Тема III. Специфика социального и гуманитарного познания — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема III. Специфика социального и гуманитарного познания

2017-08-23 218
Тема III. Специфика социального и гуманитарного познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(10 часов).

Познание социокультурной реальности как проблема философии. Истины знания и истины веры в средневековой философии. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

Практическое и теоретическое знание о человеческом мире. Практическое знание и его субъект. Безличностное и личностное практическое знание. Коммуникация как социальная форма передачи практического знания. Структура практического постижения человеком мира своего существования: образцы, нормы, верования, ценности, здравый смысл. Понимание как момент человеческого существования. Убеждения как систематизация практического знания. Правда жизни как форма «истины» практического знания.

Вера и знание, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Вера и сомнение. Вера и верования – обязательные компоненты и основания личностного знания. Уверенность как условие личностного принятия знания. Вера нерелигиозная и вера религиозная. Догма как форма религиозного утверждения.

Ценности как особое знание действительности. Оценки (ценностные суждения) и их роль в практическом знании.

Практическое знание как основание и как «предпосылочное знание» научного знания о социокультурном мире. Феноменологическая социология о «первичных» конструктах социальности.

Характеристики научного социального знания. Включенность субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования социально-гуманитарных наук (СГН). Субъект социально-гуманитарного познания.

Аксиологичность социального знания. Проблема эпистемологии ценностей (Л.А. Микешина). Аксиологическая составляющая в системе научного знания об социокультурной реальности. Ценностные аспекты в процедуре репрезентации объекта исследования. Ценностные аспекты и категории науки. Ценности и проблемы интерпретации.

Актуальность социального знания. Действенность знания о социокультурной реальности. Социальное знание как момент истории. Экзистенциальная составляющая социального знания. Влияние социального знания на поведение и изменения своего объекта.

Идиографичность социального знания. Общее и индивидуальное в социокультурной реальности. Возможности и границы научного постижения индивидуального.

Проблема истины в социально-гуманитарных науках. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Объективность истины и проблема ангажированности СГН в социальный мир. Истина науки и правда культуры. Истина и сделанное (verum – factum) Verum et factum convertuntur = Истина и сделанное совпадают (Дж. Вико). Истина как знание, соответствующее вещи, и истина как знание соответствующей вещи. Истина как свобода (М. Хайдеггер). Проблемы новой рациональности и гуманитарное познание.

Методологические проблемы социально-гуманитарного познания. Критика формальная (трансцендентальная), критика историческая (содержательная), критика феноменологическая – три методологических основания познания социокультурного бытия.

Объяснение и понимание. Природа и типы объяснений. Объяснение – функция теории. Необходимость обращение к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Герменевтика и ее принципы. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.

Основные принципы гуманитарного познания: плюрализм, толерантность, конкретность.

 

Тема IV. Место и роль СГН на современном этапе истории (4 часа).

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Смена лидирующих дисциплин в структуре СГН в ХХ веке. Глобализация всех сторон общественной жизни и возрастание роли знания в обществе. Глобализация и локализация. «Общество знания». Общество риска. Роль научных экспертиз. Смена культурной парадигмы: от культуры модерна (Просвещения) и культуре постмодерна (Постпросвещения). Становление личностно ориентированной культуры, «культуры подиума». Проблема переориентации просвещенческой системы образования с обучения на воспитание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Наука и проблема диалога культур.

 

 

Рекомендуемая основная литература по Разделу II

1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. Соч.: в 7 т., Т. 5, М., 1996.

2. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге ХХI в. Новые направления исследования. М., 1998.

3. Дробницкий О.Г. Моральная философия / сост. А.Г. Апресян. М., 2002.

4. Конев В.А. Социальная философия. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006.

5. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

6. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

7. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М., 2007.

8. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005.

9. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

10. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. / Философские проблемы социально-гуманитарных наук. М., 2006.

11. Социальное знание и социальные изменения. Отв. ред. В.Г. Федотова. М., 2001.

12. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

13. Философия социальных и гуманитарных наук. Под общей ред. проф. С.А. Лебедева. М.: 2006.

 

Дополнительная литература

 

1. Бек У. Общество риска. М., 2000.

2. Бергер П. Лукман Н. социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 2995.

3. Конев В.А. Философия ХХ века в поисках новой парадигмы // Философия, общество, культура. Самара, 2007.

4. Розов М.А. Проблема объяснения и понимания в гуманитарных науках // Философия, общество, культура. Самара, 2007.

5. Розов Н.С. Философия и теория истории. М., 2002.

6. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.

7. Сыров В.Н. Введение в философию истории. Своеобразие исторической мысли. М., 2006.

 

 

Темы практических занятий для аспирантов по курсу

"Философия и история науки"

Раздел "Философия науки"

Занятия 1-2. Семинар


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.