен, Г. Бичер-Стоу. Научно-приключенческая фантастика в творчестве Ж. Верна (Франция). Авантюрные путешествия в романах Р. Л. Стивенсона (Англия). Зарубежная литературная сказка середины и второй половины 19 века: Дж. Р. Киплинг (Индия, Англия);Ж. Санд (Франция), К. Коллоди (Италия), Д.Ч. Харрис (США), М. Твен (США).

Особенности организации времени и пространства и основные мотивы сказки Л. Кэрролла (Англия). Языковая игра в сказке и проблема перевода. Версии перевода В. Набокова, Б. Заходера и др. Сложная эстетическая природа сказок Л. Кэрролла. Сказки об Алисе в аспекте тенденций развития литературы в конце XIX – ХХ веке: филологическая (интеллектуальная) литература, категории сознания, игры, абсурда в разных эстетических течениях ХХ века.

Отечественная литературная сказка второй половины 19 века. Влияние на поэтику литературной сказки эстетики реализма в произведениях С. Аксакова («Аленький цветочек»), Н. Вагнера («Сказки Кота-мурлыки»), К. Ушинского («Охотник до сказок», «Два плуга», «Слепая лошадь» и др.), Л.Н. Толстого («Три медведя»), Д. Мамина-Сибиряка («Алёнушкины сказки», «Серая шейка»).

Художественные произведения для детей в структуре учебных пособий К. Ушинского («Азбука», «Родное слово», «Детский мир и хрестоматия»), Л.Н. Толстого («Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения»).

Рассказы, повести, очерки классиков русской реалистической литературы, входящие в круг детского чтения: Л.Н. Толстой («Корова», «Косточка», «Птичка» и др.), А.П. Чехов («Белолобый», «Каштанка», «Ванька», «Спать хочется», «Не в духе», «Гриша», «Детвора», «Мальчики»), Д.Н. Мамин-Сибиряк («Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш», «Под дом­ной», «Слава богу», «Дедушкино золото», «Дорогой камень», «Отрезанный ло­моть», «Казнь Фортунки», «Зеленые горы»), В.Г. Короленко («Дети подземелья»).

Автобиографическая проза о детстве: «Детство» (1852) Л.Н. Толстого, «Детские годы Багрова-внука» (1858) С. Аксакова, «Детство Тёмы» (1892) Н.Г. Гарина-Михайловского.

Поэзия А. А. Фета («Кот поёт, глаза прищуря…», «Мама! Глянь-ка из окошка…» и др.) и Н. А. Некрасова («Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы» и др.), А.Н. Плещеева (сборники «Детская книга», «Подснежник») в детском чтении.

Неоромантические тенденции в творчестве В. Гаршина («Сказка о розе и жабе», «Лягушка-путешественница», «Attalea princeps»). Философичность сказок В. Гаршина. Типология героев в сказках.

Русская детская литератураСеребряного века.

Истоки литературной сказки рубежа XIX – XX вв. Мифопоэтические сборники А.М. Ремизова «Посолонь» и «К Мо­рю-Океану». «Сказки о Серебряной Свирели» и «Сказки об Апрельской Розе» С.М. Соловьева. Дореволюционное творчество М. Горького в области детской литературы (сказки «Утро», «Воробьишко»; рассказы «Дед Архип и Ленька», «Встря­ска» и др.). Мир ребенка в поэзии И.А. Бунина; стихотворения для маленьких детейА.А. Блока («Зайчик», «Колыбельная пес­ня», «Ветхая избушка»).

Основные вехи и тенденции развития детской литературы метрополии и диаспоры советского и постсоветского периода. Влияние на детскую литературу социально-политических процессов, историко-культурного контекста. Раскол литературы, в том числе детской, на литературу Советской и эмигрантской России.

Осмысление роли и функций детской литературы в метрополии и диаспоре. Разность идеалов, но схожесть взглядов на ребёнка как на продолжателя «дела», миссии «отцов» (в СССР – строительства коммунизма, в эмиграции – сохранения культуры и истории досоветской России).

