Сходство и различие бактерий, простейших и растений — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Сходство и различие бактерий, простейших и растений

2017-08-07 241
Сходство и различие бактерий, простейших и растений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Латюшин, В. В.

Биология: Животные. 7 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Латюшина, В. А. Шап- кина «Биология. Животные. 7 класс» / В. В. Ла- тюшин, Г. А. Уфимцева. — М.: Дрофа, 2016. — 186, [6] с.

ISBN 978-5-358-16246-4

Методическое пособие подготовлено к изданному в соответ- ствии с ФГОС учебнику В. В. Латюшина, В. А. Шапкина «Био- логия. Животные. 7 класс».

Пособие содержит соответствующее извлечение из Програм- мы основного общего образования «Биология. 5—9 классы», примерное тематическое планирование и поурочные разработ- ки, которые включают в себя указания задач урока, планируе- мых результатов (предметных, метапредметных, личностных), основных понятий урока, деятельности учащихся и методиче- ские рекомендации по организации учебного процесса.

УДК 372.859

ББК 74.262.86


ISBN 978-5-358-16246-4 © ООО «ДРОФА», 2016



Предисловие

Данное методическое пособие написано в соответ- ствии с государственным стандартом основного об- щего образования для 5—9 классов, принятым в де- кабре 2010 г.

В соответствии с новой образовательной парадиг- мой Федеральный государственный образователь- ный стандарт основного общего образования стро- ится на основе системно-деятельностного подхода, реализация которого предполагает, что учащиеся должны овладеть такими познавательными учебны- ми действиями, как умение формулировать пробле- му и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выво- ды и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Следовательно, при изучении биологии в основной школе учащиеся должны овла- деть учебными действиями, позволяющими им до- стичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов, предусмотренных но- вым стандартом. Решение этих задач необходимо на- чинать с первых уроков биологии.

Методическое пособие написано в соответствии с содержанием авторской программы по биологии и учебника В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Био- логия. Животные. 7 класс».

Вместе с учебником единую информационно-об- разовательную среду линии формируют:

 


— Рабочая программа. Биология. 5—9 классы.

— Пособие для ученика: Рабочая тетрадь для 7 класса.

— Пособие для учителя: Методическое пособие к учебнику 7 класса.

— Электронная форма учебника для 7 класса.

В 7 классе учащиеся получают общие представле- ния о структуре зоологической науки, ее истории и методах исследования, царстве животных, средах их обитания, нравственных нормах и принципах от- ношения к природе; узнают, как обезопасить себя от заражения паразитическими животными, как избе- жать укуса ядовитых животных, какую помощь не- обходимо оказать до прибытия врача, как необхо- димо охранять животных, занесенных в Красную книгу.

Учащиеся узнают о многообразии животного ми- ра, расширяются их знания об условиях жизни и связи со средой обитания, о значении животных в природе и жизни человека.

Пособие раскрывает требования ФГОС и планиру- емые результаты, основные концептуальные идеи курса, содержит поурочные рекомендации, которые включают в себя:

— задачи урока;

— планируемые результаты (предметные, мета- предметные, личностные);

— основные понятия;

— деятельность учащихся;

— методические рекомендации по проведению уроков.

В пособии даются конкретные методические ре- комендации по проведению различных типов уро- ков, лабораторных работ, экскурсий. Глубокому ус- воению знаний способствует целенаправленное и по- следовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается при- менение различных методов, приемов и средств обу- чения. Целесообразно обучение, при котором уча- щиеся сами делали бы правильные выводы, что


способствует переходу их знаний в убеждения и фор- мированию биологического мышления.

Важным структурным компонентом урока явля- ется анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью учителю необходимо си- стематически подводить итоги урока, комментиро- вать работу учащихся по усвоению знаний и овладе- нию умениями.

В планировании раскрываются задачи темы и каждого урока; краткое содержание учебного мате- риала; методика его изучения, проверки и закрепле- ния знаний. Задания для самостоятельной работы указываются по рабочей тетради, изданной в каче- стве приложения к названному выше учебнику.

