Общие правила поведения с детьми — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие правила поведения с детьми

2017-07-24 191
Общие правила поведения с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Есть несколько важных правил поведения в отношении детей.

Не применяйте телесных наказаний. Большинство специалистов (в том числе педиатров, социальных работников и ученых) убеждены, что телесные наказания неэффективны и вредны.

Сохраняйте выдержку. Крик иногда может быть эффективным для достижения сиюминутных целей, но постоянный крик приучает ребенка к мысли, что это – норма, и он сам будет орать, когда потеряет контроль над собой. Родители должны по возможности показывать пример хорошего поведения! Разумеется, все родители иногда кричат, и, если вы обычный человек, вам наверняка тоже случалось повышать голос. Но всеми силами избегайте этого. Если ребенок выводит вас из себя, просто уйдите. Пройдитесь и отдышитесь. Выпейте воды. Обратитесь за помощью к жене (мужу). Просто удивительно, как часто вмешательство третьего лица может быстро разрядить ситуацию.

Хвалите ребенка. Даже тогда, когда делаете ему выговор, подчеркните то хорошее, что он сделал, и поощрите положительные качества, которые он проявил в этом деле. Не забывайте о вознаграждениях и поощрениях за хорошее поведение. Если на хорошее поведение вы не обращаете внимания, а плохое вызывает брань, тогда плохое поведение может стать для ребенка единственным способом вызвать хоть какую-то реакцию с вашей стороны. Вам нужно научиться распознавать признаки, указывающие на то, что ребенок нуждается в вашем внимании. Иногда бывает достаточно прервать спор и обнять ребенка. И если ребенку действительно не хватает вашего внимания, обязательно найдите время поговорить и поиграть с ним, чтобы ему не нужно было капризничать для привлечения вашего внимания.

Уважайте разумную личность в ребенке. Создавайте ему стимулы для разумного поведения. Выслушивайте его доводы, когда он не хочет делать того, что вы считаете важным. Внимательно выслушав, вы можете согласиться, что у него есть основания так рассуждать. Не забывайте, что вещи, важные для ребенка, взрослым могут и не казаться важными. Не ждите, что дети будут маленькими взрослыми, пусть они будут хорошими детьми. Все это даст вашему ребенку бесценные уроки жизни, потому что он научится решать вопросы самостоятельно. Если вы будете относиться к ребенку с уважением и как к разумной личности, он с большей вероятностью станет так же относиться к вам (и другим людям).

Ключевым фактором является последовательность. Если у вас есть правила, следуйте им неукоснительно. Если за то или иное поведение предусмотрено вознаграждение или наказание, они должны следовать неизменно.

Тщательно выбирайте выражения. Взрослые привычны к нелицеприятным выражениям и обычно способны не обращать на них внимания или относиться к ним в зависимости от контекста. Детям это гораздо труднее. «Ты глуп!» – взрослый может отшутиться на это высказывание, но ребенок – нет. Поэтому будьте особенно осторожны в высказываниях в отношении личности ребенка. Делайте упор на поведение, а не на личность. Это очень важно. Если у ребенка сформируется низкая самооценка, это может создать впоследствии гораздо более серьезные проблемы. Поэтому в основу своих аргументов кладите предмет разговора и поведение ребенка, но не задевайте его личность. Скажите: «Рисовать на стене нехорошо», но не говорите: «Ты скверный и глупый мальчишка!».

 

Полезные примеры:

«В твоем возрасте не пристало так вести себя» (а не «Ты как младенец»).

«Так ведут себя двухлетние, а тебе уже три».

«Мне не нравится, когда ты так выражаешься» (а не «Ты отвратителен»).

«Ты же умный парень, но когда ты говоришь такое, этого не подумаешь» (а не «Ты дурак»).

 

Помните, что спорить ребенок учится у вас. Говорите грубо, не слушаете, ругаетесь, кричите – и ребенок будет считать, что так и нужно вести себя во время спора.

 

Непослушные дети

Едва ли не самые трудные положения возникают, когда вам нужно что-то обсудить с обозленным ребенком. Главное здесь – помнить, что злость есть нормальное и естественное чувство. Ребенку часто трудно с ним справиться. Неверно думать, что ребенок ведет себя плохо потому, что злится. Проблема может быть в том, как проявляется его злость.

