VI. Профилактика заболеваний позвоночника у школьников — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

VI. Профилактика заболеваний позвоночника у школьников

2017-06-29 261
VI. Профилактика заболеваний позвоночника у школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма, развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Например, передняя продольная связка на уровне физиологического грудного кифоза (широкая, плотная, похожая на сухожилие) до завершения роста скелета следует за удлиняющимся позвоночником с некоторым отставанием и потому не обеспечивает ему должной стабильности. Лишь после завершения роста, тонус ее повышается и она активно участвует в удержании грудного кифоза. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью приводят к возникновению нарушений осанки.

Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа «калачиком», когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаружить как можно раньше.

Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5–7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте во многом зависит от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей.

Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями, или дефектами, и не являются заболеванием. Чаще всего они возникают при гиподинамии, неправильной позе при работе и отдыхе, носят функциональный характер и связаны с изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых возникают «ошибочные» условно-рефлекторные связи, привычка неправильного положения тела, мышечный дисбаланс, связанный со слабостью мышц и связок. Нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией, а по сути являются состоянием предболезни. Поскольку при нарушениях осанки ухудшается работа всех систем и органов организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных заболеваний.

Парты, для учеников с искривлениями позвоночника, должны находиться в среднем ряду класса.Дети, которые имеют такие дефекты осанки как плоскую, круглую, кругло-вогнутую спину, лордоз, кифоз, непрогрессирующий сколиоз 1 степени, должны быть зачислены в группу коррегирующей гимнастики и заниматься со специалистами.

Дефекты осанки проявляются в двух плоскостях – во фронтальной (если вы смотрите на ребенка спереди) и сагиттальной (т.е. передне-задней, если вы смотрите сбоку). Нарушение осанки во фронтальной плоскости проявляется в отсутствии симметрии между правой и левой сторонами туловища. Позвоночник при этом представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево, треугольники талии неравномерны, плечо и лопатка с одной стороны опущены по сравнению с другой стороной, таз перекошен, асимметричны соски молочных желез, мышцы туловища слабо развиты, плечевой пояс наклонен вперед, различается длина ног. На стороне вогнутости позвоночника надплечья и лопатки опущены, а расстояние между линией талии и опущенной рукой (треугольник талии) увеличено. На противоположной стороне контуры этого треугольника сглажены. Отклонения от срединной оси исчезают при напряжении мышц спины.

Такую осанку называют «сколиотической» из-за схожести с внешним видом человека, страдающего серьезным заболеванием – сколиотической болезнью позвоночника. Однако асимметрия такого вида еще не дает оснований для постановки медицинского диагноза «сколиоз», что порой наблюдается на практике. Такой диагноз врач ставит только при наличии торсии позвонков (их скручивания в процессе роста), когда вид позвоночника начинает напоминать штопор.

Нарушения в передне-задней плоскости связаны с отклонением от нормы физиологической кривизны позвоночника – увеличением или уменьшением. При увеличенных изгибах позвоночника могут наблюдаться:

– сутулость – увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;

– круглая спина (сильно выраженная сутулость). Характерными признаками служит дугообразная спина, наклоненная вперед голова, свисающие вперед плечи, лопатки отстоят от позвоночника, живот выпячен. Человек с такой осанкой стоит обычно с чуть согнутыми в коленях ногами, иногда согнутыми в локтях руками;

– кругло-вогнутая спина – все изгибы позвоночника в передне-заднем направлении увеличены, также увеличен наклон таза. В верхней половине туловища изменения аналогичны наблюдаемым при круглой спине (уплощенная грудная клетка, свисающие и наклоненные вперед плечи и т. д.), в нижней же половине тела происходят противоположные изменения.

Изгибы позвоночника тесно связаны между собой, и увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Вместе с позвоночником деформируются грудная клетка и ребра, что вызывает изменения мышц самого позвоночника, межреберных мышц и мышц туловища. Дыхание становится поверхностным, затрудняется работа сердца. Из-за недостаточного поступления кислорода могут быть головные боли, малокровие, сниженный аппетит, нарушение сердечной деятельности, ухудшение зрения. Ухудшение сердечной деятельности может привести к застою крови в области черепа, брюшной полости и таза. Слабость мышц может содействовать нарушениям пищеварения и местного кровообращения, опущению внутренней брюшной полости. Поэтому при малейшем подозрении на нарушение правильной осанки ребенка нужно показать врачу-ортопеду, чтобы вовремя установить характер и степень нарушения и назначить курс лечебной физкультуры. Чем раньше обнаружено нарушение осанки, тем легче его исправить. Неверно, если школьников с нарушениями осанки освобождают от уроков физкультуры, они еще больше нуждаются в систематических занятиях физическими упражнениями, дополняемыми корригирующей гимнастикой.

Примерные комплексы к данной главе приводятся в приложении № 3

 

Вопросы

  1. Какие виды нарушений осанки вы знаете?
  2. Как проявляются дефекты осанки?
  3. В чем причина нарушений осанки?

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.