Принципы построения программ ФЖН — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Принципы построения программ ФЖН

2017-07-01 374
Принципы построения программ ФЖН 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Всесторонность программ. В процессе антинаркотического обучения важно использовать разнообразные методы подачи информации, методики тренинга социально-психологических навыков и способы закрепления изученного в поведении. Всесторонность означает ориентацию на целостного человека на протяжении определенного времени. К основным аспектам всесторонности относятся:

1. Усвоение знаний. Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети должны приобрести оптимум знаний для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение. Всесторонние программы дают учащимся знания путем концептуализации информации, тренинга по ее закреплению, выполнения заданий по чтению, домашних упражнений совместно с родителями и участия в общественной жизни по месту жительства.

2. Навыки социальной компетентности. Успешная профилактика потребления психоактивных веществ связывается исследователями с наличием у детей социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, уметь пережить потерю друга, выражать правильно свои чувства и др. Программы ФЖН обязательно включают обучение:

- эффективному общению; уверенности в себе; умению управлять своими чувствами; выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками; укреплению связей с семьей и другими значимыми взрослыми; решению проблем; критическому мышлению; принятию решений; осознанию негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивлению им; постановке целей; оказанию помощи окружающим.

3. Непрерывность обучения. Показано, что эффективность программ положительно коррелирует с широтой их содержания, продолжительностью и последовательностью реализации. Одна лекция, 10-12 уроков или обучение на протяжении двух выходных дней не обеспечивают того же результата, что и непрерывное обучение. Только непрерывные усилия на протяжении многих уроков и даже ряда лет дают положительные результаты. В зависимости от содержания, методики обучения, возраста детей качественные программы предусматривают от 45 до 100 уроков, даваемых в течение семестра, или последовательные курсы обучения на протяжении нескольких лет.

4. Взаимоотношения со сверстниками. Дети подражают поведению друг друга. Некоторые авторы считают, что наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние сверстников может быть позитивным и негативным, особенно в отношении алкоголя и наркотиков. Одна из задач программ ФЖН - помощь детям в построении позитивных взаимоотношений со сверстниками, обучение умению выбирать друзей.

5. Участие в общественной жизни. Считается, что ученики, отчуждаемые от просоциальных структур общества, более склонны к девиантному и антисоциальному поведению. С другой стороны, известно, что участие во внеучебной, школьной или общественной жизни, вовлечение в нее родителей, администрации школы помогает молодежи внести свой вклад в просоциальную организацию общества и иденфицироваться с нею. Участие в общественной жизни способствует эффективности профилактической работы, предоставляя учащимся позитивные ролевые модели.

 

II. Участие родителей в работе по программе. Залогом успеха профилактических программ ФЖН является участие родителей в их осуществлении. Привлечение родителей к реализации программ достигается разными способами. Широко практикуются домашние задания, предоставление родителям специальной психолого-педагогической литературы, организация семинаров для родителей, посвященных таким темам, как повышение уверенности ребенка в себе, улучшение навыков общения, преодоление семейных конфликтов, а также информация о том, как говорить с детьми о наркотиках, делиться своими проблемами и решать их совместно с другими родителями.

III. Тренинг. Программы ФЖН по самой своей природе требуют от учителя большего, нежели формальное предоставление информации. Учителям приходится осваивать совершенно новый стиль преподавания, развивать навыки обсуждения информации совместно с учащимися, создавать такую обстановку на уроках, которая в дальнейшем способствует целесообразному самосохранительному поведению детей в разнообразных сложных и опасных ситуациях. Новый стиль преподавания и руководства детским коллективом способствует установлению доверительных взаимоотношений детей с учителем, что, в свою очередь, является основным условием усвоения антинаркотической информации и тренинга социально-психологических навыков. Поэтому некоторым учителям требуется предварительное обучение для того, чтобы освоить новые методы антинаркотического преподавания и опробовать методики работы в условиях диалогического общения с учениками. Реализация отдельных программ ФЖН вообще невозможна без посещения учителем специальных занятий, проводимых дипломированным наставником по профилактике потребления алкоголя и наркотиков.

