Общение как перцептивный процесс. Социально-перцептивный стиль личности. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общение как перцептивный процесс. Социально-перцептивный стиль личности.

2017-07-01 602
Общение как перцептивный процесс. Социально-перцептивный стиль личности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.Социальная перцепция — это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения.. В структуре любого перцептивного акта выделяются его объект и субъект, его процесс и результат, и в рамках социальной психологии актуально уточнение роли социальной перцепции в регуляции поведения и деятельности индивида с социальными объектами и уточнение характеристик субъекта и объекта восприятия. Изучая социальную перцепцию, ученые выделили ряд универсальных психологических механизмов: во-первых, познания и понимания людьми других (идентификация, эмпатия, аттракция); во-вторых, познания самого себя (рефлексия); в-третьих, механизмы, обечпечивающие прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция) Идентификация — буквально уподобление себя другому человеку. Она выражает установленный в экспериментальных исследованиях эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Эмпатия — сопереживание, постижение эмоционального состояния другого, проникновение в переживания другого человека. Социально-перцептивный стиль личности –относительно устойчивая индивидуальная система приемов и способов восприятия и оценки личности партнера по общению. Источниками формирования социально-перцептивного эталона являются два вида информации: общеосведомительная (информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях других людей, которая накапливается и сохраняется длительное время и используется при выработке общего подхода к оценке людей и их действий) и оперативно-регулятивная (формируется при взаимодействии с конкретными людьми в данный момент при решении определенной задачи) по мнению Петровской Л.А., основными источниками самовосприятия являются: Восприятие себя через соотнесение (идентификацию, различение)себя с другими. Восприятие себя через восприятие себя другими. Значимость указанного источника развития представления о самом себе подчеркивалась,Л. С. Выготским. Социально-перцептивный стиль может быть оценен с помощью следующих критериев: точности межличностного восприятия (высокая, средняя, низкая); самооценки; проективной тенденции, то есть тенденции приписывать свои качества другим людям; стабильности оценок, даваемых одним и тем же людям; способности к эмпатической идентификации; сенситивности; содержания референтного эталона стиля общения

67. Общение как межличностное взаимодействие. За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке и особенно в социальной. Изучение общения как сложного соц-псих явления предполагает выделение в его структуре универсальной свойства. Таким свойством для общения является взаимодействие. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга. Протекает в условиях соц. контроля, осуществляемого на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношение людей.В отечественной соц-псих проблема структуры общения занимает важное место. Три уровня1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени,сопоставимых с длительностью человеческой жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми социальным и группами 2. Мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющая ся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни. 3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов, или трансакций. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга. Большая роль в межличностном взаимодействии принадлежит социальным нормам. Общение составляет внутренний меха низм совместной деятельности людей, основу межличностных отношений. Э. Берн, Г.М.Андреева, У.Джемс,

 

68. Сущность и виды межличностного конфликта. Конфликт – это сложное, многомерное, многоуровневое соц-псих явление. В конфликте принимают участие индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, поли тическим, ценностным, религиозным и т. межличностные конфликты – столкно вение между отдельными индивидами в процессе их соц. и псих.взаимодействия Причины этих конфликтов могут быть самыми разнообразными; Межлич ностные конфликты имеют свои отличительные особен-ности, 1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу. 2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных. 3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного вза-имодействия являются своеобразным “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способно стей, интел-лекта, воли и других индивидуально-психологических особен-ностей. 4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональ-ностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами. 5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями. Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений. Виды межличностных конфликтов:1. По направленности: горизонтальные – участники не подчиняются друг другу, вертикальные – участники находятся в подчинении друг с другом, смешанные – где есть обе составляющие (организация)2. По значению: конструктивные (созидательные) - оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумнных аргументов, приводит к развитию отношений между людьми;деструктивные (разрушительные) - одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы3. По характеру причин: объективные, субъективные (плохое настроение, самочувствие)4. По сфере разрешения: деловые, личностно-эмоциональные 5. По форме проявления: скрытые (плохо осознаются людьми), открытые (осознаются)6. По времени протекания: ситуативные, пролонгированные (длительные)В зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений (симпатии-антипатии) межличностные конфликты могут классифицироваться следующим образом. 1. Групповые конфликты. Групповой конфликт - противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой. 2. Межгрупповые конфликтыПротивоборствующие стороны - группы (малые, средине и микрогруппы). В основе - столкновение противоположно направленных групповых мотивов. 3. Международные конфликты 4. Конфликты по вертикалиПричины конфликтов в звене "руководитель-подчиненный".5. Инновационные конфликты 6. Семейные конфликты. В отечественной психологии проблемой конфликтов занимались Н.В. Гришина, Т.В. Драгунова, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн

 

69. Группа как объект и предмет социальной психологии. Группа — одно из центральных понятий социальной психологии. Как объект и предмет изучения она привлекала внимание множества известных ученых и практиков. Любая совокупность людей, рассматриваемая как общность, обозначается как социальная группа (семья, копания друзей, очередь в магазине, студенческая аудитория и т. п.) Группообразующие признаки (для любой группы) Историчность. Общая жизнедеятельность (сходность условий). Стабильность существования. Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) обязательные параметры описания группы в социальной психологии. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Рассматривая группу как субъекта деятельности, выделяют следующие групповые образования: групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповые цели, групповое мнение. Принятие этих хар-стик личностью свидетельствует о психолог. близости с другими членами группы, об осознании своей принадлежности к новой группе – социальная идентификация личности Психологическое открытие соц. группы как особой реальности человеческих отношений произошло во второй половине XIX в. и послужило решающим стимулом развития новой «парадной» ветви псих. и социологического знания – социальной психологии. Именно в это время К.Д. Кавелин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайлов ский и другие в России, В. Вундт, Г. Зиммель, Ф. Теннис в Германии, Д.С. Милль и Г. Спенсер в Англии, С. Сигеле в Италии, Э. Дюркгейм, Г. Лебон во Франции, Ч, Кули, Э.Росс, А. Смолл, У. Томас и Л. Уорд в США, пытаясь осмыслить общественно-исторические процессы своего времени (формирование государств, революции, войны, индус триализацию, урбанизацию, возросшую социальную и профессиональную мобильность населения и пр.), обрати лись к анализу – преимущественно умозрительному – психологических особенностей народов, общества, масс, толпы, публики, полагая, что именно психология больших социальных общностей определяет ход истории.

 

70. Проблема больших групп в социальной психологии. Большие в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду отнесем социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность – нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).В больших группах существуют специфические регуляторы соц.поведения, кот. нет в малых группах. Это – нравы, обычаи и традиции. Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г.Дилигенский, А.И.Горячева, Ю.В.Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании: 1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) и 2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов должен стать предметом специального социально-психологического анализа.Еще одна проблема – это проблема соотношения психологических хар-ик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. В общем эта проблема решается так: псих-ие хар-ки группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам.Известный ответ на этот вопрос содержится у Л.С.Выготского в его рассуждениях о соотношении "социальной" и "коллективной" Иными словами: психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы. Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, социальной психологии приходится в данном случае прибегать к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Одной из современных форм применения таких методов являются так называемые межкультурные исследования.Существенный вклад в исследование психологии бол.соц.групп внесен концепцией "социальных представлений", разработанной во французской психологической школе (С.Московичи При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ соц.мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления – инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку "представление" вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.