Базой исследования стала СОШ №55, выборка в анкетировании – 52 школьника, в тестировании – 72 школьника, из них младших школьников – 28 учащихся (3 класс), подростков – 44 учащихся (8-9 классы). — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Базой исследования стала СОШ №55, выборка в анкетировании – 52 школьника, в тестировании – 72 школьника, из них младших школьников – 28 учащихся (3 класс), подростков – 44 учащихся (8-9 классы).

2017-08-11 469
Базой исследования стала СОШ №55, выборка в анкетировании – 52 школьника, в тестировании – 72 школьника, из них младших школьников – 28 учащихся (3 класс), подростков – 44 учащихся (8-9 классы). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Констатирующий этап состоял из:

1) анкетирования на выявление целей и мотивов использования игровой терапии;

2) тестирования на выявление исходного состояния коммуникативных навыков - коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2), умения слушать (методика «Умеете ли вы слушать»), контролировать себя в процессе общения (методика «Оценка самоконтроля в общении» по М. Снайдеру).

Этот этап переплетался с формирующим, т.е. его методы нашли свое продолжение при апробации игрового сеанса (как части развивающей программы игротерапии).

3) включенного наблюдения (для выявления интересов к игровым методам).

4) анализа результатов сеанса игротерапии.

Анкетирование на выявление целей и мотивов использования игровой терапии было проведено для обоснования необходимости и эффективности игр и игровых упражнений в процессе формирования коммуникативных навыков учащихся младших и подростковых классов. Общая выборка анкетирования – 52 школьника, из них 19 человек – младших школьников, 33 человека – подростки из 8-9-х классов (17 и 16 учащихся соответственно).

Тестирование на выявление исходного состояния коммуникативных навыков - коммуникативных и организаторских склонностей проводилось с помощью методики КОС-2, состоящей из 40 вопросов, на которые необходимо отвечать или «да», или «нет». Методика для младших школьников зачитывалась, подростки же работали с письменным бланком методики.

Обработка методики производилась на основании ключа следующим образом: за каждый ответ «Да» или «Нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в Ключе (таблица 1) отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл.

 

Таблица 1 - Ключ для обработки данных

 

Склонности по тесту Ответы
Коммуникативные склонности (+) да 1,5,9,13,17,21,25,29,33,37
(-) нет 3,7,11,15,19,23,27,31,35,39
Организаторские склонности (+) да 2,6,10,14,18,22,26,30,34,38
(-) нет 4,8,12,16,20,24,28,32,36,40

 

Экспериментально было установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей.

Примерное распределение баллов по этим уровням представлено в таблице 2.

 

Таблица 2 - Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

 

Сумма баллов 1-4 5-8 9-12 13-16 17-20
Уровень Нулевой Низкий Средний Достаточный Высокий

 

Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются нулевым уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на низком уровне: они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой; в новой компании или коллективе чувствуют себя скованно; испытывают трудности в установлении контактов с людьми; не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды, редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью; требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка в 13-16 баллов свидетельствует о достаточном уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей респондентов: они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности; они быстро ориентируются в трудных ситуациях; непринужденно ведут себя в новом коллективе; инициативны, принимают самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений; любят организовывать игры, различные мероприятия; настойчивы и одержимы в деятельности.

Опишем формирующий этап опытно-педагогической работы.

1. Разработана развивающая программа игротерапии (рассчитанная на учебный год – 72 ч.) и апробирована ее часть, направленная на: развитие коммуникативных навыков детей и подростков; расширение знаний подростков о себе как субъекте общения, своих коммуникативных способностях и возможностях; развитие умений ориентироваться в мире взрослых и сверстников, развитие умения преодолевать трудности адаптации к ситуации общения в современном социуме. Из-за ограниченности во времени мы назовем апробацию части программы сеансом игротерапии, равным 40 академическим часам.

Цель апробированного сеанса игротерапии, входящего в программу была более узкой. Она состояла в том, чтобы создать участникам (учащимся младших и подростковых классов) условия для полноценного общения в игре и игровых упражнениях; смоделировать такие ситуации, в которых:

- снимается страх перед самостоятельным высказыванием через игровое моделирование;

- развивается спонтанность и речевая свобода;

- закрепляется чувство радости от совместного игрового творчества.

Мы предположили, что школьники будут более свободно чувствовать себя в условно-импровизационной ситуации.

В сеансе мы игровое общение выстроили по следующим блокам: информационному, интерактивному, перцептивному. В каждой предложенной игровой ситуации как обязательные элементы должны были присутствовать все стороны общения. Блочная структура сеанса (информация - взаимодействие - восприятие) позволяет, на наш взгляд, выработать у каждого участвующего в сеансе школьника умение находить свое место в групповом игровом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным играющим. В рамках организованного сеанса игротерапии, обучение подростков строилось с использованием активных, игровых методов и упражнений, которые направлены на соединение знаний с коммуникативным опытом учащихся, развитие референтных отношений в процессе общения; активизацию субъектной позиции подростка в коммуникативной деятельности.