Следует учитывать, что учащиеся 7 класса сохра- няют любознательность, им интересно знакомиться с новыми объектами, новыми видами работ, прово- дить самостоятельные исследования. Учителю важ- но поддержать и развить интерес к зоологии. Сде- лать это можно лишь в том случае, если учитель включит учеников в активную познавательную дея- тельность. Содержание и методический аппарат учебника, задания рабочей тетради открывают для этого большие возможности.

В пособии приводится один из возможных вари- антов планирования тем и проведения уроков. Учи- тель по своему усмотрению может уменьшать или увеличивать число часов, отводимых на изучение от- дельных тем. В зависимости от имеющегося учебно- го оборудования, а также особенностей класса учи- тель может внести необходимые коррективы в мето- дику проведения уроков.


Методические рекомендации по проведению уроков

 

 

Введение (2 ч)

Задачи тем ы:

— сформировать у учащихся знания о зоологии как науке о животных;

— продолжить формирование понятия о единстве живой природы;

— раскрыть роль животных в природе и в жизни человека;

— показать необходимость охраны животного мира.

 

Планирование темы

Урок 1. История развития зоологии. Урок 2. Современная зоология.

 

Урок 1

История развития зоологии

Задачи урок а:

— сформировать у учащихся знания о зоологии как науке о животных, о этапах ее развития;

— познакомить с классификацией животных, ее основными систематическими категориями;

— познакомить с методическим аппаратом учеб- ника, правилами работы с ним, с учебной литерату- рой.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должны уметь характе- ризовать зоологию как науку о животных, являю- щуюся частью науки биологии, знать основные эта-


пы ее развития, могут назвать основные системати- ческие категории.

Метапредметные: учащиеся должны уметь ра- ботать с учебником.

Личностные: у учащихся формируется интерес к познанию природы.

Основные понятия урока: биология; зоология; систематические категории.

Деятельность учащихся: знакомство с учеб- ником и его методическим аппаратом, сотрудниче- ство с учащимися класса при обсуждении; заполне- ние схемы.

Методические рекомендации

I. Актуализация знаний о царствах живой при- роды. (Фронтальная беседа с заполнением схемы

«Царства живой природы».)

Царства живой природы

II. Изучение нового материала

1. Введение понятия «зоология» и раскрытие его содержания и связи с понятием «биология». (Беседа с учащимися.)

2. Основные этапы развития зоологии. (Рассказ учителя с использованием рисунков 1, 2, 3 учебни- ка, демонстрацией портретов Аристотеля, К. Лин- нея, Ч. Дарвина.)

3. Многообразие животных. (Беседа с учащимися с демонстрацией живых животных, коллекций, чу- чел, таблиц.)

4. Введение понятия «систематические катего- рии», работа над его усвоением. (Объяснение учите- ля с использованием текста учебника на с. 7.)

5. Знакомство учащихся с учебником. (Самостоя- тельная работа учащихся с учебником с последую-


щим обсуждением вопросов: «Из каких основных компонентов (частей) состоит учебник?», «На что необходимо обращать внимание при чтении текста учебника?», «Каково значение вопросов и зада- ний?», «Как вы думаете, нужны ли в учебнике ри- сунки?», «Почему учебник считают основным сред- ством обучения?».)

III. Задание на дом

Изучить § 1, ответить (устно) на вопросы в конце параграфа, выполнить задания в рабочей тетради.

Подготовить сообщения о значении животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности чело- века.

 

Урок 2

Современная зоология

Задачи урок а:

— сформировать у учащихся знания о сходстве и различии животных, растений, грибов и бактерий;

— раскрыть роль животных в природе и жизни человека, необходимость их охраны;

— познакомить учащихся со структурой науки зоологии, с успехами современной зоологии.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должны иметь первона- чальные представления о единстве живой природы, уметь охарактеризовать структуру зоологической науки, знать сходства и различия между животны- ми, растениями, грибами и бактериями.

