Загадки и парадоксы воспитания — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Загадки и парадоксы воспитания

2017-08-07 458
Загадки и парадоксы воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как вы думаете, есть ли на свете родители, которые не мечтали бы о хорошем, послушном, кудрявом ребенке? Кудри даст природа, а вот все остальное, считают многие родители, зависит от воспитания. А воспитать-то они сумеют, уверены одни, в конце концов, это не бином Ньютона. Другие, особо продвинутые, как правило, с верхним образованием, стремятся набраться знаний из умных книжек. И какой будущий отец, глядя на чужого ребенка, выгибающегося дугой в истерике в магазине, требуя купи-купи-купи, про себя не подумает: «Вот уж у меня точно такого не случится! Этакий позор. Куда смотрят родители?»

И вот у такого молодого отца, который никогда не пил, не курил, отлично зарабатывал и деньги копил и у его примерной жены появляется малыш. Но, несмотря на примерное поведение во время беременности его примерной жены, роды проходят тяжко, и рождается ребенок скорее похожий на дьяволенка, чем на ангела. Девочка красивая, но с точки зрения взрослых чрезвычайно вредная. Ей никак не угодить. Приходит папа домой с работы, снимает офисные брюки и надевает штаны домашние, спортивные. А с трехлетней девочкой истерика, зачем папа снял те брюки и надел другие? Папа уже и сам не рад, он готов снова влезть в офисный костюм, да только маленького тирана это не устраивает. Нет, теперь нельзя снова переодеваться. И наступает длительная истерика с плачем и катанием по полу. Ну, как с таким ребенком куда-нибудь пойдешь, ведь стыда не оберешься? И понимают молодые родители, что не все так просто в том деле, которое называется воспитанием, так много в нем загадок и белых пятен, что до сих пор, говоря о воспитании, не можем мы говорить о науке, а можем только говорить - об искусстве воспитания.

Но даже и искусством это трудно назвать, потому что если Роден создал «Мыслителя», то и «Поцелуй» будет у него шедевром. А вот если у родителей шесть детей и всех одинаково воспитывали, никому предпочтений не отдавали, то почему один известный ученый, а другой трутень и выпивоха? Почему одна дочь только на себя надеется и ни на чьих руках не виснет, а другая только и думает кто и что и почему ей должен? Ну что же это такое? Как же тут какие-то ориентиры найти, как понять, что ты делаешь правильно, а что нет, и вообще что от тебя зависит и зависит ли вообще что-нибудь? Давайте из всего текста рассказки выделим одно слово: одинаково. Родители одинаково детей воспитывали, а дети были одинаковыми? Несложный вопрос и простой ответ, который делает воспитание не просто непростым, а очень сложным: дети все разные. И тут мы наталкиваемся, даже сталкиваемся с альфой и омегой воспитания – индивидуальным подходом. И сшибает нас эта альфа вместе с омегой с ног, и застываем мы в полной растерянности, где в какой книге найти правильный ответ? Чтобы точно знать какой индивидуальный подход нужен к моему единственному и неповторимому?

Известно, что механизм развития – это подражание. Это знали все мудрецы еще до нашей эры. И Сенека был уверен, что «Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером». Высказываний подобных этому множество, я выбрала наиболее краткое. Мы с вами знаем, что вежливость можно воспитать только вежливостью, а не криком и пинками с требованием от ребенка этой самой вежливости и т.д. Но если бы все так было просто и понятно, линейно, то без сбоев работало бы правило: яблочко от яблони недалеко падает. Но ведь в чем заковыка, наблюдения за жизнью привели меня к странному заключению: ребенок сам выбирает, кому ему подражать. И вместо того, чтобы подражать достойным родителям, выбирает в качестве объекта для подражания совсем что-то несуразное.

Кто не знает историй, подобных той, что я расскажу? И каждый из нас, наблюдая за этим, удивляется, недоумевая, почему же так получилось, а потом возвращается к мудрой банальности: в семье не без урода.

В одной семье еще до второй мировой войны родились двое детей, - мальчик и девочка. Ну и что тут особенного, - спросите вы? Особенного в этой семье относительно нашей темы было предостаточно. Дед, родившихся детей, был из дворян, имел соответствующее воспитание и манеры и соответствующее образование: знал семь европейских языков. Но кроме начитанности и прекрасных манер имел он еще страсть к наукам и был ученым известным не только в России, но и за рубежом. Дочь и зять были людьми благовоспитанными и достойными, языков знали чуть меньше, всего по пять, но манерами отличались аристократическими. Как родителям и деду хотелось верить, что их дети наследуют то, что копили в генах их предки! Но неисповедимы пути твои, Господи! Человек предполагает, а Бог располагает.