 

Таблица 3 - Содержание сеанса игротерапии

 

№п/п Блоки, формирующие коммуникативные навыки Основные цели Типы и виды игр Методы и приемы игротерапии
  Информационный блок (15 часов) Познакомить школьников с основными приемами по обмену информацией, формировать умение ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения актуальных проблем коммуникации Коллективные творческие игры: сюжетные, коммуникативные, обучающие, речевые, социальные игры и упражнения Методы игрового психологического воздействия, прием игрового убеждения, методы активного игрового взаимодействия, игровые методы (операционные и ролевые)
  Интерактивный блок (15 часов) Выработка стратегии совместных действий, определение каждым участником своих сильных сторон в игровом сотрудничестве Игровой интерактивный тренинг: игры на взаимодействие, игры-соревнования, раскрепощающие психотехнические игры, образно-ролевые игры, методы активного игрового психологического взаимодействия Методы игрового психологического воздействия, прием игрового внушения, методы активного игрового взаимодействия
  Перцептивный (10 часов) Содействие формированию понимания внутреннего мира другого человека, его действий, его психологических особенностей, пониманию позиции себя и других, открытия для себя некоторых причин поведения других людей. Игры на восприятие и взаимопонимание: перцептивные, коммуникативно-оценочные, пантомимические, режиссерская игра, Методы игрового психологического воздействия, игровой сенситивный метод
         

 

Опишем содержание игрового сеанса.

1) Информационный блок общения в игротерапевтическом сеансе.

Цель - познакомить школьников с основными приемами по обмену информацией, формировать умение ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения актуальных проблем.

2) Интерактивный блок общения в игротерапевтическом сеансе.

Участники вырабатывают стратегию совместных действий. Важнейшее условие - определение каждым участником своих сильных сторон в сотрудничестве:

- кто я: лидер или статист?

- умею ли я отстаивать свою точку зрения или пасую?

- имею ли мудрость признать ошибочным собственное решение и уступить в новой ситуации?

- готов ли к взаимодействию в общении или предпочитаю единолично нести груз ответственности и ошибок?

Во время проведения таких игр необходимо выявлять, что удалось играющим, какие аспекты взаимодействия еще требуют своего развития. Какова роль ведущего в интерактивном блоке общения? Что нового приобрели участники для себя, «прожив» разные роли в интерактивной игре?

3) Перцептивный блок общения в игротерапевтическом сеансе.

Перцептивная сторона общения построена на формировании в нашем сознании образа другого человека. Эти игры и упражнения помогают учиться понимать внутренний мир человека его действия, его психологические особенности, которые отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения. Нужно научиться принимать их такими, каковы они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть – во всем согласными с нами. Именно перцептивная сторона общения, заложенная в сеансе игротерапии, и вырабатывает умение принимать себя и других. В задачи игр этого блока входит: развивать у участников уважение к другим и самоуважение; научить преодолевать внутреннее беспокойство; учить поддерживать друг друга, доверять и доверяться; учить преуспевать без соперничества; верить, что все это необходимо и в школе.

Отмечая, что важнейшей характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою индивидуальную представленность в другом, в сеансе игротерапии мы использовали игровые упражнения в парах, тройках и малых группах. Исходя из приведенных выше признаков коммуникативного процесса, в игровом сеансе мы использовали игровые средства, которые активизировали бы коммуникативную сторону общения, которая не может быть ограничена простой передачей информации. Коммуникация предполагает активное взаимодействие людей друг с другом в процессе общения, их воздействие друг на друга, восприятие и понимание другого человека. В связи с этим широко использовались разные жанры и виды игр и игровых упражнений.

Учитывая то, что существенно важное значение для усиления действия вербальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. Поэтому в игровом сеансе мы школьников размещали по кругу, лицом друг к другу, что существенно повышало коммуникабельность и интенсифицировало приобретение коммуникативных навыков.

Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения. В соответствии с этим первоначальные упражнения были ориентированы на использование средств невербальной коммуникации.

Следующими средствами игротерапии стали импровизации на темы речевых игр «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Синонимы», «Антонимы», «Летает – не летает», «Отгадай по вопросам», «Отгадай по описанию» и др. Эти игры облекались в форму интервью под влиянием игры в журналистов, где младший школьник может взять в руки микрофон или предмет - заместитель, подойти к товарищу или взрослому и взять у них интервью. Таким образом, дети овладевают практическими действиями журналистов: умением начинать, вести и заканчивать диалог с детьми и взрослыми, овладевают умением слушать, не перебивая собеседника, речевыми оборотами для установления контакта.