IV. Сотрудничество. Любое отдельно взятое ведомство не в состоянии обеспечить проведение многолетней программы всеобъемлющего характера. Поэтому для проведения программы существенны объединенные усилия школы, специалистов в области профилактики, органов внутренних дел и здравоохранения, представителей правительственных и общественных учреждений, а также частного капитала. Создание специальных организационных комитетов может помочь в планировании и внедрении программы, в создании специальных фондов и привлечении денежных вложений, необходимых для многолетней работы и тренинга учителей.

V. Культурная релевантность (адекватность). Для успешного внедрения программы должны отражать культурные и языковые различия внутри общества. Принципиальное значение приобретает высокая культурная специфичность программ, когда они пересекают национальные или государственные границы. Учителя обязательно должны приспособить стиль обучения и конкретные методики к культурным особенностям своих учеников. Профилактические программы, которым недостает культурной специфичности, ставят учащихся в положение наблюдателей, а не активных участников обучения.

Рекомендуется трехступенчатый процесс перевода и адаптации программ к новой культурной среде. Первая стадия - буквальный технический перевод. Одновременно с работой переводчиков формируется комиссия из национальных специалистов для культурной и языковой адаптации. Вторая стадия - культурная адаптация. С учетом рекомендаций специалистов создается первый вариант программы. Затем работе по ней обучаются учителя, специалисты по профилактике. Программа апробируется в 8-12 школах. Третья стадия - первое издание. В процессе апробации первого варианта учителями и специалистами вносятся замечания и предложения по его дальнейшей культурной и лингвистической адаптации. После завершения апробации и адаптации ограниченным тиражом печатается первое издание, которое рассматривается как готовое для применения в школах со специально обученным педагогическим составом.

VI. Оценка эффективности программ ФЖН. Программы, работа их исполнителей и эффективность обучения по ним должны постоянно подвергаться экспертизе. По ее результатам в программы могут вноситься уточнения и дополнения.

Показатели эффективности могут быть различными. Например, это характер усвоения материала, изменение взаимоотношений, принятие решений, самооценка, общение и др. Как правило, большинство показателей после проведения программ меняется к лучшему как по сравнению с теми же показателями до начала обучения, так и по сравнению с контрольной группой. Поэтому программы ФЖН оцениваются как высокоэффективные.

VII. Основа - ценности. Любая программа имеет определенную ценностную ориентацию, которая если не декларируется специально на первых нескольких страницах, то внутренне присуща ей. Работающие по программе учителя и обучаемые по ней ученики вправе представлять себе ценностную основу программы. Утверждаемые программами ФЖН ценности включают следующие виды просоциального позитивного поведения: самодисциплина, ответственность, честность, уважительное отношение к людям, выполнение обязанностей в семье, школе, обществе. Кроме того, программы предполагают: центрированный на учащемся подход к обучению; безопасную, никогда ничем не травмирующую учеников безоценочную обстановку; включение родителей в учебный процесс.

VIII. Связь программы с обществом. Дети подвергаются множеству влияний со стороны общества, и не все эти влияния позитивны. Для того чтобы программы были эффективны, общество должно принимать и поддерживать их. Программы ФЖН строятся с таким расчетом, чтобы объединить семью, школу и общество в целом единым стремлением передать детям навыки эффективных коммуникаций там, где они живут, учатся, работают.

Существуют границы эффективности программ ФЖН. Это естественно, т. к. теоретические научные исследования и практика антинаркотического обучения детей далеки от совершенства. Но даже при отсутствии полного согласия между специалистами относительно эффективности программ беспокойство родителей, педагогов, политиков вынуждает предлагать и внедрять в школах новые и новые программы.

