Советский этап развития камнерезного искусства. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Советский этап развития камнерезного искусства.

2017-08-23 374
Советский этап развития камнерезного искусства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После Октябрьской революции наблюдался непродолжительный период упадка камнерезного искусства. Но в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века в Ленинграде вновь происходит развитие этого вида художественного творчества.

Государственные предприятия.

Диссертант отмечает значение деятельности треста «Русские самоцветы». Эта организация имела в своем составе предприятия, расположенные в Москве, в Ленинграде, на Урале, в Забайкалье, на Украине, на Кавказе. В трест входила и Петергофская гранильная фабрика, получившая в 1931 году название «Завод точных технических камней № 1».

В 30-е годы среди изделий треста следует в первую очередь назвать каменную карту Советского Союза. Ее планировали закончить к выставке «Индустрия социализма», посвященной 20-летию СССР. Но в связи с решением представить карту на Всемирной выставке в Париже (1937 г.) сроки исполнения были изменены в сторону сокращения. Около 700 мастеров день и ночь трудились над созданием шедевра. В результате была исполнена самая большая в мире мозаика площадью 27 квадратных метров, изображающая физическую карту Советского Союза в масштабе 1:1 500 000 со всеми морями и реками, горами и месторождениями, крупными городами и промышленными предприятиями.

Камень подбирался с учетом особенностей конкретной местности. К примеру, для показа водной акватории использовался лазурит, для изображения суши – яшма. Основная техника исполнения – флорентийская мозаика. Наименования городов выкладывали драгоценными камнями. Так, слово «Ленинград» было выложено александритами. В работе над картой принимали участие бывший руководитель камнерезной мастерской фирмы Фаберже П.М. Кремлев,[18] мозаичисты ТТК № 1 (Петергофского завода) и Екатеринбургской гранильной фабрики, среди которых братья Ф.Д. и Н.Д. Татауровы.

Карта наглядно «иллюстрировала» не только мастерство камнерезов, природную красоту поделочных и драгоценных камней, но и успехи советской промышленности, т.е. помимо художественного значения она выполняла и идеологическую функцию – «показа» преимущества социализма над капитализмом.

Демонстрация карты на Международной выставке в Париже произвела небывалый эффект. Россия еще раз «подчеркнула» свое лидерство в камнерезном искусстве. Карта получила Гран-при. В 1939 году на выставке в Нью-Йорке карта в несколько видоизмененном варианте (к примеру, был обозначен камнями дрейф папанинской экспедиции) вновь произвела успех и завоевала золотую медаль.

В послевоенные годы в камнерезном искусстве наблюдался опять некоторый застой. Уделялось внимание не столько художественным достижениям в работе с камнем, сколько геологоразведке.

В 1970-е годы предприятие «Русские самоцветы» (изготавливало камнерезные изделия и украшения из серебра), Ленинградская ювелирная фабрика (в основном производила ювелирную продукцию из золота и серебра), Ленинградский ювелирный завод (производил изделия из недрагоценных металлов), а также ВНИИювелирпром были объединены в ЛПО «Русские самоцветы».

Интересны рассуждения главного художника «Русские самоцветы» С.М. Березовской о влиянии искусства Фаберже на российское декоративно-прикладное искусство последних лет существования Советского союза: «Долгие годы тема Фаберже была закрыта для изучения, продолжения и подражания по идеологическим соображениям. Несколько поколений художников были лишены возможности изучения наследия блестящего мастера ювелирного дела и творца целого направления. В конце 1980-х гг. эта тема была расконсервирована, если можно так выразиться.

ВНИИювелирпром занялся изучением различных материалов о Фаберже и изделий его фирмы. Именно в этот период были созданы первые изделия ювелирной пластики: фигурки, вырезанные из камня, украшенные золотом и драгоценными камнями. Первые попытки были неудачными: изделия напоминали фигурки из фарфора, отличались низким скульптурным качеством, недостаточной драгоценностью при высокой трудоемкости, однако постепенно выкристаллизовались основные направления работ:

Создание мелкой скульптуры с ограниченным применением драгоценных металлов и камней. Несомненной удачей в ряду таких вещей является фигурка кабанчика из агата Л. Рыбки.

