или региональных премий по качеству — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

или региональных премий по качеству

2017-07-31 391
или региональных премий по качеству 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Премии по качеству как стимул создания на предприятиях эффективных систем качества широко используются в мире – премия Деминга в Японии, премия Малкольма Болдриджа в США, Европейская премия в странах Европы и др. В Беларуси существует премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. Следует отметить, что критерии премии по качеству, учитывая все передовое, что имеется в системах по ИСО 9000 и в TQM, еще в большей мере обращены к человеческому фактору.

Комитет по присуждению премии Деминга оценивает состояние дел на фирме по 48 показателям, сгруппированным в 10 направлений: проведение политики в области качества; организация и управление деятельностью предприятия; сбор, обработка информации о качестве; обучение и распространение знаний в области качества; анализ проблем качества; стандартизация; контроль качества; обеспечение качества; результаты; планы.

Оценка участников конкурса проводится по 100-балльной системе. Для получения этой премии требуется набрать не менее 70 баллов.

Предприятию приходится прилагать значительные усилия, чтобы получить подобную премию, которая выдается только при наличии практических результатов, подтвержденных бухгалтерской отчетностью.

Разрешается повторное выдвижение предприятия, однажды уже удостоенного премии Деминга, при этом его комплексная оценка должна быть не менее 75.

С 1986 года к участию в конкурсе допускаются иностранные предприятия.

Премия М. Болдриджа присуждается ежегодно на конкурсной основе по 1000-балльной системе по 32 показателям, сгруппированным в 7 групп: работа высшего руководства по созданию культуры качества внутри органи­зации - 10 %; успехи компании в сборе и анализе информации и ее использовании для планирования и улучшения качества - 7 %; успехи в стратегическом планировании качества - 6 %; вовлечение персонала в работу по непрерывному улучшению качества с максимальным использованием опыта и квалификации людей - 15 %; обеспечение уверенности в достижении и постоянном совершенствовании качества продукции и услуг - 14 %; успехи организации в работе по качеству и его улучшению, результаты ко­торой подтверждаются данными измерений, - 18 %; определение удовлетворенности требований потребителя - 30 %.

Соответствие работы компании критериям М. Болдриджа определяется в три этапа.

1 этап. Эксперты изучают представленную документацию и осуществляют отбор претендентов для участия во второй стадии.

2 этап. Эксперты по качеству во главе со старшим экспертом анализируют доказательства того, что:

основная цель компании - удовлетворение потребностей клиентов путем выпуска продукции или выполнения услуг на высшем уровне качеств;

высшее руководство активно участвует в процессе улучшения качества;

команда хорошо обучена и вместе с руководством способствует внедре­нию и совершенствованию системы менеджмента качества;

компания активно проводит работу с поставщиками и имеет уверенность
в высоком качестве закупок.

3 этап. Проводится завершающий отбор претендентов и распределение их по номинациям премии М. Болдриджа. Отбор осуществляется при участии
5-8 экспертов по качеству и старших экспертов, на основании рекомендации
которых принимаются окончательные решения.

Для того чтобы получить премию М. Болдриджа, компания должна добиться повышения конкурентоспособности своей продукции и улучшения ее
качества.

Европейская премия по качеству учреждена при поддержке Европейской организации по качеству и Европейской комиссии. Она присуждается на еже­годном Европейском форуме по управлению качеством, организуемом Фон­дом управления качеством.

Оценка претендентов на Европейскую премию осуществляется по девяти критериям: удовлетворение потребителей - 20 %; соответствие политики и стратегии компании целям и задачам в области качества - 8 %; удовлетворение сотрудников результатами деятельности компании - 9 %; воздействие на общество, оцениваемое по роли компании в улучшении качества жизни людей, соприкасающихся в своей работе с деятельностью
предприятия, - 6 %; управление процессами, определяющими деятельность компании, - 14 %; роль руководства во внедрении принципов TQM - 10 %; достижение деловых результатов, оцениваемых по степени их соответствия запланированным, - 15 %; формы и методы управления персоналом, которые должны соответствовать ожиданиям людей, - 9 %; управление, применение и сохранение финансовых, информационных и технологических ресурсов - 9 %.

