Дореволюционный период камнерезного искусства Алтая. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Дореволюционный период камнерезного искусства Алтая.

2017-08-23 378
Дореволюционный период камнерезного искусства Алтая. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Колыванский камнерезный завод

Государственные предприятия.

История алтайской камнерезной школы прошла те же вехи, что петербургская и уральская. Алтай, как и Урал, славился своими природными ресурсами (более двухсот пород камня). Здесь также была важна деятельность камнерезного государственного предприятия, организованного в дореволюционный период – Колыванской шлифовальной фабрики (1802).

Следует отметить, что обработкой камня на Алтае стали заниматься еще в XVIII веке. В 1768 году при Локтевском заводе по образцу Петергофской была создана шлифовальная мельница. Камень, идущий на создание ее изделий, был твердый (порфир различных оттенков – красный, темно-фиолетовый, сине-фиолетвый, локтевский черный; темно-кофейная яшма и др.). Вследствие этого вазы, создаваемые мастерами, имели замкнутую яйцевидную форму. Причем, «нутро» в таких вазах не «вынимали». Заметим, что «блочность» алтайского камня давала возможность изготавливать вещи монументальных размеров, что и было реализовано позднее.

В 1802 году была построена Колыванская шлифовальная фабрика, размеры которой и техническое оснащение как раз и позволяли выполнять произведения больших размеров. Да и расположение фабрики было ближе к главным месторождениям поделочного камня.

В этот период были созданы вазы по эскизам А.Н. Воронихина, в которых, как и в вазах Екатеринбургской гранильной фабрики, наблюдается синтез мощности камня и изящества бронзы.

Большая колыванская ваза «Царица ваз»

В первой трети XIX века на фабрике также создают произведения, сочиненные архитекторами К.И. Росси и И.И. Гальбергом, – яркими представителями классического направления в искусстве.

Безусловно, что прославилась фабрика именно монументальными вазами, среди которых бесспорный фаворит – «Царица ваз» (1831-1843, ГЭ) из ревневой яшмы.

После отмены крепостного права фабрика постепенно сворачивает объемы производства, так как использование труда вольнонаемных рабочих было нерентабельно. Итак, упадок камнерезного искусства на Алтае наблюдается еще в дореволюционное время.[53]

О контактах фирмы Фаберже с камнерезной Колыванью Франц Бирбаум пишет следующее: «Из сношений фирмы с сибирским рынком нужно упомянуть еще о приобретении на Колыванской фабрике целой серии мелких изделий. Судя по их рисункам, можно предположить, что эти вещи изготовлены были давно и лежали долгие годы на складе фабрики. Оттуда же была выписана нами коллекция образцов яшм и других пород в количестве более 100 штук и несколько плит яшм и кварцев»[54].

Итак, в региональных камнерезных школах прослеживаются те же эволюционные этапы их формирования, что и в столичной. Выявляется значение ведущих предприятий отрасли, связь с творческими силами Петербурга, черты своеобразия, присущие школам Урала и Алтая.

Использованные источники

1. [1] Боттон занимался техническим усовершенствованием мельницы. Он выписал из Англии инструменты для галантерейных работ, сконструировал машину, позволившую ускорить разрезание больших каменных плит на столешницы (Мавродина Н.М. Искусство русских камнерезов XVIII-XIX веков. Каталог коллекции. СПб., 2007. С. 28.).

2. [2] Шуйский В.К. Строгий классицизм. СПб.: Белое и черное, 1997. С. 104.

3. [3] Мавродина Н.М. Искусство русских камнерезов XVIII-XIX веков. Каталог коллекции. СПб., 2007. С. 30.

4. [4] В первой трети XIX века мастера Петергофской фабрики будут воспроизводить в миниатюре и триумфальную Александровскую колонну архитектора О. Монферрана. Миниатюрные колонны были популярным дипломатическим подарком.
Такие изделия популярны на современном арт-рынке. 9 декабря 2005 года в Стокгольме на аукционе русского искусства была представлена к торгам «Модель Александровской колонны» (гранит, бронза. Россия. XIX век) – лот 137. (См.: Толмацкий В.А., Скурлов В.В., Иванов А.Н. Антикварно-художественный рынок Петербурга. СПб.: Лики России, 2008. С. 247).

