Педагогическое мастерство и пути его формирования. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Педагогическое мастерство и пути его формирования.

2017-07-01 974
Педагогическое мастерство и пути его формирования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы. По мнению Томаса Гордона, бытует восемь мифов, связанных с «идеальным образом» учителя [12, 212]. Послушайте каждый из них и согласитесь или опровергните.

Хороший учитель спокоен, не суетится, всегда в одном настроении. Он всегда сдержан и никогда не показывает сильных эмоции.

Хороший учитель не имеет предубеждений или пристрастий. Для него все дети одинаковы - черные и белые, умные и глупые, мальчики и девочки.

Хороший учитель может и должен скрывать свои настоящие эмоции от школьников.

Хороший учитель способен обеспечить стимулирующую обстановку в классе при постоянном соблюдении порядка и спокойствия.

Хороший учитель всегда хорош. Он никогда ничего не забывает, не оборачивается к ученикам, то плохой, то хорошей стороной. Не делает ошибки.

У него нет любимчиков.

Хороший учитель может ответить на любой вопрос.

Хорошие учителя всегда поддерживают друг друга, выступают «единым фронтом» по отношению к ученикам.

Иван Андреевич Зазюн выделяет ряд этапов формирования педагогического мастерства:

Формирование идеала профессиональной деятельности.

Овладение педагогической техникой (умение в процессе учебно-воспитательной работы управлять собой, учениками, сотрудничать).

Профессиональное самовоспитание, саморазвитие.

Рассмотрим эти уровни более подробно.

Педагогическая умелость – это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться в школе. Учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структура, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание, дисциплину учащихся на занятиях и т.д.

Педагогическое мастерство. Сформулируете самостоятельно.

Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательный процесс тех или иных инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогической системы.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Учитель вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности, значительно изменяет и повышает качество процесса обучения и воспитания.

Самовоспитание, саморазвитие – это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности

Профессиональное самовоспитание, саморазвитие - это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку

В одну из них можно отнести:

1. Знания основ марксистско-ленинской теории;

2. Знания по своему предмету;

- психологические знания (знания сути и условий формирования у студентов психических процессов, свойств личности, социально-психологических явлений, психологических особенностей деятельности студентов и педагогов);

-педагогические знания (знания целей, законов, закономерностей, принципов, методов воспитания и обучения студентов, знания по методике преподавания своего предмета).

Важнейшими навыками преподавателя являются:

- навыки изучения студентов, их деятельности, состояний и качеств, взаимоотношений в коллективах, успехов, достижений, трудностей, ошибок в учебе и т. д. Сюда относятся навыки наблюдения за поведением аудитории и отдельных студентов, за внешним выражением внима< ния, усталости, заинтересованности и т. п.;

- навыки подготовки и проведения различных форм занятий (навыки изучения литературы, составления и использования конспектов, навыки распределения внимания, оценки времени и т. д.);

- речевые навыки (построение фраз, свободное использование выразительных средств языка, произношения, ударений);

- навыки управления коллективной и индивидуальной деятельностью студентов (управление вниманием, мышлением, психическими состояниями), навыки организаторские (поддержание дисциплины, распределение заданий и т. д.);

- навыки высококультурного внешнего поведения (владение позой, жестом, мимикой, выражением глаз, педагогическим тактом в обучении и т. д.).

Навыки преподавателя — это одно из условий его творчества. При недостатке навыков, например, у начинающих преподавателей во время выступлений может возникать психическая напряженность, скованность или неупорядоченная активность. Навыки изложения, по заключениям опытных профессоров, очень близки к навыкам артиста.

К числу основных умений преподавателя следует отнести следующие:

умение передавать знания, доходчиво излагать материал, контролировать и оценивать результаты труда обучаемых и своего собственного труда;

умение формировать навыки, качества студентов, учитывать индивидуальные и другие их особенности;

- умение управлять умственной деятельностью студентов, организовывать их самостоятельную работу и самовоспитание;

умение владеть собой, своим психическим состоянием, внешним выражением эмоций и чувств, проявлять педагогический такт и другие.

 

54. Деятельностный подход и его реализация в образовательном процессе. Деятельностный подход - это:Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом:Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;

Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий.

Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели Принципы деятельностного подхода:принцип субъектности воспитания:Воспитанник - не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.К.Д.Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Естественное развитие личности происходит только в процессе собственной деятельности. принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены:

Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.

принцип учета сензитивных периодов развития:

Ориентируется на сенезитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Например, до 3 лет - сензитивный период речевого развития, 4,5- 5 лет - развития фонематического слуха.

принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых:

Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским:

«… исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

 

принцип обогащения, усиления, углубления детского развития:

Согласно теории о самоценности дошкольного периода жизни человека (теория А.В.Запорожца), основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности.

принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности:

Деятельность должна быть социально - значимой и общественно - полезной.

принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;

Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта собственных переживаний.

принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;

принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.

Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода

Создание проблемной ситуации

Целевая установка

Мотивирование к деятельности

Проектирование решений проблемной ситуации

Выполнение действий (заданий)

Анализ результатов деятельности

Подведение итогов

Методологические подходы к организации занятий с детьми:

- Ребенок занимает активную позицию на занятии: он –то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;

- во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;

- Обязательны смена мизансцен и движение;

- Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;

- Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;

- Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;

- Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; - Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;

- В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;

- Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.

Методы и формы, используемые при деятельностном подходе:

диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей

Формы самореализации дошкольников:

Выставки (тематические и авторские);

Персональные выставки детских работ;

Презентации;

Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);

Коллекции.

Итак, золотые правила деятельностного подхода:

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

Веди ребенка от собственного опыта к общественному;

Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

Учи анализировать каждый этап работы;

Критикуя, стимулируй активность ребенка.

55. Личностный ориентированный подход и его реализация в образовательном процессе.

Личностно-ориентированный подход — это методо­логическая ориентация в педагогической деятельности, по­зволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддер­живать процессы самопознания, само строительства и само­реализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Во-первых, личнос­тно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов.

Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формиро­вания у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками. Существуют и другие различия между личностно-ориентированным подходом и прежними методологическими ориентациями. Наиболее полно они отражены в таблице, в которой дана сравнительная характеристика личностно-ориентированного и индивидуального подходов.

 

Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняет или даже де­лает невозможным осознанное и целенаправленное приме­нение рассматриваемой ориентации в педагогической дея­тельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подходаможно отнести следующие: индивидуальность— неповторимое своеобразие чело­века или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индиви­дов и человеческих общностей; личность— постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

самоактуализированная личность— человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрывающий свои возможности и способности;

самовыражение— процесс и результат развития и про­явления индивидом присущих ему качеств и способностей; субъект— индивид или группа, обладающие осознан­ной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

субъектность— качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении дея­тельности; Я-концепция— осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим; выбор— осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

педагогическая поддержка— деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физи­ческим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова).

Вторая составляющая— исходные положения и основ­ные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педаго­гического кредо учителя или руководителя образовательно­го учреждения.

Принципы личностно – ориентированного подхода:

1 Принцип самоактуализации.В каждом ребенке суще­ствует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способ­ностей.

2. Принцип индивидуальности.Создание условий для фор­мирования индивидуальности личности учащегося и педагога— это главная задача образовательного учреждения.

3. Принцип субъектности.Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектны­ми полномочиями и умело использует их в построении дея­тельности, общения и отношений.

4. Принцип выбора.Без выбора невозможно развитие ин­дивидуальности и субъектности, самоактуализации способ­ностей ребенка.

5. Принцип творчества и успеха. формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществле­ние ребенком дальнейшей работы по самосовершенствова­нию и самостроительству своего «я».

6.Принцип доверия и поддержки.

третий компонент личностно-ориентиро­ванного подхода — это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ори­ентации способы педагогической деятельности. В заключение подчеркну основные особенности проектирования личностно-ориентированного урока:\

конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке;

продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников;

проведение наблюдений за школьниками;

предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;

поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;

организация обмена мыслями, мнениями, оценками;

стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа);

стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника;

привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке к уроку;

использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика;

применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;

продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.

56 Личностно деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.