Претендующие на премию организации заполняют анкету самооценки и пред­ставляют отчет о работе в области качества. Эти материалы оцениваются экспертной комиссией, в которую входят обычно 6 или 7 человек, имеющих ученую степень и являющихся профессионалами в области качества. Матери­алы комиссии изучаются жюри по премиям, в состав которого входят старшие менеджеры и ученые из разных европейских стран. Жюри отбирает несколь­ко компаний для посещения с целью оценки работы по качеству на практи­ке. Специалисты «измеряют» процессы непрерывного совершенствования и улучшения качества.

Европейские награды за качество присуждаются лучшим компаниям в ре­ализации идеологии TQM, т. е. тем компаниям, которые продемонстрировали, что на их предприятиях непрерывное улучшение качества является основным процессом и имеются выдающиеся успехи в области качества. Победитель, получивший приз, признается лучшей компанией в Западной Европе в теку­щем году, которая наиболее успешно внедрила принципы TQM для конкрет­ных условий. Эта компания имеет право использовать знак награды за качест­во в рекламных целях.

Европейская модель премии по качеству задает ключевые стратегические рамки и критерии для управления организацией, повышения конкурентоспо­собности, непрерывного совершенствования качества.

Для стимулирования организаций, добившихся значительных успехов в области качества продукции, а также внедривших высокоэффективные методы управления качеством Государственной программой «Качество» предусмотрено:

– проведение ежегодных конкурсов на соискание премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества;

– организация и проведение конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации»;

– организация и проведение конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь»;

– организация и проведение конкурса на соискание премии Брестского облисполкома в области качества;

– организация и проведение конкурса «Лучший менеджер по качеству»;

- организация и проведение конкурса на соискание Премии Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг;

– организация и проведение конкурса «Лучшая дипломная работа и научно-исследовательская работа студентов в области менеджмента и контроля качества».

Премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества (далее – Премия) присуждается ежегодно на конкурсной основе за достижение высоких результатов в обеспечении качества производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары (работы или услуги), повышение их конкурентоспособности и удовлетворение требований потребителей.

Премия может присуждаться организациям:

1 осуществляющим деятельность по следующим направлениям:

– производство непродовольственных товаров бытового назначения;

– производство продовольственных и сельскохозяйственных товаров;

– производство товаров производственно-технического назначения (кроме вооружения и военной техники);

– оказание услуг и выполнение работ;

2 с численностью работающих:

– до 250 человек;

– от 250 до 1500 человек;

– свыше 1500 человек.

Критерии присуждения Премии и порядок проведения конкурса устанавливаются Комиссией по присуждению Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества (далее - Комиссия) и утверждаются ее председателем (заместителем). Объявление о проведении очередного конкурса и его условиях осуществляется Комиссией ежегодно в феврале через средства массовой информации.

Для участия в конкурсе организации до 1 июня года проведения конкурса подают в Государственный комитет по стандартизации заявку, форма которой устанавливается Комиссией.

Оценка результатов деятельности участников конкурса осуществляется в 2 этапа. На первом этапе проводится экспертиза представленных участниками конкурса материалов, характеризующих деятельность организации и качество их товаров (работ или услуг), на втором этапе осуществляется оценка деятельности организации и качества их товаров (работ или услуг) на местах.

Экспертизу материалов и оценку на местах осуществляют эксперты, подготовку которых обеспечивает Государственный комитет по стандартизации. К данной работе могут привлекаться работники республиканских органов государственного управления и подчиненных им (входящих в состав) организаций по соответствующим областям оцениваемой деятельности.

Оценка претендентов осуществляется по следующим критериям:

– роль руководства – 100 баллов;

– роль персонала – 90 баллов;

– развитие партнерства – 110 баллов;

– прогрессивность форм и методов управления качеством – 150 баллов;

– удовлетворенность потребителя – 140 баллов;

– конкурентоспособность продукции – 150 баллов;

– влияние предприятия на общество – 120 баллов;

– основные результаты – 140 баллов.

