Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-06-29 | 373 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ответь Александровск, и Харьков, ответь:
Давно ль по-испански мы начали петь?
Я хату покинул, пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Прощайте, родные! Прощайте, семья! -
Гренада, Гренада, Гренада моя.
Мы мчались, мечтая постичь поскорей
Грамматику боя - язык батарей.
Восход поднимался и падал опять,
И лошадь устала степями скакать.
Но «Яблочко»-песню играл эскадрон
Смычками страданий на скрипках времен…
Где же, приятель, песня твоя:
«Гренада, Гренада, Гренада моя»?
Пробитое тело наземь сползло,
Товарищ впервые оставил седло
Я видел: над трупом склонилась луна,
И мертвые губы шепнули: «Грена...»
Да, в дальнюю область, в заоблачный плес
Ушел мой приятель, и песню унес.
С тех пор не слыхали родные края:
«Гренада, Гренада, Гренада моя!»
А – а – а - а
Перед композитором при создании песни стоит много задач. Поговорим о некоторых задачах:
- передача повествовательной формы изложения стихотворения о серьезных, эмоционально напряженных, динамичных событиях;
- передача и усиление содержании (смысла), динамики интонации в воспоминаниях рассказчика;
- выбор музыкальной формы, способной сделать песню интересной, динамичной;
Пути решения композитором этих задач:
Музыка песни написана в тональности Cmoll без каких-либо переходов и отклонений в другие тональности. Повествовательность всей песни обеспечивается, по сути, речитативной (горизонтальной) мелодией, но с большой амплитудой восходящих и нисходящих интервалов.
В данной песне композитор не планировал смену тональности по куплетам. Причины могли быть разными, в том числе и по собственным вокальным возможностям. В авторской песне большинство-то авторов пишут «под себя», а композитор пишет ещё и «под поэта». Так что же делать? Песня-то получается однообразная и «психологически длинная». В этих случаях песню делают многочастной или, музыку пишут, как в «крупную музыкальную форму».
|
Думаю, что, именно, как крупная музыкальная форма и написана песня «Гренада». Потому что, если проводить анализ этапов развития действия в двух - частной песне, написанной, как малая музыкальная форма, выясняется, что в обеих частях эти этапы, практически, отсутствуют. Так в первой части (строки 1, 2, 3, 4) нет кульминации, а вторая (строки 5, 6, 7, 8) начинается с кульминации. Если же анализировать песню, как одночастную (куплет из восьми строк), то кульминация куплета всё равно не попадает в нужное место.
Напомню типичное строение крупной музыкальной формы: ИЗЛОЖЕНИЕ (ЭКСПОЗИЦИЯ) И ТОЧНОЕ ИЛИ ВАРЬИРОВАННОЕ ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ, РАЗРАБОТКА - РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ИЛИ СОПОСТАВЛЕНИЕ С НОВЫМИ, ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗЛОЖЕННОГО МАТЕРИАЛА (РЕПРИЗА), ЗАКЛЮЧЕНИЕ (КОДА).
В нашем случае (в песне) «изложение (экспозиция)» – первичное звучание части А песни, а «точное или варьированное повторение основных тем» - неточное повторение её же музыки. Кульминационная же часть (разработка) – также звучание части А, но с большими изменениями музыки.
Форма изложения стихотворения – повествовательная. Количество слогов в отдельных строчках по строфам отличается, но не настолько существенно, чтобы нарушение ритмики повлияло на выбор формы песни.
Большой объём стихотворения не соответствовал формату песни (желательное время звучания песни 3 - 3,5 минуты), текст был сокращен композитором. Общая интонация стихотворения контрастна – воспоминания о боях и военных буднях.
Проведём анализ сочетания стихотворения и музыки в песне:
1 куплет (строки 1-8),частьА - изложение (экспозиция).
Строка.
|
g Мы c е c ха c ли c ша c гом(1-й мотив).Горизонтальная мелодия с аккордом сопровождения Cm (t) носит повествовательный характер. Начальный скачок мелодической линии вверх на интервал кварта передает интонацию идейной одержимости, решимости преодолеть все опасности и трудности боевой походной жизни Подобный мелодический интервал восходящая кварта c опорой верхней ноты на сильную долю часто звучит в гимнах, военных маршах, усиливая торжественный, серьезный, твердый, решительный характер.
f Мы f мча e лись d в бо e ях (2-ой мотив). Скачок на терцию вверх мелодической линии 2-го мотива и последующее звучание нисходяще-восходящей мелодии передаёт совместно с аккордами сопровождения E7-A7 (2d-1d) передают более высокую волну эмоционального наполнения. А мелодический неустой-устой относительно этих аккордов – дополнительная волна уже на поверхности самой гармонической волны. динамику событий.
