Программа «математические ступеньки» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Программа «математические ступеньки»

2017-08-23 374
Программа «математические ступеньки» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОТ АВТОРА

 

Вашему вниманию предлагается четвертая книга цикла «Математические ступеньки» (из опыта работы), предназначенная для работы с детьми 6–7 лет (подготовительная группа).

Это второе издание книги, значительно дополненное л пере­работанное. В нем учтены пожелания слушателей курсов Мос­ковского института повышения квалификации работников об­разования и педагогов, работавших по книге первого издания (1998–2000).

Цикл «Математические ступеньки» представлен следующими пособиями:

а) для проведения занятий:

1. Математика для дошкольников 3–4 лет (сценарии 16 учеб­но-игровых занятий).

2. Я начинаю считать (тетрадь для выполнения заданий ребенком).

3. Математика для дошкольников 4–5 лет (сценарии 32 учеб­но-игровых занятий).

4. Я считаю до 5 (тетрадь для выполнения заданий ребенком).

5. Математика для дошкольников 5–6 лет (сценарии 32 учеб­но-игровых занятий).

6. Я считаю до 10 (тетрадь для выполнения заданий ребенком).

7. Математика для дошкольников 6–7 лет (сценарии 32 учеб­но-игровых занятий).

8. Я считаю до 20 (тетрадь для выполнения заданий ребен­ком);

б) для индивидуальных занятий с детьми в свободное время:

9. Цвет и форма (моделирование из геометрических фигур с линейками-трафаретками). Альбом с игровыми зада­ниями для детей 3–5 лет.

10. Форма и цвет (моделирование из геометрических фигур с линейками-трафаретками). Альбом с игровыми задани­ями для детей 5–7 лет.

11. Геометрические фигуры. Альбом с заданиями для детей 5–7 лет.

Основное назначение цикла «Математические ступеньки»:

· помочь педагогам в подготовке и проведении занятий возрастной группе дошкольного учреждения;

· предоставить систему увлекательных игр и упражнений для детей (с числами, цифрами, знаками, геометриче­скими фигурами), позволяющих усвоить программу;

· подготовить детей к школе.

Для успешного дальнейшего обучения у ребенка необ­ходимо сформировать основные элементы познаватель­ной деятельности:

а) запас знаний, умений и навыков;

б) основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

в) умение понимать суть учебной задачи и выполнять ее

г) умение планировать, осуществлять самоконтроль и са­мооценку;

д) способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач;

е) развитая мелкая моторика и зрительно-двигательная координация.

Цикл «Математические ступеньки» соответствует концеп­ции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, т.е. содержание, методы и формы организации учебного про­цесса по данной программе непосредственно согласованы с за­кономерностями развития ребенка.

Деление по возрастам условно и зависит от ряда факто­ров:

1. Возраста ребенка. Если работа по данной программе на­чата с 6 лет, то желательно пройти программу предыду­щего возраста.

2. Состояния психического развития ребенка. Если у ре­бенка задержка психического развития, то желательно начинать работу с программы предыдущей группы. Если ребенок проявляет интерес и способности к усвоению математических знаний, а также при обучении индиви­дуальном или небольшими группами (3–4 человека), то можно использовать книги следующего этапа обуче­ния.

Чтобы работа по нашей программе была успешна, необхо­димо соблюдать основные требования ее организации:

· тщательность подготовки к каждому занятию;

· творческий подход к сценарию занятия;

· проведение по одной теме не одного, а двух или несколь­ких занятий (при необходимости);

· переходить к следующему занятию только после того, как дети усвоили предыдущий материал;

· выполнять программу последовательно;

· доброжелательно и уважительно относиться к ребенку;

· поддерживать интерес ребенка к выполнению задания;

· соблюдать правило – не навреди.

На четвертом этапе обучения увеличивается количество заданий, которых будет на каждом занятии 6–7, что объяс­няется тем, что дети уже владеют не только навыками учебной деятельности (умением понять учебную задачу и выпол­нить ее самостоятельно, провести самоконтроль и самооценку выполненной работы), но и достаточно большим запасом знаний, умений и навыков по математике.

На данном этапе обучения не так много новых програм­мных задач, в основном дети закрепляют полученные знания и учатся ими пользоваться в новых ситуациях, что способствует развитию математических способностей.

