Судебная власть в российской федерации и формы ее реализации. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Судебная власть в российской федерации и формы ее реализации.

2017-07-01 682
Судебная власть в российской федерации и формы ее реализации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Судебная власть в российской федерации и формы ее реализации.

Судебная власть – это вид (ветвь) государственной власти, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (судами), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению споров.

Определение понятия судебной власти включает в себя следующие признаки (черты), отличающие судебную власть от других видов государственной власти:

1) самостоятельный вид (ветвь) единой системы государственной власти;

2) осуществляется специальными государственными органами – судами;

3) действует на основании закона (т.е. деятельность носит подзаконный характер);

4) принимает решения самостоятельно и независимо от влияния других видов (ветвей) государственной власти;

5) осуществляет правосудие в различных формах, определенных законом.

Согласно Конституции она осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118, п. 2). Механизмом её реализации является система судебных органов различной компетенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства.

Правовую основу судебной власти и механизма её реализации составляют Конституция РФ (гл. 7– «Судебная власть», ст. 118–128 и др.), федеральные конституционные законы о Конституционном суде (1994), о судебной системе (1996), об арбитражном суде (1995), федеральные законы о статусе судей (1992, с последующими изменениями), о мировых судьях (1999), о народных заседателях (2000) и другие правовые акты. Основной задачей судебной власти и механизма её реализации является обеспечение правосудия. «Правосудие в Российской Федерации,– гласит ст. 118 Конституции,– осуществляется только судом» (ст. 118, п. 1).

В настоящее время на территории РФ существует и функционирует единая система судебных органов. Это: а) Конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов Федерации; б) суды общей юрисдикции, включая мировые суды и военные суды и в) арбитражные суды. Каждый из этих видов судов занимает своё определённое место в судебной системе постсоветской России и играет в ней обусловленную его юрисдикцией, строго определённую роль.

Основной формой реализации судебной власти является правосудие.

Правосудие – это такой особый вид правоохранительной деятельности, который осуществляется специальными государственными органами (судами) в строгом процессуальном порядке (регламентируемом законом), от имени государства, в форме открытого рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, арбитражных и иных дел, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие–не единственная форма реализации судебной власти, она осуществляется также в следующих формах:

1) конституционный контроль;

2) толкование Конституции РФ;

3) контроль за законностью принятых решений и действий государственных органов, должностных лиц;

4) осуществление высшими судебными органами судебного надзора (контроля) за деятельностью нижестоящих судов в части применения ими законов;

5) разъяснение (вид толкования) действующего законодательства по вопросам судебной практики;

6) обеспечение исполнения судебных решений и решений иных органов по вопросам материальных взысканий (ФЗ «Об исполнительном производстве» 1997 г.);

7) участие в организационном обеспечении судов, для осуществления этих целей принят ФЗ от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

КОНЦЕПЦИЯ ГПК

Традиционно ГПК регламентирует процедуру проведения судебного заседания более детально, чем АПК. В связи с этим концептуально правильно сохранить существующую сегодня модель проведения судебного заседания в судах общей юрисдикции, распространив ее и на рассмотрение иных дел. Вместе с тем имеются другие вопросы, возникающие на стадии судебного разбирательства и требующие своего разрешения.

Сегодня большинство гражданских дел в общей юрисдикции рассматривается в течение двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены настоящим Кодексом, дела о восстановлении на работе, о взыскании алиментов, а также дела мировым судьей - до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. Дела арбитражным судом, как правило, рассматриваются в течение трех месяцев, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу, если соответствующим Кодексом не установлено иное. Такие различные подходы можно сохранить, учитывая сложившуюся практику судов. В то же время желательно было бы унифицировать сроки рассмотрения исковых дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, установив срок рассмотрения дел в пределах трех месяцев. При наличии возможности никто не мешает суду рассматривать дела в более сжатые сроки.

16.2. В целях обеспечения достаточного времени для рассмотрения дел возможно введение института продления срока рассмотрения дел на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, а также председателем суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса. Арбитражные суды нечасто применяют данную норму, но в то же время для суда это определенная гарантия соблюдения процессуальных сроков. При этом заявление о продлении срока рассмотрения дела должно быть подано до истечения процессуального срока, установленного Кодексом для его рассмотрения, и быть мотивировано.

Кроме того, с целью рассмотрения в дальнейшем заявлений о компенсации ввиду несвоевременного рассмотрения дела возможно признать не только сроки, на которые приостановлено рассмотрения дела, но и сроки, на которые производство было отложено, не включаемыми в сроки рассмотрения дела, но учитываемыми при заявлении требования о компенсации ввиду несвоевременности осуществления правосудия.

Исковая форма защиты права.

Исковое производство - основной вид гражданского судопроизводства. Гражданские дела - это, как правило, исковые дела. Следовательно, защита права в большинстве случаев осуществляется судом в порядке искового судопроизводства.