5. [5]Мавродина Н.М. Искусство русских камнерезов XVIII-XIX веков. Каталог коллекции. СПб., 2007. С. 39.

6. [6] Диссертант исследует эти черты в следующей главе диссертации.

7. [7] Камнерезному искусству фирмы Фаберже посвящена следующая глава диссертации.

8. [8] Суровый Георгий Герасимович – крестьянин Ярославской губернии, золотых дел мастер, в 1908 г. выбран депутатом от золотых дел мастеров при осмотре пробирным надзором магазинов. Как камнерез специализировался на изображении животных. Был поставщиком Картье.

9. [9] Выскажем предположение, что ими были мастера фирмы Верфеля. О сотрудничестве фирмы Болина с фирмой Верфеля косвенно «говорит» тот факт, что сын главного ювелира фирмы, инженер Путиловского завода Роберт Шван в 1912 г. стал одним из соучредителей Общества «Русские самоцветы», наряду с К.Ф. Верфелем и А.К. Денисовым-Уральским.

10. [10] Отметим, что Верфель был и единственным концессионером по добыче нефрита в России. Верфелю принадлежали большие запасы нефрита в России, которого, по свидетельству А.Е.Ферсмана, он добыл около 200 тонн.

11. [11] Основал фирму австрийский подданный Карл Ган в 1869 г. Главным мастером до 1894 г. был А. Трейден, затем стал Карл Бланк (1860–1923). С 1894 г. помощником отца работал Дмитрий Карлович Ган. Он закончил Академию художеств в Ханау, где обучался вместе с Евгением Фаберже. Карл Ган – Поставщик Высочайшего двора с 1895 г. Магазин фирмы в 1911 г. (после смерти Дмитрия Гана) перешёл фирме «А. Тилландер». Бывший главный мастер фирмы Гана – Карл Бланк – продолжал активно работать для Кабинета Е.И.В. самостоятельно.

12. [12]Бронзо-каменное заведение было основано в 1842 году Федором Верфелем. В 1850 г. Верфель участвовал в исполнении малахитового убранства Исаакиевского собора. Он умер в 1857 г. Дело продолжил его партнер Гессерих, который стал опекуном 11-летнего Карла Верфеля. К. Верфель получил образование в одной из петербургских гимназий, а потом поступил в Императорскую Академию Художеств. После года учебы в этом учебном заведении (уточнено нами на основе архивного дела Верфеля – РГИА. Ф. 789. Оп. 4. Д. 17. Верфель Карл. 1864 г.), был отправлен опекуном для обучения в Германию, в Бремен. После учебы занялся обработкой цветного камня. С 1873 года стал владельцем мастерской по камнерезному делу – фирмы «К.Ф. Верфель». Фирма занималась гранильным производством и бронзовым делом.
Фирма активно развивала свои мощности. В 1880 г. у К. Верфеля на фабрике двигатель на 16 л.с., 80 рабочих, объем годового производства 160 000 руб. В 1910 г. объем производства 100 000–175 000 руб. в год, 85 рабочих, 2 двигателя на 30 л.с., магазин фирмы на Невском пр., 36 (заведующий магазином Александр Иванович Мейер, женат на сестре Карла Верфеля). С 1892 по 1918 гг. фабрика помещалась по адресу: Обводный канал, 80 (соб. дом).
В русском подданстве Карл Верфель состоит с 1893 г. В том же году вступил и в купечество. Верфель с 6 июня 1895 г. – Придворный поставщик. Присвоение звания осложнялось претензиями Министерства Двора, заключающимися в том, что фирма поставляла изделия на незначительные суммы. На что Верфель отвечал, что такова низкая стоимость каменных изделий.
Фирма была удостоена многих высших наград на всероссийских и международных выставках и имела связи с Германией, Англией и Америкой, где она сбывала вещи через местные торговые дома.

13. [13] Ювелир. 1913. № 7. – С.20.

14. [14] В его гранильной мастерской работали 10 рабочих и 5 учеников. Мастерская была оснащена 10 ручными станками, ежегодно выпускала продукцию на 1000-3000 руб.

