О механистическом и анатомо-физиологическом подходе к игре на фортепиано — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

О механистическом и анатомо-физиологическом подходе к игре на фортепиано

2017-07-24 850
О механистическом и анатомо-физиологическом подходе к игре на фортепиано 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(по книге Григория Михайловича Когана «У врат мастерства»)

Дополнительный материал

Григорий Михайлович Коган – создатель книг об истории и теории пианизма. Его труды интересны не только пианистам, но всем музыкантам - профессионалам. Книга «У врат мастерства» является одним из звеньев триптиха. Две другие книги - «Работа пианиста» и «Фортепианная фактура».

Автор останавливает наше внимание на вопросах, связанных с механистическим и анатомо-физиологическим подходом к игре на фортепиано, а так же вскрывает причину непопулярности той и другой школы.

О пианистических движениях

Чем больше мысль играющего прикована к движениям, пишет Г.М.Коган в своей книге, тем хуже он с ними справляется. Поэтому, чтобы движение вышло, внимание исполнителя должно быть не привлечено к двигательному аппарату, а наоборот, отвлечено от него.

Коган часто приводит примеры из книги К.С.Станиславского «Работа актёра над собой». Вот один из таких примеров: ученица воображаемой театральной школы получила задание: «Занавес раздвигается, вы сидите на сцене одна. Занавес задвигается». Задание простейшее, но ученица не в состоянии с ним справиться.

«Она взглянула в зрительный зал, стала поправляться, принимать нелепые позы», пишет К.С.Станиславский. Но стоит тем же ученикам заняться рассматриванием чужих каблуков или как-то отвлечь свое внимание, как молодым артистам становиться хорошо и уютно на сцене.

Но если бы все дело было в отвлечении сознания, то не возвращаемся ли мы назад к позиции «механистической» школы. Нет, дело не только в отвлечении сознания от движения. Ведь цель работы исполнителя – не играть свободно и с удобством, а играть хорошо, свобода же движений есть лишь средство, ценное лишь постольку, поскольку способствует достижению этой цели.

Конечно, отвлечение сознания не есть решение проблемы. Далеко не все равно, куда оно отвлечено, вернее, к чему привлечено и к чему направлено. И усиленное привлечение сознания, и наоборот, отвлечение сознания от движений, приводит к одинаковым результатам. Нельзя поймать мяч или перескочить через канаву, думая об углах, образуемых коленным и локтевым суставом; ни читая книгу, ни разглядывая облака. Добиться удачи можно только при условии, что твое внимание устремлено на цель твоих действий – мяч, который нужно ловить, место, куда необходимо прыгнуть. Врач, который хочет посмотреть, как у больного функционирует мягкое небо, говорит ему: ««скажите - а……», но не говорит ему «поднимите свое мягкое небо».

Пианисту достаточно бывает, чтобы в его сознании возник образ определенного звучания и пальцы, словно сами собой, произведут его необходимую дифференциацию.

Смотри в цель! – таково первое правило при всякой работе. Слушай мысленно ту музыку, которую собираешься исполнять.

Но как далеки бывают эти слова от самой цели. Кто из пианистов не хотел бы попасть на ре # в начале листовской «Кампанеллы»? А сколько из них попадает в намеченную цель? Откуда берется такое количество неудачников в области музыки? Некоторая часть исполнителей хотя и смотрит в цель, но не в ту. Одни видят себя заканчивающими пьесу под гром аплодисментов, другие – уходящими со сцены под гробовое молчание зала. В обоих случаях ученик видит то, что произойдет после игры, а вот то, что будет происходить во время игры – он видит смутно.

Мораль проста - чтобы хорошо сыграть произведение, необходимо думать об этом произведении, а не об аплодисментах.

Но думать о произведении в целом не означает думать о нем все время. Целостное представление о произведении необходимо в начале и в конечном этапе работы, в периоды ознакомления и исполнения. В промежутке же приходиться дробить произведение, расчленять его мысленно на все более мелкие построения. Достаточно ли ясно «видит» ученик малые детали в своем воображении? Воображать – дело нехитрое. Какой бездарный пианист не представляет себе пленительных звучаний, якобы извлекаемых им на рояле?

Великая актриса Ермолова видела в деталях каждую свою героиню, прежде чем начать создавать на сцене её образ. Так ли видит обычный ученик музыкального заведения, так ли он слышит мысленно «пассажную» фигуру, мелодический мотив, отдельный аккорд, даже отдельную ноту? Конечно, он слышит, что пассаж состоит из звуков, идущих в темпе аллегро, в так называемом пунктирном ритме, в звучности р, но что такое отдельно каждая из его характеристик? В каждой из них заключена бездна градаций. Знаменитый художник Карл Брюллов в нескольких местах чуть-чуть тронул этюд своего ученика, и картина сразу ожила. То есть искусство начинается там, где начинается чуть-чуть. Слышит ли ученик это чуть- чуть, улавливает ли он бесконечно малое различие между сотнями оттенков р и f? По большей части – нет. Он слышит приблизительно, что вызывает соответствующую точность попадания. Чтобы попасть в точку, нужно и целиться в точку, а не в район. При шатающемся ориентире в мозгу вместо одной тропинки образуется несколько. В результате огромный труд, затраченный на прокладку 20 тропинок, вместо одной, ведут совсем не туда, куда нужно в данный момент. Не потому ли так неточна техника ученика, не потому ли он так не уверен в ней?