Для исковой формы защиты права характерны следующие признаки:

1) наличие материально-правового требования, вытекающего из нарушенного или оспоренного права стороны и подлежащего в силу закона рассмотрению в определенном порядке, установленном законом, т.е. иска;

2) наличие спора о субъективном праве;

3) наличие двух сторон с противоположными интересами, которые наделены законом определенными полномочиями по защите их прав и интересов в суде.

Основные черты исковой формы защиты права достаточно детально изучены в процессуальной науке и состоят в следующем:

- порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел последовательно определен нормами гражданского процессуального закона;

- лица, участвующие в деле, имеют право лично или через своих представителей участвовать в рассмотрении дела в заседании суда;

- лицам, участвующим в деле, закон предоставляет достаточные правовые гарантии, дающие им возможность влиять на ход процесса и добиваться вынесения законного решения;

- исковое производство носит состязательный характер <1>.

Исковая форма защиты права существует не только в гражданском судопроизводстве, основные ее черты присущи и арбитражному процессу. Увеличилось число норм, содержащих правовые гарантии исковой формы защиты права. Об исковой форме защиты права можно говорить применительно к третейскому разбирательству. Рассмотрение и разрешение спора в третейском суде происходит с необходимыми правовыми гарантиями соблюдения законности, и стороны обладают равными процессуальными правами. Так, в Законе РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже" говорится о предъявлении иска, исковом заявлении, исковых требованиях, возражениях ответчика по иску, равном отношении к сторонам (ст. ст. 8, 13, 18).

Несмотря на увеличение числа видов судопроизводства, основным и неоспоримым остается существование трех видов судопроизводства: искового, производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, и особого производства <1>.

При некоторых различиях в исковой форме защиты права в гражданском, арбитражном процессах, при третейском разбирательстве принципиальные черты всех исковых форм в этих юрисдикционных органах одни и те же, и поэтому иные особенности отдельных видов исковой формы защиты права, применяемой различными юрисдикционными органами, не меняют единой сущности исковой формы защиты права.

Исполнение судебных актов.

Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.

Принудительному исполнению подлежат не все судебные акты. Так, если говорить о решениях суда, то принудительному исполнению по правилам, установленным процессуальным законодательством, подлежат исполнительные решения, выносимые по искам о присуждении:

о взыскании с ответчика определенных денежных сумм,

об обязательстве ответчика совершить в пользу истца определенные действия,

об обращении взыскания на предмет залога и т. п.

По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению через судебного пристава-исполнителя.

Решения же, выносимые по искам о признании (установительные решения), не подлежат принудительному исполнению по правилам исполнительного производства, установленным законом; они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реализуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами. После вступления установительного решения в законную силу заинтересованному лицу выдается его заверенная копия, которая служит основанием для регистрации или оформления соответствующих фактов, правоотношений.

Кроме того, по общему правилу не подлежат принудительному исполнению решения по делам особого производства, а также решения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых отношений (например, решения суда по жалобам на неправильности в списках избирателей).

Что касается такого судебного акта, как определение, то некоторые определения судов общей юрисдикции подлежат исполнению по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве. Так, согласно ст. 137 ГПК определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решений суда.

Исполнение судебных актов как заключительная стадия гражданского процесса состоит в принуждении ответчика (должника) к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т. д.).

Оформление полномочий представителя в гражданском процессе

Согласно ст. 53 ГПК РФ полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, товариществом собственников жилья, администрацией учреждения, командиром (начальником) соответствующих воинских части.

Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы.

Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации.

Право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

Полномочия законных представителей недееспособных (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) специального оформления не требуют. Достаточно предъявления документа, подтверждающего, что они являются законными представителями (предъявление паспорта, свидетельства о рождении или усыновлении, опекунского или попечительского удостоверения). Если же законный представитель передоверяет ведение дела другому лицу, то он от своего имени выдает доверенность.

Соотношение

1) Есть мнение, что в качестве института АП в общую часть входит административный процесс (судопроизводство).

2) Административное судопроизводство – самостоятельная отрасль права.

3) Административное судопроизводство – часть АП.

Подготовка административного дела к судебному разбирательству и судебное разбирательство.

Подготовка к судебному разбирательству является обязательным этапом при рассмотрении каждого административного дела и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела.

Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц.

О подготовке административного дела к судебному разбирательству судья выносит определение и указывает в нем действия, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроки совершения этих действий. В ч. 2 ст. 133 КАС РФ закреплено, что на подготовку административного дела к судебному разбирательству может быть указано в определении о принятии административного искового заявления к производству суда.

Срок проведения подготовки по делу не ограничивается, он определяется судьей с учетом обстоятельств, относящихся к конкретному административному делу, и процессуальных действий, которые надлежит совершить.

