Правовая культура в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Правовая культура в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина

2017-06-29 464
Правовая культура в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: проанализировать основные конституционные права и свободы человека и гражданина, международные и государственные способы защиты прав и свобод, показать значение права на образование для гражданина РФ.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части. В результате изучения темы студент должен

Знать:

- основные достижения классической и современной науки в области прав человека; ОК-4

- закономерности функционирования государства и права как социально-экономического явления, условия создания правового государства и гражданского общества; ОПК-6

- роль правовой культуры в деле формирования и поддержания общественной безопасности, особенности формирования правовой культуры в профессиональной сфере; ПК-20

Уметь:

- ориентироваться в потоке правовой информации, вырабатывая собственные убеждения и позиции, использовать правовые документы на практике; ОК-4

- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, соблюдать законность и правопорядок; ОПК-6

- осуществлять правовое воспитание в сфере профессиональной деятельности; ПК-20

Владеть:

- способами и средствами получения и обработки правовой информации, в том числе, - посредством использования компьютеризированных баз правовых данных и глобальных компьютерных сетей; ОК-4

- навыками анализа состояния, структуры и динамики развития прав и свобод человека в исторической ретроспективе и на современном этапе; различных социальных, политических, правовых явлений прошлого и настоящего, выявления закономерностей становления правового государства, института прав и свобод человека и гражданина в различных странах и на международном уровне; ОПК-6

- основными методами правового воспитания; ПК-20

 

Актуальность темы.

В настоящее время, все большее значение приобретают международные механизмы защиты прав и свобод человека. Для достижения высокого уровня правовой культуры необходимо исследовать положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.. Обратить внимание на деятельность Европейского суда по правам человека. Знать основные группы прав и свобод: личные, политические, социально-экономические и культурные права. К сожалению ряд прав нарушаются в нашей стране, в связи с чем очевидна польза сравнительного анализа российских и международных способов защита прав и свобод человека, определение самых эффективных способов защиты. Необходим обратить внимание на совокупность нормативно-правовых актов, закрепляющих право на образование: Всеобщая декларации прав человека (1948) – ст. 26, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) – ст. 13–14, Конвенция о правах ребенка (1989) – ст. 28, 29, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995) – ст. 27, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. 2 Протокола №1 – 1952 г.), Конституция РФ (ст.43), ФЗ Об образовании» от 29.12.2012 г. Право на образование относится к числу «второго поколения» прав человека. Эти права сформировались в борьбе за улучшение экономического положения и повышение культурного статуса «небогатых» слоев населения и призваны «смягчить противостояние бедных и богатых». Права «второго поколения» называются позитивными. Права «первого поколения» имеют абсолютный характер и предполагают свободу человека от чьего-либо, в том числе государственного, вмешательства в сферу его частной жизни, интересов, убеждений. Позитивное значение прав «второго поколения» заключается в том, что они направлены не на отрицание несвободы, а на обеспечение достойного существования и достижение свободы для самоопределения, самовыражения, реализации творческих способностей. Необходимо использовать действующее законодательство, материал полученный в рамках проведенных занятий, а также теоретико-правовые положения социологии права. Необходимо рассмотреть теоретико-правовой и эмпирический материал в аспекте нарушения личных, политических, социально-экономических, культурных прав и свобод человека и гражданина на территории РФ и за рубежом и пути разрешения данных проблем, обратить внимание на национальное и международное законодательство и правоприменительную практику. Следует рассмотреть принцип разделения государственной властей РФ, статус Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. При знакомстве с судебной системой РФ необходимо изучить понятие судебной власти, рассмотреть виды и специфику деятельности различных видов судов в России, понятие и особенности функционирования в РФ местного самоуправления.

Теоретическая часть.

Права человека в международном праве. Особенности реализации права на образование. Правотворческая деятельность. Социология права. Конкретные социологические методы изучения права. Правовое государство. Гарантии защиты прав и свобод человека в Российской Федерации.

Вопросы и задания

Вопросы, выносимые на обсуждение

Базовый уровень

1. Охарактеризуйте международное сотрудничество государств в области прав человека.

2. Раскройте конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

3. Дайте характеристику места и роли права на образование в системе прав и свобод человека и гражданина.