Ситуация свободы творчества, сосуществования разных литературных школ, направлений в Советской России в 1920-е годы. Идеологическая ангажированность детской литературы, ужесточение цензуры в 1930-е годы. «Побег» в детскую литературу писателей «для взрослых» как способ избежать соцреалистической эстетики: «взрослые детские» произведения Д. Хармса, Е. Шварца и др.

Новые темы и типы героев в литературе 1940 – 1950-х годов, осмыслявшей события Великой отечественной войны; детская литература «оттепели» и 1970-х годов (углубление психологизма, расцвет игровой литературы). Переоценка советской литературы для детей в 1980-е годы; трансформация и расширение круга детского чтения: открытие «железного занавеса», возвращение литературы русского зарубежья. Проблема цензуры литературы для детей и критерии отбора современной литературы для детского чтения: феномен современной массовой детской литературы.

Единство реалистического и романтического изображения в произве­дениях А.П. Гайдара. Повести «Р.В.С.» и «Школа». Раскрытие Гайдаром внутреннего мира де­тей, формирования их мировоззрения. Острота конфликтов повестей, особенности стиля и языка. Гуманизм произведений Гайдара. Развитие идеи революционного героизма в повести «Военная тайна». Значение «Сказки о Мальчише-Кибальчише» в повести. Глубина изображения психологии детей, товарищеских взаимоотно­шений в семье и трудовом коллективе. Рассказы «Чук и Гек», «Голубая чашка». Отражение в произведениях Гайдара участия детей в жизни страны, в делах взрослых. Повесть «Тимур и его команда». Связь игры и труда в по­вести. Своеобразие композиции повести.

Революционная романтика повести В.П. Катаева «Белеет парус одинокий». Обра­зы Гаврика и Пети. Сказки В.П. Катаева «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик», «Пень», «Жемчужина», «Голубок». Их гуманизм, поэтичность, этические мотивы. Повесть «Сын полка». Образ Вани Солнцева. Детский и взрослый ас­пекты произведения.

Тема детства в творчестве Л.А. Кассиля. Повесть «Кондуит и Швамбрания». Своеобразие творческой манеры писателя в повести.

Рассказы о детях Б.С. Житкова: «Как я ловил человечков», «Пудя», «Белый домик» и др. Его научно-художественные произве­дения для детей. Опыт создания энциклопедии для детей («Что я видел»). Принципы отбора, организация материала.

Природоведческая литература для детского чтения (М.М. Пришвин, Е.И. Чарушин, К.Г. Паустовский). Жанровое разнообразие произведений В.В. Бианки. Природоведческая сказка («Лесные домишки», «Первая охота», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.). Достоверность наблюдений. Антропомор­физм в создании образов животных, птиц. Рас­сказы «Синичкин календарь», «По следам», «Зеленый пруд», «Аришка-трусишка» и др. Воспитание наблюдательности и пытливого отноше­ния детей к природе. Повести «Мышонок Пик», «На великом морском пути» и др. Сказоч­ные мотивы в повестях. Элементы приключений в композиции сюжетов природоведческих повестей. «Лесная газета» - художественная энциклопедия природы. Традиции Бианки в творчестве Н.И. Сладкова, С.В. Сахарнова.

Особенно­сти творческой манеры Н.Н. Носова в постановке этических вопросов. Юмористические рассказы для детей («Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина каша», «Карасик», «На горке», «Живая шляпа», «Про репку»). Трилогия «Приключения Незнайки и его Друзей». Своеобразие характеристик ге­роев, юмора.

Художественная модель современного мира в прозе А. Г. Алексина, иссле­дование всего многообразия социальных и моральных связей между людьми. Углубленное психологическое изучение героя-ребенка и взрос­лого в повестях «Саша и Шура», «Мой брат играет на кларнете», «Поздний ребенок». Характеристика взрослого через восприятие подростка в повес­ти «Говорит седьмой этаж!..».