Сеанс игротерапии был выстроен таким образом, что каждый участник «проживал» различные ситуации, определял свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Так, каждый узнавал себя как партнера по общению, открывал в себе самые разнообразные стороны личности: и те, которые помогали установить контакт, и те, которые мешали этому.

Включенное наблюдение (для выявления интересов к игровым методам) и анализа результатов игровой терапии проводился в ходе проведения игровых терапевтических методов в учебной группе. В этом своеобразном сеансе игротерапии были активизированы функционально-ролевые межличностные отношения, эмоционально-оценочные межличностные отношения, личностно-смысловые межличностные отношения (см. Структурно-содержательную модель развития коммуникативных навыков у детей и подростков), которые мы рассматриваем как три стороны процесса формирования коммуникативной компетентности школьника.

Зная, что в младшем школьном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие люди, мы убеждаемся в ходе включенного наблюдения, что общение школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, отличающих его от общения со взрослыми.

Наблюдая за детьми вовремя игротерапии, мы выявили, что наиболее важная отличительная черта общения со сверстниками во время игры у младших школьников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и широком их диапазоне. Здесь можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактахв не игры или в общении со взрослыми.

Младший школьник спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми во время игротерапии впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Ещё одна черта общения сверстников во время игротерапии заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов отличает их от взаимодействия во время уроков. Во время игрового сеанса в общении со сверстниками у младшего школьника наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В младшем возрасте школьники в отличие от подростков чаще одобряют ровесника, но и в то же время в игровых упражнениях более чаще вступают с ним в конфликтные отношения. При этом преобладают: действенные умения; риторические умения; умение вести диалог; умение слышать и слушать и вести спор; умение вставать на точку зрения другого; умение работать сообща для достижения общей цели. Эмоциональная насыщенность контактов младших школьников во время нашего игрового сеанса была на наш взгляд, связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по игре.

Следующая особенность контактов детей младшего школьного возраста во время игрового сеанса проявлялась в их нестандартности и в отсутствии регламентированности: школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы.

Подобная свобода позволяет предположить, что игротераия – самый эффективный способ обучения коммуникативным навыкам.

Анализ результатов игровой терапии был проведен после апробированного сеанса игротерапии, который мы включили в констатирующий этап для коррекции методов игротерапии и выбора наиболее эффективных для формирующего этапа опытно-педагогической работы.

Для выявления умений в личностно-смысловых межличностных отношениях использовалась Методика «Умеете ли вы слушать» (автор: Марти Браунстин) представляющая собой самооценочный тест. Он был применен нами в подростковых 8-9-х классах. Различают четыре уровня умения слушать: пассивное, избирательное, внимательное и активное. Самый лучший способ - активное слушание, именно оно определяет компетентность в общении.

Методика «Оценка самоконтроля в общении» (по М. Снайдеру) была направлена на выявление эмоционально-оценочных аспектов межличностных отношений.

2. Помимо этого сеанса в основу формирующего этапа опытно-педагогической работы положена коррекционная программа для экспериментальной группы, направленная на детей старшего подросткового возраста, обучающихся в средней общеобразовательной школе.

Целью программы являлась коррекция межличностных отношений, а задачами были:

1. установление дружеской атмосферы среди подростков;

2. развитие коммуникативных навыков общения в подростковой среде;

3. создание ситуаций для творческого самовыражения в процессе коммуникативной деятельности;

4. развитие навыков межгруппового взаимодействия;

5. раскрытие положительных качеств и черт подростков;

6. воспитание интереса к своим сверстникам;

7. развитие чувства понимания и сопереживания к другим людям.

Коррекционная программа состояла из четырех этапов, которые включали в себя восемь занятий. Длительность одного занятия с учетом возрастных особенностей подростков – 60 минут.

На первом занятии мы знакомились с классом, создавалась благоприятная эмоциональная атмосфера принятия и доверительности в общении. Проводились такие игры, как «Здравствуй», «Комплименты», «Ежики», «Шляпа» и т.д. Эти игры позволяли расположить игротерапевта к подросткам, возможность почувствовать настроение и состояние тех, с кем предстоит взаимодействовать, способность понять, что каждый человек интересен и сам по себе и как член группы. Сначала некоторые подростки отказывались играть, но буквально через 15 минут заинтересовывались играми и стали принимать активное участие.

На втором занятии проводились игры: «Грузинский хор», «Чихание слона», «Ипподром», «Гром – ураган - землетрясение», «Рыбка», и др. Целью этого занятии было научить снимать барьер на проявление чувств и эмоций. Подростки учились проявлять свою индивидуальность, самостоятельность поведения и получили положительный эмоциональный настрой.

