Функции государства: понятие, значения, основания классификации. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Функции государства: понятие, значения, основания классификации.

2017-06-29 201
Функции государства: понятие, значения, основания классификации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ф.Г. - это основные направления деятельности гос-ва по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в Ф проявляется сущность конкретного гос-ва, его природа и социальное назначение. Содержание Ф показывает, что делает данное гос-во, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности гос-ва они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Ф призваны отражать ту деятельность гос-ва, кот. оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.

Ф. хар-ют гос-во в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа гос-ва, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В Ф проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять гос-во на том или ином историческом этапе своего развития.

К наиболее значимым признакам Ф.Г. относятся:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность гос-ва в важнейших сферах общ-ной жизни;

2) непосредственная связь между сущностной хар-ой гос-ва и его соц-ым назначением, кот. (связь) реализуется в деятельности гос-ва;

3) направленность деятельности гос-ва на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определенные формы реализации Ф.Г.(чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов (Л.А. Морозова).

Понятие Ф.Г.не следует отождествлять с понятиями, как цели и задачи гос-ва. Если цель гос-ва есть то, к чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности гос-ва по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.

Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий: потребностей и интересов населения; экономических возможностей общества;

нравственного и культурного уровня общества; профессионализма государственных служащих и структур и др.

В разные периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи гос-ва, а, следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти и т.д. (Л.А. Морозова).

Ф.Г. не следует отождествлять и с функциями отдельных его органов. В отличие от Ф. многочисленных гос-ых органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, Ф.Г. охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность гос-ва, их осуществлению подчинена работа всего гос-ного аппарата и каждого органа в отдельности. Так, если функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка призваны выполнять так или иначе все органы гос-ва, ее наиболее полному выполнению должен быть подчинен весь механизм гос-ва, то функцию надзора за соблюдением законности призваны осуществлять лишь органы прокуратуры, именно в этом заключается их главное предназначение.

В зависимости от продолжительности действия Ф.Г. классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития гос-ва, (экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрез-ный характер, (оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей - на закон-ные (правотворческие), испол-ные (управленческие) и суд-ые; в зависимости от значения - на основные (охраны общественного порядка) и неосновные (рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общ-ной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.

28.Внутренние функции их содержание.

К внутренним Ф.совр. Рос. Гос-ва относятся следующие.

Ф. охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка - это деятельность гос-а, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Данное направление деятельности гос-ва должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

Экономическая Ф.Г. заключается в выработке и гос-ой координации основных направлений экон-кой политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства гос-ва в экон-ую сферу, о методах гос-го управления экон-ми отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в совр. России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экон-го развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

Ф. налогообложения выступает самостоятельной основной Ф совр. Рос-го гос-ва, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экон-ой сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. далеко не случайно создана целая система гос-нных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

Ф социальной защиты есть направление деятельности гос-ва, кот. призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности. Это наиболее злободневная ныне Ф.Г. которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - инвалиды, пенсионеры, студенты и др. Кроме того, гос-во, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.

Экологическая Ф.- это новое развивающееся направление деятельности совр. Рос-го гос-ва, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего гос-во устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

Культурная Ф. призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя гос-ная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.

 

29.Внешние функции их содержание.

Внешние Ф.Г. тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование гос-ва в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

К внешним функциям России относятся следующие.

Ф. обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его гос-ной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Р Ф, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п.

Ф. содействия по обеспечению международного мира, по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, в частности, урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов,

Функция сотрудничества с другими гос-ми проявляется в разнообразной деятельности, направленной на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного гос-ва с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции в мировую экономику. В глобализированном мире не одно государство не м. существовать без интеграции с другими государствами. Интеграция предполагает формирование м/д государственных экономических корпораций и включение гос-ва в м/д народные экономические организации (ВТО). Интеграция предполагает развитие таможенного дела, создание Таможенного союза.

В 21 веке одно из важнейших и приоритетных Ф.Г. –борьба с м/д народным терроризмом.

Внешняя деятельность гос-ва, будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество

 

 

Формы и методы реализации.

Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормо устанавливающими актами. К правовым формам относятся:

1) правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

Организационные (вне правовые)- это виды деятельности гос-ва на прямую правом неопосредованые, но осуществляются в соответствии с правом, м. говорить о таких как организационно регламентационных- совещаний, директив, указаний. организационно обеспечительной деятельности –выделение финансового обеспечения, кадровое обеспечение, подготовка подбор набор и расстановка кадров, информационное обеспечение.

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение.

Убеждать - значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство прежде всего должно максимально использовать методы убеждения как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

Принуждать - значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.

Рекомендовать - значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства.

Поощрять - значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.