Современная психологическая теория и исследования в области педагогики позволяют создавать научно обоснованные, методологически и методически интересные программы. Но ни одна из них сама по себе, без полного, тщательного и постоянного внедрения в жизнь детского коллектива не является профилактическим средством. Именно внедрение превращает «хорошие», т. е. профессионально грамотно построенные программы в эффективные. Опора на изложенные в статье восемь ключевых принципов их построения способствует эффективности профилактической работы [90, с. 48-52].

 

АНГЛИЯ

 

В Англии, как и во многих других странах, работа по профилактике вредных привычек у школьников в настоящее время ведется в рамках относительно новой дисциплины - «Обучение здоровому образу жизни». В России аналогичные предметы называются «валеология», «основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и т.п.

В Великобритании предложены, апробированы и изучены различные стратегии обучения здоровому образу жизни, проанализированы степени их эффективности [97, с.3].

Ниже нами приводится краткий анализ некоторых моделей:

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

 

Образовательная модель в своей основе сходна с медицинской. Один из основных принципов: решение должно быть принято на основании достоверной информации лично подростком. Поэтому акцент был сделан на обучение навыкам, необходимым для принятия решения. В основу программы легли семь стадий принятия решения; они демонстрировались в таких специфических областях, как курение и применение наркотиков.

Процесс принятия решения состоит из следующих стадий.

1. Всестороннее рассмотрение широкого спектра альтернативного поведения.

2. Рассмотрение всех целей, которые должны быть достигнуты, и оценка ценностей, связанных с совершаемым выбором.

3. Тщательное взвешивание того, все ли отрицательные последствия, наряду с положительными, известны применительно к каждому образу действий.

4. Активный поиск информации, важной для оценки альтернатив.

5. Объективная оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут вразрез с тем образом действий, к которому изначально склонялся индивид.

6. Повторная оценка положительных и отрицательных последствий всех известных альтернатив, даже тех, которые изначально рассматривались как неприемлемые, прежде чем будет принято окончательное решение.

7. Составление детального плана осуществления избранного курса, учет возможности его изменения в случае реализации нежелательных последствий.

На основании этих поэтапных шагов для подростка были разработаны следующие рекомендации по принятию решения.

 

1. Оценка проблемы.

- является ли данная (очевидная) альтернатива приемлемым способом разрешения рассматриваемой проблемы?

- в должной ли мере я принял во внимание возможные пути ее решения?

 

2. Взвешивание альтернатив.

- Какая из них является наилучшей?

- можно ли с её помощью достичь основных поставленных перед собой целей?

 

3. Обдумывание решения.

- следует ли мне начать применять на практике тот образ действий, который сочтен наилучшим, и оповестить об этом?

 

4. Твердость в осуществлении принятого решения, несмотря на отрицательное мнение окружающих.

- серьезен ли риск для меня, если я не буду менять свое поведение?

Программа «Мое тело», построенная на этой модели, оказалась весьма результативной при позднем начале курения школьниками и уменьшении частоты курения их родителей.

Однако принятие решений, касающихся здоровья, - сложный процесс, потребовавший дополнительного изучения психологами. Автором первой модели, основанной на учете особенностей принятия решений, является М.Бекер. Соответствующая программа - модель взглядов на здоровье - состоит их четырех этапов, заключающихся в ответе на следующие вопросы:

1. является ли данное заболевание (состояние) тяжелым?

2. угрожает ли данное заболевание (состояние) мне лично?

3. что мне грозит в случае принятия определенного решения касательно моего поведения, связанного с данным заболеванием (состоянием)?

4. что я выигрываю в случае принятия определенного решения?

Решение, принятое в результате такого процесса, является строго индивидуальным и принимаемым самим человеком.