2 строка – развитие мелодии (повторение части музыкальной фразы 1 строки с повышением нот второй части при сохранении её мелодического рисунка). Развитие мелодии хорошо передает рост эмоционального наполнения. Обратим внимание на то, что мелодия в начале фразы тоже несколько изменилась. (gИ «cЯб) Звучание в начале второй фразы ноты «Соль» на октаву выше, чем в первой фразе («нисходящая квинта» вместо восходящей кварты) кардинально меняет грозную и решительную интонацию первой фразы на менее серьёзную, легковесную. Это вполне оправдано содержанием текста, так как если сохранить полностью мелодический рисунок, то усилится грозная интонация «мчались в боях», а не «песенка в зубах».
Как результат, мелодия с аккордами сопровождения Cm-Fm (t-s) передаёт рост эмоционального наполнения.
3 строка: f Ах, f пе f сен f ку f э f ту f до c ны c не d хра eb нит
Мелодическая фраза (горизонтально-волновая) звучит по высоте в среднем диапазоне. Аккорд Ab – побочный аккорд тоники Cm (YI ступень) звучит с интонацией «значимо».
4 строка: eb Тра d ва d мо d ло f# да f# я – eb степ d ной c ма h ла c хит.
Звучание в мелодии ноты «ре» (d) сопровождении аккорда Fm можно представить как аккорд Fm6 или аккорд Dm7/5- c басом F.
Гармоническая функция аккорда Dm7/5- и последующего аккорда D7 – двойная доминанта (обостренный неустой). Эти два аккорда являются родственными (имеют две общих ноты), поэтому их гармоническая последовательность звучит логично, но неординарно. Звучание мотива в сопровождении этих аккордов передает тонкий эмоциональный всплеск – «тонкие душевные струны».
|
Совместное звучание волнообразной мелодической фразы с волной гармонического обостренного неустоя (Dm7/5-, D7, G7) – устоя (Cm) позволяет передать эмоциональное наполнение и тонкую динамику интонации строки.
5 строка: c Но c пес d ню d ин d у d ю ab о ab даль g ней f# зем g ле
Звучание в волновой мелодической фразе самого большого восходящего интервала (октава) куплета передаёт большой эмоциональное наполнение. Последующий же большой нисходящий интервал (малая септима) передаёт интонацию воспоминаний (по аналогии с речью).
Все это, наряду со звучанием самой высокой ноты, волной гармонического неустоя – устоя Fm-Cm (s-t), мелодическим неустоем, относительно аккорда сопровождения Fm, передает самую высокую динамику интонации куплета. Этап - кульминация.
Строка.
g Во g зил h мой h при h я h тель g с со f бо eb ю d в сед eb ле.
В этой фразе - повтор мелодии 5 строки от ноты ниже (нисходящая секвенция) - снижение эмоционального наполнения. Но зато в этой фразе большая волновая амплитуда неустоя-устоя аккордов сопровождения G7-Cm (d-t). Поэтому мы, как и ранее можем утверждать, что эмоциональное наполнение 6 строки также достаточно высокое. Поскольку к этапу кульминация мы отнесли две строки с самым высоким эмоциональным наполнением, то корректно считать, что в этих строках не кульминация, а кульминационное проведение темы. Такое в музыке то же бывает.
7 строка: c Он ab пел, d о d зи d ра d я ab род ab ны g е f# кра g я:
Мелодия 7 строки – неточный повтор мелодии 5 строки, при той же гармонии. Поскольку восходящий интервал в начале фразы меньше (не октава, а секста), то и эмоциональное наполнение этой музыкальной фразы несколько ниже.
8 строка: «g Гре f# на f# да, f# Гре f на f да, f гре f на eb да d мо c я!»
Нисходящая речитативная мелодия звучит на фоне последовательности аккордов сопровождения D7- Fm-G7-Cm (2d-s-1d-t) - постепенное снижение неустоя, переходящего в устой (беспокойство, переходящее спокойствие).