Метапредметные: учащиеся должны уметь ра- ботать с учебником; давать определение понятиям на основе полученной из текста информации.

Личностные: у учащихся формируется ответствен- ное отношение к животному миру, его сохранению, восстановлению и рациональному использованию.

Основные понятия урока: единство живой природы; этология; зоогеография; энтомология; ихтиология; орнитология; эволюция животных.


Деятельность учащихся: работа с текстом учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении; составление схемы.

Методические рекомендации

I. Проверка и актуализация знаний

1. Фронтальная беседа по вопросам в конце § 1.

2. Обсуждение вопроса: «Нужны ли человеку зна- ния зоологической науки в век информатизации и компьютеризации?»

II. Изучение нового материала

1. Сходство и различие между растениями, жи- вотными, грибами и бактериями. (Беседа, самостоя- тельная работа учащихся по составлению таблицы

«Характерные черты растений, животных, грибов и бактерий».)

2. Структура науки зоологии. (Работа учащихся с текстом § 2 и составление схемы «Структура науки зоологии»; обсуждение вопроса: «Почему наука зоо- логия подразделяется на отдельные науки?»)

3. Достижения зоологии. (Работа учащихся с тек- стом § 2 и обсуждение вопроса: «Какое значение имеет развитие науки зоологии для сохранения и восстановления животных в природе?»)

4. Значение животных в природе, жизни и хозяй- ственной деятельности человека. (Обсуждение сооб- щений учащихся.)

5. Охрана животного мира. (Рассказ учителя с элементами беседы, с использованием материалов Конституции РФ, Красной книги РФ, Красной кни- ги края, области.)

III. Задание на дом

Изучить § 2, ответить на вопросы (устно) в конце параграфа.

Собрать материал и подготовиться к обсуждению вопросов: «Какие меры способствуют сохранению видового разнообразия в твоем районе, области, крае?», «Как связаны между собой сознание челове- ка и охрана животного мира?».

Составить «Кодекс защитника животного мира».


МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ (36 ч)

 

Тема 1

Простейшие (2 ч)

Задачи тем ы:

— сформировать у учащихся представление о многообразии животного мира;

— сформировать понятия о строении, жизнедея- тельности простейших;

— раскрыть роль простейших в природе и жизни человека;

— продолжить формирование умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты.

 

Планирование темы

Урок 3. Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.

Урок 4. Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.

 

Урок 3

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики

Задачи урок а:

— познакомить учащихся с характерными при- знаками простейших, их строением, жизнедеятель- ностью, ролью в природе и жизни человека;

— научить находить черты сходства и отличия в строении и жизнедеятельности простейших и расте- ний;

— научить распознавать простейших;


— продолжить формирование умения работать с микроскопом.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должны знать о строе- нии и жизнедеятельности простейших, о вызывае- мых ими заболеваниях, уметь характеризовать от- личия простейших от растений, уметь работать с микроскопом.

Метапредметные: учащиеся должны уметь ра- ботать с текстом, иллюстрациями учебника и други- ми источниками информации, сравнивать живые объекты, относящиеся к разным таксономическим группам.

Личностные: у учащихся формируется интерес к изучению живой природы, научное мировоззрение.

Основные понятия урока: простейшие; корне- ножки; радиолярии; солнечники; споровики; циста; раковина.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, с микроскопом, сотруд- ничество с учащимися класса при обсуждении; за- полнение таблицы.

Методические рекомендации

I. Актуализация знаний

1. Значение открытия микроскопа в развитии зоо- логической науки. (Беседа.)

2. Устройство микроскопа и правила работы с ним. (Инструктаж по работе с микроскопом и техни- ке безопасности во время работы с ним.)

II. Изучение нового материала

1. Общая характеристика простейших. (Объясне- ние учителя с использованием рисунков 3, 4, 5, 6, 7 учебника, видеоматериалов.)

2. Сходства и различия бактерий, простейших и растений. (Беседа, заполнение соответствующей та- блицы. Обсуждение вопроса: «О чем свидетельству- ют сходства и различия в строении бактерий, про- стейших и растений?»)