Процесс принятия решений, касающихся здоровья, имеет и другие аспекты, скрыто присутствующие в модели взглядов на здоровье, но гораздо более отчетливо они выражены в теории мотивированных действий. Данная модель касается двух основных элементов принятия решения: отношения к поведению и нормативным представлениям. Другими словами, принимающий решение сначала оценивает, что принесет ему (ей) данный образ действий, а потом прикидывает, что о нем (ней) подумают другие люди, если он (она) будет вести себя именно таким образом. Связь с моделью взглядов на здоровье отчетливо прослеживается, однако гораздо больший акцент делается на личностных и социальных аспектах, которые зачастую значительно важнее для индивида, нежели факторы, связанные с возможной будущей болезнью.

 

МОДЕЛЬ САМОУСИЛЕНИЯ

 

Если объединить достоверную медицинскую информацию, даваемую профилактической (медицинской) моделью, навыки, требующиеся для принятия решений, развиваемые в рамках образовательной модели, дающей психологическую поддержку, и поддерживающие здоровый образ жизни, окружение, обеспечиваемое радикально-политической моделью, возникает модель самоусиления. Нет сомнения в том, что для успеха школьного обучения здоровому образу жизни должны быть выполнены все эти условия.

Как явствует из вышеизложенного; обучение здоровому образу жизни - непростой процесс. Слишком часто оказывается, что преподаватели с лучшими намерениями снабжают учеников информацией о какой-либо угрозе для здоровья в будущем, например раке легких, и надеются, что этого достаточно для того, чтобы побудить детей отказаться от курения. Аналогичные данные имеются и в других областях приобщения к здоровому образу жизни. Успех достигается редко - в силу указанных выше причин. Профилактика курения часто приводится в качестве наиболее яркого примера, поскольку соответствующие программы наиболее разработаны и распространены в школе в настоящее время.

Английские ученые пришли к выводу, что программы обучения здоровому образу жизни нуждаются в психологической и социальной разработке с акцентом на информацию о непосредственных последствиях вредных привычек, которая могла бы подкрепить принятые на основании полученной информации решения отказаться от них. Эти решения, по их мнению, должны найти поддержку со стороны общества и государства, чтобы, например, отказ школьников от курения и наркотиков стал нормой.

Все зарубежные исследователи подчеркивают, что роль психологов в разработке и осуществлении программ обучения здоровому образу жизни исключительно важна [79, с.3].

ГЕРМАНИЯ

 

Из отчета об исследовании федерального управления криминальной полиции Германии: «А.Кройцер установил, что уже примерно 20 лет ходят слухи о совращении молодежи торговцами наркотиками, которые либо тайно продают наркотики ученикам или молодым людям, либо дают им возможность бесплатно пробовать наркотики, делая их зависимыми, и тем самым, превращая в своих клиентов. Наилучшим местом для таких контактов все еще считают школу. Реальность, однако, выглядит по-другому.

По мнению Кройцера, потребление наркотиков, как правило, есть результат процесса социального научения. Знакомство с потреблением наркотиков начинается обычно в результате дружеских контактов с другими потребителями наркотиков. Первое потребление «слабых, мягких» наркотиков происходит в кругу знакомых, причем господствуют мотивы любопытства и приспособления к своей возрастной группе. Для продолжения потребления решающим является то, что оно не вызывает отрицательных эмоций либо дает такие положительные эффекты, как признание, принадлежность к группе и т.п., которые делают привлекательным дальнейшее потребление».

Любопытство и снятие сдерживающих факторов, по-видимому, являются существенными моментами в начальном потреблении наркотиков [49, с.38].

Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют наркотики и алкоголь. Исследования показывают, что от этого их удерживает, по-видимому, целый ряд защитных факторов:

1. Чувство юмора.

2. Внутренний самоконтроль, целеустремленность.

3. Важность взаимоотношений, по крайней мере, с одним взрослым человеком помимо родителей (это может быть и более взрослый «трезвый» подросток, и учитель).

