Тема 3.2. Психология ощущений и восприятия — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 3.2. Психология ощущений и восприятия

2017-08-11 247
Тема 3.2. Психология ощущений и восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие ощущения. Ощущение как простейшая форма психического отражения. Классификация сенсорных процессов. Функции рецепции.

Область подлинных ощущений, пороги чувствительности. Методы измерения порогов и шкалирования ощущений. Психофизическая функция. Постулаты и законы классической психофизики.

Основные положения и задачи современной психофизики. Пересмотр понятия порога в теории обнаружения сигнала. Рабочая характеристика приемника.

Понятие восприятия. Характеристики перцептивного образа. Общее представление о перцептивном действии.

Основные подходы к изучению восприятия. Анализ восприятия в структурализме. Ощущение как единица перцептивного образа. Гипотеза суммации ощущений. Теория бессознательных умозаключений. Гештальтпсихология восприятия. Понятие поля и перецептивных сил. Фигура и фон. Законы перцептивной организации. Восприятие как процесс категоризации, процесс построения перцептивных гипотез. Теория перцептивного цикла. Экологический подход к зрительному восприятию.

Пространственные и временные характеристики перцептивного образа. Классическая и современная постановка проблемы восприятия пространства. Проблема восприятия третьего измерения. Признаки удаленности и глубины: окуломоторные, монокулярные (изобразительные), бинокулярные, трансформационные. Механизмы стереозрения.

Теории восприятия стабильного видимого мира. Восприятие реального движения в объективной и субъективной системах отсчета. Иллюзии восприятия движения: стробоскопический, автокинетический эффекты, индуцированное движение.

Восприятие скорости движения объектов и проблема изучения восприятия времени. Восприятие длительности, интервалов и последовательности событий.

Процесс порождения перцептивного образа и проблема его экспериментального изучения. Способы искажения сетчаточных изображений: инверсия, реверсия, смещение в пространстве и времени, изменение цветности и диспаратности.

Феномены и закономерности псевдоскопического восприятия. Феномены инвертированного зрения. Проблема перцептивной адаптации и ее экспериментальное исследование.

Литература: [1], [13], [5], [8], [14], [18], [41], [58], [62].

 

Тема 3.3. Психология мышления и речи

Понятие мышления. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Функциональные классификации мышления. Виды мышления как уровни его развития.

Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление. Мышление как процесс постановки и решения субъектом творческих задач. Факторы, влияющие на его успешность. Объективная (требование, условия) и субъективная (цель, средства) структура решения задачи, понятие инсайта. Проблемные ситуации и эвристические приемы решения задач. Стадии мыслительного процесса. Эмоциональная активация в структуре решения задачи. Эмоциональная регуляция познавательной деятельности.

Язык и речь. Виды и функции речи. Речь и мышление, их генетические корни. Речевое мышление как высшая психическая функция и единица его изучения – значение слова. Возможности психологического исследования понятий, стратегий их формирования. Мышление и внутренняя речь. Особенности внутренней речи, значение и смысл слова.

Социокультурная обусловленность познавательных процессов. Развитие мышления (сознания) в антропогенезе. Проблема «первобытного» мышления (сознания). Кросскультурные исследования мышления. Соотношение сознания и языка: гипотеза лингвистической относительности.

Литература: [1], [13], [5], [8], [26], [37], [47], [50], [58], [59].

 

Тема 3.4. Психология памяти

Понятие памяти. Память как отражение прошлого опыта. Основные функции, процессы, содержания и связи памяти. Виды, уровни и типы памяти.

Эмпирическое выделение и теоретическое описание первичных мнемических способностей в ассоцианизме. Явление и понятие ассоциации. Законы, условия и виды ассоциаций. Основные методы исследований.

Память как научение. Представление о памяти в бихевиоризме. Проблема формирования двигательных навыков. Зависимость запоминания от временного распределения и содержания материала.

Специфика человеческой памяти и проблема изучения ранних этапов ее развития. Память и речь. Социогенез и функции памяти. Характеристика видов памяти по П. Жане. Проблема памяти в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Экспериментальное исследование опосредствованного запоминания.

Исследование и анализ процесса запоминания. Репродуктивное и конструктивное запоминание. Основные методы и результаты исследований Ф.Бартлетта.

Память и деятельность. Характеристика, задачи и установки произвольного запоминания. Понятие и источники мнемической направленности. Исследование З.М. Истоминой. Характеристика и исследования непроизвольного запоминания (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов): гипотезы, результаты и выводы.

Когнитивная психология памяти. Трехкомпонентная теория памяти. Общая характеристика сенсорной, кратковременной, долговременной памяти. Их функции, временная и пространственная емкость, способы кодирования и переработки информации. Процессы извлечения и механизмы забывания материала.

Литература: [1], [13], [5], [8], [25], [47], [58], [60].

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.