Приблизительность работы никогда не родит мастерства!

Можно ли воспитать внутреннее видение ученика, воспитать его воображение? Или здесь все сводиться к внутреннему дару?

Развить воображение конечно можно. У Станиславского была целая система «манок» (приманок). Ими же являются по существу те вымышленные «программы», которыми иногда пользуются педагоги.

 

***

Рекомендуемая литература:

1. Г.Коган «У врат мастерства». М., 1961

2 К. Станиславский «Работа актера над собой» т. 2, М., 1954

 

3.Русская фортепианная школа

Клавирное искусство в России развивалось сложными путями. Будучи на рубеже 18-19 веков привилегией русского дворянства, оно испытывало сильное влияние иностранных музыкантов, приезжавших с концертами в Россию. Некоторые из них, как, например, Джон Фильд, остались в России, нашли здесь вторую родину и занялись преподавательской деятельностью. Сопровождая своего учителя Муцио Клементи в его концертной поездке по Европе, он попал в Россию, где остался и прожил до конца своих дней. Так в России появился один из первых профессиональных педагогов. Джон Фильд очень быстро завоевал популярность во всех областях музыкальной и общественной жизни своей кипучей деятельностью. Прекрасный пианист, композитор, великолепный педагог, основатель жанра «Ноктюрн», он стал учителем таких композиторов и музыкантов, как Глинка, Гурилев, Верстовский, Дебюк.

Другим замечательным педагогом, чьё имя прославили два его знаменитых ученика Антон и Николай Рубинштейны, был А.И.Виллуан. Первоклассный фортепианный педагог, он выработал свой метод преподавания фортепианной игры. В 1863 году под его руководством была издана «Школа для фортепиано». Главную свою задачу Виллуан видел в том, чтобы научить «умению петь на фортепиано». С этой целью применялись приёмы, способствующие приобретению навыков ведения певучей мелодической линии. Значительная часть его педагогического репертуара состояла из переложений для фортепиано вокальных произведений, а так же из кантиленных пьес. Технические упражнения никогда не были для него самоцелью, он говорил: «главное заключается не в самих упражнениях, а в их растолковании, как именно поступать в применении их к действию». Большое значение Виллуан придавал развитию творческих мыслей своих воспитанников. Прежде чем начинать разучивать новое музыкальное произведение, ученик должен был представить себе, что композитор хотел выразить музыкой, каковы характеры данных музыкальных образов.

Эстетические принципы передовых русских музыкантов основывались на неразрывной связи с народным творчеством и, прежде всего, с русской народной песней. Именно отсюда и развилось замечательное умение российских пианистов петь на фортепиано.

Критика тех времен отмечала прекрасный звук, тонкую фразировку, вокальную широту дыхания, «бархатное» форте таких пианистов, как Глинка, Мусоргский, Антон и Николай Рубинштейны. Эти пианисты обладали и превосходной техникой, но она никогда не была для них самоцелью. А.Г.Рубинштейн воплотил в себе лучшие черты русского пианизма 19 века и был гордостью русских музыкантов, ставивших его на одну черту с великим Листом. В 1859 году по его инициативе было открыто Русское Музыкальное общество, сыгравшее значительную роль в становлении русского композиторского и исполнительского искусства. При непосредственном его участии в 1862 году была основана и открыта Петербургская консерватория.

Его брат, Николай Рубинштейн, был известным педагогом в Москве. Его педагогическая деятельность отличалась удивительной целенаправленностью, точностью определения недостатков в игре ученика, точностью методов их устранения. Отличительной чертой педагогики Н.Рубинштейна была направленность на всестороннее и гармоничное развитие ученика. Его сверхзадачей было развить духовно-личностные качества учащегося, обогатить его внутренний мир, стимулировать эмоции, поэтические ассоциации. От своего педагога Виллуана он унаследовал неприязнь к механическим упражнениям, больше используя сознательно- творческий подход к обучению игре на фортепиано. Те же принципы использовал в своей педагогической деятельности современник Рубинштейнов – пианист Теодор Лешетицкий, бывший с 1852 по 1877 год профессором Петербургской консерватории. Композитор Майкапар вспоминает советы своего учителя:

«Не играйте безостановочно, проиграв отрывок - проанализируйте его. Только поняв, что в вашей игре было хорошо, а что плохо, работайте дальше над закреплением хороших сторон и устраняйте недостатки. Всегда работайте с помощью слуха».

Особенно поразительны были его указания по поводу того, как преодолеть те или иные трудности. Нередко делу помогал теоретический анализ конструкции данного места.

 

Таким образом, к концу 19 века в фортепианной педагогике окончательно оформилась мысль о непременном участии сознания в работе пианиста над техникой. Все дальнейшие успехи мирового пианизма были связаны с русской фортепианной школой. Этому способствовало творчество таких композиторов, как Мусоргский, Чайковский, Балакирев, Лядов, Аренский, Ляпунов, Римский-Корсаков, а в дальнейшем - Скрябин, Прокофьев, Рахманинов, Метнер.

С точки зрения методики преподавания игры на фортепиано нам интересны педагогические принципы одного из выдающихся русских музыкантов - Николая Карловича Метнера. Вот его советы, адресованные молодым музыкантам – пианистам:

1.Всегда знать, над чем работаешь, что именно делаешь, какую преследуешь цель, то есть, работая, всегда необходимо думать.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.