В.К. Железников. Произведения, адресованные младшим школьникам: «Разноцветная история», «Чудак из шестого «Б». Образ положительного героя-чудака. Проблема взаимоотношений взрослых и детей. Динамичность развития сюжета, драматизм ситуации, стремление к предельному раскрытию психологии подростков в повести «Чучело».

Образ учителя в подростковой литературе 1970-х годов. Г. Щербакова «Вам и не снилось», «отчаянная осень», В. Железников «Чучело», Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»,

Творчество Э. Мошковской, В.Ю. Драгунского, Э.Н. Успенского, Ю.И. Коваля.

Творчество для детского чтения В.П. Крапивина, К. Булычева, В.М. Воскобойникова, А.А. Лиханова, Б.Д. Минаева, А.П. Торопцева, Ю.Д. Нечипоренко, О.Ф. Кургузова, Т.Г. Рик, Т.Ш. Кроковой, В.М. Роньшина, М.Ю. Есеновского, С.А. Седова, Л. Петрушевской, Л. Улицкой.

Зарубежная детская литература ХХ века

Литературная сказка: Ф. Л. Баум (США), Дж. М. Барри (Англия), П. Трэверс (Австралия), Я. Корчак (Польша), А.-М.-Р. де Сент-Экзюпери (Франция). Проблематика литературной сказки первой половины ХХ века: онтология детства, деонтологические вопросы, принципы воспитания свободной личности.Литературная сказка: второй половины 20 века творчество Дж. Родари (Италия), О. Пройслера (Германия), Т. Янссона (Финляндия).

«Фэнтези» в творчестве Дж. Р. Р. Толкиена (Англия), М. Энде (Германия), Р. Д. Брэдбери (США), Дж. К. Ролинг (Англия).

Повести и рассказы А. А. Э. Линдгрен (Швеция): приёмы изображения воображаемого и реального мира ребёнка в повестях о Пеппи Длинномчулке и рассказах о Малыше и Карлсоне.

Жанровое своеобразие «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса (Англия).

«Вини-Пух» А.А. Милна. Перевод сказки Б. Заходера.

 

4. Методическая реализация предмета «детская литература» в педагогической деятельности.

Создание учебно-методической разработки урока или внеклассного мероприятия, либо культурно-развлекательного мероприятия. В качестве материала может быть использованы любые произведения детской и подростковой литературы. Обязателен в качестве подготовительной работы поиск и анализ 2 – 3 методических разработок, представленных учителями на специализированных сайтах в сети Интернет. Работа может быть индивидуальной или выполняться в группе (по согласованию с преподавателем).

5. Детская литература и мультипликация.

Анимационные экранизации произведений литературы для детей. Подготовка докладов о творчестве известных сценаристов мультипликационных произведений.

 

5.3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.

 

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература по дисциплине:

 

1. Арзамасцева, И. Н. Детская литература [Текст]: учебник для вузов / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 471 с.

2. Гриценко, З. А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению [Текст]: учебное пособие для вузов / З. А. Гриценко. – М.: Академия, 2008. – 222, [2] с.

6.2 Дополнительная литература по дисциплине:

3. Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению [Текст]: учебное пособие для вузов / З. А. Гриценко. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 312, [1] с.

4. Детская литература. Выразительное чтение [Текст]: практикум: учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений / [О. В. Астафьева, А. В. Денисова, И. Л. Днепрова и др.]; под ред. Т. В. Рыжковой. – М.: Академия, 2007. – 270, [1] с.

5. Детская литература: учебное пособие для среднего профессионального образования / [Е. Е. Зубарева, В. К. Сигов, В. А. Скрипкина и др.]; Под ред. Е. Е. Зубаревой. - М.: Высшая школа, 2004. – 550, [1] с. (электронный вариант – на кафедре литературы ТГПУ)

6. Детская литература [Текст]: хрестоматия с основами литературоведения: учебное пособие для средних педагогических учебных заведений / [сост. А. В. Дановский]. – М.: Академия, 1997. – 630, [1] с.