Как мы уже знаем, в музыке существует приём РАСШИРЕНИЯ - точного или неточного повтора мелодической фразы на уже прозвучавшие строки стихотворения или на новые. То есть вторая часть куплета, фактически, приём расширения.
|
Итак, попробуем рассмотреть песню «Гренада», как крупную музыкальную форму.
1 куплет – часть А.
2 куплет – также часть А, но варьированное повторение мелодии 1-го куплета, так как начало фразы его первой строки начинается не с восходящей кварты, а с примы. При этом интонация становится повествовательной, более спокойной, а не грозной.
3 куплет – также часть А, но в третьем куплете музыка меняется не только вначале 1-ой строки (начинается не с восходящей кварты, а с примы), но и в окончании куплета. Причём в последней строке третьего куплета музыка меняется значительно – восходящая мелодия с более высокими, чем во всей песне, нотами, с замедлением темпа, паузой после окончания куплета. В третьем куплете мы получаем развитие темы 1-го куплета, кульминацию песни.
В четвёртом и пятом куплетах вновь - варьированное повторение мелодии 1-го куплета – реприза.
То есть песня написана, как одночастная крупная музыкальная форма.
В пятом куплете: gОт cряд - звучание в начальной фразе 5-го куплета ноты «Соль» на октаву выше, чем в аналогичной фразе 1-го куплета (нисходящая квинта вместо восходящей кварты) кардинально меняет грозную и решительную интонацию первой фразы на менее серьёзную, легковесную. Это вполне оправдано содержанием текста, так как если сохранить полностью мелодический рисунок, то усилится грозная интонация «мчались в боях», а не «отряд не заметил» - утрированно легковесная мелодия, как контраст трагическому событию.
g И «c Яб – в начале 2-ой строки пятого куплета звучит восходящая кварта (вместо нисходящей квинты в аналогичной строке 1-ого куплета). В данном контексте смысла куплета восходящая кварта звучит жёстко, передавая более серьёзную, трагическую интонацию куплета, песни.
Лирическое отступление:
-. Поскольку, «авторская песня – театр одного актёра», то одна из её возможных задач – передача и усиление всех нюансов строк стихотворения (смысловых и событийных). В данном стихотворении по строфам эти нюансы не совпадают, и композитор отказался от одинаковой мелодии во всех куплетах. Поэтому интервал восходящая кварта звучащий в первой строке первого куплета, звучит не во всех куплетах, а лишь в самых грозных, тревожных по содержанию и интонации фразах – куплете 1 и 4. Во втором и третьем куплетах интервал – прима (горизонталь - просто повествование), в пятом же звучит нисходящая квинта, передающая, как мы уже говорили, некоторую легковесность.
Вывод:
- В песнях с глубоким содержанием (смыслом), интонацией можно стремиться к передаче, усилению музыкальными средствами всех нюансов стихотворения даже путём отказа от одинаковости музыки по куплетам. Это относится и к малой и к крупной музыкальной форме.
|
Расчёт расположения кульминации всей песни.
Песня состоит из 5-тя куплетов. Число строк в куплете – 8. Тогда общее число строк в песне 5 х 8 = 40 (это 100%).
Тогда строка, на которую попадает кульминация, равна 40 х 0,681 = 27,24 Значит, кульминация должна быть вначале 28-ой строки, а у нас в окончании 24 строки. Итак, кульминация всей песни, приблизительно, на месте.
Лирическое отступление:
По-видимому, в песнях написанных, как крупная музыкальная форма, кульминация так не рассчитывается. Она просто должна быть и, как показывает практика, попадает на часть разработка (развитие основных тем или сопоставление с новыми), после которой начинается повторение – реприза.
Рассмотрим песню ЗА ТУМАНОМ. На первоначальном этапе анализа взаимодействия стихотворения и музыки в песне, наличия этапов развития действия эта песня рассматривалась, как малая музыкальная форма, одночастная. Но в процессе анализа появились сомнения в этом.
Давайте вместе пройдём этот путь, чтобы убедиться в правильности подобных сомнений:
Итак, вначале рассмотрим песню как одночастную с использованием повторения, репризы:
ЗА ТУМАНОМ Ю.Кукин
Hm Em
d По d ни c# ма h ешь, d э d то c# стран h но, d о h чень a стран g но,
F#7 Hm F#7
a Но g та f# кой f# уж f# я f# за a# кон a# че a# ный f# чу h дак:
Hm Em
Я гоняюсь за туманом, за туманом,
F#7 Hm
И с собою мне не справиться никак.