В этой книге, как и в предыдущих книгах цикла, использу­ются загадки, стихи, игровые упражнения с забавными зве­рюшками, которые помогают детям усвоить математические понятия. Но, по сравнению с книгами для детей 3–6 лет, их значительно меньше, и служат они в основном для закрепле­ния полученных ранее знаний.

Отличительная особенность проведения занятий в том, что детям предлагается самим сформулировать учебную задачу. Например (рис. 1 занятие 2), детям предлагается сказать, что надо сделать в данном задании (пересчитать предметы и на­писать под каждым прямоугольником цифру, которая обозначает количество этих предметов.

На первых занятиях дети могут испытывать трудности в самостоятельной формулировке задания, но постепенно овла­девают этим умением.

Обучение детей 6–7 лет начинается с повторения и за­крепления знаний, умений и навыков, полученных в преды­дущих группах (занятия 1–8), без чего невозможно усвоение нового материала.

В разделе «Количество и счет» новым будет ознакомление детей с образованием чисел второго десятка и их образовани­ем, записью, отношением в числовом ряду. Дети познакомят­ся с новой разрядной единицей – десятком.

Основное внимание в данном разделе будет обращено на об­разование чисел второго десятка и закреплению знаний о неза­висимости числа от размера, пространственного расположения, сравнению множеств, порядковому счету, составу числа из двух меньших, решению арифметических задач и примеров.

В разделе «Геометрические фигуры» дети закрепят полу­ченные знания о геометрических фигурах, познакомятся с эле­ментами геометрических фигур (вершина, стороны, углы).

Представлено много заданий на рисование символических изображений предметов в тетради в клетку.

В разделе «Величина» дети впервые познакомятся со спосо­бом измерения с помощью линейки, а также научатся изобра­жать отрезки заданной длины.

При изучении темы «Ориентировка во времени» дети по­знакомятся с часами (стрелки, циферблат) и научатся опреде­лять время с точностью до получаса, закрепят знания о днях недели, месяцах, временах года.

Дети будут решать логические задачи, включенные во все разделы программы, что будет способствовать развитию логи­ческих форм мышления.

Загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, стихи включены почти в каждое занятие и всегда связаны с его темой. Они позволяют разнообразить занятие, снять утомление, а самое главное – дети узнают что-то новое, задумываются, учатся сравнивать, обобщать, делать умозаключения.

Использовать «словесную наглядность – образное описа­ние объекта, явления окружающего мира, художественные произведения, устное народное творчество» на занятиях по математике рекомендует Е.И. Щербакова в книге «Методика обучения математике в детском саду» (М., 2000. С. 81).

Физкультминутки, предложенные в данных конспектах за­нятий, как и в предыдущих, не только способствуют развитию мелкой моторики, основных движении, развитию речи, но и служат средством закрепления математических знаний.

Будет много физкультминуток, которые уже хорошо знако­мы детям, что позволит им выполнить их самостоятельно.

Предложенная программа «Математические ступеньки» и методика (технология) ее реализации дают возможность педагогу широко использовать в работе словесные, наглядные, про­блемно-поисковые методы обучения, а также метод практи­ческих заданий, что способствует развитию математических способностей, а значит, дети будут подготовлены к дальнейше­му обучению в школе.

Проведение самоконтроля и самооценки в тетради отлича­ется от того, как они проводились в предыдущих группах.

Здесь детям предлагается проводить самоконтроль и само­оценку каждого задания. Для этого к каждому заданию нари­сован шарик с условным обозначением. Это сделано для того, чтобы в конце года вы смогли определить разделы программы, в которых ребенок испытывал трудности.

Закончив работу с тетрадью, заполните таблицу на страни­це 65.

 

 

Для этого посчитайте количество зеленых шариков с ус­ловными обозначениями и результаты впишите в таблицу со­ответственно разделу в графу «сколько по факту».

Внизу под таблицей прочитайте оценки результатов. Не огор­чайтесь, если по каким-то разделам у ребенка средний или низкий результат. До школы еще есть время позаниматься.

Автор и издатель надеются, что дети, которые обучались по программе «Математические ступеньки», покажут более высо­кие результаты и успешно выдержат собеседование в школе.

 

 

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

 

Количество и счет

 

Закрепить умение писать цифры от 1 до 10, представления о числах и цифрах от 0 до 10 на основе сравнения двух мно­жеств.