4. Привязанность к законам и нормам общества, школы, общины, семейным стандартам, исключающим употребление алкоголя и наркотиков:

- преданность и близость;

- обязательства перед социальной группой и возложение на нее надежды;

- убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе (семья, школа) нравственные ценности;

- условия, способствующие возникновению привязанности;

- возможность активного участия в работе социальной группы, учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении;

- успешное овладение необходимыми навыками;

- признание и одобрение правильных действий [49, с.57].

АВСТРАЛИЯ

В Австралии, как и во многих других странах, первичная профилактика употребления детьми и подростками психоактивных веществ ведется по моделям программ формирования жизненных навыков (далее ФНЖ).

Австралийская программа позитивной профилактики (далее ППП) приобщения к употреблению психоактивных веществ для детей в возрасте 6-8 лет предназначена для начальной школы и последовательно реализует системный подход к антинаркотическому обучению младших школьников, опираясь на концептуальную модель ФНЖ.

 

Условиями обеспечения эффективности антинаркотического обучения по программам «Формирование жизненных навыков» (ФЖН) являются: 1) оно должно начинаться в дошкольном или младшем возрасте, т.е. до того, как будут освоены общепринятые традиции потребления табака и алкоголя; 2) оно не может быть основано только на информировании детей об опасностях, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, и их запугивании; 3) оно должно соответствовать психологическим особенностям возраста обучаемых детей; 4) оно строится, исходя из определенных жизненных ценностей, которые обязательно доводятся до сведения учеников и их родителей, таких, как самодисциплина, ответственность, честность, уважение к людям, обязанности по отношению к семье, школе; 5) методология обучения «жизненным навыкам» предполагает центрированный на ученике подход и включение в учебный процесс в качестве партнеров родителей; 6) его цели - четкие и реалистичные; 7) предусматривается возможность оценки эффективности внедряемых программ.

Программа первичной профилактики (ППП) представляет собой поурочную разработку по антинаркотическому обучению младших школьников, включаемую в годовой учебный план начальной школы. Содержание шести тем ППП распределено по десяти урокам. Длительность каждого занятия - обычный школьный урок.

Задачи ППП: 1) способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей; 2) обучить детей методам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения без применения психоактивных веществ; 3) информировать детей о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления психоактивных веществ; 4) формировать у детей психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, эффективного общения, критического мышления, сопротивления негативному влиянию сверстников, управления эмоциями, в том числе - в состояниях стресса; 5) довести до сознания детей преимущества отказа от употребления психоактивных веществ; 6) сформировать установку «ведение здорового образа жизни»; 7) повысить самооценку детей.

Методология программ ФЖН предполагает обучение детей в процессе их активного взаимодействия. Поэтому в работу по ППП вовлекаются все ученики. Конкретные методы обучения: работа в малых группах, «мозговой штурм», групповая дискуссия, ролевая игра, «драма». Занятия по ППП проводятся учителем, прошедшим специальное обучение и располагающим необходимыми психологическими знаниями. Особенностью психологии младшего школьного возраста является доверие ребенка к значимому для него взрослому. Информация, сообщаемая хорошо знакомым и любимым учителем, закрепляемая дома в ходе ее обсуждения с родителями, обладает сильным воздействием; чем моложе дети, тем этот эффект сильнее.

Конкретная урочная разработка ППП содержит: цель и задачи урока; план занятия; краткое описание предлагаемой новой информации; перечень необходимых для урока материалов и методов его проведения.

Оценка эффективности ППП производится с помощью специального опросника, позволяющего проанализировать установку детей по отношению к психоактивным веществам. Тестирование проводится до начала и после завершения работы по ППП. Полученные результаты отражаются в изменениях социальной установки.

Возможности расширения работы по ППП, улучшения ее качества тесно связаны с подходом учителя к обучению. Детям можно предложить издавать классный журнал или газету, посвященные здоровому стилю жизни, устроить конкурс на лучший плакат, открытку, рекламу, рисунок. Полезно привлечение к работе старших детей: они могут поделиться впечатлениями от работы, проделанной годом раньше, показать свои рисунки и плакаты, провести отдельные занятия.