Девочка и впрямь пошла в породу. Школу закончила с золотой медалью, университет с отличием и сразу же хорошая работа, на которой умудрилась зарекомендовать себя так, что заняла должность уникальную и в Ленинграде тогда единственную. Да, дочкой родители могли гордиться, а вот мальчик, сын, наследник, носитель гордой дворянской фамилии и, как бы хотелось сказать, продолжатель так нужных России традиций, что он? А вот единственный сын и стал подтверждением утешительной поговорки: в семье не без урода. Нет, внешне мальчик был необычайно привлекателен. Сошедший с небес ангел: белокурые локоны обрамляли чистое лицо с голубыми глазами. Невинный взгляд прекрасных глаз помогал ему врать и изворачиваться на каждом шагу. Люди, знавшие ребенка с рождения вынуждены были признать, что он родился с какой-то неистребимой изысканной порочностью, тягой ко всему не просто запретному, а мерзкому и грязному. Уже с раннего детства нравилось ему не просто произносить, а смаковать такие слова, которых мы с вами стыдимся. Был он беспечным, но неглупым, и очень хитрым, а потому даже при трудолюбии трутня учился средне. Тяга ко всему низкому и низменному проявлялась у него и в манере одеваться и в выборе партнеров по общению. Сколько бы сил, деликатной любви и родительского внимания не вкладывали в него родители и уникальный дед, все шло прахом. Хорошее к нему просто не приставало. Нет, он не спился и не попал в тюрьму и даже закончил институт. Но всегда он чувствовал себя как рыба в воде среди алкашей и бомжиков, и ни одна, ни вторая, ни третья жены не могли вытряхнуть его из грязных носков и заставить без скандала мыть руки и чистить зубы. Внешность его в детстве и юности вполне могла сравниться и даже перекрыть внешность Дориана Грэя, но у нашего героя не было волшебного портрета и с возрастом все его пороки, как и положено, отразились на лице. И былая красота только подчеркивала его порочность.

Зачем я, начиная статью о воспитании, рассказываю истории, которые подрывают основы этого самого воспитания? А это для того, чтобы мы с вами не впали в ужасный грех гордыни. И если нам с вами повезло, и Бог сделал такой подарок, - хороших детей, то мы должны скромно преклонить колени в знак благодарности, и не думать, что вот это у нас так здорово получилось! И не осуждать мать – кандидата наук, пусть и психологических, у которой сорокалетний сын работает охранником (сторожем) на предприятии. Отца, который столько сил вложил в дочь, а она не хочет ни работать, ни учиться, а самое любимое ее развлечение – в кафе петь караоке. Хотя дочь уже не девочка, а сама мать двоих детей. Но, получив престижное платное образование, никак реализовываться не собирается, а, удобно усевшись на шею родителей, отговаривается тем, что подходящей работы ей не найти.

А поэтому, не стоит надеяться, что в деле воспитания наши усилия обречены на успех.

Поговорка «в семье не без урода» вполне может служить утешительным призом для семей, где 5,6,7… детей. Но если у вас ребенок один-единственный? И вот такой вот, прямо скажем, необычный. И никакое воспитание его не берет? И тут на ум приходит отягчающее все дело слова Демокрита: «Не следует растить детей – ненадежное это дело; ибо удача достигается ценой борьбы и забот, в случае же неудачи страдание ни с чем не сравнимо».

Если все так уныло, на кой черт я связалась с такой темой? И с какого бодуна так пессимистически все начала? А вот для того, чтобы мы с вами понимали всю серьезность этого дела, и с нас слетела бы гордыня, что, мол, все в наших руках и человек сам кузнец своего счастья. Кузнец-то кузнец, да только в деле воспитания своих обожаемых наследников скорее ювелиром нужно быть, чем кузнецом.

Но, спросите вы, может быть, все-таки есть какие-то рекомендации как бы так исхитриться, чтобы вырастить ребенка здоровым и воспитать порядочным? Вон Макаренко даже из отъявленных шалопаев формировал активных строителей коммунизма, а мы чем хуже? Точно не хуже. Но вот вначале на чем хочу остановить ваше внимание. Я хочу поговорить с вами об уме. Вроде бы это лыко не очень в строку. А я расскажу, а вы послушайте, да сами и решите.

