Психическое развитие в преддошкольном возрасте. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Психическое развитие в преддошкольном возрасте.

2017-06-29 327
Психическое развитие в преддошкольном возрасте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По З. Фрейду данный период рассматривается как анальная стадия псхосексуального развития. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», она научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На данной стадии начинает формироваться «Сверх – Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Особенности характера, формируются на этой стадии: аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытость, агрессивность.

Эриксон определяет этот возраст как период самостоятельности. Ребенок развивается самостоятельно на основе развития моторных и психологических способностей. Ребенок осваивае различные движения, учится ходить, лазить, открывать и закрывать, бросать, отпускать. Малыш наслаждается и гордится своими новыми способностями поэтому старается все делать сам.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: ребенок – предмет – взрослый. В этом возрасте ребенок полностью поглощён предметом.

Ведущий вид деятельности – предметно – манипулятивная игра. Предметная деятельность направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.

В этом возрасте идет формирование речи. Слово выступает как орудие, которое он использует гораздо чаще чем другие. Важность слова в освоении предметной деятельности определяет сензитивность раннего возраста к развитию речи. Основное новообразование – открытие самосознания. Все новообразования связаны с развитием ведущего вида деятельности, развитием восприятия, интеллекта и речи.

Развитие эмоционально – потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: "Тата", "Саша". Потом, к трем годам, появляется местоимение "я". Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.

Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают" ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3 лет.

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.

1) Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.

2) Вторая характеристика кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

Физическое развитие. Ребенок стремительно набирает в росте и весе и значительно совершенствует многие навыки и умения. Главным достижением явлется ходьба.

Умственное развитие. Чувственно – двигательная активность. В процесее усложнения двигательных реакций и развития способностей восприятия значительно обогащается мышление. В данный период закладывается основа для изучения языка, развития навыков устной речи. Словарный запас в 3 года = 900 – 1000 слов.

Значение игровой деятельности. Эльконин отмечал, что игрушки играют большую роль. Игрушки – предмет, моделирующий какой – либо предмет взрослого мира. Игра с предметом выступает как шаг в освоении того, что один и тот же предмет может выполнять разные функции. Это способствует развитию воображения На первых этапах игры ребенок воспроизводит последовательность действий взрослого.

Развитие личности:

1) Идет формирование привязанностей

2) Возникновение и развитие эмпатии

3) Потребность в достижении успехов

4) Развитие особенностей темперамента, характера

5) Возникновение самосознания

Развитие самосознания:

1) Ребенок овладевает собственным телом, возникают произвольные движения

2) Ребенок радуется своим двигательным возможностям

3) Познание ребенка себя как субъекта, стремление к самостоятельности (я сам!)

4) Ребенок называет себя по имени и употребляет личные местоимения в речи

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.