Познакомить с числами второго десятка и их записью.

Продолжать учить считать по образцу и названному числу в пределах 10.

Учить определять место того или иного числа в ряду (10 – 20) по его отношению к предыдущему и последующему числу.

Продолжать учить понимать независимость числа от вели­чины, расстояния, пространственного расположения предме­тов, направлений счета.

Упражнять в воспроизведении количества движений по на­званному числу.

Продолжать учить сравнивать группы разнородных пред­метов.

Учить считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах 10.

Упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах 20, правильно отвечать на вопросы сколько? какой по счету? который?

Продолжать учить отгадывать математические загадки.

Продолжать учить правильно пользоваться и писать мате­матические знаки +, –, =, <, >. Продолжать знакомить с соста­вом числа из двух меньших (до 10).

Продолжать учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел.

Познакомить с числами от 11 до 20 и новой счетной еди­ницей – десятком.

Продолжать учить сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр.

Закреплять умение делать из неравенства равенство.

Продолжать учить устанавливать соответствие между ко­личеством предметов, числом и цифрой.

Продолжать учить решать арифметические задачи, приме­ры на сложение и вычитание.

Продолжать учить решать логические задачи.

Продолжать знакомить со стихами, загадками, считалка­ми, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года и др.).

 

Геометрические фигуры

 

Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квад­рат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция.

Закрепить умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Учить классифицировать геометрические фигуры по раз­ным основаниям (виду, величине).

Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиуголь­ник, шестиугольник.

Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).

Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.

Продолжать учить выкладывать из счетных палочек гео­метрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию).

Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания).

 

Величина

 

Продолжать учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщи­не, использовать соответствующие определения (большой, по­меньше, еще поменьше, еще поменьше, самый маленький, высокий, ниже, еще ниже, самый низкий) (10).

Способствовать развитию глазомера.

Продолжать учить делить предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Учить измерять линейкой, определять результаты измере­ния в сантиметрах, учить изображать отрезки заданной дли­ны с помощью линейки.

 

Ориентировка во времени

 

Закреплять и углублять временные представления о частях суток, днях недели, временах года, о месяцах.

Продолжать учить устанавливать различные временные отношения.

Познакомить с часами (стрелки, циферблат). Учить опреде­лять время с точностью до получаса.

 

Ориентировка в пространстве

 

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, уп­ражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.

Закреплять умение определять словом положение предме­та по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади и т.д.).

Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

 

Логические задачи

 

Продолжать учить решать логические задачи (на сравне­ние, классификацию, на установление последовательности со­бытий, анализ и синтез), развивать способность к установле­нию конкретных связей и зависимостей.

 

Сентябрь

 

Занятие 1

Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки <, >, работа со счетными палочками, квадрат, прямоугольник.

Занятие 2

Знаки =, ≠, +, –, математические задачи, величина, ориенти­ровка на листе бумаги.

Занятие 3

Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени.

Занятие 4

Знаки <, >, =, ≠, соотнесение количества предметов с циф­рой, состав числа шесть из двух меньших, логическая задача, геометрические фигуры.

 

Октябрь

 

Занятие 5

Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени.

Занятие 6

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве.

Занятие 7

Порядковый счет, счет по названному числу, логическая за­дача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

Занятие 8

Арифметические задачи, величина, ориентировка в простран­стве, решение примеров.

Ноябрь

 

Занятие 9

Цифры от 1 до 10, число 11, логическая задача, ориентиров­ка во времени.

Занятие 10

Независимость числа от пространственного расположения предметов, математическая загадка, отношения между числа­ми, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

Занятие 11

Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, гео­метрические фигуры.

Занятие 12

Отношения между числами, математическая задача, вели­чина, состав числа из двух меньших, логическая задача, ори­ентировка во времени.

 

Декабрь

 

Занятие 13

Число 13, математическая задача, решение примеров, логи­ческая задача, геометрические фигуры.

Занятие 14

Решение примеров, знаки +, –, соответствие между цифрой и количеством предметов.

Величина, логическая задача, геометрические фигуры.

Занятие 15

Число 14, ориентировка во времени, логическая задача.

Занятие 16

Счет ни образцу и названному числу, арифметический зада­ча, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

 

Январь

 

Занятие 17

Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, гео­метрические фигуры.

