Правовое государство и правовой статус личности — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Правовое государство и правовой статус личности

2017-06-29 462
Правовое государство и правовой статус личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: охарактеризовать понятие и признаки правового государства, сформировать умение анализировать общественно-политическую и правовую реальность современной России, раскрыть сущность правового статуса личности.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части. В результате изучения темы студент должен

Знать:

- основные достижения классической и современной науки в области прав человека; ОК-4

- закономерности функционирования государства и права как социально-экономического явления, условия создания правового государства и гражданского общества; ОПК-6

- роль правовой культуры в деле формирования и поддержания общественной безопасности, особенности формирования правовой культуры в профессиональной сфере; ПК-20

Уметь:

- ориентироваться в потоке правовой информации, вырабатывая собственные убеждения и позиции, использовать правовые документы на практике; ОК-4

- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, соблюдать законность и правопорядок; ОПК-6

- осуществлять правовое воспитание в сфере профессиональной деятельности; ПК-20

Владеть:

- способами и средствами получения и обработки правовой информации, в том числе, - посредством использования компьютеризированных баз правовых данных и глобальных компьютерных сетей; ОК-4

- навыками анализа состояния, структуры и динамики развития прав и свобод человека в исторической ретроспективе и на современном этапе; различных социальных, политических, правовых явлений прошлого и настоящего, выявления закономерностей становления правового государства, института прав и свобод человека и гражданина в различных странах и на международном уровне; ОПК-6

- основными методами правового воспитания; ПК-20

 

Актуальность темы.

Российская Федерация согласно ч. 1 ст. 1 Конституции является правовым государством. Теоретическая концепция правовой государственности не имеет единого общепризнанного стандарта, позволяющего охарактеризовать ее с различных мировоззренческих, правовых, политических и иных позиций. Идея правового государства постоянно наполняется новым содержанием, абстрагируемым из аспектов социальной действительности, правовой теории и практики. Исследование формирования правового государства основывается на сложной динамичной системе «государство - право - человек», изучение которой предполагает учет целого комплекса ее внутренних и внешних условий. Важно характеризовать понятие конституционного строя и принципы конституционного строя с опорой на Конституцию РФ 1993 г. Необходимо изучить: принцип народовластия, принцип республиканской формы правления, принцип разделения властей, принцип федерализма и местного самоуправления, принцип многопартийности, принцип государственного признания частной собственности, государственной поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности РФ, принцип социального государства, принцип правового государства. Следует определить общеизвестные принципы правового государства и их значение, рассмотреть соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское общество». Крайне важно отталкиваться при этом от российской действительности. Нормальное функционирование гражданского общества и правового государства невозможно без понимания правового статуса личности, понимания принципов правового статуса человека и гражданина как основополагающих начал, положенных в основу осуществления и применения прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

Теоретическая часть.

Правовой статус личности. Исторические особенности формирования доктрины правового государства. Понятие правового государства и его признаки. Понятие и институты гражданского общества. Проявления гражданского общества. Разделение властей и осуществление публичной власти.

Вопросы и задания

Вопросы, выносимые на обсуждение

Базовый уровень

1. Укажите, что представляют собой основы конституционного строя.

2. Назовите и проанализируйте различные концепции понимания «правового государства».

3. Назовите общеизвестные принципы правового государства и объясните их значение.

4. Рассмотрите соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское общество».

5. Дайте общую характеристику и раскройте понимание идеи гражданского общества.

Повышенный уровень

1. Раскройте понятие правового статуса личности.

2. Определите и проанализируйте критерии оценки эффективности деятельности органов государства, применяющих чрезвычайные правовые средства обеспечения безопасности, и институтов гражданского общества по преодолению последствий и согласованию интересов в условиях чрезвычайной ситуации.

3. Особенности реализации прав граждан.

4. Особенности правовой защиты прав и свобод человека и гражданина.

Задания для развития и владения компетенциями

Задание 1. Составьте таблицу основных исторических этапов формирования доктрины правового государства (с указанием фамилий философов и юристов и их основных взглядов)

Задание 2. Выпишите признаки правового государства и проиллюстрируйте примерами из общественно-политической жизни проявление данных признаков.

Задание 3. Опираясь на действующее законодательство и материалы из средств массовой информации определите и проанализируйте основные гарантии реализации права граждан на безопасность при чрезвычайных ситуациях

Задание 4. Хватов с женой и малолетней дочерью возвращались из поездки на дачу. Стремясь быстрее попасть домой, он проехал перекресток на красный сигнал светофора, при этом по неосторожности сбил пешехода. Здоровью последнего был причинен тяжкий вред. В числе свидетелей преступления была и жена Хватова, которая отказалась давать показания.

Можно ли привлечь её к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний? Свой ответ обоснуйте.

Задание 5. Придя на избирательный участок, Каледин обнаружил ошибку в своём имени в списке избирателей. Он обратился к председателю участковой комиссии с просьбой внести необходимые изменения в список. В этой просьбе ему было отказано.

Были ли нарушены права Каледина? Если нарушены, то какие? Как должен поступить в данной ситуации Каледин?

Задание 6. Проходя по улице, два приятеля, Суворов и Прядко, увидели лежащего на тротуаре человека. Наклонившись над ним, чтобы оказать помощь, они обнаружили, что человек мертв. Испугавшись, молодые люди попытались скрыться, но были задержаны проходившим мимо нарядом полиции. Их доставили в отделение полиции и задержали на 72 часа по подозрению в совершении преступления.