Другое направление – это драгоценные настольные скульптуры из резного камня с большим количеством золота, бриллиантов и других камней. Таковы скульптура «Цапля»[19], «Ритон»[20] (автор П. Потехин), «Собачка на стуле»[21] (автор А. Корогодов).

Следующее направление – это скульптура в духе народных игрушек: «Человек с зеркалом», «Старик с гусем», «Скоморох с медведем».

Четвертое направление – это разные каменные коробочки с миниатюрными вставками из финифти в оправе из бриллиантов, миниатюрные портреты в сложных рамках из камня, золота, серебра и драгоценных камней с применением гильоширови и эмали».[22]

Итак, искусство мастеров фирмы Фаберже – это своеобразный образ ювелирного и камнерезного искусства России. Расцветшее в имперский период, оно ненадолго ушло в кажущееся забвение в советское время, чтобы вновь заявить о себе с новой силой в постсоветский период.

Частное предпринимательство.

Частное предпринимательство в сфере камнерезного искусства в советское время преследовалось, так как мастера применяли для создания произведений мелкой пластики не только поделочный камень, но драгоценные металлы и драгоценные камни, что было запрещено советским законодательством. Это вынуждало художников-камнерезов либо уходить в подполье (группы Зингера и Михаила Монастырского), либо эмигрировать (Василий Коноваленко, Слава Тулупов).

В конце 1960-х гг. в Ленинграде действовала группа камнерезов и ювелиров, поставившая себе целью изготовление подделок изделий Фаберже, т.н. «группа Зингера», с которой сотрудничали В. Коноваленко и Н. Николаевский. За незаконную частно-предпринимательскую деятельность члены группы были осуждены (кроме В. Коноваленко). Однако все возрастающий спрос на изделия фирмы Фаберже «возродил» в конце 70-х гг. новую группу поддельщиков во главе с М. Монастырским. Группа исполнила не менее 150 предметов, ее деятельность была прекращена в конце 1982 г. Некоторые вещи были проданы на крупнейших международных аукционах как подлинные произведения мастеров фирмы Фаберже. В составе группы работали талантливые камнерезы А. Кореньков, В. Яковлев, художник Н. Клочков и другие. Мастера изучали на подлинных предметах технологию времени Фаберже и использовали воссозданные приемы при исполнении своей продукции. Ряд изделий этой группы передан в 1984 г. в музеи Ленинграда как образцы творчества ленинградских камнерезов эпохи 1970-1980-х гг.

Василий Коноваленко

Среди камнерезов этой эпохи следует отметить уже упоминавшегося выше В.В. Коноваленко (1929-1989). Он один из первых стал развивать традиции Фаберже в камнерезном искусстве России советского времени.

В. Коноваленко начинал свой творческий путь как театральный художник. Первые его театрально-декорационные работы были сделаны для театров Донецка, Кишинева, Львова и Казани. В 1954 году художник переезжает в Ленинград и пробует свои силы в Театре оперы и балета им. Кирова. В то время в городе творили прославленные театральные художники – С. Вирсаладзе, Н. Акимов. Творческая атмосфера захватила и Коноваленко.

Он участвует в создании художественного оформления спектакля «Каменный цветок» балетмейстера Ю. Григоровича. Именно работа над балетом, в основе которого были сказы П. Бажова, натолкнула художника на мысль о создании камнерезных скульптурок. Одним из первых его изделий в деле создания камнерезной пластики стала фигурка Данилы-мастера.

Художник осваивает опыт камнерезной работы. Прислушивается к мнению геологов, рассказывающих ему о свойствах минералов, посещает минералогический музей, изучает творчество камнерезов фирмы Фаберже.