Занятие 18

Числа от 1 до 15, решение примеров, логическая задача, геометрические фигуры.

Занятие 19

Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача.

Занятие 20

Математическая загадка, знаки +, –, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

 

Февраль

 

Занятие 21

Число 17.

Решение примеров, счет но образцу и названному числу, логическая задача, ориентировка во времени.

Занятие 22

Число 17.

Ориентировка в пространстве, логическая задача, геометри­ческие фигуры.

Занятие 23

Число 18, состав числа из двух меньших, счет по названно­му числу, логическая задача, геометрические фигуры.

Занятие 24

Число 18.

Решение примеров, ориентировка во времени, ориентиров­ка в пространстве.

 

Март

 

Занятие 25

Число 19, состав числа из двух меньших чисел, величина, логическая задача.

Занятие 26

Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача.

Занятие 27

Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи.

Занятие 28

Решение арифметической задачи, решение примеров, вели­чина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, рабо­та в тетради в клетку.

 

Апрель

 

Занятие 29

Знаки +, –, величина, математическая загадка, ориентиров­ка во времени, соотнесение количества предметов с цифрой.

 

 

Занятие 30

Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры.

Занятие 31

Соответствие между количеством предметов и цифрой, ори­ентировка в пространстве, логическая задача.

Занятие 32

Задачи-шутки, ориентировка во времени, решение приме­ров, математические загадки.

 

Май

 

Закрепление пройденного материала.

 

СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ

 

Занятие 1

Тема

Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки <, >, работа с счетными палочками.

Квадрат, прямоугольник.

Цель:

· закрепить знания о числах от 1 до 10;

· закрепить умение писать цифры от 1 до 10;

· закрепить умение устанавливать соответствие между ко­личеством предметов и цифрой;

· закрепить умение отгадывать математическую загадку, записывать ее решение;

· закрепить знания о квадрате и прямоугольнике, учить рисовать их в тетради в клетку;

· закрепить умение выкладывать квадрат, прямоугольник из счетных палочек;

· учить формулировать учебную задачу;

· закрепить умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

· закрепить навык самоконтроля и самооценки.

1. Игровое упражнение «Напиши правильно» (лист 1, рис. 1).

Задания.

· Назовите цифры от 1 до 10, написанные внизу.

· Напишите цифры от 1 до 10 в клеточках.

Загадайте детям загадку:

Проживают в этой книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

(Цифры)

2. Игровое упражнение «Сосчитай и напиши» (лист 1, рис. 2).

Задание.

· Посчитайте геометрические фигуры в прямоугольниках и напишите цифру в квадратиках под ними.

Вопросы.

· Сколько треугольников? (6)

· Сколько ромбов? (8)

· Сколько прямоугольников? (7)

· Сколько кружков? (9)

3. Игровое упражнение «Отгадай и запиши» (лист 1, рис. 3).

Задание и вопрос

Загадайте детям загадку:

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

Если дети затрудняются, уточните, что каждый из зайчи­ков съел пять морковок, предложите посчитать морковки на рисунке.

· Запишите решение задачи внизу и прочитайте запись. (Пять плюс пять равняется десяти)

Физкультминутка «Зайка».

Дети выполняют движения под текст стихотворения.

Раз, два, три, четыре, пять!

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

5. Игровое упражнение «Раскрась правильно» (лист 1, рис. 4).

Задания.

· Раскрасьте мячей столько, сколько обозначает цифра в квадрате слева.

· Сколько раскрасили мячей и почему? (Шесть, потому что в квадрате написана цифра шесть)

· Раскрасьте флажков столько, сколько обозначает цифра в квадрате слева.

· Сколько раскрасили флажков и почему? (Пять, потому что в квадрате написана цифра пять)

6. «Напиши правильно знаки» (лист 1, рис. 5).

Задания.

· Назовите знаки в верхнем правом уголке. (Больше, мень­ше)

Уточните, что острым концом знак всегда показывает на меньшее число.

· Напишите знаки в кружках между предметами и прочи­тайте записи. (Три шарика больше, чем два шарика; три ко­раблика меньше, чем четыре кораблика)

· Напишите знаки, как показано на рисунке.

Работа с счетными палочками

Вопрос и задание.

· Выложите из счетных палочек квадрат и прямоугольник.