15. [15] Отчет Генерального комиссара Русского отдела Всемирной Колумбовой выставки в Чикаго, камергера Высочайшего двора П.И. Глуховского. СПб., 1895. С.22-27.

16. [16] Там же. С. 22-27

17. [17] Мавродина Н.М. Искусство русских камнерезов XVIII-XIX веков. Каталог коллекции. СПб., 2007. С. 28.

18. [18] Сложно складывалась судьба выдающегося мастера фирмы Фаберже П.М. Кремлева. В 20-е годы он жил на Урале. В 1924 году Кремлев пишет письмо А.Е. Ферсману с просьбой вызвать его из Екатеринбургского техникума для организации в Ленинграде мастерской, которая могла бы исполнять камнерезные фигурки на экспорт (Архив РАН. Ф. 544. Оп. 8. Д. 298. Письмо П.М. Кремлева А.Е. Ферсману. 1924 г.). В 1929-1934 гг. он работал в Ординском камнерезном промысле техническим директором. Отметим, что осенью 1941 года на этом промысле выпускали лыжи, хирургический гипс, валенки и кирпичи, а с 1942 года вернулись к выпуску камнерезной продукции. Производили даже каменные пуговицы для военного обмундирования: светлые – для нижнего белья, темные – для верхнего. В 1936-1939 гг. он работал в Ленинграде над созданием камнерезной карты. Там же выполнил камнерезные фигурки, которые демонстрировались на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. (Сообщил А.А. Гилодо – зав. отд. Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. См. статью А.А. Гилодо. Фаберже 20 лет спустя / Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Каталог выставки в Оружейной палате. М., 2011. С. 326-328.

19. [19] Скульптура «Цапля». Молочный нефрит, золото, бриллианты, пиропы. Автор П. Потехин, камнерез С. Морев, ювелиры В. Федотов, А, Шорников, В. Кузин. 1984.

20. [20] Ритон в виде головы быка. Халцедон, золото, бриллианты, раухтопаз, рубин. Автор П. Потехин. Конец 1980-х гг.

21. [21] Скульптура «Собачка на стуле». Халцедон, золото, бриллианты, рубины. Автор А. Корогодов. Камнерез А. Кореньков. 1991.

22. [22] Воспоминания главного художника АО «Русские самоцветы» Светланы Михайловны Березовской. / Фаберже Т.Ф., Горыня А.С., Скурлов В.В. Фаберже и петербургские ювелиры. СПб., 1997. С. 671-672.

23. [23] Геммология изделия: обнаженные фигуры купчих – белоречит, панама – хризопраз, шаль – ляпис-лазурь; самовар – горный хрусталь, сахар – кварц; стол – окаменелое дерево, чай – сердолик, чайный набор – кахолонг, подставка – малахит (тина), агат (вода). Детали из драгоценных металлов и камней: серьги – золото, ожерелье – жемчуг, детали самовара — серебро. Высота 18 см. Россия, музей «Самоцветы».

24. [24] Геммология изделия: обнаженные части тела женщины – белоречит, купальник – ляпис-лазурь, волосы — рутиловый кварц; стол – окаменелое дерево, чайная чашка – кахолонг; подставка – агат. Детали из драгоценных металлов и камней: глаза – сапфиры; самовар, зонтик, обрамление подставки – позолоченное серебро. Высота 24 см. США, Колорадо, музей Денвера.

25. [25] Отчасти проблему сравнительной характеристики камнерезных фигурок фирмы Фаберже и В. Коноваленко рассматривает Т. Мунтян. См.: Мунтян Т. О Василии Коноваленко / Скурлов В. Фаберже Т. Илюхин В. К. Фаберже и его продолжатели. СПб., 2009. С. 296.

26. [26] В рамках нашего исследования диссертантом были заданы вопросы современным художникам-камнерезам об их отношении к творчеству В. Коноваленко. Ответы, за редким исключением (А. Левенталь), были положительны. «Он снял сакральность с вещей Фаберже, доказал, что искусство Фаберже – достижимо», — объяснил Сергей Фалькин.

27. [27] Диссертант отмечает деятельность не только музеев изобразительного искусства, но Минералогического, Горного и др.