H7 Em
h Лю h ди c по h сла h ны h де c ла h ми, h лю h ди c е h дут h за h день c га h ми
A7 D F#7
d У d бе c# га c# ют c# от d об e и c# ды, e от d тос f# ки
Hm Em
А я еду, а я еду за мечтами,
F#7 Hm
За туманом и за запахом тайги
Hm Em
А я еду, а я еду за мечтами
F#7 Hm
За туманом и за запахом тайги
Музыка песни написана в параллельных тональностях Hmoll - Ddur. Встречается также отклонение в тональность субдоминанты Emoll.
Рассмотрим передачу музыкой этапов развития относительный покой – завязка – развитие конфликта (рост напряжённости) – кульминация – развязка.
1, 2, 3, 4 строки. Мелодия и аккомпанемент 1, 2-й строк повторяется в 3, 4-й – повтор музыкального предложения. Мелодию каждой пары этих строк сопровождает один и тот же гармонический оборот Hm-Em-F#7-Hm (t-s-d-t) с волновой эмоциональной динамикой (у-ну-ону-у).
В 1-й, 3-й - повтор мотива внутри каждой строки: Понимаешь (1-й мотив), это странно (2-й такой же мотив). Звучание на сильной доле такта неаккордового звука (c# – 9 ступень) в этих мотивах в сопровождении аккорда Hm передаёт мелодический неустой - мну. К тому же этот неаккордовый звук в сочетании с простым аккордом сопровождения (Hm) звучит как сложный (диссонирующий) аккорд Hm9. Это также усиливает неустой, а, следовательно, динамику интонации этих строк и содержания песни – сдержанные, глубокие внутренние переживания, мобильность, неусидчивость героя.
Строки 1, 2, 3, 4 - В мелодиис аккордами сопровождения, фактически, отсутствует изменение интонационной динамики по строкам. Этап – относительный покой).
5-я строка. В мелодии 5-ой строки - повтор музыкальной фразы: «Люди сосланы делами» (1-ая фраза), «люди едут за деньгами» (2-ая фраза, повторяющая первую). Волновая мелодия 5-й строки состоит только из нот с малой длительностью звучания (как быстрая речь) и вместе с аккордами сопровождения H7- Em (dВР, tВР - отклонение во временную тональность субдоминанты Emoll) передает рост эмоционального наполнения. Этапы – завязка, рост напряжённости).
6-я строка. Восходящая мелодия 6-й строки также состоит, в основном, из нот с малой длительностью звучания и сопровождается аккордами сопровождения A7- D – F#7 (D-T-d, ону-у-ону). Аккорд H7 может быть истолкован, как 5 ступень лада предполагаемой тональности субдоминанты Emoll (доминанта dВР, ону). Сама тоника новой тональности не наступает, а появляется гармоническая последовательность 2 – 5 ступени лада Em - A7 (2d - d, ону-ону) основной тональности Ddur - двойная и одинарная доминанта с разрешением в тонику (D) и с дальнейшим возвратом в минор (Hmoll) через доминанту F#7.
В окончании мелодии 6-й строки самая высокая нота в мелодии куплета песни (этап - кульминация).
На заметку: Последовательность аккордов 2 – 5 (2d-d) ступеней лада, по сравнению с последовательностью 4 – 5 (s-d) ступеней, создаёт наибольшее напряжение и неустойчивость, требуя естественного разрешения в тонику, которое не наступает и, следовательно, способно передавать сильное эмоциональное наполнение.
Строки 7, 8, 9, 10 повторяют мелодию и аккомпанемент 1, 2, 3, 4 строк (реприза - повторение ранее изложенной музыкальной темы после звучания другой музыкальной темы) и, как следствие, предают то же эмоциональное наполнение (более низкое, чем в 5и 6 строке) – этап развязка
Музыка строк 1-4, 7-10 написана в минорной тональности, способной передать глубокое восприятие содержания («изнутри», душой). Музыка же 5-6 строк написана в параллельной мажорной тональности, способной передать сильные, но менее глубокие чувства (взгляд на события «снаружи», более созерцательно, утвердительно).