При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный истец или его представитель:

1. Передает административному ответчику копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления и не приобщенные к административному исковому заявлению, если административный истец не освобожден от обязанности их доказывать;

2. Заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

Административный ответчик или его представитель:

1. Уточняет требования административного истца и фактические основания этих требований;

2. Представляет административному истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований;

3. Передает суду доказательства, обосновывающие возражения относительно административного искового заявления, а административному истцу или его представителю копии документов, в которых содержатся эти доказательства;

4. Заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

 

При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд:

1. Направляет административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов

2. Вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок;

3. Опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений;

4. Выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части;

5. Разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика;

6. Рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований;

7. Рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок;

8. При необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их;

9. Истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика;

10. Направляет судебные поручения;

11. По ходатайству административного истца или его представителя разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску;

12. Содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение;

13. Разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения;

Если административным истцом соблюдены правила подготовки и подачи административного иска, суд обязан вынести одно из следующих процессуальных решений:

  • о принятии к производству административного иска и подготовке дела к судебному разбирательству. Судьей такое решение должно быть принято в течение 3 дней с даты поступления административного иска, копии иска и приложения к нему направляются административному ответчику;
  • об отказе в принятии административного иска. Основания принятия такого решения установлены ст. 128 КАС РФ, выносится оно в форме мотивированного определения, на которое может быть подана частная жалоба, так как повторная подача такого же административного иска более не допускается.
  • об оставлении административного искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в т.ч. касательно прилагаемых к иску документов и правильного определения такого вида судебных расходов, как госпошлина. Соблюдение установленного судьей срока для исправления ошибок обязательно, иначе административный иск будет возвращен и считаться не поданным. Когда исправленное административное исковое заявление или необходимые документы поступят в суд, его принимают к производству, причем срок рассмотрения дела течет с даты подачи первоначального административного иска.
  • о возвращении административного иска. В частности, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования административного спора, при нарушении правил подсудности и др. (ст. 129 КАС РФ).

Срок рассмотрения административного дела, по общему правилу, не должен превышать 2 месяцев с даты поступления в суд административного иска (если в первой инстанции по правилам подсудности дело рассматривает Верховный суд – 3 месяцев). Указанный срок может быть продлен председателем суда, в котором рассматривается дело на срок до одного месяца. Административному истцу же предоставлена возможность воспользоваться правом подать заявление об ускорении рассмотрения административного дела (подробнее – ст. 10 КАС РФ).

ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛА ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ, НАДЕЛЕННЫХ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИЛИ ИНЫМИ ПУБЛИЧНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Глава 22 КАС

44. Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

ГЛАВА 25 КАС

Судебная власть в российской федерации и формы ее реализации.

Судебная власть – это вид (ветвь) государственной власти, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (судами), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению споров.

Определение понятия судебной власти включает в себя следующие признаки (черты), отличающие судебную власть от других видов государственной власти:

1) самостоятельный вид (ветвь) единой системы государственной власти;

2) осуществляется специальными государственными органами – судами;

3) действует на основании закона (т.е. деятельность носит подзаконный характер);

4) принимает решения самостоятельно и независимо от влияния других видов (ветвей) государственной власти;

5) осуществляет правосудие в различных формах, определенных законом.

Согласно Конституции она осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118, п. 2). Механизмом её реализации является система судебных органов различной компетенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства.

Правовую основу судебной власти и механизма её реализации составляют Конституция РФ (гл. 7– «Судебная власть», ст. 118–128 и др.), федеральные конституционные законы о Конституционном суде (1994), о судебной системе (1996), об арбитражном суде (1995), федеральные законы о статусе судей (1992, с последующими изменениями), о мировых судьях (1999), о народных заседателях (2000) и другие правовые акты. Основной задачей судебной власти и механизма её реализации является обеспечение правосудия. «Правосудие в Российской Федерации,– гласит ст. 118 Конституции,– осуществляется только судом» (ст. 118, п. 1).

В настоящее время на территории РФ существует и функционирует единая система судебных органов. Это: а) Конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов Федерации; б) суды общей юрисдикции, включая мировые суды и военные суды и в) арбитражные суды. Каждый из этих видов судов занимает своё определённое место в судебной системе постсоветской России и играет в ней обусловленную его юрисдикцией, строго определённую роль.

Основной формой реализации судебной власти является правосудие.

Правосудие – это такой особый вид правоохранительной деятельности, который осуществляется специальными государственными органами (судами) в строгом процессуальном порядке (регламентируемом законом), от имени государства, в форме открытого рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, арбитражных и иных дел, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие–не единственная форма реализации судебной власти, она осуществляется также в следующих формах:

1) конституционный контроль;

2) толкование Конституции РФ;

3) контроль за законностью принятых решений и действий государственных органов, должностных лиц;

4) осуществление высшими судебными органами судебного надзора (контроля) за деятельностью нижестоящих судов в части применения ими законов;

5) разъяснение (вид толкования) действующего законодательства по вопросам судебной практики;

6) обеспечение исполнения судебных решений и решений иных органов по вопросам материальных взысканий (ФЗ «Об исполнительном производстве» 1997 г.);

7) участие в организационном обеспечении судов, для осуществления этих целей принят ФЗ от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.