Одна моя знакомая считает себя очень умным человеком. Постоянно подчеркивает: вот это я сделала хорошо и правильно и здесь я тоже лучше других понимаю. Слушая ее, спорить не хочется. Вроде действительно рассуждения вполне разумны. Но если посмотреть по результату? Если ты такая умная, то почему такая бедная? Давайте просмотрим другие параметры состоятельности. Профессионально наша умница мало чего достигла, семьи не создала, сына никто не назовет успешным, материально подопытная наша мышка живет куда ниже и хуже среднего класса, который Путин с Медведевым все по стране разыскивают. Да и круг общения, как основной показатель интеллектуальности, надо сказать, у нашей умницы не то, чтобы совсем уж из круглых …, но яйцеголовых среди них точно нет. И вот, понимаете, кого мне напоминают такие люди. Неудачных шахматистов, которые говорят: вот я этот ход сделаю, - и это гениально, и такой я ход придумал, просто супер. А в результате проиграл. К чему это вы нам, имеете право спросить вы, всякими байками напрямую к делу не относящимися голову забиваете? Обижаете граждане читатели. Как раз байка эта к делу имеет прямое отношение. И вот почему. Практика – критерий истины. Слова эти несправедливо приписывают В.И.Ленину. Но это нам неважно, а важно то, что, выбирая любой метод воздействия на драгоценное чадо, мы все время должны проверять результативность. Ориентироваться на результат. Вот тогда мы с вами будем поступать по уму. Умный человек – это человек мыслящий стратегически и тактические ходы подбирающий в соответствии со стратегическими задачами. Вот это в воспитании самое главное. Все время вперед смотреть надо. Думать-думать-думать как наше слово отзовется.

А если нам захочется хорошего результата, то первое нехорошее с чем придется столкнуться, так это то, что никаких универсальных рекомендаций в изматывающем деле воспитания и нет. Показательный пример – наказание. Кому-то из детей и взгляд сердитый родительский наказание, а другому-то ведь «хоть кол на голове теши». И как тут не вспомнить слова девочки 6 лет Полины, которую «зачислили» в когорту избранных детей индиго? Так вот 6-ти летняя Полина в телекамеру говорила, изо всех своих детских сил пытаясь убедить нас взрослых: «Каким ребенок родился, таким он и будет. Если он родился ласковым, то ласковым и будет, если агрессивным, агрессивным и будет. И его нельзя изменить, переделать». Может, стоит прислушаться к словам ребенка? Ведь, как известно, устами младенца глаголет истина. Поэтому важно было бы нам понять, что дети все разные. И что одному трын-трава, то для другого серьезная травма.

А еще я хочу вас вернуть к байке про результативность. Вот мы с вами все умные и умные книжки читали. А в книжках черным по белому написано, что надо ребенку объяснить, разъяснить и т.д. И нам с вами так сладко читать такие рекомендации! Так приятно верить во всемогущество слова! И воспитание при этом превращается, прямо скажем, в дело не замысловатое и незатейливое. Действительно, уж чего проще? Ну, например, приходит домой ваш сын, который уже совсем не ребенок, но для вас он и не взрослый, гораздо позже, чем хотелось бы. Вы тут беспокоитесь, с ума сходите, а он, видите ли, девушку провожал. Веря во всемогущество слова, вы его просите: «Сынок, не задерживайся так, я волнуюсь». И он на это вам говорит: «Конечно, мама, я так больше задерживаться не буду, пусть моя девушка топает домой одна. Да и вообще, зачем мне всякие там девушки? В конце концов, можно и не целоваться, а то ты беспокоишься». Скажу вам по секрету, что такие дети и, вы не поверите, даже взрослые, которые блюдут интересы других пуще своих, на свете есть. И можно сказать маленькому ребенку, что игрушки отнимать у других нельзя, потому что это им обидно, и детки от этого плачут, то ведь есть такие дети, которые уже никогда за чужим руку не протянут. И таких немало. Такого ребенка нет нужды наказывать, на него стоит только посмотреть с укоризной и так ему станет стыдно, что стыд этот его и накажет.

