Транспортное право и транспортное законодательство — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Транспортное право и транспортное законодательство

2017-07-01 328
Транспортное право и транспортное законодательство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тр-ное право и тр-ное закон-тво - понятия, тесно связ-ные др. с др., но не тождественные: если 1-ое представляет собой совок-ть норм права, то второе - это совок-ть норм-ных актов. Нельзя смешивать сист. права с сист. закон-тва, хотя следует стремиться к тому, чтобы сист. зако­н-тва отражала сист. права. Систему нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие тран-ые отношения, на­ зывают тран-ым закон-твом. Тран-ому закон-тву присущи опред-ные особенности, которые складывались как под воздействием объективных условий так и в результате субъек­тивных представлений законодателя о целесообразности принятия тех или иных решений в обл-ти правового регулир-ния деят-ти тран-та. Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что тран-ное закон-тво РФ вобрало в себя все основн. положения транс-ого закон-тва Союза ССР. Это касается определения договора перевозки гр. и пасс-ров, положений, связанных с ответственностью за неподачу тран-ных ср-в, утрату, недостачу и повреждение (порчу) гр. или багажа, регулирования отношений при перевозке гр. в прямом смешанном сообщении.

Анализируя закон-тво о тр-те, следует отметить сле­дующ. присущие ему особен-ти.

1. Тран-ное закон-тво явл. наиболее кодифици­рованным массивом в российском закон-тве. На всех видах тр-та приняты и действуют тран-ые уставы и кодексы, ре­гулирующие значительное кол-во отношений м/у перевозчика­ми и клиентурой, причем это закон-тво постоянно совершенст­вуется, развивается динамично, с учетом развития экономики страны.

2. В транс-ном закон-тве отражается особенность до­говоров, заключаемых транс-ми предприятиями с большим кру­гом клиентуры: это и ограниченная ответ-сть транс-ных предприятий за нарушение договорных обязат-тв, и обяз-ное предъявление претензий к транс-ным предприятиям, и т.д. Так, в российском закон-тве до сих пор действуют принятые еще пер­выми уставами и кодексами правила об ограниченной ответственности транс-ных предприятий перед клиентурой за нарушение условий договора. Обяз-но предъявление претензии к транс-ной орг-ции в пределах срока исковой давности.

3. В тран-ном закон-тве, в отличие от др. подот­раслей гражд-ого закон-тва, действует большое кол-во императивных норм, правила которых не могут быть заменены каким-либо иным условием.

На транс-ное закон-тво весьма ощутимо влияет зако­н-тво в обл-ти м/народного тр-та, причем это влия­ние носит взаимный характер: в отдельных случаях внутреннее закон-тво находит отражение в закон-тве, регулирующем м/народное перевозки.

Нормы транс-ных конвенций подлежат обяз-ому приме­нению в процессе функционирования м/народного тр-та во взаимоотношениях стран, заключивших соответствующую конвенцию.

Виды транспортных договоров

Деят-ть тр-та явл. предприним-кой и состо­ит в перемещении гр-в., пас-ров и багажа за вознаграждение в це­лях получения прибыли. Перевозка гр-в, пас-ров и багажа осу­щ-ся на основании договора перевозки. В число тр-ных договоров входит также договор буксировки, ко­торым предусматривается перемещение не самих гр-в, а тр-ных ед-ц как самоходных, так и несамоходных (барж, лихтеров, пло­тов и т.д.), с грузом и нет. Перевозка, осущ-мая коммерч-ой орг-ей, признается перевозкой тр-ом об­щ. пользования, если из закона, иных норматив. актов или выдан­ной организации лицензии вытекает, что она обязана осущ-ть пе­ревозку гр., пасс-ра и багажа по обращению любого лица.

Договор перевозки тр-ом общ. пользования явл. публичным договором. Массовый характер перево­зок, осущ-мых тр-ом общ. пользования, исключает возможность заключения договора в результате индивид-ых сговоров м/у сторонами. Поэтому на всех видах тр-та широко распространены стандарт. формы, в которых тр-ная ор-ция предлагает клиентуре условия будущ. договора. Договоры, кото­рые заключ. коммер-ми тран-ми организациями, осу­щ-ми перевозки тр-том общ. пользования, относятся к категории договоров присоединения.