В стихотворении созданы два образа человека – романтика, активного, неусидчивого, далёкого от жизненной прозы строки 1-4 и 7-10. Романтика, ищущего нечто тонкое, зыбкое, в какой-то степени, эфемерное, которого «не заела жизненная проза». У человека – прагматика (строки 5-6) приоритеты совершенно иные, вполне конкретные, прозаические, приземлённые. Это два противоположных образа и потому вполне оправданно, что музыка в соответствующих строках написана в разных тональностях, способных усилить этот контраст.
Как видим, отношение автора-романтика к образу жизни прагматиков, жизненной прозе прекрасно может передать мелодия во взаимодействии с гармоническим сопровождением.
Расчёт расположения кульминации куплета песни.
Определим правильность звучания кульминации в окончании 6-ой строки песни.
Сначала определимся - нужно ли брать в расчёт 9, 10 строки песни (эти строки повтор стихотворных строк 7, 8). Но ведь можно было бы закончить мелодию куплета 8-ой строкой, потому что эта строка заканчивается тоническим аккордом сопровождения, а мелодия нотой первой ступени аккорда (примой). То есть в 8-й строке музыкальная мысль завершилась, да и стихотворная тоже. Таким образом, музыкального приёма РАСШИРЕНИЕ могло бы и не быть. Попробуйте не повторять две последние строки куплета – всё прекрасно завершается.
В романсе «Я встретил Вас» мы повторяемые строки учитывали, потому что они повторяются по замыслу композитора, чтобы увеличить динамику интонации музыки – композитор специально их повторил с другой мелодией, включающей кульминационные ноты.
У нас в данной песне автор, то есть поэт и композитор в одном лице. Если бы в окончание данной песни повторялось по замыслу композитора, то в этих строках, аналогично романсу, не было бы полного повтора мелодии. Думаю, что автор их повторил, ради закрепления стихотворной, а не музыкальной мысли и потому в расчёте кульминации музыкальной темы их учитывать не нужно.
Следовательно, расчёты нужно производить исходя из общего числа строк в куплете песни 8.
Тогда, согласно нашей таблице, кульминация должна быть в середине 6-ой, что и имеет место быть. Кульминация куплета расположена правильно. – Пусть нас не смущает, что самая высокая нота попадает на последний слог этой строки (казалось бы, на окончание, а не на середину строки). Дело в том, что эта нота долго тянется и занимает по времени половину времени звучания всей строки.
Расчёт расположения кульминации всей песни.
Песня состоит из 2-х куплетов. Число строк в куплете, с учётом повтора некоторых – 10 (из общего времени звучания песни повтор никак нельзя выбросить, он же занимает своё время).
Тогда общее число строк в романсе 2 х 10 = 20 (это 100%).
Значит, кульминация должна во второй половине 14-ой строки ближе к окончанию (4-я стока второго куплета). А у нас в 4-ой строке, по аналогии с 1-м куплетом, этап – завязка,то есть, никаких высоких нот в этой строке нет!
Что же получается? – Или песня «неправильная», или теория не точна, или автор что-то напутал!
А может быть песня написана, как «крупная музыкальная форма»! Мне кажется, что в крупной музыкальной форме требования к наличию этапов и их расположению менее строгие. Мы с вами в этом и попробуем разобраться, анализируя примеры конкретных песен.
Итак, давайте будем рассматривать 1-й куплет песни «За туманом» как сложный, состоящий из нескольких малых форм:
Куплет 1.
Строки 1, 2 – часть А1, строки 3, 4 – часть А2, строки 5, 6 – часть В1 (сопоставление – контрастная музыка с более высокими нотами звучания ), затем идёт повторение музыки части А - реприза (строки 7, 8 - часть А3, строки 9, 10 – часть А4).
То есть песня написана, как крупная музыкальная форма, состоящая из двух более мелких крупных форм (1-го и 2-го куплетов).
Лирическое отступление:
Песня содержит, практически, все предпосылки для создания популярной песни - «с крыльями»:
- Наличие стихотворного и музыкального повтора, репризы в музыкальном построении.
- Лёгкость вокального исполнения песни по мелодической линии и диапазону звучания её звучания.
- Опора на знакомые мотивы - максимальное приближение (но не плагиат) формы песни, мелодии и гармонии к музыке известных песен (знакомые мотивы, фразы, гармонические обороты) – известный способ облегчения восприятия мелодии на слух и её запоминания.