Поэтому я снова вернусь к СЛОВУ, которое, как вы знаете, было вначале. И в деле воспитания вначале должно быть слово. Даже самому маленькому ребенку нужно объяснять, разъяснять, с ним нужно разговаривать. Но разъяснение – это не нотация! Разъяснение – это разговор на равных, это общение, основанное на уважение. А нотация – это унижение другого человека. Человека, равного вам, несмотря на то, сколько ему лет или месяцев. Вот я точно знаю, что никакое воспитание невозможно без уважения к ребенку, к человеку, пусть пока к маленькому человеку, но человеку, равному вам! Вот когда будет у нас уважение к ребенку, когда родители не посмеют бить ребенка по лицу на морозе рукой в кожаной перчатке, высмеивать девочку, кричать мальчику, что он ублюдок, вот тогда и настанет у нас эра милосердия и будем жить мы в обществе демократическом. Превращая свою статью в проповедь, призываю вас: разговаривайте с вашими детьми, разговаривайте с ними уважительно. Я знаю замечательного мальчишку, к которому родители иногда обращаются по имени-отчеству. Уважительное общение с ребенком – залог контакта, без которого никакое воздействие невозможно. Ведь любое воспитание – всего лишь побуждение к самовоспитанию. Мы никогда не сможем заставить ребенка быть честным или трудолюбивым, мы только можем побудить его стать таким. Но если нет контакта, если заблокирован прием самых что ни на есть наших благоразумных слов, разве мы сможем чего-нибудь добиться?

Мы с вами живем на этом свете не первый год и знаем, что не всегда даже самое разумное слово захочет услышать другой человек. Даже самый маленький. А почему? Да вы это знаете. Не услышит, потому что ему это не выгодно. Разве кому-то хочется убирать за собой игрушки или делать уроки, когда это время можно провести с гораздо большей пользой для себя? И призывы тут не очень-то и действуют. Также как и для родителей, когда их призывают больше общаться с ребенком. Одни говорят, а мне некогда, мне надо обед готовить, с подружкой поговорить и т.д. Другие говорят, а мне с ним неинтересно, вот подрастет, тогда и буду с ним разговаривать. Родителям тоже невыгодно слышать разумные слова, что уж говорить о ребенке, который по законам природы эгоцентричен? Поэтому наша с вами задача сделать так, чтобы ребенку было выгодно быть честным, аккуратным и трудолюбивым. И вот в этом нелегком деле словами никак не обойдешься. Обходиться придется другими методами воздействия. Эти методы вы подберете сами, а я хочу остановить ваше внимание на том, как понять, в чем выгода вашего ребенка, его profit? Ведь как только мы это поймем, мы поймем мотивацию, то есть, почему и зачем он это делает. Без вскрытия скрытых мотивов любое наше действие не будет результативным. Давайте обратимся к конкретному примеру, распространенному как лопух в огороде. Ребенок никак не хочет один делать уроки. Обязательно рядом с ним должна сидеть мама. При маме делает, но и то тянет, волынит. А зачем? А чтоб подольше с ним посидела. Тут его прямая выгода и видна. Маме его некогда с ним общаться, у нее новый муж и второй ребенок от второго брака. И если наш школьник будет делать уроки сам, то мама его (его мама!) в это время будет принадлежать другим людям. То есть он будет с уроками, а мама с папой и маленькой дочкой! Вот мальчишке и приходится быть непонятливым и ленивым, чтобы мама (его мама) хотя бы на это время была с ним.

Но газетная полоса кончается, а следовательно, должна заканчиваться и моя статья. Я не хотела писать инструкцию по применению и хотела я писать так, чтобы вам легко читалось. А некоторым было и воспитывать легко. Легко тем, кто легко принял вахту по 24 часа в сутки 7 дней в неделю без выходных и отпусков даже за свой счет.

Конечно, успешен в деле воспитания стратег, который видит цель, ставит задачи и понимает, что послушный ребенок, который всегда слушается, а потому очень удобен в обращении и взрослым не станет проявлять инициативу. Потому что ему привычнее слушаться. И не стоит сетовать на то, что ваш сын стал мужем-подкаблучником. По закону всемирного тяготения к положению под юбкой, он из-под юбки мамы переходит под юбку жены. Не разочаруется в своем малыше тот, кто не был очарован ядовитыми иллюзиями, что ребенок – это сплошное счастье, и что попу себе подтирать будет он сам.

Найдут правильный подход к своему ребенку только те мама, папа, бабушка и дедушка, которые смиренно склонят голову перед многообразием природы, и будут вглядываться в своего ребенка, будут наблюдать за ним, а не погрязнут в глупой гордыне: уж я-то своего ребенка знаю. Только признав за каждым приходящим в этот мир право на неповторимость и уникальность, а еще на право быть собой, а не Петей, Таней, Костей, мы сможем проникнуть в его внутренний мир, понять, что для него важно и выгодно.

