Раздел 2. Субъект деятельности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Раздел 2. Субъект деятельности

2017-08-11 199
Раздел 2. Субъект деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общая психология

Рабочая программа
для направления подготовки 37.03.01 – Психология
(заочная форма обучения)

 

 

Вологда – 2015


Общая психология: Рабочая программа для направления подготовки 37.03.01 – Психология (заочная форма обучения). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015. – 24 с.

 

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 946) по направлению подготовки 37.03.01 – «Психология» (уровень бакалавриата).

 

Разработчики программы:

М.С. Коданева – начальник кафедры общей психологии, кандидат психологических наук, доцент, подполковник внутренней службы;

А.В. Сперанская – старший преподаватель кафедры общей психологии, кандидат психологических наук, майор внутренней службы;

А.С. Чертовикова – старший преподаватель кафедры общей психологии, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы.

 

Рецензенты программы:

О.Н. Ракитская – доцент кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент, подполковник внутренней службы;

Ж.А. Морозова – психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-17 УФСИН по Вологодской области, старший лейтенант внутренней службы.

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей психологии 20.03.2015 г., протокол № 9.

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 7 от 26.03.2015 г.

 

©ВИПЭ ФСИН России, 2015


1. Цели освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у слушателей представления о предмете, задачах и методах психологии, ее месте среди других наук о человеке, базовых категориях и понятиях, основных методологических и исследовательских проблемах и путях их решения.

Задачами изучения дисциплины являются:

- получение обучающимися представления об основных категориях, понятиях психологической науки и ее методах, критериях и стадиях развития психического отражения, основополагающих подходах к пониманию предмета психологии;

-ознакомление с теоретическими подходами к выделению видов, уровней развития познания, рассмотрение методов и результатов экспериментального исследования собственно познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления), а также универсальных психических процессов (памяти, внимания, воображения);

-изучение индивидуальных особенностей человека (способностей, темперамента, характера), внутренней (эмоциональной и волевой) регуляции его деятельности, потребностно-мотивационной сферы человека, основных теоретических подходов к пониманию строения и закономерностей развития личности;

- формирование основы профессионального мышления будущих специалистов-психологов.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина «Общая психология» относится к базовой части образовательной программы (Б1.Б.19) подготовки бакалавра по направлению 37.03.01. «Психология».

Для изучения дисциплины необходимо знание законов общественного развития, социокультурных закономерностей и особенностей социального взаимодействия, обучающиеся должны владеть системой научных методов в психологии. В этой связи обеспечивающими дисциплинами являются «История», «Логика», «Анатомия центральной нервной системы», «Введение в профессию».

Данная дисциплина является предшествующей для целого ряда психологических дисциплин («Общепсихологический практикум», «Экспериментальная психология», «Психология личности», «Пенитенциарная психология», «Специальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Практикум по психодиагностике», «История психологии» и т.д.).

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины обеспечивает формирование следующих профессиональных компетенций:

– способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

– психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

– знать: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов.

– уметь: анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; анализировать актуальные проблемы теоретической и практической психологии личности (индивидуальности), самостоятельно ставить и решать проблемы, связанные со строением и развитием личности и познавательных психических процессов.

– владеть: навыками работы с учебной и научной психологической литературой, основами общепсихологической теории деятельности, методами психологического изучения личности, первичными навыками построения собственных теоретических и экспериментальных психологических исследований.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины – 12 зач. ед. (432 ч).