4. Раскройте социологические аспекты правотворчества.

5. Осветите социальные права и свободы граждан, содержащиеся в Конституции РФ.

6. Дайте характеристику социологии правонарушений.

7. Перечислите и раскройте социологические методы правовых исследований.

8. Охарактеризуйте социологию правового конфликта.

Повышенный уровень

1. Определите приоритеты международного сотрудничества Российской Федерации с Европейской комиссией по правам человека, Европейским Судом по правам человека и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе.

2. Дайте характеристику правового государства и раскройте механизм его функционирования в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Используя текст Конституции Российской Федерации, опишите механизм гарантий государственной защиты прав и свобод человека в РФ.

Задания для развития и владения компетенциями

Задание 1. Подобрать материалы из СМИ, судебной практики, в которых приведены примеры фактического нарушения личных, политических, социально-экономических, культурных прав и свобод человека и гражданина на территории РФ и за рубежом и пути разрешения данных проблем.

Задание 2. Сделайте доклад на тему «Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, органы судебной власти РФ, их роль, в защите прав и свобод человека и гражданина».

Задание 3. Ответьте на следующие тестовые задания:

1. Функции Конституции РФ:

а) народная

б) реальная

в) учредительная, организаторская, идеологическая, информационная, стабилизирующая, программная

- основополагающая

 

2. Государственное устройство:

а) монархия

б) Унитарное, Конфедерация, Федерация

в) республика

г) демократия

 

3. Главные признаки государства:

а) гражданство

б) правовая система

в) публичная власть, государственный суверенитет, территория государства

г) налоги и сборы

 

4. Функции государства:

а) система исправительных учреждений

б) полиция (милиция)

в) органы безопасности

г) внешние и внутренние

 

5. Методы осуществления государственных функций:

а) убеждение, принуждение, поощрение, наказание

б) форма правления

в) форма государственного устройства

г) политический режим

 

6. Виды монархий:

а) президентская

б) абсолютная, ограниченная, нетрадиционная

в) парламентская

г) смешанная

 

7. Республика как форма правления:

а) ограниченная

б) абсолютная

в) президентская, парламентская, смешанная

г) нетрадиционная

 

8. Конституционный строй России:

а) духовно-идеологическая деятельность

б) демократическое, федеративное, суверенное, светское государство

в) монархия

г) республика

д) политический режим

 

9. Российская Федерация (Россия) это:

а) демократическое государство

б) демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления

в) федеративное государство

г) правовое государство

 

10. Высшей ценностью в нашей стране является:

а) государственный суверенитет

б) государственная власть

в) человек, его права и свободы

г) закон

Список литературы

Основная

1. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: ценностно-нормативное измерение: монография. – М.: Норма, 2014 // Университетская библиотека: [портал]. URL: http://www.biblioclub.ru

2. Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения: монография. – М.: Норма, 2014.

3. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов. – М.: Норма, 2014.

Дополнительная

1. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.,1997 г.

2. Глухарева Л.И.. Гуманитарный курс. Права человека. М., 2002.

3. Гражданам об их политических правах. Монография / [А. Ю. Бузин (в соавт. с А. Е. Любаревым), А. В. Иванченко и др.]; под ред. А. В. Иванченко. Москва, 2006. Сер. Исследования фонда «Либеральная миссия»

4. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Российское право. 2009, 2-е изд., 784с.

5. Мельников В.В. Экономические права и свободы человека и гражданина в системе конституционных прав и свобод// Право и государство: теория и практика. 2012. № 2. С. 39.

6. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития/ Отв. ред. Лукашева. М., 2000г.

7. Преснякова А.В. Право на неприкосновенность частной жизни в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина// Конституционное и муниципальное право. 2010. № 8. С. 18-20.

8. Уваров А.А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина// Государство и право. 2005. № 7. С. 82-84.

9. Филиппова Э.М. Место и роль личных прав и свобод человека и гражданина в правовой системе России// Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7. С. 9-13.

10. Фирсёнкова С., Казанцева Д.Б., Безрукова О.В. К вопросу о личных правах и свободах человека и гражданина в международно-правовых актах// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 35. С. 007-012.

