Воспитание и обучение в Киевской Руси (X- XIII вв.) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Воспитание и обучение в Киевской Руси (X- XIII вв.)

2017-06-29 410
Воспитание и обучение в Киевской Руси (X- XIII вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Киевский период (X-XIII вв.) произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло изменения в воспитание и обучение.

Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего, от пра­вославия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Киевской Руси.

Модель воспита­ния на Руси основывалась на патриархальном семейном укладе с не­пререкаемым авторитетом отца, строгой домашней дисциплине, подчиненном положении женщины и детей. Воспитательный идеал сводился к формированию добродетельного христианина. Главной почитаемой книгой русского народа стала ветхозаветная Псалтырь.

Важной особенностью древнерусской культуры и образо­вания было то, что языком богослужения, литературы и шко­лы стал не греческий, как в Византии, ни латинский, как в Западной Европе, а славянский. Это обстоятельство обусловило самобытность древнерусской школы.

В 988 г. князем Владимиром Святославичем (980-1015 гг.)была открыта первая школа «учения книжного». Школа была явлением новым и воспринималась с опас­кой, поэтому обра­зование на первых порах насаждалось сверху. Матери плакали по отданным в школу детям, «аки по мертвецам», не зная, что их ожидает.

К середине XI в. рождалось уважительное отношение славян к книге. Именно в это время Ярослав Мудрый (ок. 1015 - 1054 гг.) создал первую библиотеку при Киевском Софийском соборе. В «Пове­сти временных лет» о книгах говорилось так: «Это - реки, напоминающие вселенную, это источник мудрости, в кни­гах ведь неумеримая глубина; ими мы в печали утешаемся: они - узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей».

Во время своего правления (1015 - 1054 гг.) Ярослав Мудрый открыл школы «учения книжного» в Киеве, в Новгороде. А к XIII в. школы существовали уже в Переяславле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове, Ростове и в других городах. Вначале школы создавались государством, но вскоре они постепенно переходили в ведение церкви. Это объяснялось двумя причи­нами: во-первых, освоение христианской книжности было необходимо, прежде всего, священникам – распространителям православной религии в стране, а во-вторых, обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс.

В школах «ученья книжного» особое вни­мание отводилось изучению грамматики, ри­торики и диалектики, что было характерно для школ этого типа в Западной Европе того времени.

Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще всего «мастерами грамоты». Мастер мог иметь сразу нескольких учеников, которые и составляли «училище». Обучали их так же, как любой другой ремесленник обучал своих подмастерьев основам профессии. Знакомство с грамотой происходило с помощью буквослагательного метода, заимствованного из византийской школы. Обучение арифметике на начальном уровне состояло в овладении нумерацией, а на повышенном заключа­лось в счете на абаке.

В XIII в. школы «ученья книжного» приходят в упадок. Од­ной из причин явилось обучение священниками грамоте у себя на дому детей из других семей и традиции семейного воспитания и обучения (передача профессии и связанных с ней знаний по наследству).

Большую роль в развитии образования в средневеко­вой Руси играли монастыри. Фактически они представляли собой крупнейшие центры образования того времени. Зачинате­лем таких монастырских центров считается русский, просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский (1314- 1391 гг.). В монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как к духов­ному сокровищу, которое следует накапливать, «аки пчелы мед с цветков».

Постепенно чтение церковных книг стало единственной возможностью удовлетворить стремление к знанию. Такое книжное обучение получило впоследствии название образо­вания путем начетничества. По существу, оно являлось индивидуально-самодеятельным, так как помощь наставника была минимальной. Поскольку вся литература того времени почти исключительно носила религиозно-духовный характер, та­кая ученость сочеталась с фанатической религиозностью.

Семейное воспитание детей в этот период по-прежнему стро­илось на основе народных традиций. Методы и приемы семейного воспитания были достаточно раз­нообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках,

притчах, былинах, загадках, счи­талках, скороговорках, обрядах, календарных праздниках и играх. Жанры устного народного творчества играли исключительно важную роль в деле воспитания. В многочисленных пословицах го­ворилось о необходимости орга­низации воспитания детей: «Гни деревце, пока гнется, учи дитят­ку, пока слушается»; «Ученье в детстве, как резьба по камню»; «Учить - ум точить». К.Д. Ушинский говорил о сказке так: «Это – первые блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Школьное обучение в народе постепенно осознавалось как важное дело.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.