 

Краткое описание тем ППП

Тема 1. Понятие о здоровом образе жизни

В ходе урока учитель последовательно проводит мысль о том, что любые принимаемые людьми решения так или иначе влияют на их жизнь. Для иллюстрации привлекается графический образ - «дерево решений». Дети рисуют индивидуальные, а затем групповые «деревья решений». Постоянно подчеркивается связь между решением и его последствиями. Формируется и закрепляется понятие ответственности за принимаемые решения. Содержанием конкретных принимаемых детьми решений являются ответы на вопросы, касающиеся здорового образа жизни. Например: «Буду ли я курить, когда вырасту?», «Буду ли пить алкогольные напитки?», «Буду ли я заниматься спортом?» и т.д.

 

Тема 2. Причины употребления табака и наркотиков

Учащиеся знакомятся с «легальными», общедоступными психоактивными веществами (далее - ПВ) - алкоголем и табаком. Подчеркивается мысль о том, что их опасность состоит не только в их вредном влиянии на здоровье людей, но и в том, что приобщение к ним в раннем возрасте может в дальнейшем способствовать злоупотреблению «нелегальными» наркотиками, запрещенными для немедицинского употребления.

На втором уроке по этой теме ученики пытаются ответить на вопрос: почему люди употребляют алкоголь и наркотики? Учитель указывает на сложность, многообразие и социальную обусловленность причин употребления ПВ. Проводится мысль о связи между фактами потребления ПВ и ответственностью за принимаемые решения. Вводится понятие «ответственного потребления», т.е. потребления с учетом качества и количества потребляемого вещества, характера ситуации потребления и его последствий. Обсуждаются примеры безответственного потребления алкоголя. Акцент делается на ответственности самого человека за возможные разрушительные последствия употребления спиртного.

 

Тема 3. Альтернативы употреблению психоактивных веществ

Разработка темы осуществляется на трех уроках. На первом из них дети знакомятся с «нормальными», безопасными способами преодоления напряжения, усталости, бессонницы, раздражительности, головной боли. Они узнают о функции боли в организме человека, заключающейся в привлечении внимания к болезненному состоянию того или иного органа: желудка, сердца и т. д. Подчеркивается необходимость своевременного обращения к врачу за лечением. Указывается, что бесконтрольное, и особенно частое употребление болеутоляющих препаратов, чревато возникновением лекарственной зависимости. Посредством «мозгового штурма» ученики выявляют альтернативные приему алкоголя и анальгетиков приемы и пути снятия напряжения, головной боли, бессонницы, подавленности. Это, в основном, профилактические меры, такие, как соблюдение режима дня, прогулка перед сном на свежем воздухе, теплая ванна, массаж, изменения в диете и т. д.

На втором занятии обсуждаются альтернативы потреблению ПВ «от скуки» или в связи с наличием большого количества свободного времени. Ученики составляют перечень своих увлечений и интересных занятий. В результате, отвечая на вопрос: «Что ты будешь делать, если у тебя плохое настроение?», дети перечисляют виды интересных для них занятий, называют способы преодоления негативных эмоциональных состояний.

Третье тематическое занятие посвящено преимуществам отказа от потребления ПВ. Закрепляются навыки принятия «правильных», адекватных, «здоровых» решений. При этом учитель не навязывает своего мнения и не декларирует абсолютный отказ от потребления каких-либо ПВ. Он концентрирует внимание детей на преимуществах некурения и неупотребления алкоголя и наркотиков.