7. Зарубежная детская литература: учебное пособие для сред. и высш. учебн. Заведений / Н. В. Будур, Э. И. Иванова, С. А. Николаева, Т. А. Чеснокова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 298, [1] с.

8. Минералова, И. Г. Детская литература [Текст]: учебное пособие для вузов / И. Г. Минералова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 174, [1] с.

9. Минералова, И. Г. Практикум по детской литературе / И. Г. Минералова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 255 с.

10. Русские детские писатели XX века: биобиблиографический словарь / [Редкол.: И. Н. Арзамасцева и др.; Отв. ред. Г. А. Черная]. - 3-е изд., перераб. – М.: Флинта, 2001. – 512 с. (1 экз., СБО)

 

6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников:

1. Библиотека М. Машкова (художественные произведения): http://lib.ru/TALES/

2. Журнальный зал. Электронная библиотека современных литературных журналов России. URL: http://magazines.russ.ru/

3. Педсовет: Сообщество взаимопомощи учителей (раздел «Русский язык и литература»). URL: http://pedsovet.su/load/27

4. Ресурсный центр «Информационные технологии в обучении языку». URL: http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php (о Веб-квесте)

5. Школа цифрового века: общероссийский проект (раздел «Преподавание литературы). URL: http://festival.1september.ru/articles/subjects/9

6. Электронная библиотека диссертаций. URL: http://www.dissercat.com/search

7. Л. Звонарева. О “Черной курице” и ее подземных жителях. http://www.ijp.ru/razd/pr.php?failp=10201401008

 

6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

Перечень рекомендуемых интерактивных обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых при изучении дисциплины:

№п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины (модуля) Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов
1. Детская литература и мультипликация Медиа-плеер, поддерживающий разные видеоформаты Компьютер с выходом в Интернет, проектор

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации преподавателю

Курс «Детская литература» направлен на формирование у студентов знаний о мировой детской литературе, представляющей, с одной стороны, особый пласт словесной художественной культуры, с другой стороны, – часть мировой литературы, в которой нашли отражение социально-исторические, философско-культурологические особенности эпох.

Хронологический подход в изложении материала позволит проследить преемственность и смену жанров, проблематики, авторских задач в детской литературе разных культурных регионов.

Ограниченный объём курса диктует принцип изложения материала: в основном обзорное освещение специфики развития детской литературы выделенных периодов и более глубокий анализ отдельных произведений.

Процесс освоения дисциплины должен способствовать выработке навыков эстетической и педагогической оценки литературы, предназначенной для детско-юношеского чтения, умения анализировать поэтику детской литературы.

Специфика изучаемого материала предполагает анализ произведений с точки зрения художественной формы и содержания в аспектах соответствия возрастным особенностям восприятия и мышления детей, с одной стороны, и выражения авторского замысла, – с другой.

Курс «Детской литературы» является значимым компонентом подготовки педагогов-филологов, так как предполагает изучение литературы, прямо влияющей на становление личности ребёнка, подростка. В процессе освоения детско-юношеской литературы происходит формирование картины мира, ценностей, художественного вкуса, развитие познавательных способностей ребёнка. Филологический анализ текстов детской литературы должен способствовать выработке навыков отбора литературы для детского чтения.

Функции детской литературой не исчерпываются дидактической. Предлагается посмотреть на произведения детской литературы как на феномены культуры, выражающие онтологию детства посредством специфических поэтических средств.

Подбор материала для анализа производился с учётом сложных взаимосвязей «детской» и «взрослой» литературы.

7.2. Методические рекомендации для студентов.

Результатом самостоятельной работы студентов должно стать знание художественной, критической, литературоведческой литературы по дисциплине, умение анализировать сюжет, композицию, мотивную структуру, лингвопоэтику, поэтические приёмы в произведениях писателей детской литературы, умение выявлять функции элементов поэтики детской литературы, роль произведений в становлении личности ребёнка.

Формой итогового контроля является зачёт, при сдаче которого необходимо проявить, во-первых, знание общих тенденций и особенностей творчества детских писателей, во-вторых, умение литературоведческого и критического анализа художественного текста.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.