Тема 2


Многоклеточные животные (34 ч)

БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ (16 ч)

Задачи тем ы:

— познакомить учащихся с многообразием мно- гоклеточных беспозвоночных животных;

— сформировать знания об особенностях строе- ния, жизнедеятельности, приспособленности к сре- де обитания многоклеточных беспозвоночных;

— познакомить с систематическими группами многоклеточных беспозвоночных животных;

— показать значение беспозвоночных животных в природе и жизни человека;

— обосновать необходимость охраны редких и ис- чезающих беспозвоночных;

— научить распознавать беспозвоночных и вести наблюдения за ними;

— познакомить с мерами первой помощи при уку- се опасных беспозвоночных.

 

Планирование темы

Урок 5. Тип Губки. Классы: Известковые, Стек- лянные, Обыкновенные.

Урок 6. Тип Кишечнополостные. Классы: Гидро- идные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

Урок 7. Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

Урок 8. Тип Круглые черви.

Урок 9. Тип Кольчатые черви, или Кольчецы.

Класс Многощетинковые, или Полихеты.

Урок 10. Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки

Урок 11. Тип Моллюски.

Урок 12. Классы моллюсков: Брюхоногие, Дву- створчатые, Головоногие.

Урок 13. Тип Иглокожие. Классы: Морские ли- лии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, или Морские огурцы, Офиуры.


Урок 14. Тип Членистоногие. Классы: Ракообраз- ные, Паукообразные.

Урок 15. Класс Насекомые.

Урок 16. Отряды насекомых: Таракановые, Пря- мокрылые, Уховертки, Поденки.

Урок 17. Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

Урок 18. Отряды насекомых: Бабочки, Равнокры- лые, Двукрылые, Блохи.

Урок 19. Отряд насекомых: Перепончатокрылые. Урок 20. Обобщающий урок по теме «Беспозво-

ночные животные».

 

Урок 5

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные

Задачи урок а:

— познакомить учащихся с особенностями строе- ния и жизнедеятельности представителей типа Губ- ки;

— показать значение животных в природе и жиз- ни человека;

— развить понятие «ткань».

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должны знать особенно- сти строения губок.

Метапредметные: учащиеся должны уметь сравнивать животных разных таксономических групп между собой; работать с различными источни- ками информации.

Личностные: у учащихся формируется познава- тельный интерес к изучению животных.

Основные понятия урока: губки; скелетные иглы; специализация клеток; слои клеток: наруж- ный, внутренний.

Деятельность учащихся: работа с текстом, рисунками учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении; заполнение таблицы.


Методические рекомендации

I. Изучение нового материала

1. Общие сведения о многоклеточных беспозво- ночных животных. (Объяснение учителя с использо- ванием оглавления и рисунков учебника, таблиц с изображением губок, кишечнополостных, червей, членистоногих.)

2. Общая характеристика типа Губки. (Рассказ учителя с использованием рисунка 14 учебника, та- блиц.)

3. Образ жизни губок. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнения таблицы

«Характерные черты строения губок».)

Обобщающий урок по теме

«Беспозвоночные животные»

Задачи урок а:

— обобщить и систематизировать знания уча- щихся о строении и жизнедеятельности многокле- точных беспозвоночных животных;

— подвести учащихся к выводу об усложнении строения и жизнедеятельности членистоногих в про- цессе эволюции.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должны иметь первона- чальное представление о развитии животного мира; уметь определять систематическую принадлежность беспозвоночных.

Метапредметные: учащиеся должны уметь обобщать и систематизировать знания.

Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение.

Основные понятия урока: повторение всех по- нятий темы.

Деятельность учащихся: выполняют тесто- вые задания; формулируют выводы; заполняют та- блицы; осуществляют самооценку усвоения матери- ала.

Методические рекомендации

I. Контроль знаний по теме

1. Выполнение тестовых заданий на знания строе- ния и жизнедеятельности беспозвоночных животных.


2. Выполнение заданий на знания отличительных особенностей таксономических групп беспозвоноч- ных, уровня их организации.