28. [28] Если быть точнее, то, как пишет Н.М. Мавродина, в 1751 году было пущено сразу две фабрики – одна, где обрабатывались исключительно мраморные вещи, неподалеку от Горнощитских мраморных ломок, при казенном железоделательном Северском заводе, другая – при Екатеринбургском заводе (Мавродина Н.М. Искусство русских камнерезов XVIII-XIX веков. СПб., 2007. С. 161).

29. [29] Известно, что граф А.С. Строганов очень внимательно относился к творческим поискам Воронихина. Вместе с сыном Строганова А.Н. Воронихин находился во Франции, где увлекся архитектурой. Первые постройки в этом виде искусства Воронихиным были также сделаны для Строганова. Искусство Воронихина было синтетично. Он создавал эскизы изделий не только для камнерезных заводов, но для Стекольного завода и т.д.

30. [30] Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств. М.: Изобразительное искусство, 1983. С. 165-166.

31. [31] Бартенева М.И. Николай Бенуа. Л.: Стройиздат, 1985. С. 155.

32. [32] Павловский Б.В. Камнерезное искусство Урала. Свердловск, 1953. С. 55-56.

33. [33] Мавродина Н.М. Искусство русских камнерезов XVIII-XIX веков. СПб., 2007. С. 167.

34. [34] Александр Николаевич Трапезников (1849-1912). Художник–резчик по камню в Екатеринбурге. Работал в 1874–1912 гг., первоначально на Гранильной фабрике, потом самостоятельно. Награжден подарком из Кабинета его величества – золотыми часами, в 100 руб. за икону с барельефами фигур из дымчатого топаза. За кубок из целого куска горного хрусталя с барельефом государственного герба и вензелем императора Николая II он был награжден серебряной медалью. Преподавал резьбу по камню в Екатеринбургском художественно-промышленном училище. В списке соисполнителей фирмы Фаберже. (Список Евгения Фаберже. – Архив Татьяны Фаберже. Список ценен тем, что указывает фамилии уральских соисполнителей фирмы Фаберже).

35. [35] Гранильщики из Екатеринбурга. Сотрудничали с фирмой Фаберже. (Список Евгения Фаберже. – Архив Татьяны Фаберже).

36. [36] Гранильщик из Екатеринбурга. Упомянут в списке сотрудничавших с фирмой Фаберже. (Список Евгения Фаберже. – Архив Татьяны Фаберже).

37. [37] Прокопий Самойлович Овчинников (1866–1950) – екатеринбургский гранильщик. Принимал участие во Всемирной выставке в Париже в 1900 г. и выполнял заказы Картье, о чем пишет Х. Надельхоффер в своей монографии о прославленной французской фирме. Автор монографии перепутал уральскую фирму Прокопия Овчинников со знаменитой московской фирмой Павла Овчинникова, широко известной благодаря своим эмалевым работам. Среди первых заказов, сделанных Овчинниковым для фирмы Картье – слон из обсидиана и ручка для зонтика в виде головы собаки, выполненная из нефрита. Для Картье Прокопий Овчинников изготовил и пурпуриновую жабу. Стоимость анималистических фигурок, выполненных Овчинниковым для французского ювелира, колеблется от 40 франков (слон) до 265 фр. (жаба). После 1900 г. в логотипе стал употреблять написание фамилии P. Ovchinnikoff. Поставлял изделия из оливинов Царскому Двору. На рубеже 1940-1950 гг. исполнял вместе с сыном камнерезные работы для Евгения Фаберже в Париже.

38. [38] Андрей Васильевич. Свечников – гранильщик. Свечников поставлял в Париж фигурки животных, изготовленные по его собственным эскизам или по эскизам Картье. Свечников работал у Прокопия Овчинникова. (В «Указателе всероссийской кустарно-промышленной выставки, состоящей под Августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны» за 1902 г. под № 767содержатся следующие сведения о мастере: Свечников Андрей Васильевич (мещанин) Пермская г., г. Екатеринбург, собств. дом. Селенитовые изделия. Годовое производство до 1000 руб. Работает один. Материал покупает в окрестностях Екатеринбурга, на сумму до 350 руб. Сбыт в разные города на ярмарки. Имеет серебряную медаль).