При анализе учебного процесса категория «подход» традиционно рассматривается с позиции обучающего, т.е. учителя, преподавателя. В этом контексте личностно-деятельностный подход к обучению, сформулированный к середине 80-х годов, разрабатывался преимущественно как субъектно ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную и коммуникативную компетентность обучающегося, но и его самого как личность. В то же время стало очевидным, что личностно-деятельностный подход может рассматриваться и с позиции ученика. По своему определению термин «подход к обучению» многозначен. Это а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; б) глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя (преподавателя) и ученика (студента). Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения.

Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Определяя личностно-деятельностный подход как единство его личностного и деятельностного компонентов, отметим, что первый соотносится с личностным или, как в последнее время он определяется, личностно ориентированным (И.О. Якиманская. Е.В. Бондаревская, М.Н. Берулава, В.В. Сериков и др.) подходом.

Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик, студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель (преподаватель) определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося.

Общая характеристика деятельности

Категория деятельности для данного рассмотрения является одной из основных. В ее контексте в учебнике интерпретируют­ся: обучающий (педагог) и обучающийся (ученик) как субъекты педагогической и учебной деятельности, овладение учебным ма­териалом как учебная деятельность и т.д. В силу этого необходимо несколько подробнее рассмотреть основные положения общей теории деятельности, сформулированные в философии (Гегель, Фейербах, Маркс) и в общей психологии (М.Я. Басову С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Основные положения этой; теории важны еще и потому, что она является отправной точкой формирования рассматриваемого здесь личностно-деятельностнор го подхода к обучению в соотнесении с проводимым далее (см. ч. IVиV) анализом предметного и структурного содержания учеба! ной и педагогической деятельности.

Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие по­требности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо

Предметность деятельности со­ответственно является одной из основных ее характеристик. По предмету деятельности различают и называют ее виды, на­пример педагогическая, конструкторская и т.д. Предмет — один из основных элементов психологического (предметного) содержа­ния деятельности, в которое кроме него входят средства, спосо­бы, продукт и результат.

Существенной характеристикой деятельности является ее мотивированность, при рассмотрении которой обращает на себя внимание прежде всего начальный момент деятельности, т.е. ее предпосылка — потребность, нашедшая себя в предмете.«По­скольку потребность находит в предмете свою определенность («опредмечивается» в нем), данный предмет становится мо­тивом деятельности, тем, что побуждает ее»

Личностно-двятельностный подход с позиции педагога

В самой общей форме личностно-деятельностный подход в coвокупности его компонентов (и особенно личностного) означает с позиции обучающего организацию и управление целенаправ­ленной учебной деятельностью ученика в «общем контексте его,жизнедеятельности — направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентации, понимания смысла обучения, для развития творческого потенциала личности»

Личностно-деятельностный подход к научению с позиций обучающегося (при особом учете организации субъектно-субъектного учебного взаимодействия самим педагогом) прежде всего пред­полагает свободу выбора обучающимся пути, учебника, методов, а в отдельных случаях даже партнера обучения — педагога. Такой подход психологически предполагает, во-первых, обеспе­чение безопасности (security) личностного проявления обучаю­щегося во всех учебных ситуациях, создание условий его лич­ностной самоактуализации и личностного роста. Во-вторых, этот подход формирует активность самого ученика, его готовность к учеб­ной деятельности, к решению проблемных задач за счет равно-партнерских, доверительных субъектно-субъектных отношений с педагогом. В-третьих, личностно-деятельностный подход к на­учению с позиции ученика предполагает единство внешних и внутренних мотивов: внешним является мотив достижения, а вну­тренним — познавательный мотив. В-четвертых, этот подход оз­начает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися.

57. Индивидуально-ориентированный подход как основа организации образовательного процесса.

Индивидуально-ориентированный способ обучения – такая форма организации учебной деятельности, при которой учитываются склонности учащихся, интересы и проявившиеся способности, но не снижается базовый уровень общеобразовательной подготовки учащихся.

Индивидуально-ориентированная система обучения призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика. Прежде всего, она ориентирована на учет своеобразия психики и личности индивида, её неповторимости.