Вот несколько важнейших советов.

• Выясните, почему злится ребенок. Что его разозлило? Может, с этим легко справиться? Многие дети раздражительны, когда голодны или утомлены. Возможно, спасением будет быстрый перекус. Очень важно также обеспечить ребенку полноценный отдых. И припомните, может быть, его раздражают какие-то ваши поступки? Если вы поддались соблазну видеть ситуацию с точки зрения взрослого человека, вам будет непонятно, что ребенок может быть сильно расстроен из-за того, что потерял любимого мишку, когда у него есть десятки мягких игрушек. Но у ребенка иной взгляд на мир.

• Скажите ребенку, что вы понимаете его огорчение, сделайте все, что в ваших силах, чтобы дать ребенку понять, что вы ему сочувствуете.

 

Полезные примеры:

«Я вижу, что ты очень сердишься».

«Ты же знаешь, я тоже иногда злюсь. Я вижу, что ты сильно огорчен».

«Когда Сью поступила так с тобой, это тебя сильно разозлило, правда?»

 

• Осознайте, что ребенок раздражен. Если знаете причину, скажите ему, что понимаете – с ним поступили нехорошо. Маленький ребенок не осознает, какие чувства он испытывает, поэтому помогите ему высказаться. Обсуждение с ребенком причин его раздражения и его эмоциональных реакций может быть исключительно ценным. Сочувствие ребенку и доброжелательное отношение к нему вместо конфронтации с ним, когда он раздражен, могут сильно сблизить вас и укрепить ваши отношения. А спорный вопрос можно будет обсудить позже, когда ребенок успокоится.

• Покажите ребенку, как лучше всего выражать свое раздражение. Желательно сделать это позже, когда он успокоится. Спросите себя, что делать ребенку, когда он чувствует раздражение. Может быть, вам стоит посоветовать ему выйти и заняться чем-нибудь активным («Когда ты раздражен, не пойти ли тебе прокатиться на велосипеде?» или «А не поколотить ли тебе подушку, когда ты злишься?»). Моя жена говорит нашей дочери, что в своей комнате та может проявлять свое раздражение любым способом и топать как угодно громко. Ребенку нужно дать возможность пережить свое раздражение и обиду и помочь восстановить душевное равновесие. Объясните ребенку: то, что он делает в раздражении, может быть плохо и для него самого, и для окружающих, и покажите разумные способы выражения его чувств.

• Слушайте ребенка и старайтесь, чтобы он понял, что вы его слышите. Повторите ему то, что он сказал, чтобы он убедился, что вы поняли его правильно. Внушите ему, что слушать других важно. Почему он должен слушать вас, если вы его не слушаете?

• Иногда соблазнительно видеть во всех причинах раздражения ребенка «его проблемы». Но лучше считать их своими семейными проблемами. Выбираться из них могут помочь школа и друзья.

• Когда ребенок раздражен или не в духе, не время для продуктивных обсуждений. Не время и для поучений. Все вопросы нужно обсуждать, когда ребенок более спокоен.

 

Полезный пример:

«Сегодня утром, когда Сильвия переключила телепрограмму, которую ты смотрел, ты очень разозлился и нагрубил ей. Тебе непременно нужно извиниться перед ней».

 

• Иногда может быть полезно взглянуть на вещи глазами ребенка. Сесть рядом с ним и проникнуться его горестями, вспомнить, наконец, себя в детстве. Нет одинаковых детей, и для каждого нужно найти лучший способ показать ему, что вы с ним и хотите помочь ему. Говорите мягко и выбирайте приятные слова. Иногда может быть полезно обнять или погладить ребенка, хотя некоторые дети любят свободу и, когда они раздражены, не хотят, чтобы их трогали.

• Будьте кратки. Дети не любят долгих разговоров (да они и редко бывают полезны). Решайте вопросы быстро. Поговорить подробнее может найтись другой случай.

• Возможно, на поведение вашего ребенка влияют медицинские факторы. Посоветуйтесь с врачом. Он может успокоить вас или порекомендовать обследования, если вы подозреваете, что поведение ребенка не вполне нормально.

 

Подростки

Многие из описанных выше принципов применимы и к подросткам. Вот некоторые ключевые положения.