 

Учебно-тематический план, заочная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекция Семинарское занятие Практическое занятие Др.виды занятий
Раздел 1. Введение в психологию
1.1 1.2 Общая характеристика психологии как науки. Становление предмета психологии              
1.3 1.4. Возникновение и развитие психики. Человек как субъект деятельности и познания              
1.5 1.6 Социокультурная регуляция деятельности. Строение индивидуальной деятельности              
  Экзамен, КР              
  Итого по разделу 1              
Раздел 2. Субъект деятельности
2.1 2.2 Индивидуальные особенности человека: способности, темперамент, характер. Типология индивидуальности              
2.3 2.4 Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций. Внутренняя регуляция деятельности: психология воли              
2.5 2.6 Психология мотивации. Строение и развитие личности              
  Итого по разделу 2              
Раздел 3. Субъект познания
3.1 3.2 Введение в психологию познания. Психология ощущений и восприятия              
3.3 3.4 Психология мышления и речи. Психология памяти              
3.5 3.6 Психология внимания. Психология воображения              
  Экзамен              
  Итого по разделу 3              
  Итого              

 

5. Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в психологию

Тема 1.1. Общая характеристика психологии как науки

Различные значения термина «психология». Трудности определения предмета психологической науки. Общее представление о психике и сознании. Психика и психология. Житейская и научная психология: связь и различия. Психология в системе других наук. Отрасли психологии и критерии их выделения.

Психологическая наука как социальный институт. Ключевые проблемы психологической науки.

Основные различия «естественно-научной» и «гуманитарной» стратегий в психологии, проблема их возможного объединения. Уникальность психологической науки: человек как субъект и объект познания.

Основные принципы научного исследования, особенности их применения в психологии. Методы психологического исследования. Подходы к классификации методов психологического исследования. Метод наблюдения в психологии. Виды наблюдения. Психологический эксперимент и его виды. Метод измерения и его использование для исследовательских и психодиагностических целей. Другие методы психологической науки и практики.

Литература: [1], [13], [2], [3], [8], [56].

 

Тема 1.2. Становление предмета психологии

Основные этапы развития научно-психологического познания. Понятие «душа» как научное обобщение в античной философии и психологии. Различные представления о душе как предмете исследования в античной философии (Демокрит, Платон и Аристотель).

Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании. Проблема изучения сознания в философии Нового Времени. Формирование естественно-научных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку. Сознание и его свойства как предмет экспериментального психологического исследования (В. Вундт, Э.Б. Титченер). «Поток сознания» и его свойства по В. Джемсу. Метод интроспекции, его основные правила, возможности и ограничения. Понятие ассоциации в психологии. Общее представление об ассоциативной психологии.

Причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания. Зарубежная психология открытого кризиса.

Проблема неосознаваемых процессов в психологии. Бессознательное как предмет изучения в психоанализе (З. Фрейд). Методы исследования бессознательного в психоанализе. Классификации бессознательных явлений в психологии. Проблема объективного метода в психологии. Предмет и задачи психологии поведения (Дж. Уотсон). Основная схема изучения поведения в бихевиоризме и необихевиоризме, представление о научении. Целостный подход в гештальтпсихологии. Понятие «гештальт». Примеры гештальтфеноменов, понятие инсайта. Возникновение и развитие гуманистической психологии. Самоактуализация личности. Экзистенциальное направление в психологии. Информационный подход в когнитивной психологии. Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии.

Возникновение и развитие советской психологии. Психология в России постсоветского периода.

Литература: [1], [13], [2], [3], [8], [46], [53], [56].

 

Тема 1.3. Возникновение и развитие психики

Приспособительная роль психики в биологической эволюции. Проблема возникновения психики в эволюции, разные точки зрения на ее решение (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм).

Проблема выделения критериев психического. Понятия абиотических и биотических раздражителей, раздражимости и чувствительности. Гипотеза о возникновении чувствительности как элементарной формы психического отражения (А.Н. Леонтьев). Психика как ориентировочная деятельность субъекта (П.Я. Гальперин).

Представление об эволюции психического отражения. Общая характеристика этапов психического развития в филогенезе: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта. Исследования инстинктивного поведения животных. Сущность различий психики животных и человека.

Совместная (трудовая) деятельность людей: ее основные характеристики и их филогенетические предпосылки. Трудовые действия и необходимость возникновения общественного сознания. Общественно-исторический опыт, формы его сохранения и воспроизводства. Материальная культура. Знаковая речь и развитие мышления.