Даже самый открытый ребенок это тайна за семью печатями. И нужно много ума и терпения, чтобы понять о ребенке то, что он и сам о себе не понимает.

Слово – великая вещь, самая значимая для человека. Но слово, - пустая затея, если нет проникновения этого слова внутрь души ребенка. Если он привык к нотациям, то, вы ведь знаете, ваши слова как об стенку горох. И вызывают у меня изумление родители, которые, зная, что от их слов толку никакого не будет, все равно говорят, говорят, читают нотации, упрекают, упрашивают, грозят. Если человек не услышал, не захотел услышать вас два-три раза, больше не повторяйте! Ищите другие способы воздействия. И при этом помните, что наказания ваши сангвиник забудет через несколько дней, часов или даже минут, что меланхолику недостает веры в себя, что флегматик, скорее всего, все равно сделает по-своему, а холерик очень любит соревноваться и выигрывать.

Не огорчайтесь, если ваш ребенок не полностью оправдывает ваши надежды, ваши мечты и ваши иллюзии. Он пришел в этот мир, чтобы делать свои дела, у него своя миссия и свое место в истории. И он здесь не для того, чтобы соответствовать вашим ожиданиям. Не впадайте в грех богоподобия, это не вы его создали, хотя это вы его зачали, выносили и родили. И хоть он ваш, но он вам не принадлежит. Ребенок выращивается на уход. Отпустите его с миром. Он вам ничем не обязан и ничего не должен.

Галина Белозуб

 

О психологии

Кто сейчас не хочет стать психологом? Наверное, только тот, кто хочет стать юристом или экономистом. Скажите, пожалуйста, а можно ли в нашей жизни быть непсихологом? То есть не интересоваться другими людьми, не пытаться понять, почему они так поступают, не пытаться заглянуть им в душу? Раз и навсегда решить для себя, что чужая душа потемки и все? Но ведь не только другого трудно понять, но часто и собственные поступки ставят тебя в тупик. Но с какой стати, вопреки всякой логике, начинаешь кричать на ребенка, затевать конфликт на работе? Ведь это же нужно понять, в этом нужно разобраться. Иначе как же жить? Поэтому дорогие товарищи и уважаемые господа, непсихологов среди нас нет. Все мы психологи в той или иной степени. И повышение этой «степени» вплоть до кандидатской или даже докторской может произойти за счет профессиональных знаний. Но все равно «стартовый капитал», то есть природные способности, имеют определяющее значение. А изучение психологии поможет нам стать более квалифицированными специалистами. Значит нужно изучать психологию.

Что же это за область знания такая – психология? Это наука о душе. О том, что там такое в сокровенной нашей душе происходит. И возникла психология в стародавние времена, то есть еще до нашей эры, так и хочется сказать, как наука о душе. Но вряд ли можно предсовременную эту область человеческого интереса назвать наукой. Наука предполагает эксперименты, исследования, точность измерений и соответственно объективность. А наши головастые пращуры, скорее всего, руководствовались философскими и этическими рассуждениями по поводу… Поэтому психология вроде бы имеет древние корни, но наука она чрезвычайно молодая. И как наука она возникла в 19 веке. Только в 19 веке психология стала самостоятельной независимой дисциплиной, появилась новая, отличная от других область исследования. Исследования. И вот что чрезвычайно интересно, если говорить о психологии до нашей эры, то задачи стояли перед учеными самые высокие: психология стремилась понять человеческую душу, чтобы сделать людей лучше. Мы и сейчас представляем себе психологию как сугубо прикладную науку, ну, чтобы можно было ее «приложить» к больному месту. То есть психология должна служить человеку. Но вот что интересно, при ее возникновении, пожалуй, человек «служил» психологии. Почему так? Что люди стали хуже? Нет, конечно. Просто становление любой науки зависит от интеллектуального духа времени - Zeitgeist. Конечно, люди, а не какие-то абстрактные силы пишут статьи, проводят исследования, готовят научные доклады. То есть двигают науку «взад и вперед», вширь и вглубь. На деятельность любого психолога влияют особенности жизненного опыта, но влияет и эпоха. Различие между современной психологией и ее корнями не объект изучения, а методы, с помощью которых его изучают. Философы использовали методы размышления, интуиции, обобщения. Психология как наука появилась тогда, когда ученые начали пользоваться методами, которые применялись в других естественных науках.

