Психическое развитие в ранней юности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Психическое развитие в ранней юности

2017-06-29 472
Психическое развитие в ранней юности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ранняя юность – пора завершения физического, умственного, духовного и нравственного развития школьников. В ранней юности исчезают все диспропорции этого развития. Это пора психологической готовности к взрослой, самостоятельной жизни.

Социальная ситуация развития характеризуется существенным развитием, расширением социальных, половых ролей, повышением самостоятельности, активности в поведении, общении, формированием психологической готовности старшеклассников к самостоятельной жизни, завершения физического и психофизического развития и их гармонизацией. Ведущий вид деятельности – учебно – профессиональная деятельность. Характеризуется тем, что ученик приобретает личностно– значимый смысл на основе профессионального определения, выбора профессии, отсюда избирательное отношение к учению, предметам, а мотивацией учения является прагматичность знаний.

Новообразованием можно считать бурный рост самосознания, формирование жизненных планов.

Возраст сензитивен к формированию мировоззрения, убеждений, самооценке личности старшеклассника, потребности в труде, самоуважении.

Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведе­нии признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную авто­номию. Все эти черты появляются в предподростковом пе­риоде развития (приблизительно 10—11 лет), но наибо­лее интенсивно развиваются в подростковом возрасте (при­мерно 11—14 лет).

 

Подростковый период — время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характе­ризуется становлением избирательности, целенаправленнос­ти восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Наиболее важен в этом отношении период 11—12 лет — время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическо­му, от непосредственной памяти к логической.

 

В интеллектуальной деятельности школьников в пери­од отрочества усиливаются индивидуальные различия, свя­занные с развитием самостоятельного мышления, интеллек­туальной активности, творческого подхода к решению за­дач, что позволяет рассматривать возраст 11—14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.

 

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не о ребенке - "чувство взрослости". Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет в ощущениях, полноценной подлинной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Происходит становление нового уровнясамосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои воз­можности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Отрочест­во характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формирова­нием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Проис­ходит переход от ориентации на оценку окружающих к ори­ентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставле­ние реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника.

 

Одной из проблем подросткового возраста является неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя,боязньполучить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. Указывают следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.

1. Снижение самоуважения и часто как следствие — соци­альная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуа­циях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.

 

По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Новый уровень самосознания, формируясь под влия­нием ведущих потребностей возраста, — в самоутвержде­нии и общении со сверстниками, одновременно определя­ет их и влияет на их развитие.

Психология зрелого возраста

Для зрелости характерно: стремление к наиболее полной самореализации вразличных сфера (работа, семья, творчество). Высокая продуктивность и удовлетворенность результатами собственной деятельности дают человеку чувство полноты и смысла жизни.

Согласно Эриксону, оснавная проблема в развитии – переход к генератовности против поглощенности собой. Генеративность – способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью будущих поколений и устройством мира.

Опасность развития – глубокое чувство застоя и обеденения личной жизни. Это приходиводит к тому, что люди начинают баловать себя, потворствовать своим желаниям. Иногда это приводит к ранней инвалидности.

Так же появляются пролблемы доверия, автономии, инициативности, умелости, интимности.

Задачи развития: достижение зрелой гражданской и социальной ответсвенности, достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня, выбор подходящего проведения досугов, принятие физиологических перемен середины жизни, приспособление к взаимодействию со страеющими родителями.

Познавательные способности имеют неоднозначную динамику. То есть нарастание продуктивности одних функций и понижение работоспособности других.

Профессиональная деятельность характеризуется повышением компетентности и карьерным ростом.

Кризис 30-35 лет. Обусловлен физиологическими изменениями, осознанием уходяей молодости. Изменения в самосознании связаны с переоценкой значимости других людй, принятых семейных обязательств, обстоятельств и условий осуществления индивидуаольной судьбы.

Кризис середины жизни связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, допущенных в прошлом, с оценкой своих возможностей самореализоваться в остающийся отрезок жизни.

Выход на пенсию. Для многих – трудная ступень в жизни, связанная с переживанием внутренних конфликтов, необходимостью изменения стереотипа жизни и установок на будущее. Это время, когда нужно понять, что далеко не все планы человека реализованы и могут быть реализованы.

Зрелость – отрезок жизненного пути, характеризующийся расцветом, наивысшем развитием интеллектуальных способностей и личности человека.

Психология старости

Старость (после 65) это время серьезных жизненных перемен. Этот период жизни характеризуется ухудшением здоровья, выходом на пенстю и снижением ритма жизни.

1. Предстарческий период (60-69)

2. Старческий(70-79) проблемы со здоровьем.

3. Позднестарческий (80-89) Лядям трудно приспосабливаться к окружающему миру и взаимодействовать с ним. В этом возрасте большинство людей не в состоянии поддерживать социальные и культурные контакты без посторонней помощи.

4. Дряхлость(90 и более)

5 типов приспособления к старости

1) Конструктивная установка. Человек внутренне уравновешен, удовлетворен контактами с окружающими; критичен в отношении самого себя, полон юмора и терпимости, принимает старость как завершение профессиональной карьеры, а смерть – как естественное явление, оптимистически относится к жизни.

2) Установка зависимости. Человек проявляет пассивность и зависимость от других. Высокие жизненные устремления отсутствуют, профессиональная деятельность легко завершается. Человек не страдает от эмоциональной неуравновешенности и стрессов, так как семейная среда обеспечивает чувство безопасности..

3) Защитная установка. Эта установка характерна для людей, поглощенных профессиональной деятельностью. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах. Внешняя сторона жизни для них значит больше чем внутренняя. Они подвержены страху смерти, но маскируют свою беспомощность перед ней усилием внешней деятельности.

4) Установка враждебности, направленная на самого себя характерна для людей, избегающих воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях. Они пассивно принимают удары судьбы, смерть воспринимается ими как освобождение от страданий. Неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является у них поводом для депрессии и острой жалости к себе

5) Установка враждебности присуща агрессивным, мнительным, вспыльчивым старикам, которые предъявляют массу претензий к своему окружению. Они не смогут смириться с фактом старости, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее.

Основной параметр развития, который определяет особенности старческого возраста, по мнению Эриксона Эго-интеграция против отчаяния. Это итог всех стадий приспособление. Это ощущение цельности и осмысленности жизни. Возникает оно у того, кто, оглядываясь на прошлое, ощущает удовлетворение.

Интегративность предполагает накопление уверенности, особое восприятие мира и переживание своего жизненного опыта, при котором все имеет свой порядок и дух, восприятие жизни как личной ответственности, чувство дружеской связи с людьми разных времен и профессий, пересмотр и переоценку своего я.

Задачи развития в пожилом возрасте (хейвигхерст)

1) Приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья

2) К выходу на пенсию и снижению доходов

3) К смерти супруга

4) Установка прочных связей со своей возрастной группой

5) Выполнение социальных и гражданских обязательств

6) Обеспечение удовлетворенных жизненных условий

Познавательная деятельность изменяется.. В процессе старения большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается. Снижение скорости и пластичности познавательных процессов. Развивается мудрость. Мудрость – экспериментная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенные суждения и давать полезные советы, включая смысл жизни и положение дел конкретного человека.

Крайние проявления интеллектуального упадка – старческие деменции. Деменция(приобретенное слабоумие) – комплекс нарушений, включающей дефекты познания, прогрессирующую амнезию, изменения личности, которые часто связывают со старческим возрастом.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.