Интернет-ресурсы

1. http://www.garant.ru/ СПС «Гарант»

2. http://www.consultant.ru/ СПС «Консультант Плюс»

3. http://www.alleng.ru Общероссийский образовательный портал

4. http://law.edu.ru Юридическая Россия. Федеральный правовой портал

5. http://www.jurisprudence-media.ru Журнал «Правоведение»

6. http://www.igpran.ru сайт Института государства и права Российской академии наук

7. http://pressa-lex.ru «Законность» Ежемесячный правовой научно-практический журнал

8. http://pravo.gov.ru/ Официальный интернет-портал правовой информации

 

Практическое занятие № 5.

С пособы защиты прав и законных интересов граждан

Цель: рассмотреть способы защиты гражданских, трудовых прав граждан в соответствии с законодательством РФ, а также основные направления уголовно-правовой политики РФ.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части. В результате изучения темы студент должен

Знать:

- основные достижения классической и современной науки в области прав человека; ОК-4

- закономерности функционирования государства и права как социально-экономического явления, условия создания правового государства и гражданского общества; ОПК-6

- роль правовой культуры в деле формирования и поддержания общественной безопасности, особенности формирования правовой культуры в профессиональной сфере; ПК-20

Уметь:

- ориентироваться в потоке правовой информации, вырабатывая собственные убеждения и позиции, использовать правовые документы на практике; ОК-4

- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, соблюдать законность и правопорядок; ОПК-6

- осуществлять правовое воспитание в сфере профессиональной деятельности; ПК-20

Владеть:

- способами и средствами получения и обработки правовой информации, в том числе, - посредством использования компьютеризированных баз правовых данных и глобальных компьютерных сетей; ОК-4

- навыками анализа состояния, структуры и динамики развития прав и свобод человека в исторической ретроспективе и на современном этапе; различных социальных, политических, правовых явлений прошлого и настоящего, выявления закономерностей становления правового государства, института прав и свобод человека и гражданина в различных странах и на международном уровне; ОПК-6

- основными методами правового воспитания; ПК-20

 

Актуальность темы.

Защита прав граждан невозможна без глубокого изучения законодательства РФ, в частности таких нормативно-правовых актов, как: Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Гражданский процессуальный кодекс от 14.11.2002 № 138-ФЗ, Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ, Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Необходимо рассмотреть способы защиты прав человека, сформулированы в ст.12 Гражданского кодекса РФ (признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону), раскрыть их содержание, подробно остановиться на судебной защите прав и свобод. Далее необходимо рассмотреть способы защиты трудовых прав. В соответствии со ст. 352 Трудового кодекса основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита. Необходимо указать основные направления совершенствования уголовно-правовой политики РФ, а также раскрыть содержание принципов уголовного и уголовно-процессуального права.

Теоретическая часть.

Защита гражданских прав и ответственность за их нарушение. Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей товаров, работ и услуг. Совершенствование системы защиты прав потребителей финансовых услуг в России. Защита трудовых прав граждан как основа правовой культуры личности. Современное состояние уголовно-правовой политики России. Неотвратимость ответственности за преступления по современному уголовному и уголовно-процессуальному праву России.

Вопросы и задания

Вопросы, выносимые на обсуждение

Базовый уровень

1. Раскройте особенности защиты гражданских прав и ответственность за их нарушение.

2. Охарактеризуйте особенности защиты трудовых прав граждан как основы правовой культуры личности.

3. Дайте характеристику современного состояния уголовно-правовой политики России и неотвратимости ответственности за преступления по современному уголовному и уголовно-процессуальному праву России.

Повышенный уровень

1. Приведите и охарактеризуйте три примера нарушения гражданских и трудовых прав граждан, к каждому примеру укажите нормативно-правовые акты, подлежащие применению;

2. Дайте характеристику правового принципов уголовного законодательства РФ.

3. Раскройте признаки трудовых правоотношений.

Задания для развития и владения компетенциями

Задание 1. Кейс-задача

Сюжет

5 января Хохлов обратился к администрации предприятия с заявлением об увольнении по собственному желанию, а 20 января прекратил работу. Приказ об увольнении был издан 4 марта. В тот же день Хохлов получил трудовую книжку и полный расчет. Считая, что он все это время был лишен возможности поступать на другую работу по вине администрации, Хохлов предъявил иск о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.