· Из скольких палочек выложили квадрат (из четырех), прямоугольник? (Из шести)

По словесной инструкции.

Предложите детям проверить, правильно ли у них выполнены задания:

1) цифры должны быть написаны в следующем порядке: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;

2) под треугольниками должна быть написана цифра 6, под ромбами – 8, под прямоугольниками – 7, под кружками – 9;

3) решение задачи должно быть записано так: 5 + 5 = 10;

4) должно быть закрашено шесть мячей, пять флажков;

5) значок между шариками острым концом показывает на два шарика, между корабликами на три кораблика;

6) квадраты и прямоугольники похожи на те, которые нарисовал художник.

Самооценка проводится так же, как и при зрительном кон­троле.

Виды самоконтроля желательно чередовать.

 

 

Занятие 2

Тема

Знаки =, ≠, +, –, математические задачи, величина, ориенти­ровка на листе бумаги.

Цель:

· закрепить знания о знаках =, ≠.

· закрепить умение писать их;

· продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр и знаков, выде­лять в задаче условие, вопрос, ответ;

· продолжать учить пользоваться знаками +, –;

· закрепить умение сравнивать величину предметов, запи­сывать результаты сравнения, правильно пользоваться словами большой, поменьше, еще поменьше..., самый маленький;

· продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, оп­ределяя словом положение геометрических фигур (в пра­вом верхнем уголке, в левом нижнем уголке и т.д.);

· продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

· продолжать формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. Упражнение «Напиши правильно знаки» (лист 2, рис. 1).

Задания и вопрос.

· Какие знаки написаны в правом уголке? (Равно / равня­ется, неравно / не равняется)

· Напишите знаки между предметами и прочитайте запи­си. (Два равняется двум, два не равняется трем)

· Напишите знаки до конца строчки.

2. «Решаем задачи» (лист 2, рис. 2).

Задания и вопросы.

· Назовите знаки, которые написаны в правом верхнем уголке. (Плюс, минус)

· Прочитайте про них стихи (если дети забыли, прочитай­те сами).

Я – плюс, и этим я горжусь!

Я для сложения гожусь.

Я – добрый знак соединенья,

И в том мое предназначенье.

Я – минус, тоже добрый знак,

Ведь не со зла я отнимаю,

А роль свою лишь выполняю.

· Составьте задачу про лисичек, которые нарисованы на­верху. (Сидит одна лисичка, к ней идет еще одна. Сколько будет лисичек? – Две)

· Запишите решение задачи. (1 + 1 = 2)

· Прочитайте запись. (один плюс один равняется двум)

· Составьте задачу про лисичек, которые нарисованы вни­зу. (Сидело две лисички, одна ушла. Сколько лисичек оста­лось? – Одна)

· Запишите решение задачи. (2 – 1 = 1)

· Прочитайте запись. (Два минус один равняется одно­му)

 

3. Игровое упражнение «Помоги Незнайке» (лист 2, рис. 3).

Предложите детям сказать, что надо сделать в этом зада­нии (написать знаки + или – в пустых кружочках).

Прочитайте вслух стихотворение Н. Разговорнова:

Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где цифры нет.

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб нужный получить ответ.

После того как дети напишут знаки, предложите им прочи­тать примеры. (Семь плюс два равняется девяти, десять ми­нус пять равняется пяти, шесть плюс три равняется девя­ти)

Физкультминутка.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Мы считали и устали.

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали – раз, два, три,

Ножками потопали – раз, два, три.

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровней!

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

5. Игровое упражнение «Напишите правильно» (лист 2, рис. 4).

Вопросы я задания.

· Какого размера нарисованные зайчики? (Большой, помень­ше, еще поменьше, еще поменьше... и, самый маленький)

· Напишите в квадратах под зайчиками цифры от 1 до 10, начиная от самого большого.

· Где написали цифру 10? (Под самым маленьким зайчиком)

6. «Слуховой диктант (лист 2, рис. 5).

· Нарисуйте:

круг в правом верхнем уголке;

квадрат в левом нижнем уголке;

треугольник в правом нижнем уголке;

овал в левом верхнем уголке;

прямоугольник в середине.

Вопросы детям.

· Где нарисовали круг? (В правом верхнем уголке)

· Квадрат? (В левом нижнем уголке)

· Треугольник? (В правом нижнем уголке)

· Овал? (В левом верхнем уголке)

· Прямоугольник? (В середине)

Занятие 3

Тема

Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени.