39. [39] Ханс Надельхоффер среди других поставщиков Картье в России упоминает Лагутяева из Екатеринбурга, поставившего французскому ювелиру колье из аметистов, пепельницы и ручки для зонтиков. Был целый клан камнерезов Лагутяевых, не удалось выяснить о ком из него идет речь в монографии Надельхоффера.

40. [40] Ханс Надельхоффер (в диссертационной работе применена эта транслитерация).

41. [41] Семенова С. Пламя и камень. Жизнеописания и размышления о том, как жил и работал художник и каменных дел мастер А.К. Денисов-Уральский. Екатеринбург: Издательский дом «Аграф», 2007. С. 232.

42. [42]Александр Васильевич. Калугин – владелец маленькой мастерской. (В «Указателе всероссийской кустарно-промышленной выставки, состоящей под Августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны» за 1902 г. под № 755.содержатся следующие сведения о мастере: Александр Васильевич. Калугин – коллежский регистратор, Пермская губ., г. Екатеринбург, Солдатская ул. Минералогическая коллекция из Уральских и Сибирских горных пород. Камни добываются по мере требования крестьянами, живущими близ того или другого ископаемого. Постоянных наемных рабочих 2 чел. Потребные камни полируются в собственной мастерской, а также отдаются сдельно кустарям. Продает изделия в собственном магазине каменных вещей. Имеет 2 серебряные медали: Нижегородская выставка 1896 г. и Екатеринбургская выставка 1887 г.).

43. [43] В.Б. Лазарев. Пермская губ., г. Екатеринбург. Изделия из камней (селенит и др.). Работает 8 наемных рабочих. Имеет электрический двигатель. Материал местный. Сбыт во внутренних губерниях России и за границей. (Сведения из «Указателя всероссийской кустарно-промышленной выставки, состоящей под Августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны» 1902 г.).

44. [44] В.П. Лазарев. Пермская губ., г. Екатеринбург, Колобовская ул., д. Кикиной, № 48. Изделия из уральских минералов. Годовое производство от 5.000 до 6.000 рублей. Работает 4 муж. из них 3 муж. наемных Материал получает в пределах Екатеринбургской губ. Производство ручное. Сбыт ювелирным мастерам. (Сведения из «Указателя всероссийской кустарно-промышленной выставки, состоящей под Августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны» 1902 г.).

45. [45] Мухина Н.В. Денисов-Уральский и другие // Путешествие в мир камня: Музей камнерезного и ювелирного искусства / Сост., науч. ред. проф. В.В.Филатов. – Екатеринбург: Издательский дом «Автограф», 2007. – С.58

46. [46] Денисов-Уральский (собств. Денисов) Алексей Козьмич. 1864 (Екатеринбург) – 1926 (пос. Уссекирке, Финляндия; ныне пос. Поляны Ленинградской обл.). Живописец, художник-камнерез. Сын рабочего-горняка, художника-самоучки Козьмы Денисова. /…/ В 1884 получил от Ремесленной управы Екатеринбурга звание мастера рельефного мастерства. В 1880-е удостоился наград за камнерезные изделия на Уральской и Казанской научно-технических выставках, на выставке в Копенгагене (1888) и на Всемирной выставке в Париже (1889). В 1887 по совету своего друга писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка приехал в Петербург и поступал в Рисовальную школу ОПХ. В частых поездках по Уралу исполнил пейзажи, в которых запечатлел разнообразные явления природы, растительность и геологические особенности края. /…/ Участвовал в Весенних выставках в залах АХ (1898, 1899), выставках Общества русских акварелистов (1895, 1896, 1898, 1908, 1910), С.-Петербургского общества художников (1907, 1908). Был казначеем «Мюссаровских понедельников» (Общества для оказания помощи семействам художников). В 1900/01 провел персональные выставки в Екатеринбурге и Перми. В 1902 и 1911 организовал в Петербурге выставки «Урал и его богатства», на которых показал свои картины, скульптуры из самоцветов и образцы минералов. С 1902 подписывался «Денисов-Уральский». Продолжал заниматься камнерезным искусством /…/: В 1912 один из учредителей Общества содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального производства «Русские самоцветы» в Петербурге. Открыл ювелирную камнерезную мастерскую и магазин (наб. Мойки, 42; с 1911 – на Морской улице, 27), конкурировал с фирмой Фаберже. В 1916 создал серию карикатурных скульптур из самоцветов «Аллегорические фигуры воюющих держав» /…/, которые были показаны на специальной выставке в Петрограде /../ В 1903 участвовал в I Всероссийском съезде деятелей геологического и разведывательного дела в Петербурге. В 1911 один из инициаторов съезда горнопромышленников в Екатеринбурге и разработал проект о льготах на промышленную добычу драгоценных камней. В 1917 обратился к Временному правительству с проектом разработки месторождений самоцветов. Перед революцией поселился на даче в финском посёлке Уссекирке, близ Петрограда. В мае 1918 местность была отрезана советско-финляндской границей. /…/ В мае 1924 телеграфировал Уральскому обществу любителей естествознания о готовности передать 400 полотен, обширную коллекцию минералов и изделий из камня в дар городу Свердловску. Судьба и местонахождение большей части этого дара неизвестны, как неизвестно и местонахождение могилы художника. Большинство камнерезных работ утрачено. (Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники Русского Зарубежья. 1917-1939. Биографический словарь. СПб, 1999. С.256-257. (Диссертант принимал участие в сборе сведений о А.К. Денисове-Уральском для этого словаря).