Осуществление индивидуально-ориентированного обучения возможно при определенных методических условиях:

глубоком знании и учете учителем индивидуально-психологических особенностей учащихся;

сочетании индивидуальной и групповой организации учебной деятельности учащихся;

использовании системы дифференцированных заданий на всех этапах урока и применительно ко всем источникам знаний при условии овладения учителем методикой применения дифференцированного подхода на профессиональном уровне.

Индивидуально-ориентированное обучение основывается на следующих особенностях организации учебного процесса:

индивидуальный маршрут освоения материала;

индивидуальное количество времени, затраченное на изучение материала;

выбор уровня сложности практических заданий;

использование сэкономленного времени на углубление знаний, развитие творческих способностей.

Индивидуально-ориентированный подход в обучении предполагает, прежде всего, признание роли ученика в его собственном образовании. То есть, не только отбор индивидуального содержания образования, но и возможность выбора учеником своего стиля обучения, оптимального для него темпа и ритма, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности на основе знания своих индивидуальных особенностей.

58. Духовно-ориентированный подход и его реализация в образовательном процессе.

Духовно-ориентированный подход — сложное междисциплинарное явление, которое нуждается в дальнейшем осмыслении и систематизации в целях оформления в особое направление современной гуманитарной науки

Духовно-ориентированный подход к изучению человека, можно охарактеризовать следующими положениями:1. Обращённость к русской религиозной философии и религиозно-мистическому наследию православной традиции.2. Понимание человека как телесно-душевно-духовного существа.3. Понимание личности человека как духовного и нравственного феномена.4. Понимание человеческой личности как изначально отклонившейся от нормыстороны и придают ему целеустремленное, логически последовательное начало. Впервые основные принципы дидактики сформулировал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность.принципы пед. процесса – это основные требования к организации пед.деятельности, указывающие ее направление и формирующие пед. процесс.Выделяют и другие группы принципов:принципы воспитания,принципы организации педагогического процесса – принципы обучения и воспитания личности в коллективе, преемственности. принципы руководства педагогической деятельностью – принципы сочетания управления в пед. процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, принципы обучения – принципы научности и посильной трудности обучения, систематичности и последовательности обучения, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности обучения, прочности результатов обучения

59. Педагогический процесс, его структура, принципы организации. Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задачПедагогический процесс – это система, и как всякая система он имеет определенную структуруОбъект трудовой деятельности педагога – это развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Средства (или орудия) труда в педагогическом процессе очень специфичны; к ним относятся не только учебно-методические пособия, демонстрационные материалы и т. п., но и знания педагога, его опыт, его духовные и душевные возможности. Н.Структура-это расположение элементов (компонентов) в системе, а также связи между ними. Компонентами пед. процесса являются: • цель и задачи; содержание; организация и управление им; методы осуществления результаты Пед. процесс – это трудовой процесс, и, как в других трудовых процессах, в педагогическом выделяют объекты, средства и продукты труда. а создание продукта педагогического труда собственно и направлен пед. процесс – это знания, умения и навыки, полученные учащимися, уровень их воспитанности, культуры, т. е. уровень их развития. Принципы в современной науке – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Дидактика рассматривает принципы как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс – они охватывают все его

 

60. Контроль и коррекция учебной деятельности в процессе обучения Н.Ф. Талызина рассматривает контроль в качестве обязательного составного элемента управления процессом усвоения знаний Следовательно, контроль и коррекция учебного действия по его ходу – очень важный момент В.В. Давыдов рассматривает контроль как особое учебное действие, целью которого является поддержание всех других учебных действий в строгих рамках заданной программы учебной деятельности. Д.Б. Эльконин говорит, контролируя действия других, мы научаемся контролировать свои собственные действия. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сфор-мированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников Основными функциями педагогического контроля учебной деятельности являются:проверка качества усвоения студентом пройденного учебного материала и оценка этого качества;выявление общего среднего уровня усвоения учебной программы всеми студентами и оценка эффективности учебного процесса посредством соотнесения результата обучения с целью, которая была перед ним поставлена; планирование основных корректирующих мер по преодолению обнаруженных недостатков и умножению достигнутых успехов,После проведения семинаров, зачетов и экзаменов, проверки контрольных, курсовых и других письменных, а также практических и лабораторных работ принимаются меры по коррекции учебного процесса, направленные на повышение его качества. Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа; экзамены и др. Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.