Экспериментальная психология зародилась в Германии. В науке в то время господствовал дух механицизма. Даже наша вселенная представлялась ученым в виде гигантской машины. Считалось, что все естественные процессы могут быть объяснены на основе законов физики. Такую позицию в конце 19 века диктовал Zeitgeist – интеллектуальный дух времени. Поэтому «первопроходцев» в психологии не особо занимали счастье и благополучие человека, здоровье души человеческой, человек скорее выступал не как цель, а как средство для изучения особенностей мыслительной деятельности, памяти, внимания. То есть благородные цели Аристотеля, Сократа и Платона были пока отодвинуты, не до них было. И надо сказать пройдет еще немало лет прежде, чем психология – наука о душе наконец-то к душе этой самой лицом повернется. И заинтересуется самим человеком, а не отдельными психическими процессами, рефлексами и механикой его поведения. А пока психология человека очень напоминала зоопсихологию.

Процесс выделения психологии в самостоятельную науку шел очень медленно. В начале 20 века в 1910 году только 4 человека из ученого мира Германии, где и происходило становлении психологии, называли себя психологами. В 1925 году таких ученых было всего лишь 25. Но когда психология проникла в Соединенные Штаты, там она сразу получила бурное развитие. Соединенные Штаты заняли и удерживают господствующие позиции в психологическом мире. Более половины психологов всего мира работают в США. У меня нет данных на сегодняшний день, знаю только, что в 1995 году американская психологическая ассоциация насчитывала более 100 000 человек.

Но как только психология заинтересовала прагматиков американцев, она перестала быть только академической наукой с серией «чистых» экспериментов. Психология становится наукой прикладной. Философия немецких, европейских исследователей в своем первозданном виде не могла выжить в американской интеллектуальной атмосфере. Американская культура, как и теперь, так и в те времена была ориентирована на практику; здесь ценилось то, что дает видимый результат. Пионеры американской психологии говорили определенно: нам нужна практическая психология. Мы тут с вами можем порадоваться, наконец-то психология будет работать на человека, наконец-то человек из средства превратится в цель. Ага, как бы не так! Психологические знания нужны были американским бизнесменам вовсе не для того, чтобы осчастливить человечество и отдельно взятого человека, а для того, чтобы на этом самом человечестве и отдельно взятом человеке, зная особенности работы его психики, заработать побольше денег. Поэтому кто первым заинтересовался результатами исследования работы нашего сознания? Правильно, рекламодатели.

Американские психологи тоже не прочь были заработать на хлеб с маслом. Потому что в лабораториях, колледжах и университетах в то время в США платили так мало, что психологи даже не бедствовали, а нищенствовали. Потому вернувшиеся в США после обучения в Германии, молодые психологи в типичной для американцев прямой и агрессивной манере приступили к преобразованию немецкой психологии. И если европейцев интересовало, что собой представляет сознание, то американцы хотели понять как оно, это сознание, работает. Ведь такие знания давали прочную основу для манипуляции. Ну, например, в той же рекламе. Тем более что рекламу иногда называют нервной системой мира коммерции. Для рекламодателей были чрезвычайно полезны вот такие, например, положения: потребители – существа не рациональные и легко поддаются влиянию. Мы с вами все потребители и читать про себя такое не слишком лестно. Ну а дальше: рекламные объявления сильнее действуют на женщин, а не на мужчин, так как женщины более эмоциональны и сентиментальны. И с 1910 года и по сей день используются так называемые возвратные купоны. Нищие психологи (а лучше всего заставляет работать мозг отсутствие денег) еще в те прошлого века времена советовали привлекать к рекламе людей популярных, медийных, как мы сейчас сказали бы. И в настоящее время 20% рекламных роликов озвучивают или представляют в США звезды эстрады и даже политики. В Японии таких роликов 25%. А у нас? Всего 2%. Наверное, мы не очень-то верим на слово, даже если это слово произносится человеком для нас референтным. А может быть для многих из нас всякие разные звезды вовсе и не звезды? Ну да ладно, мы отвлеклись от нашей любимой психологии.

Прикладные психологи «понесли» свою науку в реальный мир. В школы, на фабрики, в рекламные агентства, клиники для детей с отставанием в развитии, психиатрические больницы. И уже в 1910 году психологи признавали, что психология становится прикладной наукой.

Прежде чем еще немного поговорить о том, как развивалась наука психология в развитых странах, хочу сделать ремарку. Впрочем, ничего нового я вам не скажу. Мы (Советский Союз) отставали от Запада во всем, но особенно явно, ярко и даже картинно мы отставали в психологии. Более того, мы не просто отставали, мы противостояли. Директива Сталина: стальной рукой приведем народ к счастью, как вы понимаете, как-то не совпадала с основными положениями психологии. Как-то маловато психологизма в такой фразе.