Литература: [1], [13], [2], [3], [8], [51], [56].

 

Тема 1.4. Человек как субъект деятельности и познания

Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности. Человек и мир: природа, общество, культура. Личность как феномен общественного развития. Социальные условия развития личности. Личность как культурный субъект.

Личность и индивидуальность. Общая характеристика индивидуальных свойств человека: способности, темперамент, характер. Внутренняя регуляция деятельности: эмоции и воля.

Становление и развитие личности. Иерархия (соподчинение) мотивов как основание личности, личностный поступок. Разрешение мотивационных конфликтов и становление личности. Проблема осознания собственных мотивов и возможность изменения их соотношения. Критерии сформировавшейся личности (Л.И. Божович). «Два рождения личности», их критерии (по А.Н. Леонтьеву). Феномен «горькой конфеты» и его психологический смысл. Концепция периодизации психического и личностного развития в онтогенезе (Д.Б. Эльконин).

Подходы к определению структуры личности в зарубежной и отечественной психологии. Физическое, социальное и духовное Я (В. Джемс). Представление о структуре личности в психоанализе. Структурная организация личности в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).

Человек как субъект познания. Целостность познавательной деятельности и проблема выделения познавательных процессов. Классификации психических процессов. Специфические (собственно познавательные) и неспецифические («сквозные») процессы, их характеристика.

Литература: [1], [13], [2], [3], [6], [8], [17], [22], [47], [56].

 

Тема 1.5. Социокультурная регуляция деятельности

Человек как социальный индивид. Социализация индивида как процесс присвоения культурного опыта. Проблема социальной обусловленности сознания во французской социологии и психологии.

Предпосылки и условия возникновения сознания. Развитие общественного и индивидуального сознания в антропогенезе.

Описательные характеристики сознания как реальности. Структура сознания-образа: чувственная ткань, значение и личностный смысл (А.Н. Леонтьев).

Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Понятие высшей психической функции. Строение и развитие высших психических функций. Их основные свойства и закономерности формирования. Экспериментальное исследование формирования памяти как высшей психической функции. Понятие интериоризации.

Литература: [1], [13], [2], [3], [8], [29], [56].

 

Тема 1.6. Строение индивидуальной деятельности человека

Определение деятельности. Типы, виды и формы деятельности. Представление о ведущих деятельностях, их смене в онтогенезе. Строение (структура) индивидуальной деятельности (А.Н. Леонтьев).

Мотивационно-личностные аспекты деятельности. Проблема побуждения к деятельности. Понятия потребности и мотива. Основные свойства потребностей, их опредмечивание. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Строение потребностно-мотивационной сферы, специфика потребностей человека. Виды мотивов, критерии их классификации и примеры исследований. Проблема возникновения мотивов (потребностей) в ходе выполнения деятельности.

Операционально-технические аспекты деятельности. Действие как основная единица анализа деятельности. Характеристика действия. Цель как представление о результате, который должен быть достигнут. Планирование и осуществление действий. Операции как способ выполнения действий. Характеристика операций. Взаимосвязи действий и операций в процессе формирования и выполнения навыка. Виды операций. Психофизиологические функции как необходимые предпосылки и средства деятельности.

Уровни построения движений. Механизмы организации движений по Н.А. Бернштейну.

Литература: [1], [13], [2], [3], [8], [29], [56].

 

Раздел 3. Субъект познания

Тема 3.4. Психология памяти

Понятие памяти. Память как отражение прошлого опыта. Основные функции, процессы, содержания и связи памяти. Виды, уровни и типы памяти.

Эмпирическое выделение и теоретическое описание первичных мнемических способностей в ассоцианизме. Явление и понятие ассоциации. Законы, условия и виды ассоциаций. Основные методы исследований.