По договору перевозки гр. перевозчик обяз-ся доставить вве­ренный ему отправителем гр. в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение гр. лицу (получателю), а отправитель обяз-ся уплатить за перевозку гр. установленную плату.

Из приведенного определения следует, что договор перевозки гр. явл.:

- реальным (права и обязанности сторон возникают с момента пе­редачи груза - перевозчик может доставить только вверенный ему груз);

 

- двусторонним;

- возмездным;

- договором в пользу третьего лица, т.е. получателя груза.

Сторонами договора перевозки гр. могут быть физ. и юр. лица. Осущ-ть перевозки грузов в кач-ве предпринимательской деят-ти вправе граждане, зарегистрирован­ные как индив-ные предп-ли, и тран-ые пред­приятия явл-ся коммерческими орг-ями. Договор перевоз­ки гр., заключаемый специализированными тран-ми орг-ями, как правило, относится к числу публичных договоров.

По договору перевозки пассажира перевозчик обяз-ся перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обяз-ся уплатить установ­ленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Если договор перевозки гр. реальный, то договор перевозки пассажира консенсуальный: имея на руках билет, пассажир вправе тре­бовать предоставления места в тран-ом ср-тве и доставки в пункт назначения. Договор перевозки багажа, тесно связ-ый с дого­вором перевозки пассажира явл. договором реальным.

По договору об орг-ции пе­ревозки гр. перевозчик обяз-ся в установленные договором сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке гр. в обу­словленном объеме.

Такой договор по своей природе явл. предварительным, пре­дусматривающим в будущ. заключение осн. договора - догово­ра перевозки гр. на условиях, оговоренных в предварительном до­говоре.

Орг-ция перевозок составляет предмет соглашений не только м/у перевозчиком и грузовладельцем, но и м/у тр-ми орг-ями. М/у орг-ями различ. видов тр-та в соответствии с правилами, содержащимися в тр-ных уставах и кодексах, могут заключаться договоры об орг-ции работы по обеспечению перевозов гр. - узловые со­глашения, договоры на централизованный завоз или вывоз гр. и др.

Процесс перевозки гр. для отправителя или грузополучателя может начинаться или завершаться услугами эксп-ра по договору тр-ной экспедиции. По договору тр-ной экспедиции экс­-тор обяз-ся за вознаграждение и за счет клиента (грузоотправи­теля или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение опр-ных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой.

Из опр-ния следует, что договор экспедиции - консенсуальный, двусторонний и возмездный. Предмет договора - оказание услуг, но не любых, а связанных с перевозкой гр. Содержанием услуг мо­гут быть как фактические действия экс-ра - погрузка и выгрузка гр., хранение гр. и пр., так и действия юр-кие - выполнение таможенных и иных формальностей, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента.

Договор перевозки груза

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вве­ренный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п.1 ст.785 ГК РФ).

Из приведенного определения следует, что договор перевозки гру­за является:

- реальным (права и обязанности сторон возникают с момента пе­редачи груза - перевозчик может доставить только вверенный ему груз);

- двусторонним;

- возмездным;

- договором в пользу третьего лица, т.е. получателя груза.

Сторонами договора перевозки грузов могут быть как юридиче­ские лица, так и физические. Осуществлять перевозки грузов в качестве предпринимательской деятельности вправе граждане, зарегистрирован­ные как индивидуальные предприниматели, и транспортные пред­приятия являющиеся коммерческими организациями. Договор перевоз­ки грузов, заключаемый специализированными транспортными органи­зациями, как правило, относится к числу публичных договоров (ст.426 и 789 ГК РФ).

 

Договор перевозки пассажира

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установ­ленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ст.786 ГК РФ).

Если договор перевозки грузов реальный, то договор перевозки пассажира консенсуальный: имея на руках билет, пассажир вправе тре­бовать предоставления места в транспортном средстве и доставки в пункт назначения. Договор перевозки багажа, тесно связанный с дого­вором перевозки пассажира, напротив, является договором реальным. Об этом свидетельствует использованное в ст.786 ГК РФ словосочета­ние «сдача багажа», т.е. договор перевозки багажа считается заключен­ным только после фактической передачи вещей перевозчику.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.