 

Тема 4. Давление рекламы алкоголя и табака

Уроки посвящены развитию навыков критического мышления при оценке рекламных образов сигарет и алкоголя, а также навыков сопротивления психологическому давлению рекламы. Проводится анализ рекламных сюжетов. Внимание детей обращается на то, что предназначенная для обеспечения как можно большей продажи товара реклама не содержит правдивой информации о его негативных свойствах. Ученики анализируют образцы рекламы, отвечая на вопросы: «Что привлекает в данном рекламном образе?», «Имеется ли связь между привлекательностью образа и реальной сущностью рекламируемого продукта?» Акцентируется мысль на том, что правильное решение, соответствующее здоровому стилю жизни, изменяет поведение человека. Он может противостоять давлению рекламы и реализовать принятое решение, не употребляя сигарет и алкоголя.

 

Тема 5. Групповое давление

Урок направлен на закрепление навыков принятия решений и формирование навыков противодействия групповому психологическому давлению. Его задача - помочь ученикам научиться принимать «здоровые» решения в ситуациях такого давления. Проводится анализ его видов. В ходе специальной ролевой игры отрабатывается техника (приемы) отказа в ситуациях, когда ребенку предлагают попробовать сигареты или алкоголь. Ученикам даются простые «формулы», помогающие быстро и уверенно отказаться от пробы, например: «Скажи: «Нет, спасибо!», «Приведи оправдание или причину отказа», «Убеги», «Избегай ситуаций, когда могут предложить что-то», «Измени тему разговора» и др.

 

Тема 6. Анализ поведения, связанного с потреблением ПВ

Тема включает два урока: «Разрешение проблемных ситуаций» и «Умение выражать собственную позицию». Первый посвящен анализу и оценке опасности поведения, связанного с потреблением ПВ. У детей развивается способность осознавать психологическое давление, оказываемое на тех, кто не потребляет эти вещества, закрепляются навыки противостояния этому давлению. Второй урок направлен на дальнейшее развитие навыков критического мышления. Дети обучаются формулировать собственное мнение, осознавать свои жизненные затруднения и говорить о них открыто, обращаясь за помощью к родителям или друзьям.

Кроме программы занятий с детьми, ППП содержит план проведения цикла занятий с родителями учащихся. На первом занятии родители знакомятся с целью и задачами профилактической антинаркотической работы, получают информацию о социальных проблемах, связанных со злоупотреблением ПВ, о факторах риска, способствующих приобщению детей к их потреблению.

На втором занятии родители участвуют в групповой работе. Проводится «мозговой штурм» на тему: «Причины потребления ПВ детьми». Рассматривается проблема ответственного/безответственного потребления ПВ. Обсуждается роль родителей в формировании здорового стиля жизни у детей. Желающие приглашаются участвовать в работе по ППП в качестве помощников учителя.

Третье занятие отводит родителям роль зрителей. Дети, завершающие свое обучение по ППП, демонстрируют приобретенные навыки, такие результаты работы с ними, как освоенные ролевые игры, моделирующие приемы отказа от потребления ПВ, рисунки и плакаты, посвященные здоровому образу жизни.

ППП содержит специальный опросник, включающий 12 пунктов, касающихся знаний детей о табаке, алкоголе и наркотиках. Например: «Было бы глупостью считать, что люди, курящие каждый день, зависимы от табака».

С 1992 года и до настоящего времени ППП проводятся в московских школах с детьми 2-х возрастных групп: 6 и 8 лет. Проводимое до начала и после окончания работы по данной программе тестирование детей показало позитивные изменения в когнитивном компоненте установки по отношению к психоактивным веществам [79, с.82].

 

АНАЛИЗ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ»

 

Ежегодно “Life Skills International” (LSI) отчитывается перед официальными лицами ВОЗ о работе по распространению в различных странах программ “Формирование жизненных навыков”, разрабатываемых и внедряемых LSI. Ниже приводятся фрагменты доклада за 1993 г.: «Анализ состояния обучающих программ «Формирование жизненных навыков» в мире, содержащих, в частности, оценку результатов деятельности LSI в России» (перевод О.Л.Романовой).