По итогам конкурса определяются лауреаты и дипломанты. Число лауреатов составляет не более 12 человек.

При одинаковых результатах оценки участников конкурса возможно присуждение звания лауреатов нескольким организациям по одному направлению деятельности при условии, что общее число лауреатов не будет превышать 12. Лауреаты Премии имеют право подтвердить это звание по

истечении 5 лет со дня его присуждения. Лауреаты Премии в течение 5 лет могут в маркировке товаров, документации, в рекламе использовать изображение эмблемы Премии. Лауреаты Премии обязаны содействовать распространению опыта в области обеспечения качества товаров (работ или услуг).

8 Специальные системы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции НАССР и GMP

Для пищевой промышленности особо значима проблема безопасности продукции. Ей необходимо уделять должное внимание по следующим причинам:

– заболевания, связанные с пищей, остаются одной из сложнейших проблем здравоохранения, несмотря на прогресс в пищевой науке и технологиях;

– увеличивается число пищевых заболеваний, таких как сальмонеллез и кам-пилобактериоз, во многих регионах мира;

– растет число уязвимых людей (пожилых, иммунонедостаточных, недоношенных и др.);

– урбанизация привела к более сложной пищевой цепи, что вызвало увеличение загрязнения пищи.

И если стандарты ИСО серии 9000 помогают достичь стабильного уровня качества продукции, повышения эффективности управления организацией и улучшения ее конкурентных позиций, то стандарты, базирующиеся на принципах НАССР и GMP, помогают обеспечить безопасность пищевой продукции.

НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points - Анализ Рисков и Кри­тические Контрольные Точки) – система обеспечения безопасности пищевых продуктов, позволяющая выявлять возможные факторы риска химического, физического и биологического происхождения, их анализ и контроль.

В 60-х гг. XX в. совместными усилиями компании «Pillsbury», лабораториями армии США в Натике и НАСА (the National Aeronautics and Space Administration) была разработана система обеспечения безопасности пищевых продуктов для космических полетов, получившая название НАССР.

В то время большинство систем по безопасности и качеству пищевых продуктов были основаны на анализе конечного продукта.

Такой подход имел ряд существенных недостатков:

- для полной уверенности в безопасности пищи требовалось контролировать все 100 % продукции;

- для получения репрезентативных результатов требовались значительные объемы проб пищевых продуктов;

- процедуры по оценке безопасности пищевых продуктов были длительными и дорогостоящими;

- безопасность пищевых продуктов гарантировалась только в отношении проверенных видов рисков.

В 1971 г. компания «Pillsbury» представила систему НАССР на I Американской национальной конференции по защите продовольствия. Эта система со­держала три компонента:

– идентификация и оценка всех рисков, связанных с конечным продуктом;

– определение этапов внутри процесса производства пищевых продуктов,
при которых риски могут быть проконтролированы, уменьшены или устранены (критические контрольные точки);

– выполнение процедуры контроля в критических точках.

Несмотря на возросшие потребности пользователей системы НАССР (производители пищевой продукции, дистрибьюторы и т. д.), современная система содержит те же три компонента, что и первоначальная.

Современные принципы НАССР.

1 Идентификация опасных факторов, которые следует предотвратить, устранить или снизить до приемлемого уровня.

2 Идентификация критических контрольных точек (ККТ) на конкретном этапе (этапах) технологического про­цесса; контроль ККТ для предотвращения или сведения к минимуму воздействия опасных факторов.

3 Установление критических пределов, которых следует придерживаться для того, чтобы ККТ находились под контролем.

4 Разработка и осуществление эффективных процедур управления в критических точках.

5 Разработка корректирующих действий, которые должны осуществляться, если результаты мониторинга свидетельствуют, что в определенной критической точке произошел выход из-под контроля.

6 Разработка процедур проверки, которые позволяют удостовериться в эффективности системы НАССР.

7 Документирование процедур и регистрация данных, необходимых для функционирования системы НАССР.

Система НАССР легко интегрируется в общую систему обеспечения качества и безопасности, например, TQM, ИСО 9000 и т. д. Система применима для всей пищевой цепи – от сельскохозяйственного производства до конечного потребителя.

