Состояние школьного дела при Петре I (1672 - 1725 гг.) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состояние школьного дела при Петре I (1672 - 1725 гг.)

2017-06-29 586
Состояние школьного дела при Петре I (1672 - 1725 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При Петре I в России была создана сеть государственных начальных школ (цифирные, гарнизонные и адмиралтейские, горнозаводские), доступных широким слоям населения.

Цифир­ные школы учреждались согласно указу царя от 1714 г. для детей от 10 до 15 лет и готовили учащихся к госу­дарственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах, верфях. В содержание обучения входили грамота, арифметика, начальная геометрия. В цифирных школах широко приме­няли жестокие дисциплинарные меры, набирали в школу си­лой, для предупреждения побегов из школы и прогулов занятий учеников нередко содержали под караулом. В целом, цифирные школы не получили народной поддержки и не смогли стать базовым типом новой русской школы.

Подготовкой младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей занимались гарнизонные и адмиралтейские школы. Первая гарнизонная школа начала работу еще в 1698 г. при ар­тиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали грамоте, счету, артиллерийскому делу, а в 1721 г. вышел указ о создании такого рода школ при каждом полку. Первая адмиралтейская школа была открыта в Петербурге в 1719 г., затем аналогичные школы – в Ревеле и Кронштадте. Все эти новые школы назывались «русскими», так как там препода­вали чтение, письмо и счет на русском языке.

В это же время создавались горнозаводские школы, в ко­торых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Первая была открыта в 1716 г. на Петровском заводе в Каре­лии.

В 1701 г. в Москве под руководством го­сударственного деятеля Якова Вилимовича Брюса (1670-1735 гг.) начала работу государственная артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чи­нов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам». Однако постепенно школу ста­ли посещать почти исключительно дворянские дети.

В начале XVIII в. преимущественно для детей дворян были открыты Московская инженерная школа (1703 г.), Петербургс­кая инженерная школа (1719 г.), Петербургская артиллерийс­кая школа и др. В 1707 г. в Москве начала работу хирургическая школа. Открывались школы, готовившие канцелярских слу­жащих (1721 г.). Все эти «петровские» школы играли большую роль в распространении грамотности профессиональных знаний и умений среди низших и высших сословий России.

Образцовой школой в этот период была Школа мате­матических и навигацких наук, открытая в Москве. Указом Петра I в 1707 г. здесь была введена жесткая система наказаний учащихся за провинности разного рода: за прогулы взимали денежные штрафы; в случае не­уплаты штрафов применялись телесные наказания; за побег из школы предусматривалась смертная казнь; за ходатайство об отсрочке от школы ученика могли отправить в ссылку. В 1715 г. школа была переведе­на в Петербург и переименована в Морскую академию.

Принудительный характер обучения, жесткая солдат­ская дисциплина, применение к школам уголовного ко­декса являлись характерными чертами школьного обучения в петровскую эпоху.

Кроме государственных школ в России продолжали существовать частные школы, пользовав­шиеся в то время субсидиями от государства.

Значительные преобразования произошли в петровское время и в традиционных для России духовных учебных заве­дениях. Доступ в епархиальные школы и духовные семина­рии был достаточно открытым. Однако по мере возникновения светских, профессиональных школ эти учебные заведения ста­ли восприниматься как профессиональные. Кроме того, прави­тельство стало требовать, чтобы в духовные школы принима­лись лишь дети духовенства. Наборы в школы происходили в неопределенные сроки в зависимости от количества учеников. Принятый ученик должен был оставаться в школе до конца учения, о чем давал письменное обязательство. В школах были распространены суровые наказа­ния. Таким образом, постепенно устанавливался новый порядок образования духовенства: все дети этого сословия должны были учиться в духовных школах, в ином случае по указу 1708 г. их велено было отдавать в солдаты.

В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духов­ных школ – архиерейских. Они были толь­ко начальными и открывались по инициативе духовных служителей.

В целом, можно выделить следующие особенности развития образования в петровскую эпоху:

- церковное и светское направления развития образования;

- преоблада­ние сословности (возвышение дворянского сословия);

- профессиональная направленность новой организации образова­ния;

- преобладание в учебных планах математики, навигационных и морских наук;

- принудительность обучения и суровый режим.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.