Ну, а в Соединенных Штатах уже в 1895 году психология – обязательный предмет в учебных планах всех колледжей. Вы не загрустили от такой фразы? Итак, можно сказать, что Америка приняла психологию прямо в свои объятья, и эта наука быстренько обосновалась не только в лабораториях и студенческих аудиториях, но и в повседневной жизни людей. Эх, нам бы так!.. Но продолжим.

 

 

А потому многим американским психологам пришлось сменить академические кресла на кабинеты практиков. И тут они с удивлением обнаружили, прямо-таки открытие сделали, что в реальной обстановке человеческое поведение и психическую жизнь можно изучать не менее эффективно, чем в университетской лаборатории. И все же факт остается фактом: многие из первого поколения прикладных психологов в Соединенных Штатах, чтобы избежать неминуемой нищеты, вынуждены были отказаться от своей мечты, от исключительно академических экспериментальных исследований. Но чтобы психологию субсидировало государство, нужно было доказать государству ее необходимость.

И вдруг в ХХ веке в Штатах доходным бизнесом стало… образование. Почему? Росли как грибы после дождичка в четверг государственные бесплатные школы. А потому один из основоположников американской психологии заявил, что «единственной главной и непосредственной сферой приложения психологии является ее приложение в педагогике». Вот так категорично.

Надо сказать, что и у нас на Родине еще до возникновения Союза нерушимого республик свободных возник близкий союз педагогики и психологии. Новая наука получила название – педология. Основателями этой науки были, конечно, американцы, но у нас в России она получила особо широкое распространение. И, как даже пугались советские психологические словари, «пыталась монополизировать право на изучение ребенка». И так как эта наука пришла с Запада, ее быстренько уже в 34 году объявили лженаукой. Хорошо хоть науку нельзя было «посадить», а то в 37-м бы и расстреляли.

А у прагматических психологов Северной Америки появилось желание сделать психологию не только прикладной наукой, но и превратить ее в вид бизнеса. С этой целью была организована психологическая корпорация. Цель корпорации – оказание психологических услуг в промышленной, научной и общественной сферах. Конечно, вначале предприятие потерпело неудачу. Но уже в 1979 году уровень продаж составил 30 млн. долларов. Как вы знаете, американцы же первые и напридумывали всяких тестов, которые мы с вами так любим в МС. Наверное, самый известный для всех тест – это тест по определению умственных способностей, коэффициент интеллекта – IQ. Но, может быть, не все знают, что такое IQ? Так вот, коэффициент интеллекта определяется дробью: отношением умственного возраста (т.е. какие задачи нам с вами по силам) к хронологическому (т.е. по паспорту). Это дробь выражается, конечно, в процентах.

США охватила эпидемия тестирования. Об этом много говорить не стоит. Но приведу вот такой «интересный» факт. Тестирование американцами больших групп иммигрантов разных рас и национальностей должно было поднять самомнение коренного населения до небес. Потому как у иммигрантов с коэффициентом интеллекта дела обстояли хуже некуда. Так, например, 87% русских иммигрантов были признаны слабоумными. Их умственный возраст оказался ниже 12 лет. Вот такие дела.

В начале ХХ века возникла и клиническая психология и, как вы понимаете, решающее влияние на развитие этой области психологии оказали идеи З.Фрейда. Работы Фрейда не только изумляли, но и возмущали. И не только не специалистов, но и самих психологов. И все-таки нужно признать, что его идеи дали клиническим психологам первые приемы психоаналитической терапии. Но клиническая психология развивалась ни шатко, ни валко, в спорах между Фрейдом и его последователями. Пациентов было немного, даже у самого Зигмунда. Что же вытолкнуло клиническую психологию на вершину ее славы? Война, господа, вторая мировая война. Много было эмоциональных расстройств среди военных, различными психическими расстройствами страдали после войны и «пришедшие домой». Потому что в прозе жизни дома герои места себе никак найти не могли.