47. [47] Надельхоффер, Х. Картье. (Перевод Д.Р. Сухих. 1992) // Скурлов В., Фаберже Т., Илюхин В. К. Фаберже и его продолжатели. СПб., 2009. С. 89.

48. [48] Некоторые композиции из этой серии были показаны на выставке «Европалия» в 2005 году в Брюсселе. Перед показом скульптуры были отреставрированы реставратором Н. Маресьевым. Была отреставрирована и фигурка Солдата, состоящая из 35 разных деталей.

49. [49] Будрина Л. А. Страницы творчества А. К. Денисова-Уральского // Известия Уральского государственного университета. – 2004. – № 33. – С. 221-230.

50. [50] В фирме Карла Фаберже Агафон отвечал за направление, связанное с работой с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями.

51. [51] Архив РАН, СПб. Фонд 132. Оп. 2. Д, 3. Л. 2. Комиссия естественных производительных сил России. Протокол 5-го заседания Отдела драгоценных камней. 27 ноября 1918 года.

52. [52] Шахматные фигуры изображает в виде фольклорных героев.

53. [53]В XX столетии Колыванская шлифовальная фабрика вследствие социальных потрясений сделала мало высокохудожественных произведений, исполняя ограниченное количество заказов руководства страны и Алтайского края. С середины 1980-х годов начал проявляться интерес к камнерезной искусству. Первым заказчиком стал Алтайский краевой музей изобразительного и прикладного искусства, для которого были исполнены три вазы по образцам, сохранившимся в Павловском музее-заповеднике.
Возрождение Колыванского камнерезного завода им. И.И. Ползунова (это название фабрика получила в 1949 г.) наступило в 1999 г., когда предприятие вошло в состав государственного предприятия «Алтайавтодор». Финансовые вливания позволили модернизировать предприятие. К 200-летию завода мастера исполнили эксклюзивную восьмигранную вазу из зелено-волнистой ревневской яшмы. Из того же камня исполнена знаменитая «Царица ваз», находящаяся, как отмечалось выше, в Государственном Эрмитаже. От имени Совета Федерации РФ ваза была подарена городу Санкт-Петербургу в честь его 300-летия президентом России В.В.Путиным.
На предприятии более 100 чел. Имеется художественный цех, камнерезы выполняют заказы как на тела вращения (вазы, чаши, шкатулки и т.д.), так и на «флорентийскую мозаику». Освоено производство мелкой пластики. Имеются награды выставок «Экспо-Камень».

54. [54] История фирмы Фаберже. По воспоминаниям главного мастера фирмы Франца П, Бирбаума. / Авторы составители Т.Ф. Фаберже, В.В. Скурлов. СПб.: Русские самоцветы, 1993.С. 33.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.