«Немногие инновации в области воспитания и профилактики отклоняющегося поведения распространялись из страны в страну так быстро, как обучающие программы «Формирование жизненных навыков». Созданные в середине 80-х годов программы ФЖН сначала использовались в англоязычных странах - Англии, Австралии, Канаде и США. Затем в течение примерно 6 лет учителя, родители, школьные администраторы и общественные деятели внедрили в неизменном виде или адаптировали различные варианты этих программ более чем в 30 странах мира.

Три главных фактора способствовали быстрому распространению программ ФЖН.

1. Эпидемиологическая ситуация. Показатели злоупотребления алкоголем, немедицинского потребления наркотиков, а также распространения других в равной степени опасных для здоровья видов отклоняющегося поведения возрастают тревожащими общество темпами. Профилактические программы, основанные на предоставлении информации и запугивании, оказались малоэффективными. В отличие от них, программы ФЖН, представляющие новый позитивный подход к профилактике, помогают молодежи обучиться навыкам сопротивления вовлечению в потребление психоактивных веществ и экспериментирование с ними. ФЖН - системный и всеобъемлющий подход, ориентированный на личность, комплексные потребности человека.

2. Новая методология обучения. Методологический подход, используемый программами ФЖН, является альтернативным по отношению к традиционной методологии преподавания школьных предметов и предоставляет воспитателям и учителям счастливую возможность переструктурировать устаревший процесс обучения детей. Необходимым условием применения программ ФЖН является участие в профилактической работе родителей и молодежных лидеров. Кроме того, эти программы строятся исходя из представления о том, что ученики могут научиться отвечать за собственные поступки и их возможные последствия.

Программы ФЖН сконструированы с использованием эклектичных педагогических принципов, оформлены в соответствии с диалектическим «спиральным» подходом к усвоению знаний и предполагают применение различных техник обучения в процессе взаимодействия учащихся между собой. Работая по хорошо составленной всесторонней программе ФЖН, учитель превращается в гида, тренера, активного участника процесса взаимодействия, способствующего обучению, что контрастирует с традиционным подходом, когда учителем сообщается детям некоторая информация, после чего они должны продемонстрировать свои знания с карандашом или мелом в руке.

Неудовлетворенные своей работой учителя и воспитатели, занимавшиеся обучением в духе традиционных методов передачи информации, начиная систематически работать по программам ФЖН, ощущают прилив сил и желания работать.

3. Обучение не эквивалентно передаче информации. В вопросах, касающихся здоровья, профилактики зависимости от психоактивных веществ, СПИДа и отклоняющегося поведения, простые приемы передачи информации и требования к учащимся повторить ее не гарантируют усвоение необходимых знаний и навыков. Того или иного объема информации недостаточно ни для позитивного изменения поведения и правильного жизненного выбора, ни для формирования способности противостоять вредным воздействиям. В программах ФЖН усвоение знаний (т. е. внутренняя переработка и «присвоение» информации), выработка адекватного отношения к проблеме и подкрепление позитивного поведения или его изменения в этом направлении становятся детерминантами рационального, «здорового» жизненного выбора и достижения возрастающего сопротивления вредящему здоровью поведению.

Некоторые правительственные организации в различных странах с такой готовностью восприняли идеи и намерения программ-ФЖН, что они стали их новым кредо, хотя мало кто в полном объеме усвоил методологию, овладел процессом внедрения и содержанием этих программ. Б.Спрангер имел возможность наблюдать за применением большого количества программ более чем в 26 странах мира. Оказалось, что многие из них лишь «упакованы в обертку» из ФЖН, а на самом деле являются традиционными информационными программами. Называясь программами ФЖН, они часто не охватывают все 10 ключевых областей сферы психологических навыков, не содержат полный по объему и изложенный в надлежащей последовательности материал, не базируются на процессах взаимодействия, которые лежат в основе подлинных программ ФЖН.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.