Условия и методы проведения педагогической диагностики. Целевые ориентиры. Педагогический мониторинг. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Условия и методы проведения педагогической диагностики. Целевые ориентиры. Педагогический мониторинг.

2017-07-09 346
Условия и методы проведения педагогической диагностики. Целевые ориентиры. Педагогический мониторинг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для выстраивания индивидуального маршрута развития каждого ребенка педагогам необходим инструментарий оценки качества своей деятельности во взаимодействии с этим ребенком, построенный на аутентичной оценке на следующих принципах:

- анализ реального поведения ребенка, как результата прямого наблюдения в естественной среде (игра, НОД, режимные моменты, самостоятельная деятельность)

- учет аутентичных оценок специалистов (муз. руководителя, инструктора физического воспитания, учителя-логопеда, педагога доп. образования)

- аутентичная оценка максимально структурирована, что делает ее понятной не только педагогам, но и родителям.

Для этого в рамках реализации принципа индивидуализации образования Программа предлагает педагогическую диагностику на основе оценки индивидуального развития каждого ребенка, которая проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Инструментарием для ее проведения являются карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

· Коммуникации со сверстниками и взрослыми (изменение способов установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.)

· Игровой деятельности

· Познавательной деятельности (динамика развития детских способностей, познавательной активности)

· Проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности и автономии; умения планировать и организовывать свою деятельность)

· Художественной деятельности

· Физического развития

Педагогический мониторинг осуществляется при помощи карт оценки уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям на каждого ребенка (Афонькина Ю.А., Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Средняя группа. Волгоград: Учитель, 2016г.

Планируемые результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры образования в средней группе (4-5 лет)

· Развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов-индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам- культурно-выбранным средствам восприятия. Дошкольники могут воспринимать 5 и более форм предметов, 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы, детского сада и даже всего ДОУ.

· Развивается память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4слова, 5-6 названий предметов, небольшие отрывки из любимых произведений

· Развивается наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

· Начинает развиваться воображение, что особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других

· Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других; они ярко проявляются в игровой деятельности.

· Играют дети скорее рядом, чем во взаимодействии, но могут быть и устойчивые избирательные отношения; конфликты между детьми преимущественно возникают по поводу игрушек.

· Сознательное управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно.

· Начинает развиваться самооценка, но в значительной мере дети ориентируются на оценку воспитателя.

· Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

 

Планируемые промежуточные результаты освоения программы детьми 4-5 лет.

К пятилетнему возрасту при успешном освоении программы достигаются следующие возможные характеристики развития ребенка:

Образовательная область «Физическое развитие»

Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).

Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами, салфеткой, полощет рот после еды).

Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.

Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.

Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.

Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).

Выполняет; поворот переступанием, поднимается на горку.

Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.

Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.

Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги.

Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.

В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.

В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.

Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.

В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит.

Имеет простейшие представления о театральных профессиях.

Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.

Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.

Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы.

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение.

Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети».

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, наземный пешеходный переход.

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Продуктивная (конструктивная) деятельность.

Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.

Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

Формирование элементарных математических представлений.

Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).

Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».

Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.

Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия.

Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе | вверху — внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).

Определяет части суток.

Формирование целостной картины мира. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение.

Называет признаки и количество предметов.

Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.

Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.

Образовательная область «Речевое развитие»

Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).

Умеет выделять первый звук в слове.

Рассказывает о содержании сюжетной картинки.

С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.

Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.

Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Лепка. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.

Аппликация. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Узнает песни по мелодии.

Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).

Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение.

Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.

Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).

Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

Инструментарием оценки своей работы является использование в своей работе педагогической диагностики.

Педагогическая диагностикапроводится два раза в год(октябрь и май) входе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Карты наблюдений позволяют фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка входе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идёт развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идёт развитие детской инициативности,

• ответственности автономии, как развивается умение планироватьи организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики используются педагогами

ДОУ исключительно для решения следующих образовательных задач:

• индивидуализации образования (поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории и (или) профессиональной коррекции особенностей его развития);

• оптимизации работы с группой детей.

Предлагаемые параметры оценки общеприняты и подвергаются статистической обработке. Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребёнка и определить общегрупповую тенденцию развития детей, что регламентировано ФГОСДО (п.3.2.3.).


II Содержательный раздел


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.