В данной песне, например, мелодия и гармония 1, 2-й строк (3 и 4-й, 7 и 8-й, 9 и 10-ой) близка, например, к песне «Поспели вишни в саду у дяди Вани». Совпадает также и форма песни - наличие повторов фраз, репризы, расширения и т.д.
Am Dm
(e Пос) a пе c ли h виш a ни c в са h ду a у g дя a ди g Ва f ни,
E7 Am
f У g дя f ди f Ва e ни e пос g пе f ли f Виш e ни
В Киеве, на Всесоюзном фестивале авторской песни я показал Юрию Алексеевичу дружескую музыкальную пародию на песню «За туманом», в которой были перемешаны слова и музыка обеих песен. Восстанавливаю по памяти часть пародии:
«Понимаешь это просто, очень просто
Для того, кто хоть однажды в бане был.
Понимаешь, это остро, очень остро –
Дядя Ваня тётю Груню не домыл.»
Юрий Алексеевич послушал её и говорит: «может быть, его песня прозвучала раньше?» - Думаю, что песня о дяде Ване постарше. Но какая разница?! – Похожесть, а не плагиат, отнюдь, не «преступление», а заслуга автора. - Композитор С.Прокофьев говорил: «Всякая мелодия запоминается скоро, если её изгибы что-то напоминают, если она сделана по существующим образцам. Наоборот, если изгибы мелодии новы, они, в первый момент, не принимаются за мелодические, и потому мелодия осваивается лишь после нескольких прослушиваний».
Примеры случайного или осознанного использования традиционности мелодии многочисленны, но различны, по мастерству «сокрытия» этого приёма:
A7 Dm
g Яр g мар g ка g кра f сок (1-я песня)
A7 Dm
«g Не g сыпь g мне g соль g на g ра f ну…» (2-я песня)
Классический пример для подражания: - музыка И.Дунаевского к «Молодёжной» песне из кинофильма «Волга - Волга»:
Вьется дымка золотая, придорожная...
Ой ты, радость молодая, невозможная;
Точно небо высока ты,
Точно море широка ты,
Необъятная дорога молодежная!
Попробуйте самостоятельно найти сходство с известной народной песней!
Не получается?! - «По Дону гуляет казак молодой». Мелодии неплохо совпадают, разница лишь в том, что в музыке И.Дунаевского вместо одной ноты большой длительности звучит несколько нот меньшей длительности, составляющих в сумме длительность этой одной ноты.
C G7
g По(g по) c До(c до- c до- c до- c до- c до) h ну c гу d ля- h а- g ет
G7 C
g По(g по) f До(f до- f до- f до- f до- f до) e ну f гу g ля- e а- c ет
F C
c По(c по) До(a до- a до- a до- a до- a до)ну гуляет
Удачно «попал» на этот приём и А.Розенбаум в песне «Вальс – бостон». Попробуйте самостоятельно найти аналог музыки из известного французского фильма! Предполагаю, что даже после этой подсказки найти аналог затруднительно. А он существует – музыка композитора Леграна из кинофильма «Шербурские зонтики».
В данном случае А.Розенбаум «ушёл» от музыкального аналога за счёт увеличения количества слогов в строчке - (частично изменилась длительность звучания нот мелодии - ритмика мелодии) и смены регистра звучания (понижения на октаву части мелодии).
Но возможен и вариант «освежения знакомой мелодии» за счёт частичного изъятия музыкальных фраз. Например, музыка А.Петрова к песне из кинофильма «Я шагаю по Москве» и ария Элизы «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди».
Рассмотрим ещё один пример крупной музыкальной формы – песня «На далёкой Амазонке»
НА ДАЛЁКОЙ АМОЗОНКЕ
Муз. В. Берковского и М. Синельникова
Ст. Р. Киплинга в переводе С.Маршака.
Часть А 1:
Dm A7
d На e да f ле f кой d А e ма f зон f ке d не e бы f вал f я g ни f ког e да,
Dm
e Ни e ког e да e ту e да e не e хо e дят e и e но e стран e ны f е e су d да.
D7 Gm
f Толь f ко «f Дон» f и «f Маг f да f ли f на» - f быст f ро f# ход f# ны f# е f# су g да,
Dm A7 Dm
g Толь g ко «g Дон» g и «a Маг b да a ли a на» g хо f дят g по g мо f рю e ту d да.