Цель:

· закрепить умение считать по образцу и названному числу;

· закрепить умение преобразовывать неравенство в равенство, понимать отношения между числами;

· закрепить умение понимать независимость числа от про­странственного расположения предметов;

· закрепить умение видеть в форме предметов геометри­ческие фигуры;

· закрепить знания о последовательности частей суток;

· формировать умение самостоятельно формулировать учеб­ную задачу;

· учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

· формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. Игровое упражнение «Смотри, слушай, делай» (лист 3, рис. 1).

Задания и вопросы.

· Сколько кружков в квадрате? (Семь)

· Нарисуйте столько же кружков в верхнем прямоуголь­нике.

· Сколько кружков нарисовали в прямоугольнике и поче­му? (Семь, потому что в квадрате семь кружков)

· Нарисуйте в нижнем прямоугольнике на один кружок больше, чем кружков в верхнем прямоугольнике.

· Сколько нарисовали кружков в нижнем прямоугольни­ке? (Восемь)

· Почему? (Потому, что восемь на один больше, чем семь)

· Что можно сказать о количестве кружков в верхнем и нижнем прямоугольнике? (В верхнем прямоугольнике круж­ков меньше, чем в нижнем на один)

· Что надо сделать, чтобы кружков в верхнем и нижнем прямоугольнике стало поровну, по восемь? (Нарисовать в верх­нем прямоугольнике один кружок)

· Что теперь можно сказать о количестве кружков в верх­нем и нижнем прямоугольнике? (Их поровну, по восемь)

2. Упражнение «Сосчитай и напиши» (лист 3, рис. 2).

Предложите детям сказать, что надо сделать в этом зада­нии (посчитать зонтики в каждой геометрической фигуре и написать соответствующую их количеству цифру),

Какую цифру написали в каждом квадратике? (Шесть)

Уточните, что зонтики расположены по-разному, но их все равно поровну, по шесть.

3. Игровое упражнение «На какие фигуры похожи пред­меты в группе».

Предложите детям назвать предметы в группе, которые похожи на геометрические фигуры (двери, окна – на прямо­угольники; часы – на круг, квадрат и т.д.).

Физкультминутка «Зарядка».

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам все

Делать по порядку:

Весело шагать,

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки опускать,

Руки поднимать,

Руки опускать,

Приседать и вставать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

5. Игровое упражнение «Нарисуй правильно» (лист 3, рис. 3).

Задание.

· Нарисуйте под каждым предметом геометрическую фигуру, на которую он похож.

Вопросы.

· Какую геометрическую фигуру нарисовали:

под рыбкой? (овал),

под домом? (прямоугольник),

под мячом? (круг),

под часами? (квадрат),

под елкой? (треугольник).

6. Игра «Части суток» (лист 3, рис. 4).

Предложите детям закончить предложения:

Спим мы ночью, а делаем зарядку.... (утром)

Делаем зарядку мы утром, а ужинаем.... (вечером)

Ужинаем мы вечером, а обедаем.... (днем)

Делаем зарядку мы утром, а спим.... (ночью)

Задание.

· Напишите под каждой картинкой цифру соответственно ее порядку в сутках.

Вопросы.

· Под какой картинкой написали цифру 1? (Солнышко слева, это утро)

· Под какой картинкой написали цифру 2? (Солнышко наверху, это день)

· Под какой картинкой написали цифру 3? (Солнышко справа и без лучей, это вечер)

· Под какой картинкой написали цифру 4? (На которой месяц и звезды, это ночь)

· Назовите части суток по порядку. (Утро, день, вечер, ночь.)

Занятие 4

Тема

Знаки <, >, =, ≠, соотнесение количества предметов с циф­рой, состав числа шесть из двух меньших, логическая задача, геометрические фигуры.

Цель:

· закрепить умение понимать отношения между числами, записывать эти отношения с помощью знаков <, >;

· закрепить умение устанавливать соответствие между ко­личеством предметов и цифрой;

· закрепить знания о составе числа шесть из двух мень­ших чисел;

· продолжать учить решать логические задачи на установ­ление закономерностей;

· закрепить знания о геометрических фигурах: треуголь­ник, трапеция;

· закрепить умение рисовать треугольники, трапеции в тет­ради в клетку.