На третьем занятии использовались изобразительные игры, в которых подростки получают задание, используя минимум выразительных средств, изобразить некоторый предмет («Отгадай вещь»), животное («Изобрази животное»), эмоциональное состояние («Отгадай эмоцию»), известную картину («Ожившие картины»), или зашифрованную известную фразу («Визуализация вербальной фразы»). Эти игры создают возможность для самовыражения подростков.

На четвертом занятии проводились такие игры как, «День рождение», «Цветы», «Тосты». Подростки создавали и апробировали многочисленные образцы так называемых «формальных», этикетных высказываний – поздравлений ко дню рождения, словесно вручали подарки или цветы, произносили тосты и т.д. Игры носят оттенок «обязаловки» - всем участникам необходимо произвести по очереди речевое действие. Не все смогли справиться с заданием, поэтому были пропуски, передача очереди и даже отказы. Но каждый попробовал дать свой индивидуальный образец соответствующего речевого действия.

На пятом занятии цель была обучить подростков навыкам коллективной самоорганизации. Этому способствовала игра «Следопыт». Класс разделили на несколько подгрупп. Каждая подгруппа получила бланк со списком вопросов. Необходимо было за определенный промежуток времени ответить на все вопросы. При проверке ответов на вопросы: «Сколько деревьев растет на пришкольном участке?», «Сколько мышек живет в учительском диване?» мы не встретили даже двух одинаковых цифр. Каждая подгруппа имела свое представление о численности деревьев, мышек. Это создавало сложность при подведении итогов. Игра вызвала необычайный энтузиазм у детей. Даже самые флегматичные быстро втянулись в атмосферу всеобщего поиска ответов на вопросы.

На шестом занятии проводилась игра, которая имела эмоциональную позитивную атмосферу, учила подростков наблюдательности, внимательности, умению сопоставлять и анализировать факты, развивать чувство проницательности и интуиции. Это игра «Мафия», которая имела очень эмоциональную окраску, вызвало множество споров, так как каждый высказывал свою точку зрения, свое мнение. В этой игре принимали участие абсолютно все, каждый участник увлекся интересно развивающимися событиями. И даже после ее завершения они снова хотели поиграть в нее.

Целью седьмого занятия было развитие у подростков навыков общения в различных жизненных ситуациях. С этой целью проводились такие игры, как «У дверей девушки», «Чай в половине двенадцатого ночи», «Треугольник», «Богатая тетя» и др. Здесь подростки моделируют свое будущее, примеряют свои новые личностные «одеяния», проживают в психологически защищенной, комфортной обстановке то, что чуть позже им придется прожить в продуваемом ветрами социуме, учатся вербализовывать свои переживания, принимать переживания других. Наиболее волнующими для подростка были игры, связанные с межличностными и межполовыми отношениями.

Восьмое занятие было посвящено закреплению у подростков навыков межличностного взаимодействия. Проводились такие игры, как «БИП», «Да – нет - да», «Паром», «Наблюдения за движениями», «Дождик» и др.

Предполагаемая система, направленная на развитие межличностных отношений у старших подростков, включала восемь занятий. В них присутствовали как психологические, так и педагогические компоненты (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-тренинги).

Игры-упражнения на развитие межличностных отношений проводились 2 раза в неделю и были рассчитаны на месяц. Игры-упражнения проводились в январе-феврале, в ходе государственной практики.

Исходя из наблюдений за детьми в процессе игр-занятий, мы можем констатировать положительный настрой детей, в самом начале проведения первых игр многие отказывались принимать участие и, недоумевая, задавали вопрос: «А зачем это?», «Не хочу». Однако уже на 2 занятии процессом игр увлеклись практически все, этому способствовала доброжелательная атмосфера и азарт самых активных участников. В обычных играх – тренингах подростки много нового узнавали о своих одноклассниках, с которыми проучились много лет, раскрывались положительные качества и черты, развивалось чувство понимания и сопереживания к другим людям.

В результате формирующего этапа опытно–экспериментальной работы, которая предоставляла детям богатое содержание игровой деятельности, почти каждый подросток смог проявить свою индивидуальность, самостоятельность поведения и получить положительный эмоциональный настрой.

Таким образом, на наш взгляд, при соблюдении предложенных рекомендаций, игротерапия может быть использована в целях развития межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста.

Для подтверждения эффективности использования системы игр-занятий, направленных на развитие межличностных отношений детей старшего подросткового возраста, нами был проведён контрольный эксперимент, который включал в себя сравнительный анализ результатов уровня развития межличностных отношений, достигнутые в ходе формирующего эксперимента. Об этом пойдёт речь в следующем параграфе.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.