Память как научение. Представление о памяти в бихевиоризме. Проблема формирования двигательных навыков. Зависимость запоминания от временного распределения и содержания материала.

Специфика человеческой памяти и проблема изучения ранних этапов ее развития. Память и речь. Социогенез и функции памяти. Характеристика видов памяти по П. Жане. Проблема памяти в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Экспериментальное исследование опосредствованного запоминания.

Исследование и анализ процесса запоминания. Репродуктивное и конструктивное запоминание. Основные методы и результаты исследований Ф.Бартлетта.

Память и деятельность. Характеристика, задачи и установки произвольного запоминания. Понятие и источники мнемической направленности. Исследование З.М. Истоминой. Характеристика и исследования непроизвольного запоминания (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов): гипотезы, результаты и выводы.

Когнитивная психология памяти. Трехкомпонентная теория памяти. Общая характеристика сенсорной, кратковременной, долговременной памяти. Их функции, временная и пространственная емкость, способы кодирования и переработки информации. Процессы извлечения и механизмы забывания материала.

Литература: [1], [13], [5], [8], [25], [47], [58], [60].

 

Раздел 3. Субъект познания

1. Специфика психологического изучения познания. Познавательные и универсальные психические процессы, критерий их классификации.

2. Основные формы представления реальности: действие, образ, знак.

3. Характеристика процесса ощущения. Классификация ощущений.

4. Основные положения сенсорной психофизики.

5. Теории восприятия.

6. Проблема врожденного и приобретенного в развитии восприятия.

7. Роль двигательной активности в развитии чувствительности.

8. Проблема перцептивной адаптации и ее экспериментальное исследование.

9. Восприятие пространства: признаки удаленности и глубины.

10. Восприятие движения. Иллюзии восприятия движения.

11. Познание и речь. Виды и функции речи.

12. Экспериментальное исследование понятийного мышления (Выготский, Сахаров).

13. Понятие мышления и его виды.

14. Теории мышления.

15. Определение памяти. Основные процессы, виды памяти.

16. Проблема памяти в ассоцианизме. Классические методы исследования памяти (Эббингауз).

17. Генетическая теория развития памяти (Блонский).

18. Память и деятельность. Исследования произвольного и непроизвольного запоминания (Смирнов, Зинченко).

19. Выготский Л.С. о памяти и ее развитии. Характеристика подхода, методы и результаты исследований А.Н.Леонтьева.

20. Когнитивный подход к исследованию памяти.

21. Определение внимания. Основные свойства и виды внимания.

22. Исследование внимания в классической психологии сознания (Вундт, Титченер, Джеймс).

23. Моторные теории внимания (Рибо, Ланге).

24. Внимание как функция умственного контроля (Гальперин).

25. Развитие высших форм внимания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

26. Когнитивный подход к исследованию внимания.

27. Определение воображения. Виды и функции воображения, его связи с другими психическими процессами.

28. Интеллектуальный и эмоциональный факторы воображения. Закон развития воображения (Рибо).

29. Методы стимуляции творческого воображения.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Рекомендуемая литература

Базовый учебник:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. СПб., 2012.

 

Основная литература:

2. Ефимова Н.С.Основы общей психологии: Учебник. М., 2015. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=390603

3. Караванова Л.Ж. Психология: Учеб. пособие для бакалавров. М., 2014. http://www.znanium.com (дата обращения 2.04.2015).

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2012.

5. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. Спб., 2012.

6. Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е. Психология: Учебник для бакалавров. М., 2013. http://www.znanium.com

 

Дополнительная литература:

7. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типологии личности. М., 2000.

8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

9. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. М., 1997.

10. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

11. Вилюнас В.К. Психология эмоций. СПб., 2004.

12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2003.

13. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.

14. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». М., 2006.

15. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

16. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2010.

17. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., 1996.

18. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972.

19. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.

20. Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие. М., 1967.

21. Запорожец А.В. Психология действия. М., 2000.

22. Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М., 1981.

23. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.

24. Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.

25. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006.

26. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2002.

27. Клацки Р. Память человека. М., 1978.

28. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.

29. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 2000.

30. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.

31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.

32. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. М., 2001.

33. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.

34. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М., 1987.

35. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.

36. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3-х книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 2001.

37. Норман Д. Память и научение. М., 1985.

38. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Т. 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М., 2008.

39. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. М., 2002.

40. Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987.

41. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2006.

42. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 1997.

43. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000.

44. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и
М.В. Фаликман. М., 2009.

45. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова и М.Б. Михалевской. М., 1999.

46. Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901.

47. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания. 2-е изд., испр. М., 1999.

48. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М., 1995.

49. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

50. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». М., 2008.

51. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.

52. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

53. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.; Воронеж, 1998.

54. Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 2002.

55. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1999.

56. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1992.

57. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989.

58. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.; М., 2003.

59. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я.Романова. М., 1976.

60. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»: Учеб. пособие для студ. психол. факультетов учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология» / Ред. сост. Е.Е. Соколова. М., 1999.

61. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск II. Субъект деятельности: Учеб. пособие для студ. спецотделений фак-тов психологии высших учеб. заведений по спец. 52100 и 020400 – «Психология». М., 2000.

62. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учеб. пособие для студ. спецотделений фак-тов психологии высших учеб. заведений по спец. 52100 и 020400 – «Психология». М., 1998.

63. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.

64. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979.

65. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

66. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб., 2003.

 

Интернет-ресурсы:

67. www.koob.ru/practic_psychology

68. www.knigi.tr200.ru

69. www.twirpx.com

70. www.psy-gorod.ru

71. www.voppsy.ru

72. www.psylib.myword.ru

73. www.i-u.ru/biblio/default.aspx

74. www.psycheya.ru

75. www.psychology.ru/Library.htm

 

Использование ЭБС «Знаниум»

76. Баданина Л.П. Основы общей психологии: Учеб. пособие. 2-е изд., стер. М., 2012. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=454594

77. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: Учебник. М., 2013. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=390603

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-технического обеспечения дисциплины «Общая психология» используются учебные аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий.

 

Содержание

1. Цели освоения дисциплины.. 3

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО.. 3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 3

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 4

5. Содержание дисциплины.. 5

6. Рекомендуемые образовательные технологии. 13

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.. 14

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 20

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 23


 

Общая психология

Рабочая программа
для направления подготовки 37.03.01 – Психология
(заочная форма обучения)

 

 

Вологда – 2015


Общая психология: Рабочая программа для направления подготовки 37.03.01 – Психология (заочная форма обучения). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015. – 24 с.

 

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 946) по направлению подготовки 37.03.01 – «Психология» (уровень бакалавриата).

 

Разработчики программы:

М.С. Коданева – начальник кафедры общей психологии, кандидат психологических наук, доцент, подполковник внутренней службы;

А.В. Сперанская – старший преподаватель кафедры общей психологии, кандидат психологических наук, майор внутренней службы;

А.С. Чертовикова – старший преподаватель кафедры общей психологии, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы.

 

Рецензенты программы:

О.Н. Ракитская – доцент кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент, подполковник внутренней службы;

Ж.А. Морозова – психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-17 УФСИН по Вологодской области, старший лейтенант внутренней службы.

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей психологии 20.03.2015 г., протокол № 9.

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 7 от 26.03.2015 г.

 

©ВИПЭ ФСИН России, 2015


1. Цели освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у слушателей представления о предмете, задачах и методах психологии, ее месте среди других наук о человеке, базовых категориях и понятиях, основных методологических и исследовательских проблемах и путях их решения.

