Тема 16 Основы помощи лицам с психическими отклонениями. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 16 Основы помощи лицам с психическими отклонениями.

2017-07-01 391
Тема 16 Основы помощи лицам с психическими отклонениями. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В общеобразовательной школе обучаются дети без клинически выраженных психических заболеваний. Однако педагогам массовых школ приходится сталкиваться с пограничными состояниями, главным образом неврозами и невротическими реакциями, психопатиями и некоторыми функциональными отклонениями. В большинстве случаев нервно-психические заболевания не возникают внезапно, а имеют длительную историю своего развития, проявляясь определенными проблемами возрастного психического развития и проблемами формирования личности. Вовремя распознать эти проблемы – значит предупредить не только развитие нервности, но и проявления нежелательных отклонений в поведении. В психопатологии детского и подросткового возраста находят свое отражение, с одной стороны, общие закономерности возникновения и развития психических расстройств, а с другой - онтогенетические особенности организма, головного мозга и психики, соответствующие определенному возрастному периоду. В возрастные кризы нарушается относительное структурное, физиологическое и психическое равновесие. Именно в такие периоды возрастает риск возникновения психических расстройств, проявляющихся специфическими возрастными психопатологическими состояниями. К таким синдромам относятся: синдром невропатии, детский аутизм, гипердинамический синдром, психологический инфантилизм. На современном этапе в системе образования существует система психолого-педагогической и медико-социальной помощи, занимающаяся проблемами детей, имеющих признаки умственной отсталости, сенсорные нарушения, дефекты речи и др. В настоящий момент спектр деятельности специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, медиков, педагогов и др.) расширился и им приходится работать с детьми, имеющими признаки социального дизонтогенеза, аутизма, сочетание дефектов, личностные аномалии развития и др. Кроме того, увеличивается количество детей с нарушениями, которые нельзя отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза. При этом такие дети попадают в число инвалидов детства и испытывают выраженные трудности в адекватной самореализации, интеграции в образовательную и социокультурную среду. К такой категории можно отнести, в частности, детей, пострадавших в социальных и экологических катастрофах и имеющих стойкие нарушения в физическом и психическом здоровье, а также детей с делинквентным поведением. То же самое можно сказать и о детях с тяжелыми соматическими заболеваниями, которые, по имеющимся данным, выступают в качестве второй по распространенности группы (после повреждений ЦНС), у которых наблюдается замедленная динамика психосоциального развития. Аналогичная тенденция к расширению контингента детей, нуждающихся в специальном психологическом сопровождении, отмечается и в мировой практике. Основной целью службы специальной психологической помощи в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся и воспитанников. Научно-методической основой деятельности являются достижения различных отраслей отечественной и зарубежной психологии в области изучения общего и специфического в психическом развитии разных категорий детей с отклонениями в развитии, в разработке психологических методов выявления, устранения и предупреждения отклонений в развитии. Новые технологии службы специальной психологической помощи в системе образования разрабатываются на основе изучения новейших достижений в специальной психологии, клинической психологии и смежных с ними областях психологических знаний на основе анализа существующего опыта деятельности практических педагогов и психологов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

а) основная литература:

 

1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. 2011.

2. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М., 2009.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2009.

4. Кутуев Ю.И. Теория безопасности жизнедеятельности: Учебник для вузов /Ю.И. Кутуев, А.В. Сухарев, Б.Н. Четверов, и др.- М.: Академия 2014.- 272 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2007.

2. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 2008.

3. Венгер А.Л., Десятников Ю.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на адаптацию к новым социальным условиям // Вопросы психологии.2005. № 1.

4. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М., 2009.

5. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций.// Вопр. психологии. 2007. № 1.

6. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 2013.

7. Комплексные исследования в суицидологии. //Сб. научн. трудов. – М., 2006.

8. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., Рига, 2005.

9. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2008.

10. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М., 2009.

11. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 2009.

12. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 2003.

13. Шибутани Т. Социальная психология. Р/нД., 2008.

14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Microsoft Office Word 2003 или выше

2. Microsoft Office Excel 2003 или выше

3. Microsoft PowerPoint 2003 или выше

4. Microsoft Publisher 2003 или выше

5. ABBYY Fine Reader 8.0 или выше

6. MyTest X - система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов http://mytest.klyaksa.net.

7. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/default.asp

8. Комаров В.Н. Технология применения компьютерных технологий в преподавании ОБЖ. – http://www.in-n.ru.

9. Сайт для учителя ОБЖ http://www.uroki.net/docobgd.htm

10. Сайт для учителей по ОБЖ http://obj-tambov.ucoz.ru/

11. Безопасность жизнедеятельности в школе http://kuhta.clan.su/

12. Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича http://informic.narod.ru/obg.html

13. Учительский портал http://www.uchportal.ru/load/85

14. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

Поисковая система Яндекс http://www.yandex.ru/


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.