II. Контроль умений по теме

Определение таксономической принадлежности беспозвоночных (тип, класс, отряд) с использовани- ем коллекций, влажных препаратов, таблиц, рисун- ков.

III. Систематизация и обобщение знаний по те-

ме

Фронтальная беседа, в результате которой учащи-

еся подводятся к выводу об усложнении строения и жизнедеятельности членистоногих в процессе эво- люции.

 

ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОЗВОНОЧНЫЕ (18 ч)

Задачи тем ы:

— познакомить учащихся с особенностями строе- ния, жизнедеятельности хордовых животных, их систематикой;

— показать значение хордовых в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека; обосновать необходимость рационального использования, охра- ны и воспроизводства хордовых животных;

— сформировать умение распознавать представи- телей хордовых животных.

 

Планирование темы

Урок 21. Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные.

Урок 22. Позвоночные. Классы рыб: Хрящевые, Костные.

Урок 23. Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.

Урок 24. Класс Костные рыбы. Отряды: Осетро- образные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпо- образные, Окунеобразные.


Урок 25. Класс Земноводные, или Амфибии. От- ряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

Урок 26. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

Отряд Чешуйчатые.

Урок 27. Отряды пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы.

Урок 28. Класс Птицы. Отряд Пингвины.

Урок 29. Отряды птиц: Страусообразные, Нанду- образные, Казуарообразные, Гусеобразные.

Урок 30. Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные.

Урок 31. Отряды птиц: Воробьинообразные, Голе- настые.

Урок 32. Экскурсия «Изучение многообразия птиц».

Урок 33. Класс Млекопитающие, или Звери. От- ряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

Урок 34. Отряды млекопитающих: Грызуны, Зай- цеобразные.

Урок 35. Отряды млекопитающих: Китообраз- ные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

Урок 36. Отряды млекопитающих: Парнокопыт- ные, Непарнокопытные.

Урок 37. Отряд млекопитающих Приматы.

Урок 38. Обобщающий урок по теме «Хордовые животные».

 

Урок 21

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

Задача урок а:

— познакомить учащихся с характерными при- знаками животных типа хордовых, подтипов бесче- репных и черепных, классов ланцетников и кругло- ротых.


Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должны иметь представ- ление о характерных признаках животных типа Хордовые, подтипов Бесчерепные и Черепные, клас- сов Ланцетники и Круглоротые.

Метапредметные: учащиеся должны уметь сравнивать и сопоставлять животных разных таксо- номических групп; выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении жи- вотных.

Личностные: у учащихся формируется познава- тельная самостоятельность и интерес к познанию природы; представление о развитие живой природы на основе установления черт сходства таксономиче- ских групп.

Основные понятия урока: хорда; череп; позво- ночник; позвонок; бесчерепные; черепные или по- звоночные; ланцетники.

Деятельность учащихся: работа с текстом и рисунком учебника, заполнение таблицы и составле- ние схемы.

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала

1.
Тип Хордовые

Подтип
Подтип
Характеристика типа Хордовые, его классифи- кация. (Беседа, самостоятельное заполнение учащи- мися схемы «Классификация типа Хордовые», та- блицы «Общая характеристика типа Хордовые».)

 

 

Класс Пресмыкающиеся,


или Рептилии. Отряд Чешуйчатые

Задачи урок а:

— познакомить учащихся с общей характеристи- кой класса пресмыкающихся, отряда чешуйчатых;

— показать значение пресмыкающихся в приро- де, необходимость их охраны.

Планируемые результаты обучения Предметные: учащиеся должны знать признаки

класса пресмыкающихся, отряда чешуйчатых, их роль в природе.

Метапредметные: учащиеся должны уметь устанавливать признаки сходства и различия изуча-


емых таксономических групп, находить биологиче- скую информацию в различных источниках.

Личностные: у учащихся формируется познава- тельный интерес к природе; научное мировоззрение на примере изучения происхождения пресмыкаю- щихся.