Часть B (Припев):
D A7
a Из f# Ли f# вер f# пуль f# ской f# га f# ва f# ни, f# всег f# да f# по f# чет f# вер g гам
D
g Су e да e у e хо e дят e в пла e вань e е e к да e ле e ким d бе e ре f# гам.
H7 Em
f# Плы f# вут f# о f# ни f# в Бра f# зи f# ли f# ю, f# Бра f# зи f# ли f# ю, f# Бра g зи g ли g ю.
D A7 D
g И g я g хо a чу g в Бра f# зи f# ли g ю – f# к да e ле e ким f# бе e ре d гам.
Gm Dm Gm Dm
d Толь d ко«g Дон» g и «g Маг g да f ли f на», d толь d ко«g Дон» g и «g Маг g да f ли f на»,
Gm Dm A7 Dm
d Толь d ко «g Дон» g и «g Маг g да f ли f на » e хо d дят e по e мо d рю c# ту d да.
Часть А 2:
Никогда вы не найдете в наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах,
Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей
Такое изобилие невиданных зверей.
Часть B (Припев).
Часть С:
Dm D7
f А f в сол f неч f ной f Бра f зи f ли f и, f Бра f# зи f# ли f# и f# мо f# ей
Gm Dm
b Та b ко b е b и b зо b би b ли b е b не a ви a дан a ных a зве a рей!
A7 Dm
a У a ви a жу a ли a Бра a зи a ли a ю, a Бра a зи a ли a ю, a Бра a зи a ли a ю,
Gm Dm A7 Dm
a У b ви b жу b ли b Бра a зи a ли g ю f до g ста g рос f ти e мо d ей?
Часть B (Припев).
Из Ливерпульской гавани, всегда по четвергам
Суда уходят в плаванье к далеким берегам.
Плывут они в Бразилию, Бразилию, Бразилию.
И я хочу в Бразилию – к далеким берегам.
Gm Dm Gm Dm
d Толь d ко«g Дон» g и «g Маг g да f ли f на», d толь d ко«g Дон» g и «g Маг g да f ли f на»,
Gm Dm A7 Dm
d Толь d ко «g Дон» g и «g Маг g да f ли f на » e хо d дят e по e мо d рю c# ту d да.
Eb Dm Eb Dm
d Толь d ко «g Дон» g и «g Маг g да f ли f на », d толь d ко «g Дон» g и «g Маг g да f ли f на»,
Gm C7 F Gm A7 Dm
d Толь d ко «g Дон» g и «e Маг e да f ли f на» e хо d дят e по e мо d рю c# ту d да.
Песня очень интересна и поучительна, поэтому мы уделим её разбору много внимания. Учитывая совместную работу двух композиторов при создании песни, мы в понятие слова «композитор» данной песни будем вкладывать соавторов музыки.
Если песню рассматривать, как малую музыкальную форму, 3-х частную (A-B-A-B-С-В), в которой часть B – припев, то тогда ни в одной части мы не найдём правильного расположения кульминации. Боюсь, что и другие этапы развития действия выделить будет нелегко. Мне кажется, что более правильно будет рассматривать песню, как крупную музыкальную форму. Тогда пару (часть А и В) можно считать одной повторяющейся частью – частью D1, D2. Звучание пары (части С и В) также можно считать одной объединённой общей частью E c противопоставлением темы, потому что музыка бывшей части С, существенно, отличается от музыки бывшей части А.
Напомню типичное строение крупной музыкальной формы: ИЗЛОЖЕНИЕ (ЭКСПОЗИЦИЯ) И ТОЧНОЕ ИЛИ ВАРЬИРОВАННОЕ ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ, РАЗРАБОТКА - РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ИЛИ СОПОСТАВЛЕНИЕ С НОВЫМИ, ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗЛОЖЕННОГО МАТЕРИАЛА (РЕПРИЗА), ЗАКЛЮЧЕНИЕ (КОДА).
Итак, в данном случае «изложение (экспозиция)» – первичное звучание первого объединённого куплета (части D1). Тогда звучание следующей объединённой части D2 - «точное повторение основной темы» (музыки 1-ого объединённого куплета D1) реприза, а звучание части D3 - разработка (в нашем случае – сопоставление, противопоставление, так какмузыка бывшей части С существенно отличается от музыки бывшей части А)
Форма изложения стихотворения – повествовательная.
Проследим за метаморфозой, произошедшей с оригиналом – стихотворением Р.Киплинга. В первоисточнике мысли звуча
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!