В 2005 г. был принят новый международный стандарт ИСО 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования для любой организации в цепочке создания пищевой продукции». В этом стандарте объединены основные принципы НАССР и восемь принципов СМК.

В стандарте ИСО 22000:2005 определены требования, которые позволяют:

– спланировать, внедрить, применить, поддерживать в рабочем состоянии
и актуализировать систему менеджмента безопасности пищевой продукции;

– продемонстрировать соответствие законодательным требованиям в отношении безопасности пищевой продукции;

– понять требования потребителей, относящиеся к безопасности пищевой продукции;

– осуществлять эффективный обмен информацией по вопросам безопасности пищевой продукцией с заинтересованными сторонами;

– реализовать заявленную политику в области обеспечения безопасности пищевой продукции;

– сертифицировать систему менеджмента безопасности пищевой продукции, провести самооценку или самостоятельно декларировать соответствие стандарту ИСО 22000:2005.

Применять требования настоящего стандарта могут все типы организаций, начиная от производителей кормов, сырья, продуктов питания, оборудования, заканчивая розничной торговлей.

Внедрение системы НАССР дает ряд преимуществ предприятию:

– гарантированное производство качественной продукции;

– повышение конкурентоспособности продукции;

– улучшение экономических показателей деятельности предприятия (рост прибыли, уменьшение затрат) за счет роста производительности;

– повышение степени доверия со стороны представителей надзорных органов и, следовательно, уменьшение количества инспекционных проверок.

Выделяют двенадцать этапов внедрения принципов НАССР.

1 Определение области применения системы НАССР.

2 Подбор и назначение группы НАССР. Обеспечение эффективного внедрения и функционирования системы НАССР должна взять на себя группа профессионалов, состоящая из представителей руководства предприятия, производственного персонала, отделов анализа и обеспечения качества. Сотрудники предприятия, принимающие участие в процессах планирования, внедрения и поддержания системы НАССР в рабочем состоянии, должны пройти необходимое обучение.

В состав группы НАССР должны входить координатор и технический секретарь. Для обеспечения эффективной работы группы НАССР руководству предприятия следует своевременно предоставить необходимые ресурсы:

– время и место для заседаний группы, самообучения и подготовки документов системы НАССР;

– средства на первоначальное обучение членов группы;

– доступ к источникам информации;

– вычислительную и организационную технику.

3 Описание продукции. Для каждого вида (группы) продукции, на производство которых распространяется система НАССР, необходимо предоставить целый ряд данных:

– по нормативным документам и техническим условиям, регламентирующим производство продукции;

– основному сырью, пищевым добавкам и упаковки;

– конечному продукту (состав, масса, показатели качества, условия хранения и сроки годности, информация на этикетке).

4 Определение предполагаемой области применения продукции. Анализируя группы потребителей продукции, необходимо выяснить, будут ли входить в число потребителей дети, беременные женщины, больные диабетом и т. п. Если будут, то следует предусмотреть рекомендации по применению продукции. Необходимо также провести анализ известных и потенциально возможных случаев использования продукции не по назначению и предусмотреть возможность возникновения опасностей.

5 Составление группой НАССР блок-схемы (плана) производственных
процессов и, при необходимости, планов производственных помещений.

В блок-схеме перечислены процессы производства продукта, начиная с поступления ингредиентов до поставки продукции и реализации ее потребителю. По каждому этапу процесса необходимо получить максимальное количество данных. На блок-схемах или в приложениях к ним указываются:

– контролируемые параметры технологического процесса, периодичность и объем контроля (схемы производственного контроля);

– инструкции о процедурах уборки, дезинфекции и дезаэрации, а также ги­гиене персонала;

– сведения о техническом обслуживании и мойке оборудования и инвентаря;

– петли возврата, доработки и переработки продукции;

– пункты санитарной обработки, расположение туалетов, умывальников, хозяйственно-бытовых зон;

– система вентиляции и др.