Основные понятия урока: пресмыкающиеся; чешуйчатые.

Деятельность учащихся: работа с рисунками и текстом учебника, обсуждение сообщений, сотруд- ничество с учащимися класса; заполнение таблицы.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний

Характерные признаки класса земноводных, от- рядов безногих, хвостатых, бесхвостых. (Выполне- ние учащимися текстовых заданий и взаимокон- троль результатов в парах; обсуждение сообщений учащихся.)

II. Изучение нового материала

1. Общая характеристика класса пресмыкающих- ся. (Учащиеся выполняют задание «Используя текст учебника, выпишите в тетради признаки пресмыка- ющихся и объясните, как они связаны с наземным образом жизни».)

2. Древние пресмыкающиеся. (Сообщения уча- щихся, комментарий сообщений.)

3. Характеристика отряда чешуйчатых. (Само- стоятельная работа учащихся с текстом и рисунка- ми 106, 107, 108 учебника.)

III. Закрепление знаний

Родство пресмыкающихся и древних земновод- ных. (Беседа, которая подводит учащихся к выво- дам об эволюционном развитии животного мира.)

IV. Задание на дом

Изучить § 25, ответить на вопросы в конце пара- графа.


Выполнить задание «Используя знания из курса ОБЖ, перечислите меры первой помощи при укусах опасных пресмыкающихся».

Заполнить таблицу «Сравнительная характери- стика земноводных и пресмыкающихся».

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРЯДОВ ПТИЦ

Отряды птиц Места гнез- дования Особенности строения Представи- тели отря- дов
       

Урок 32

Экскурсия


«Изучение многообразия птиц»

Задачи экскурси и:

— познакомить учащихся с многообразием мест- ных птиц; их приспособлениям к среде обитания;

— показать особенности гнездования птиц, обита- ющих в разных ландшафтах;


— отметить значение птиц в природе и хозяй- ственной жизни человека.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должны иметь представ- ление о многообразии местных птиц; знать, что стро- ение и образ жизни птиц связаны со средой обита- ния; знать правила поведения в природе.

Метапредметные: учащиеся должны уметь про- водить наблюдения в природе, фиксировать их, объ- яснять, оформлять результаты.

Личностные: у учащихся формируется ответ- ственное отношение к природе, элементы экологиче- ской культуры, навыки наблюдения и исследования в «полевых условиях».

Деятельность учащихся: работа в группах по изучению разнообразия птиц, сотрудничество с уча- щимися в группе при обсуждении результатов на- блюдения и составлении отчета по экскурсии.

 

Методические рекомендации

I. Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.

Содержание экскурсии:

Краткая характеристика птиц местной фауны: их многообразие, систематическая принадлежность; объединение птиц разных видов в экологические группы как результат приспособленности к прожи- ванию в сходных местах обитания; экологическая специализация птиц; редкие и исчезающие виды птиц.

II. Самостоятельная работа учащихся по груп- пам. (Работа проводится группами учащихся по за- данию учителя.)

Примерное содержание заданий

Задание 1.

1. Составить список видов птиц, обитающих в ле- сах.


2. Указать общие особенности строения птиц, объединенных в эту группу.

3. Распределить птиц леса по местам и особенно- стям их гнездования, рассмотрев коллекции гнезд в соответствии с ярусами леса, в которых птицы оби- тают.

4. Описать особенности строения птиц, обитаю- щих в лесу; их величину, особенности перьевого по- крова, его окраски; строение клюва и ног, их при- способленность к образу жизни, способу питания.

5. Указать значение птиц в жизни леса; назвать редкие и исчезающие виды лесных птиц данного ре- гиона.

Задание 2.

1. Составить список видов птиц, обитающих в по- лях.

2. Указать общие черты внешнего строения поле- вых птиц.

3. Отметить особенности гнездования полевых птиц.

4. Указать названия птиц, обитающих сразу в не- скольких ландшафтах — городском и полевом; от- метить особенности питания этих птиц по сезонам года; изменения их численности в сравнении с на- стоящими полевыми птицами; описать особенности поведения этих птиц.