1. «Напиши правильно знаки» (лист 4, рис. 1).

Задания.

· Напишите знаки <, > в кружочках между предметами и прочитайте запись (три листика больше, чем два листика, шесть кубиков больше, чем пять кубиков).

· Напишите знаки =, ≠ в кружочках между точками и прочи­тать запись (семь равняется семи, десять не равняется девяти).

2. Игровое упражнение «Кто что считал» (лист 4, рис. 2).

Задания и вопросы.

· Покажите стрелкой, какие игрушки считали зайка, поро­сенок и белочка.

· Какие игрушки считал зайка и почему? (Зайка считал шарики, потому что их пять и у него цифра 5)

· Какие игрушки считал поросенок и почему? (Поросенок считал пирамидки, потому что их семь и у него цифра 7)

· Какие игрушки считала белочка и почему? (Белочка счи­тала кубики, потому что их восемь и у нее цифра 8)

3. Игра «Домики» (лист 4, рис. 3).

Скажите детям, что на каждом этаже в домике живет шесть человек, а в каждой квартире их количество разное.

Задания.

· Дорисуйте в пустых окошечках в домике слева точек столько, чтобы их на каждом этаже стало по шесть.

· Напишите в пустых окошечках в домике справа цифры так, чтобы при их сложении получилось шесть.

Вопросы.

· Сколько человек живет в каждой квартире на первом этаже? (В одной квартире живет пять человек, а в другой один)

· Сколько человек живет в каждой квартире на втором этаже? (В одной квартире живет два человека, а в другой че­тыре)

· Сколько человек живет в каждой квартире на третьем этаже? (В одной живет три человека, в другой тоже три)

Занятие 5

Тема

Соотнесение количества предметов с цифрой, математиче­ская загадка, ориентировка во времени.

Цель:

· закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой;

· учить составлять вопросы к сюжетной картинке, пра­вильно отвечать на них, записывать цифрами результат счета;

· продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать ее решение с помощью знаков и цифр;

· познакомить с часами, их разнообразием и назначением;

· продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

· формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. Игровое упражнение «Посчитай и обведи цифру» (лист 5, рис. 1).

Задания и вопросы.

· Посчитайте ежиков и обведите цифру, обозначающую их количество.

· Какую цифру обвели и почему? (Пять, потому что пять ежиков)

· Посчитайте птичек и обведите цифру, обозначающую их количество.

· Какую цифру обвели и почему? (Шесть, потому что шесть птичек)

2. Игра «Придумай вопросы» (лист 5, рис. 2).

Задание.

· Придумайте как можно больше вопросов со словом «сколь­ко» к картинке и запишите ответ внизу в квадрате рядом с предметом, о котором задавался вопрос.

Сколько на картинка птиц? (7)

Сколько на картинке елок? (4)

Сколько шишек на елках? (8)

Сколько грибков под елками? (5)

Сколько облаков на небе? (6)

Сколько цветов? (9)

Занятие 6

Тема

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве.

Цель:

· продолжать учить понимать отношения между числами;

· закрепить умение устанавливать соответствие между ко­личеством предметов и цифрой;

· закрепить знания о днях недели;

· продолжать учить решать логическую задачу;

· закрепить умение определять словом положение пред­мета по отношению к себе, другому лицу;

· учить формулировать учебную задачу;

· продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

· формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. Игровое упражнение «Соедини правильно» (лист 6, рис. 1).

Предложите детям догадаться и сказать, что надо сделать в этом задании (соединить карточки с одинаковым количеством предметов).

Вопросы.

· Почему соединили елочки с корабликами? (Потому что их поровну, по пять)

· Почему соединили грибы с яблоками? (Потому что их поровну, по семь)

· Почему соединили цветы с листиками? (Потому что их поровну, по шесть)

2. Игровое упражнение «Помоги зайчику (лист 6, рис. 2).

Вопросы и задание.

· Какая цифра у зайки? (9)

· Сколько морковок? (8)

· Правильно ли зайка сосчитал морковки? (Нет.)

· Обведите внизу цифру, которую должен был показать зай­ка.

· Какую цифру обвели и почему? (Цифру 8, потому что на картинке восемь морковок)

Физкультминутка.

Физкультминутка выполняется рядом со столами.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

4. Игровое упражнение


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.