6 Проверка (верификация) информации. Данные по продукции, представленные в блок-схемах производственных процессов, должны периодически проверяться группой НАССР, а результаты проверок документироваться.

7 Определение перечня потенциально опасных факторов и предупреждающих действий (устранение причин потенциально опасных факторов).

Система НАССР предусматривает выявление и оценку всех видов опасностей:

микробиологические опасности: санитарно-показательные микроорганизмы, условно-патогенные микроорганизмы, патогенные микроорганизмы, микроорганизмы порчи, а также паразиты и вирусы;

химические опасности: токсичные элементы, азотсодержащие соединения, пестициды, полициклические ароматические и хлорсодержащие углеводороды, микотоксины, антибиотики, гормональные препараты, пищевые добавки;

физические опасности: осколки стекла, металлопримеси, строительные материалы, грызуны, насекомые и отходы их жизнедеятельности, предме­ты персонала, бумага и упаковочные материалы и др.

По каждому потенциальному фактору проводят анализ риска с учетом вероятности появления опасного фактора и значимости его последствий. По результатам анализа составляют перечень факторов, по которым риск превышает допустимый уровень.

Необходимо определить и документировать предупреждающие действия, которые устраняют риски или снижают их до допустимого уровня: контроль параметров технологического процесса производства, термическая обработка, мойка и дезинфекция оборудования, инвентаря, рук, обуви и др.

8 Определение критических контрольных точек (ККТ) – места проведения контроля для идентификации опасного фактора и (или) управления риском. ККТ определяются по методу «Дерево принятия решения» на основе анализа каждого учитываемого опасного фактора при последовательном рассмотрении всех операций, включенных в блок-схему производственного процесса.

Например, необходимо получить однозначные ответы на каждый вопрос по каждому этапу и установленному опасному фактору:

Вопрос № 1. Проводятся ли предупреждающие действия в отношении установленных опасных факторов?

Если предупреждающие действия проводятся, то группа переходит к рассмотрению вопроса № 2. Если они не проводятся, то группа определяет, насколько необходимо организовать на этом этапе контроль для обеспечения безопасности продукта. Для принятия этого решения целесообразно ответить на вопросы №№ 3-4. Если контроль необходим, группа подготавливает предложения по внесению изменений в этап, процесс или продукт, чтобы осуществлять контроль и анализ. До следующего заседания группы НАССР нужно достичь соглашения в отношении подготовленных предложений по корректирующим действиям и их внедрению.

Вопрос № 2. Является ли этот этап определяющим для устранения опасного фактора или его снижения до допустимого уровня?

Отвечая на этот вопрос, рабочая группа НАССР должна учесть технические показатели продукта (например, рН, концентрация консервантов и т. д.) и процесса. Если группа считает, что ответ должен быть положительным, и на данном этапе существуют ККТ, то следует точно определить, какие из них являются наиболее критическими, например, ингредиенты, методики или процедуры.

Если ответ на вопрос № 2 отрицательный, следует перейти к вопросу № 3.

Вопрос № 3. Может ли опасный фактор проявиться или превысить допустимый уровень на данном этапе?

Группа должна определить, являются ли используемые ингредиенты или условия производственного процесса (персонал, оборудование, транспортировка) источником нарушения безопасности продукта. Ответ, как правило, положительный, за исключением случаев, когда точно известно, что опасность отсутствует.

Если ответ отрицательный - критических точек не существует. Если же ответ положительный, то следует перейти к вопросу № 4.

Вопрос № 4. Может ли следующий производственный этап устранить выявленный фактор или свести возможность его появления до допустимого уровня?

Если ответ на вопрос № 3 положительный, то группа должна рассмотреть все следующие этапы производственной блок-схемы и определить, возможно ли устранить опасный фактор или свести возможность его появления до допустимого уровня. Вопросы № 3 и 4 рассматриваются одновременно.

Если ответ на вопрос № 4 отрицательный, то этап определяется как критический и следует установить, какой фактор является опасным. Если ответ положительный, то рассматриваемый этап не считается критическим и группа должна перейти к следующему производственному этапу.

Результаты анализа опасных факторов и выявление ККТ должны быть задокументированы.