И теперь почти 70% психологов работают в области здравоохранения. Это в США. Так будет и у нас. И в 1995 году американский журнал Money («Деньги») назвал психологию четвертой в списке 50-ти самых перспективных профессий ХХI века. У каждого уважающего себя американца (и европейца также) есть свой стоматолог и психоаналитик, которого пунктуальные американцы посещают каждую неделю. А что у нас? У нас в России? В конце 70-х, начале 80-х годов у нас население и психология находились в исключительном равновесии. Психологов у нас было столько, сколько и в Зимбабве, но население наше от этого ничуть не страдало. Потому как и потребности в психологах не было. И вообще обращаться к специалисту, который называется пси – приличному человеку не пристало. Да и вообще у приличного человека не должно быть «неприличных» (то бишь, личностных) проблем. У строителя коммунизма:… чтобы тело и душа были молоды…и здоровы. А проблемы и всякие там личности, это на гнилом Западе.

Как же сейчас изменилась ситуация? Очень интересно. Сейчас предложение опережает спрос. У нас сейчас в Питере редко какой ВУЗ не «выпускает» психологов. И институт авиационного приборостроения, и институт железнодорожного транспорта. Пардон, это ведь теперь сплошняком «универститеты». Сейчас модно учиться «на психолога». Но можно и не маяться 5 лет в университете, а закончить спецфак или курсы. И, наверное, можно стать специалистом. Но вот в чем заковыка. Родное наше население никак не хочет делиться своими проблемами и нажитыми непосильным трудом средствами с психологами, психоаналитиками и психотерапевтами. Зачем за, пусть и небольшие, но все-таки свои кровные что-то там рассказывать психоаналитику, который только слушает и при этом ни бэ, ни мэ, ни кукареку? Даже сам великий основоположник психоанализа, как говорили его пациенты, выглядел вялым, индифферентным, говорил короткими, отрывистыми фразами. Он обычно ставил свое кресло в головах у кушетки пациента, чтобы пациенты его не видели. Иногда он даже засыпал во время сеанса.

Но может мы с вами сумеем понять его лучше, если познакомимся с его представлением о том, кто же это такой по его мнению, психотерапевт?

«Даже великое множество психиатров в нашей стране есть не что иное, как еще одно отражение бессознательной традиции. И положение (психологов) похоже на положение придворных королевских шутов, которые были благожелательными людьми и использовали юмор как средство давать очень серьезные советы. Клиент психотерапевта напоминает короля.

Король волен принять совет своего шута, а может оставить его без внимания, и не обязан отдавать шуту должное в том случае, если совет был хорош. Когда совет оказывается плохим, король не может обвинить в этом своего придворного шута, но может поменять его на другого.

Известны даже случаи, когда короли сами придумывали проблемы, чтобы получать потом удовольствие, наблюдая, как их шуты решают эти проблемы. Таким образом, можно сказать, что миллионы американцев сегодня нашли себе собственных придворных шутов, то есть своих консультантов, советы которых они вольны принимать или игнорировать. Конечно, среди этих советчиков найдется несколько полубогов и пророков, которые заявляют, что им известно все, и работать с которыми совсем не так легко. Однако, если говорить серьезно, придворный шут современности, так же, как его предшественник во времена оно, играет очень значительную роль в обществе, помогая людям взглянуть в лицо своим возможностям и сделать более мудрый выбор.» Вы согласны?

Галина Белозуб

 

О психологии - 2

В каком вагоне ездит Гоша? – так называлась статья в одном из советских журналов после выхода оскароносного фильма «Москва слезам не верит». И, действительно, в исполнении до предела обаятельного Алексея Баталова, Гоша был мечтой любой женщины и не только советской. Но давайте сдёрнем с образа Гоши баталовское обаяние, как пелену с глаз и всмотримся в обнаженную натуру. Еще Л.Н.Толстой мудро заметил, что для того, чтобы понять человека, причем не только другого, отметил он, но и себя, нужно обращать внимание на поступки человека. Вот давайте и мы с вами проанализируем поступки Гоши. И я надеюсь, что этот анализ поможет нам с вами разглядеть человека, понять его, а значит выявить его мотивы, а значит, самое главное, суметь спрогнозировать его поведение. Мы с вами сможем увидеть истинное лицо персонажа, а не ту маску, которую нам предлагает актер.

Вам не приходилось слышать такое высказывание: «вот раньше он был таким (такой), а теперь так изменился (изменилась)»? Вообще-то, орел степной, казак лихой, - каким ты был таким ты и остался. Просто попадая под очарование обаятельного человека или собственной влюбленности, мы не удосуживались, не прилагали усилий, к тому, чтобы понять, что за человек перед нами и как с ним жить. Вот давайте мы с вами потренируемся на Гоше, как на кошках тренировался Вицин, по совету Никулина, в кинофильме «Операция Ы и …»

Итак, пойдем по посл<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.