Тема: Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема: Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

2017-09-10 466
Тема: Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные результаты: знать и толковать значение слов «летопись», «монах-летописец», «келья», «Царьград», «гривна», «паволоки», «узорочье»;

называть некоторые отличительные особенности летописи, понимать содержание летописи, называть основные события, описываемые в ней.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: формулировать учебную задачу, исходя из целей, отражённых на шмуцтитуле; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности, оценивать свои достижения;

– познавательные УУД: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать её, передавать своими словами; извлекать информацию из текста летописи, необходимую для ответов на вопросы учителя; находить отличительные особенности летописи;

– коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников о выборе темы проекта, распределении ролей и заданий между участниками группы;

Личностные результаты: проявлять заинтересованность к истории своего Отечества, высказывать желание побольше узнать о времени княжения Олега (вещего).

Ресурсы и оборудование: учебник «Литературное чтение» (4 класс) авторов Л. Ф. Климановой и др., компьютер, мульти-медиа-презентация со слайд-шоу, оценочные листы.

Ход урока

Целеполагание. Работа со шмуцтитулом.

- Ребята, на прошлом уроке мы говорили, что учебник четвёртого класса включает в себя очень серьёзные произведения. Мы с вами готовимся стать настоящими читателями, поэтому с каждым произведением нам будет всё сложнее и сложнее его разгадывать, но в то же время интереснее и увлекательнее.

- Прочитайте тему первого раздела учебника. Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы? (Летописи, былины, жития)

- Прочитайте цели, обозначенные на шмуцтитуле. Расскажите о той цели, которая вас заинтересовала и как вы её понимаете? Задайте мне вопросы, если что-то непонятно.

- Откройте с. 6 учебника, прочитайте первый вопрос статьи. Сформулируйте учебную задачу урока на основе данного вопроса. (Узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности).

Работа с научно-познавательной статьёй.

Школьники читают статью о летописях самостоятельно (тихое чтение) или цепочкой вслух.

Беседа по содержанию статьи:

- Как появились летописи?

- Почему летописи стали называться летописями?

- Кто записывал летописи?

- Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? (Это проблемный вопрос, на который учащиеся однозначно ответить сразу не смогут, поэтому мы его задаём для того, чтобы пробудить интерес к читаемому произведению. Ответ на него мы дадим в конце урока).

- Нам пока трудно ответить на данный вопрос, ответить на него нам поможет внимательное чтение и наблюдение над деталями текста.

Подготовка к восприятию: рассказ учителя о летописях и летописцах с опорой на презентацию. Показ слайд-шоу.

- Ребята, вы правильно поняли ту информацию, которая сообщается в статье, но я хочу вам рассказать и показать ещё кое-что интересное о летописях и летописцах.

(Далее идёт рассказ учителя, сопровождаемый слайд-шоу[1]: Когда-то давным-давно, когда люди ещё не умели писать, они сочиняли сказки, загадки, прибаутки, песенки, небылицы. Чтобы сохранить их в памяти народной, люди стали передавать свои сочинения из поколения в поколение, от родителей детям из уст в уста. Так появились произведения устного народного творчества. Но когда появилась письменность (алфавит, буквы), люди стали записывать свои произведения на различных материалах – деревянных дощечках, глиняных табличках, папирусе, пергаменте, бересте, в Китае на шёлке.

С развитием письменности на Руси (так раньше называлась Россия) стали записываться и летописи, которые так же, как и сказки, сначала в виде сказаний передавались из уст в уста. В летописях записывались самые важные для русского народа исторические события. Записи вели монахи-летописцы, которые были самыми образованными людьми в древности. Они умели читать и писать. Монахи вели записи важных событий из года в год, то есть из лета в лето. Отсюда и название этих записей – летописи. Каждая запись начиналась со слов «В лето такое-то…» и дальше сообщалось, что произошло. Описывая события, летописец не был просто наблюдателем, он по ходу записи выражал свои чувства радости и восхищения победой кого-либо из великих князей, а также чувства горести и негодования в связи с поражением княжеского войска. Свои чувства монахи фиксировали в различных знаках на полях (например, в виде знака восклицания или в виде наших современных смайликов).

Над летописями трудились и простые писцы. Труд писца требовал большого напряжения и внимания. За день переписывалось всего 1,5 – 2 страницы. На полях от усталости делались приписки «Ох, голова моя болит!». Всё, что описывалось, иллюстрировалось картинками. Так в исторические тексты вносились элементы художественности. Таким образом, летописи являются прообразом, или точнее сказать прародителем художественной литературы. Когда мы будем читать летописи, мы постараемся разглядеть в них элементы художественности).

- Что ещё нового вы узнали о летописях и их создателях? Постарайтесь построить небольшой рассказ.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.