5. Отметить значение полевых птиц в природе и хозяйственной деятельности человека; указать ред- кие и исчезающие виды полевых птиц данного реги- она.

Задание 3.

1. Составить список видов птиц, населяющих пре- сноводные водоемы и их побережья.

2. Определить, что общего во внешнем строении всех водоплавающих птиц.

3. Описать особенности внешнего строения птиц, связанные с их местообитанием: форма тела, распо- ложение ног, особенности строения пальцев ног; ха- рактер развития копчиковой железы; особенности оперения, строения клюва.


4. Перечислить черты приспособленности водо- плавающих птиц к жизни в воде: предохранение пе- рьев от намокания; приспособление к плаванию и добыванию пищи в воде.

5. Назвать редкие и исчезающие виды водоплава- ющих и прибрежных птиц данного региона

Задание 4.

1. Составить список видов хищных птиц.

2. Указать общие особенности строения хищных птиц.

3. Описать особенности строения хищных птиц, связанные с их местообитанием: величина и форма клюва, характер оперения и его расположения на теле; особенности развития пуховых перьев; особен- ности строения клюва и пальцев конечностей.

4. Указать черты приспособленности птиц к хищ- ному образу жизни: особенности перьевого покрова и его расположение на теле лесных хищных птиц и питающихся падалью; особенности строения клюва и пальцев конечностей.

5. Отметить роль хищных птиц в природе; ука- зать редкие и исчезающие виды хищных птиц дан- ного региона.

Задание 5.

1. Составить список видов птиц, населяющих бо- лота и их побережья.

2. Указать особенности мест обитания и гнездова- ния этих птиц.

3. Описать общие особенности внешнего строения птиц, связанные с обитанием на болотах и их побере- жьях (передвижением по вязкому мелководью); раз- мер шеи и головы в сравнении с телом; особенности строения клюва; размеры ног и строение пальцев.

4. Отметить значение птиц болот и побережий в природе; указать редкие и исчезающие виды птиц болот данного региона.

III. Задание на дом

Каждой группе учащихся подготовить отчет об экскурсии.


Урок 33


Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

Задачи урок а:

— познакомить учащихся с общей характеристи- кой отрядов однопроходных, сумчатых, насекомо- ядных, рукокрылых;

— показать прогрессирующие черты организации млекопитающих;

— обосновать необходимость охраны млекопита- ющих.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должны знать черты сходства и отличительные особенности представите- лей подклассов первозверей и зверей; уметь объяс- нить, почему подкласс яйцекладущих относят к классу млекопитающих.

Метапредметные: учащиеся должны уметь сравнивать животных подклассов первозверей и на- стоящих зверей; использовать индуктивные и де- дуктивные подходы при изучении млекопитающих. Личностные: у учащихся формируется познава- тельная самостоятельность, научное мировоззрение на основе знаний о происхождении млекопитаю-

щих.

Основные понятия урока: первозвери или яй- цекладущие; настоящие звери; однопроходные; сум- чатые.

Деятельность учащихся: работа с текстом и рисунками учебника; заполнение таблицы.

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала

1. Общая характеристика класса Млекопитаю- щие. (Беседа с элементами объяснения.)


2. Характеристика подкласса Яйцекладущие, от- рядов Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. (Са- мостоятельная работа учащихся с текстом и рисун- ками 127—130 учебника.)

II. Закрепление знаний

Характеристика древних млекопитающих, при- митивных млекопитающих. (Фронтальная беседа, заполнение таблицы «Сравнительная характеристи- ка пресмыкающихся и млекопитающих».)

 

ЗНАЧЕНИЕ ГРЫЗУНОВ

Название грызуна Особенности строения, образа жизни Значение в при- роде и в жизни человека
     

2. Характеристика отряда зайцеобразных. (Само- стоятельная работа учащихся с текстом и рисун- ком 134 учебника.)

III. Закрепление знаний

Отличительные признаки животных отрядов гры- зунов и зайцеобразных. (Фронтальная беседа.)