9 Установление критических пределов для каждой ККТ (согласно соответствующим требованиям). Критический предел – это величина, отделяющая допустимый уровень от недопустимого.

Для каждой ККТ критические пределы устанавливаются по одному или нескольким параметрам. Критические пределы заносят в рабочий лист НАССР установленной формы.

10 Создание системы мониторинга для каждой ККТ (что? как? когда? кто?). Мониторинг – это система постоянных наблюдений или измерений, которая позволяет удостовериться, что ККТ находятся под контролем, и сделать точные регистрационные записи для будущих проверок.

11 Разработка плана корректирующих действий (браковка партии, проверка средств измерений, наладка оборудования, изоляция несоответствующей продукции, переработка несоответствующей продукции или утилизация).

12 Документирование. К основным документам программы НАССР относятся:

– политика в области безопасности выпускаемой продукции;

– приказ по группе НАССР;

– информация о продукции и производстве;

– отчеты и рабочие листы НАССР;

– процедуры мониторинга и проведения корректирующих действий;

– программа внутренней проверки системы НАССР;

– перечень регистрационно-учетной документации.

Неотъемлемой частью системы НАССР являются внутренние проверки, которые проводятся непосредственно после внедрения системы, а затем с установленной периодичностью не реже одного раза в год.

Свидетельством того, что предприятие разработало и внедрило систему НАССР, служит ее сертификация.

Сертификация системы НАССР является гарантом того, что все виды деятельности на предприятии, которые влияют на качество и безопасность продукции, идентифицированы и эффективно управляются. Свидетельством успешной сертификации системы НАССР служит маркировка продукции соответствующим знаком.

Добросовестная производственная практика (GMP). В США вопросы, касающиеся безопасности и санитарии в производстве, определены в правилах GMP (Good Manufacturing Practice) – добросовестная производственная практика. GMP, в отличие от своего белорусского аналога (санитарных правил и нормативов), является единым документом для производства фармацевтических и пищевых продуктов.

Модель GMP представляет собой набор требований к системам качества, выработанных наиболее эффективными поставщиками отрасли. Эти требования формулируются в специальном отраслевом документе – руководстве по надлежащей производственной деятельности. Надлежащая производственная деятельность – это производство, при котором изготавливаются безопасные продукты заданного качества наиболее экономичным способом.

Правила GMP содержат общие требования к производству, хранению и транспортировке продукции, требования к производственным помещениям, технологическому оборудованию, персоналу, санитарно-гигиеническому режиму производств.

В частности, основные правила GMP предусматривают:

– четкую регламентацию всех производственных процессов и контроля за ними с целью подтверждения пригодности процессов для выпуска продукции требуемого качества;

– проведение валидации (подтверждение того, что требования удовлетворены) всех стадий производства, которые могут оказывать влияние на безопасность и качество изготовляемой продукции;

– обеспечение производства обученным персоналом, необходимыми помещениями, соответствующим оборудованием и обслуживанием;

– использование для производства сырья, вспомогательных, упаковочных и маркировочных материалов только высокого качества, а также хранение сырья и материалов в соответствующих условиях, их надлежащая транспортировка;

– разработку процедур оценки поставщиков сырья и материалов;

– наличие четко и однозначно написанных технологических регламентов и инструкций для каждого конкретного производства;

– хранение производственных протоколов в полном объеме;

– хранение и реализацию готовой продукции таким образом, чтобы свести к минимуму возможность снижения ее качества;

– разработку процедуры возврата любой партии готовой продукции на стадии продажи, поставки, а также возврат полуфабриката или продукции со склада, если установлено, что для их производства использовано несоответствующее сырье или материалы;

– рассмотрение рекламаций на качество продукции и расследование причин ухудшения качества и принятие соответствующих мер.

Правила GMP являются общим руководством, устанавливающим порядок организации производственного процесса и проведения контроля. Они содержат минимальные практические указания по современному правильному ведению производства. В разных странах на основе правил GMP создаются документы и стандарты, регламентирующие и конкретизирующие условия организации и ведения процесса производства отдельных видов продукции.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.