История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-08-23 | 288 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тексты для анализа и обсуждения
Хайдеггер, М. Время картины мира / М., Хайдеггер // Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. ─ С. 41-62.
Хайдеггер, М. Наука и осмысление / М., Хайдеггер // Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. ─ С. 238-253.
Круг вопросов для обсуждения:
На каком концепте сущего и истины основано существо науки Нового времени?
В чем кроется существо научного исследования, по мнению Хайдеггера?
В чем заключается специфика эксперимента как процесса науки? Каковы последствия становления экспериментальной науки?
Сущность и последствия становления науки как производства.
В чем отличие античного, средневекового миросозерцания и нововременной картины мира в перспективе научного знания? (В понимании восприятия, сущего, истины и человека)
Как выстраивается связь человека и сущего в новоевропейской картине мира?
Каково соотношение между Я (индивидуализмом) и Мы (коллективизмом) в концепте науки Нового времени?
Какова специфика гуманизма и мировоззренческих принципов, возникших на почве науки, начиная с XVII века?
Как Хайдеггер толкует понятие «теория» в перспективе языка и жизни? Насколько предложенная философом трактовка адекватна философии и науке культуре постмодерна?
В чем заключается отличие теории в значении «рассмотрения» от теории в значении «созерцания», с точки зрения Хайдеггера? Насколько эти перспективы понимания теории могут влиять на мастерство и творчество современных ученых?
Как Хайдеггер толкует тезис: «Современная наука есть теория действительного»?
Занятие 4.Семинар
Тема: Наука в измерении социума и культуры.
|
1. Место науки в культуре. Связь типов цивилизации и науки. Наука и система ценностей. Ценность научной рациональности. Роль науки в современной цивилизации. Функции науки в обществе: когнитивная, производительная, социальная, мировоззренческая.
2. Наука как социальный институт. Институциональные формы научной деятельности. Экономический и техногенный аспект науки. Наука как профессиональная деятельность. Дисциплинаризация науки. Наука и власть. Наука и образование (проблема трансляции знания, опыта, навыка).
3. Особенности научного познания в сравнении с обыденным, религиозным, художественным.
4. Связь научной рациональности с типом культуры. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Парадигмальные повороты в научном знании, их когнитивный, социальный и исторический смысл.
Литература
Бурдье Е. Начала. Пер. с фр. Н.А. Шматко. М., 1994. Ч. 3.
Границы науки: о возможностях альтернативных моделей познания. М., 1991.
Заблуждающийся разум? Многообразие вне научного знания. М., 1990.
Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Пер. Н.А. Шматко. С-Пб., 1998.
Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М., 2007.
Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.
Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.
Познание в социальном контексте. М., 1994.
Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI века. С-Пб., 1999.
Философия, наука, цивилизация. М., 1999.
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. С-Пб., 2000.
Занятие 5. Семинар
Тема: Наука в структурном измерении.
1. Субъект и объект познания как главные структурные категории науки. Проблематизация в структуре научного поиска.
2. Структура эмпирического знания. Эксперимент, наблюдение, измерение. Роль приборов и техники в научном поиске. Проблема факта, его формирование и теоретическая нагруженность. Концепт «факт» в естественнонаучном и социально-гуманитарном исследовании
|
3. Структура теоретического знания. Теоретические модели и понятие закона. Теория и ее организация. Гипотеза и ее обоснование. Концепт «закон» применительно к области естественнонаучного и социально-гуманитарного исследования.
4. Проблема истины в научном познании. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках.
5. Научная картина мира. Философские основания науки. Идеалы и нормы как основания науки и научной картины мира. Функции научной картины мира. Идеалы и нормы научного исследования.
Литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. №2.
Гемпель К.Г. Логика объяснения. М., 1998.
Кун Т. Логика открытия или психология исследования? // Философия науки. Вып. 3. Проблемы анализа знания. М., 1997.
Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. М., 1975.
Патнем Х. Разум, истина и история. Пер. с англ. Т.А. Дмитриевой. М., 2002. Гл. 5-6, 8-9.
Рорти Р. Философия и Зеркало природы. Под ред В.В. Целищева. Новосибирск, 1997. Гл.6. §§ 5-6, Гл. 7. §3. Гл. 8. § 3.
Сеньобос Ш. Историческими факты бывают только по положению // Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: "РГГУ", 2000. (и другие главы книги)
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2006.
Субъект, познание, деятельность. М., 2002.
Теория познания. В 4 т. М., 1991-1995.
Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Пер. с нем. М., 2003. Лекция 9, 11.
Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. Под ред. В.Н. Садовского. М., 2000. Гл. «Пирс, Поппер и проблема открытия закономерностей».
Занятие 6. Семинар
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!