Правомерны ли действия сотрудников полиции? Были ли нарушены права Суворова и Прядко? Если нарушены, то какие?

Задание 6. Перечисляя признаки правового государства, студентка Маслова назвала:

1) господство права;

2) разделение властей и осуществление публичной власти;

3) преобладание в экономике государственной собственности;

4) реальность прав и свобод граждан;

5) взаимную ответственность гражданина и государства.

В чём ошиблась студентка Маслова?

 

Задание 7. В приведённом ниже определении назовите пропущенное слово. «Юридически закреплённое положение индивида в обществе – это … статус личности».

Задание 8. Ниже приведён перечень прав и свобод человека. Все они, за исключением одного, относятся к личным (гражданским) правам и свободам. Определите лишнее.

1) право на жизнь;

2) свобода вероисповедания;

3) свобода выбора места жительства;

4) право на неприкосновенность жилища;

5) право на мирные собрания и публичные манифестации;

6) право на свободу и личную неприкосновенность.

Задание 9. Магомедов, проживающий в г. Махачкале, в 2014 г. окончил среднюю школу. В июле того же года он приехал в Москву с целью поступления в один из столичных университетов. Однако в приёмной комиссии университета отказались принимать к рассмотрению документы Магомедова, сославшись на то, что он не является жителем г. Москвы.

Правомерны ли такие действия сотрудников университета? Какие конституционные принципы и права были нарушены.

Задание 10. Гражданин России Сморчков неоднократно публично призывал к насильственному захвату власти, чем совершил действия, предусмотренные ст. 280 УК РФ.

Можно ли лишить Сморчкова гражданства Российской Федерации?

Задание 11. Гладышев, Коробов и Мурадян по предварительному сговору совершили хищение.

В ходе предварительного следствия было установлено, что у Гладышева отец является депутатом областной думы, Коробов работает на заводе «Серп и молот», а неработающий Мурадян приехал из Армении в Россию два месяца назад.

Какое значение будут иметь указанные обстоятельства при рассмотрении дела в суде?

 

 

Задание 12. Ответьте на следующие тестовые задания:

 

1. Укажите, какое государство считается правовым:

а) старающееся не менять своих правовых норм;

б) признающее примат права над государством, обязательность предписаний права для всех;

в) закреплённое в праве.

 

2. Институтом гражданского общества является:

а) Правительство;

б) Государственная Дума;

в) политическая партия.

 

3. К проявлениям гражданского общества в экономической сфере относится:

а) свобода предпринимательской деятельности;

б) отсутствие конкуренции;

в) участие граждан в управлении государством.

 

4. Основой гражданского общества является:

а) частная собственность;

б) правовая система;

в) нормы морали

 

5. Гражданское общество - это деятельность:

а) государственных органов;

б) граждан и их организаций;

в) судебных органов.

 

6. Главной особенностью организаций, представляющих гражданское общество, является

а) формирование по инициативе государства;

б) отражение в деятельности правительственной программы;

в) проявление инициативной самодеятельности граждан.

 

7. Деятельность людей в гражданском обществе прежде всего направлена на:

а) развитие образования;

б) повышение эффективности экономики;

в) решение задач самоуправления.

 

8. Назовите основной принцип гражданского общества:

а) уравнительное распределение потребительских благ;

б) в ластно-приказной принцип регулирования социально-экономических отношений;

в) свобода реализация каждым индивидом своих социально-экономических интересов (в пределах соблюдения свободы других членов общества).

 

9. Правовой статус личности – это:

а) неотчуждаемые права, которые принадлежат человеку от рождения;

б) п рава, которые возникают в силу их закрепления в конституции;

в) совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

 

10. Правовой статус личности – это...:

а) законодательно установленные и взятые в единстве права, свободы и обязанности личности;

б) ф ормально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе;

в) установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения.

Список литературы

Основная

1. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: ценностно-нормативное измерение: монография. – М.: Норма, 2014 // Университетская библиотека: [портал]. URL: http://www.biblioclub.ru

2. Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения: монография. – М.: Норма, 2014.

3. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов. – М.: Норма, 2014.

Дополнительная

1. Багреева Е.Г. От правосознания граждан к правовому государству// Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. №4. С.392-396.

2. Мамут Л.С. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления// Журнал российского права. 2006. № 12.

3. Правовое государство: реальность, мечты, будущее/ под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 1999.

4. Раянов Ф.М. Правда о правовом государстве в России// Право и государство: теория и практика. 2005. № 4. С. 23-28.

5. Шухов Ф.Г. Научные представления о правовом государстве и гражданском обществе в зарубежной и отечественной политико-правовой мысли// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 9. № 29. С. 131-136.

6. Хачинский К.Б. Идея правового государства в трудах русских юристов// История государства и права. 2006. № 10.

Интернет-ресурсы

1. http://www.garant.ru/ СПС «Гарант»

2. http://www.consultant.ru/ СПС «Консультант Плюс»

3. http://www.alleng.ru Общероссийский образовательный портал

4. http://law.edu.ru Юридическая Россия. Федеральный правовой портал

5. http://www.jurisprudence-media.ru Журнал «Правоведение»

6. http://www.igpran.ru сайт Института государства и права Российской академии наук

7. http://pressa-lex.ru «Законность» Ежемесячный правовой научно-практический журнал

8. http://pravo.gov.ru/ Официальный интернет-портал правовой информации

 

Практическое занятие № 4.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.