Одна из фигурок Коноваленко «Боярин (Царево око)» (1973) близка по композиции и цветовой гамме к работе мастеров фирмы Фаберже «Боярин» (1910) – это и поза предстояния, и преобладание камней красных оттенков (обсидиан, рубин), которые оттеняет зеленый (нефрит) – дополнительный цвет. Фигура боярина, выполненная Коноваленко, также приземиста, как и у боярина, созданного мастерами фирмы Фаберже. Художник-камнерез даже «одевает» своего персонажа, как и мастера-камнерезы предшественники. Это и горлатная шапка, и сапоги с загнутыми носами, и шуба мехом внутрь. Кардинально меняется психологическая характеристика. Перед нами не чинно шествующий царедворец далекого прошлого, как трактовали боярина мастера Фаберже, а приближенный царя, отвечающий за его безопасность. В связи с этим камнерез наделяет своего боярина прищуром, которым прославился М. Жаров – исполнитель роли Малюты Скуратова (Царева Ока) в фильме С. Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944). Важен и такой «аксессуар» как кандалы (золото), зажатые в руке боярина. Из-за этих деталей камнерезная фигура боярина получила еще одно название – «Опричник».

Интересны и жанровые камнерезные работы Коноваленко. В поисках композиционного решения некоторых из них художник, как и мастера Фаберже (композиция «Ледовоз»), обращается к жанровой живописи второй половины XIX века. Это хорошо просматривается в работе «Знойный полдень» (1973)[23], где изображены купчихи в пруду, пьющие чай за столом, поставленным на мелководье. Именно так спасались от жары купчихи знаменитого Замоскворечья, воспетого в пьесах А. Островского. Этот сюжет стал и основой живописного полотна Г. Седова «Купчиха за чаем в летний день» (1867, ГРМ). Но если у художника второй половины XIX века в решении образа купчихи просматривается гедонистическое начало, то в образах купчих Коноваленко – саркастическое.

Следует отметить, что в работах 80-х годов (когда художник уже жил в Америке), обращаясь к этому мотиву – чаепитию в пруду, Коноваленко осовременивает героиню («Знойный полдень», 1982)[24] – он «создает» из камня полногрудую блондинку в современном аляповатом купальнике, пьющую чай в прикуску в пруду под зонтиком. Но сарказм присущ и этой композиции.

Безусловно, в камнерезных работах Коноваленко просматриваются традиции мастеров фирмы Фаберже – это обращение к фольклорным и этническим образам («Данила-мастер», «Малоросс»), литературным героям («Лисица и бобер» — своеобразная «иллюстрация» басни С. Михалкова), историческим героям («Боярин»), жанровым композициям («Знойный полдень», «Баня»); соединение камнерезной и ювелирной работы. Но Коноваленко тяготел к созданию более «монументальных» произведений, нежели мастера фирмы Фаберже. Большое значение придавал он и подставкам, которые мастера знаменитой фирмы прошлого включали в свои композиции очень редко.[25]

Роль творчества В. Коноваленко в развитии традиций Фаберже значима. Многие ныне работающие мастера-камнерезы считают, что оно является своеобразной связующей нитью между мастерами фирмы Фаберже и современным камнерезным искусством России.[26]

Диссертант отмечает, что и в советское время Центральное училище технического рисования, переименованное в Художественно-промышленное училище им. В. Мухиной, остается одним из лидеров в области подготовки художников-прикладников.

Диссертант подчеркивает значение выставочной и образовательной деятельности музеев Ленинграда[27], чьи коллекции содержали произведения камнерезного искусства, так как их изучение давало советским камнерезам возможность сохранять преемственную связь с наследием мастеров прошлого.

Итак, Петербург-Ленинград на протяжении XVIII-XX веков являлся ведущим центром развития камнерезного искусства не только России, но и мира.

История уральского и алтайского камнерезного искусства

В этом параграфе рассматривается история развития двух знаменитых региональных школ России – уральской и алтайской.

По аналогии с периодизацией, заявленной в первом параграфе, развитие камнерезного искусства в этих регионах анализируется в рамках двух периодов – дореволюционного и советского.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.