Задачами изучения дисциплины являются:

- получение обучающимися представления об основных категориях, понятиях психологической науки и ее методах, критериях и стадиях развития психического отражения, основополагающих подходах к пониманию предмета психологии;

-ознакомление с теоретическими подходами к выделению видов, уровней развития познания, рассмотрение методов и результатов экспериментального исследования собственно познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления), а также универсальных психических процессов (памяти, внимания, воображения);

-изучение индивидуальных особенностей человека (способностей, темперамента, характера), внутренней (эмоциональной и волевой) регуляции его деятельности, потребностно-мотивационной сферы человека, основных теоретических подходов к пониманию строения и закономерностей развития личности;

- формирование основы профессионального мышления будущих специалистов-психологов.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина «Общая психология» относится к базовой части образовательной программы (Б1.Б.19) подготовки бакалавра по направлению 37.03.01. «Психология».

Для изучения дисциплины необходимо знание законов общественного развития, социокультурных закономерностей и особенностей социального взаимодействия, обучающиеся должны владеть системой научных методов в психологии. В этой связи обеспечивающими дисциплинами являются «История», «Логика», «Анатомия центральной нервной системы», «Введение в профессию».

Данная дисциплина является предшествующей для целого ряда психологических дисциплин («Общепсихологический практикум», «Экспериментальная психология», «Психология личности», «Пенитенциарная психология», «Специальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Практикум по психодиагностике», «История психологии» и т.д.).

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины обеспечивает формирование следующих профессиональных компетенций:

– способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

– психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

– знать: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов.

– уметь: анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; анализировать актуальные проблемы теоретической и практической психологии личности (индивидуальности), самостоятельно ставить и решать проблемы, связанные со строением и развитием личности и познавательных психических процессов.

– владеть: навыками работы с учебной и научной психологической литературой, основами общепсихологической теории деятельности, методами психологического изучения личности, первичными навыками построения собственных теоретических и экспериментальных психологических исследований.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины – 12 зач. ед. (432 ч).

 

Учебно-тематический план, заочная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекция Семинарское занятие Практическое занятие Др.виды занятий
Раздел 1. Введение в психологию
1.1 1.2 Общая характеристика психологии как науки. Становление предмета психологии              
1.3 1.4. Возникновение и развитие психики. Человек как субъект деятельности и познания              
1.5 1.6 Социокультурная регуляция деятельности. Строение индивидуальной деятельности              
  Экзамен, КР              
  Итого по разделу 1              
Раздел 2. Субъект деятельности
2.1 2.2 Индивидуальные особенности человека: способности, темперамент, характер. Типология индивидуальности              
2.3 2.4 Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций. Внутренняя регуляция деятельности: психология воли              
2.5 2.6 Психология мотивации. Строение и развитие личности              
  Итого по разделу 2              
Раздел 3. Субъект познания
3.1 3.2 Введение в психологию познания. Психология ощущений и восприятия              
3.3 3.4 Психология мышления и речи. Психология памяти              
3.5 3.6 Психология внимания. Психология воображения              
  Экзамен              
  Итого по разделу 3              
  Итого              

 

5. Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в психологию

Тема 1.1. Общая характеристика психологии как науки

Различные значения термина «психология». Трудности определения предмета психологической науки. Общее представление о психике и сознании. Психика и психология. Житейская и научная психология: связь и различия. Психология в системе других наук. Отрасли психологии и критерии их выделения.

Психологическая наука как социальный институт. Ключевые проблемы психологической науки.

Основные различия «естественно-научной» и «гуманитарной» стратегий в психологии, проблема их возможного объединения. Уникальность психологической науки: человек как субъект и объект познания.

Основные принципы научного исследования, особенности их применения в психологии. Методы психологического исследования. Подходы к классификации методов психологического исследования. Метод наблюдения в психологии. Виды наблюдения. Психологический эксперимент и его виды. Метод измерения и его использование для исследовательских и психодиагностических целей. Другие методы психологической науки и практики.

Литература: [1], [13], [2], [3], [8], [56].

 

Тема 1.2. Становление предмета психологии

Основные этапы развития научно-психологического познания. Понятие «душа» как н<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.