• Проводите с подростками больше времени, но помните об их стремлении к свободе и независимости. Возможно, вам достаточно быть рядом, «под рукой», а не навязываться с расспросами. Но подросток должен чувствовать, что вы всегда готовы к общению с ним. При разговоре лучше использовать открытые вопросы («Как прошел твой день?»), чем закрытые («День прошел хорошо?»), на которые можно ответить простым «да» или «нет». Если ребенок хочет поговорить, воспользуйтесь этим именно для беседы, а не выговоров или нотаций. В этом контексте споры могут принять форму «обсуждений».

• Слушайте доводы ребенка и относитесь к ним уважительно. Старайтесь в ответ приводить такие доводы, которые он способен оценить. Например, довод, что вы и ваши друзья считают данную одежду неподходящей, не убедит подростка, который хочет выглядеть стильно. Для многих подростков возможность выбора одежды – важный фактор самоопределения и ощущения независимости. Это нужно понимать и уважать.

• У многих подростков есть проблемы с самооценкой. Понимайте это, особенно в отношении внешности. Не критикуйте их жестко и не делайте уничижительных замечаний. Даже шутка может быть воспринята превратно. Помогайте ребенку повысить свою самооценку. Уважайте в нем личность, пусть и молодую.

• Некоторые подростки не умеют справляться со своими эмоциями и нормально выражать их. Вы должны помнить, что это издержки возраста. Мягко помогите ребенку выразить его чувства подходящим образом. Выговор или наказание вряд ли помогут.

• Помните, что многим подросткам очень важно, как они выглядят в глазах друзей. Упреки в присутствии друзей за неприбранную комнату вряд ли понравятся ребенку. Все проблемы лучше решать с глазу на глаз с ним.

 

Правильно:

Отец: «Ты куда собрался, Стив?».

Стив: «В гости. Меня пригласили, и мне уже пора идти».

Отец: «А ты уроки сделал? На какой день они заданы?».

Стив: «На завтра».

Отец: «Так когда же ты думаешь их делать?».

Стив: «Завтра утром».

Отец: «А ты уверен, что успеешь?».

Стив: «Должен успеть».

Отец: «Смотри, если проспишь, у тебя будут неприятности в школе».

Стив: «Это так. Но к 11 я вернусь, а на 7:30 я поставил будильник».

Отец: «Добро, но мы будем считать этот случай проверкой. Согласен, что если в этот раз не успеешь, впредь ты не будешь выходить из дома, пока не сделаешь уроки? Сейчас я тебя отпускаю только при условии, что ты соглашаешься на это».

Стив: «Вполне справедливо. Пока, пап!».

 

Краткие выводы

Дети – это прекрасно! Хвалите их за хорошее поведение вместо того, чтобы слишком бранить за плохое. По возможности беседуйте с ними и объясняйте, почему вы хотите, чтобы они вели себя так-то. Обсуждайте с ними, почему что-то случилось не так. Помогайте им понимать последствия, вытекающие из их поступков. И всегда любите их. Очень сильно любите!

 

Практические советы

Как можно больше беседуйте с детьми. Что их раздражает? Какими они хотят быть? Что их радует? При разрешении разногласий старайтесь исходить из этих вещей. Старайтесь как можно больше разрешать вопросы совместно, а не приказывать.

 

Глава 13. Споры на работе

 

На работе вам постоянно приходится спорить? Вам трудно отстаивать свои мнения? Вам постоянно указывают, что делать, и вы либо начинаете спорить, либо отступаете и чувствуете себя тряпкой? Или вы – руководитель, и вам постоянно приходится спорить с подчиненными? В этой главе представлены некоторые ключевые стратегии ведения споров на работе.

 

Неправильно:

(Моника и Джессика на рабочем совещании с коллегами.)

Моника: «Я предлагаю продвигать эту сделку».

Джессика: «Что? Как эту катастрофическую позапрошлогоднюю сделку в Бирмингеме?».

Моника: «Оставим это, как и Вашу безнадежную попытку расширения нашей компании в прошлом году».

Джессика: «Хорошо, а где у Вас цифры по этой сделке? Не верить же Вам на слово».

Моника: «Не вижу смысла обсуждать это».

Джессика: «Вы совершенно правы. Я замолчу, если и Вы замолчите».

Босс: «Моника и Джессика! Я думаю вам обеим лучше помолчать. Не очень-то хорошо вы обе выглядите».

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.