IV. Задание на дом

Изучить § 32, ответить на вопросы в конце пара- графа.

Используя информацию из разных источников, подготовить сообщения об особенностях поведения и образа жизни грызунов и зайцеобразных региона.

 

Урок 35

СИСТЕМАТИКА КИТООБРАЗНЫХ

Подотряд
Подотряд

Отряд Китообразные

Семейства: Семейства:


 

 


2. Характеристика отряда ластоногих, их отли- чие от китообразных. (Самостоятельная работа уча- щихся с текстом и рисунком 136 учебника.)

3. Характеристика отряда хоботных. Особенно- сти строения в связи со средой обитания и образом жизни. (Самостоятельная работа с текстом и рисун- ком 137 учебника.)

4. Характеристика отряда хищных, разнообразие строения и образа жизни. (Самостоятельная работа с текстом и рисунком 138 учебника; заполнение таблицы «Особенности строения и образа жизни хищных».)

СЕМЕЙСТВО ЛОШАДИ

Представители семейства Распростране- ние Особенности строения и образа жизни
     

III. Закрепление знаний

Характеристика семейств парнокопытных и не- парнокопытных. (Выполнение тестовых заданий, взаимопроверка в парах.)

IV. Задание на дом

Изучить § 34, ответить на вопросы в конце пара- графа.

Используя разные источники информации, под- готовить сообщение «Удивительные обезьяны — из- вестные и неизвестные факты их жизни».

 

 

Урок 37


Отряд млекопитающих: Приматы

Задачи урок а:

— познакомить учащихся с характерными при- знаками отряда Приматы;

— показать черты их высокой организации по сравнению с другими млекопитающими.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должны знать особенно- сти строения и образа жизни приматов, выявлять признаки их сходства с человеком.

Метапредметные: учащиеся должны уметь устанавливать черты сходства и различия приматов и человека.

Личностные: у учащихся формируется познава- тельный интерес, ответственное отношение к приро- де на основе выявления значения животных в при- роде, на примере изучения приматов, занесенных в Красную книгу.

Основные понятия урока: приматы; человеко- образные обезьяны.


Деятельность учащихся: работа с рисунка- ми, текстом учебника, обсуждение сообщений уча- щихся.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний

1. Признаки строения, характеризующие класс Млекопитающие. (Ответ учащегося у доски.)

2. Млекопитающие — самая распространенная группа животных на планете. (Ответ учащегося у до- ски.)

3. Признаки строения, отличающие млекопитаю- щих от других высших хордовых. (Выполнение те- стовых заданий, взаимопроверка, исправление оши- бок.)

II. Изучение нового материала

1. Общая характеристика приматов. (Беседа, объ- яснение учителя, самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками 141, 142 учебника. Сообще- ния учащихся.)

2. Характеристика подотряда полуобезьян. (Са- мостоятельная работа учащихся с текстом и рисун- ком 141 учебника.)

3. Характеристика подотряда обезьян. (Самостоя- тельная работа учащихся с текстом и рисунком 142 учебника.)

4. Характеристика человекообразных обезьян. (Сообщения учащихся.)

III. Закрепление знаний

1. Признаки, отличающие приматов от других млекопитающих.

2. Отличие обезьян от полуобезьян.

3. Сходство и отличия человека и человекообраз- ных обезьян. (Фронтальная беседа.)

IV. Задание на дом

Изучить § 35, ответить на вопросы в конце пара- графа, выполнить задания в рабочей тетради.


Урок 38

Обобщающий урок по теме


«Хордовые животные»

Задачи урок а:

— систематизировать и обобщить знания уча- щихся об особенностях организации хордовых жи- вотных, их роли в природе и жизни человека;

— показать необходимость охраны хордовых жи- вотных;

— проверить умения учащихся давать морфоло- го-анатомические характеристики классов хордо- вых животных.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должны иметь представ- ление об эволюции животных на основе установле- ния черт сходства хордовых и знать условные уров- ни их организации.

Метапредметные: учащиеся


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.304 с.