Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-06-29 | 676 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
и американская литература начала ХХ века
Одной из важных черт литературы США начала XX века является интерес писателей к проблемам бессознательного. Распространенные в этот период интуитивистские и психоаналитические концепции постепенно заставили художественную литературу отказаться от строгой детерминированности характера социальной средой и обстоятельствами. Учения З. Фрейда и К.-Г. Юнга способствовали более глубокому проникновению писателей в сферу сознания и подсознания.
В Америке и в медицинской практике, и в психологии, и широкой аудиторией психоанализ не сразу был принят на ура: понадобилось почти десятилетие, чтобы теория бессознательного обрела себе массу сторонников. Интерес к психоанализу сначала проявили врачи-психиатры, что закономерно. Фрейд в 1909 году был приглашен в Америку, в университет Кларка в штате Массачусетс. Там он прочел пять лекций по основам теории психоанализа. Любопытно, что в это же время в Америке читал лекции по проблемам ассоциативного метода и К.-Г. Юнг. Их лекции, выступления были приняты неоднозначно, но, в основном, и Фрейд и Юнг признавали, что они произвели на аудиторию благоприятное впечатление.
А спустя год, в 1910-м, фрейдовские лекции уже были переведены на английский язык и опубликованы в «Американском журнале психологии». Это во многом способствовало широчайшему распространению идей фрейдизма не только среди врачей, но и среди писателей и деятелей культуры.
После посещения Фрейдом и Юнгом Америки интерес к теории психоанализа существенно возрос, особенно среди литературной молодежи и в сфере философских исследований: уже к 1913 году психоанализ стал модной темой обсуждения в среде представителей литературы и воспринимался как ключевое слово для того, чтобы быть принятым в элитарном обществе.
|
И по сей день основные положения психоаналитической теории Фрейда и Юнга вызывают ожесточенные споры во многих областях науки, в том числе и в литературоведении, но бесспорным остается тот факт, что они заметно расширили наши представления о психологии личности, обобщив исторический опыт психологического исследования внутреннего мира человека. Открытия Фрейда и Юнга в области психологии вышли далеко за пределы психологической науки, став достоянием таких гуманитарных дисциплин, как философия, история, литература.
Несомненной заслугой Фрейда и Юнга явилось то, что именно они открыли для литературы и искусства новую область – подсознание. Во многом это позволило писателям глубже понять и оценить такие психологические явления, как сны, неврозы. немотивированное поведение личности, стрессы, галлюцинации, способствовало решению многих загадок человеческой психики, помогало заменить мистические догадки научными опытами и обоснованиями.
Психоанализ явился не новой техникой, а систематизированным и научно обоснованным использованием тех важных технических приемов, которые поэты и люди искусства использовали всегда. Это становится особенно очевидным в те моменты, когда литературоведы начинают анализировать романы, пьесы и поэмы (а значит не следует приписывать интерес к человеческой психике только влиянием теорий Фрейда и Юнга).
Немаловажно и то, что психоаналитические идеи оказали влияние на сознание американцев и привели к существенным изменениям в культурной жизни США. Любое культурное и литературное явление Америки начала XX века, так или иначе, испытало определенное влияние теории психоанализа. И без учета концепций Фрейда и Юнга анализ литературного процесса этого периода был бы неполным.
Связанные с расшифровкой снов, мифотворчеством и архетипами теоретические работы по психоанализу 3. Фрейда и К.-Г. Юнга, сделали бессознательное сферой литературы. По меткому замечанию американиста В. Неделина, проблемы психологии бессознательного привлекают писателей США неким «пафосом еретичества» и способствуют процессу отторжения традиционной пуританской морали, дают литературным персонажам свободу проявления личности.
|
Необходимо отметить некоторые серьезные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при использовании психоаналитического подхода в литературоведении. Прежде всего, это проблема пересечения различных сфер науки. При наложении психоанализа на литературу порой наблюдаются разночтения в понимании некоторых терминов и даже отдельных концепций. Часто литераторы придают психоаналитическим категориям новые значения или добавляет новые оттенки значений.
Сам Юнг был не только психологом, но в некотором смысле и литератором: интерес к гуманитарным наукам всегда сопутствовал его научным интересам, отвлекая его от проблем физиологии и психологии в чистом виде и подводя к проблемам художественного творчества. Сам Юнг писал о том, что никогда не чувствовал себя только физиологом.
Фрейд, подобно Юнгу, тоже был не только физиологом, психиатром, но и в определенном смысле писателем, философом. Он признавался, что его влекла любовь к человеку не как к объекту природы, а как части социума. Таким образом, идеи Фрейда имеют не столько сугубо медицинское, сколько философское значение, поскольку он рассматривал психические расстройства человека как порождение общечеловеческих конфликтов и жизненных трудностей.
Что касается архетипов Юнга, то они представляют собой в основном, ступени того, что он называл процессом индивидуализации, то есть постепенного вычленения индивидуального сознания из коллективного бессознательного, изменение соотношения сознательного и бессознательного в человеческой личности вплоть до их абсолютной гармонизации в конце жизни. В образах внешнего мира архетипы описывают бессознательные душевнее события.
Если говорить о психологии, то подобный подход не вызывает сомнений. Что касается литературы, то непосредственное применение этого положения в ее сфере приводит к разного рода сложностям, связанным с неизбежным взаимопроникновением психологии и литературы. В этом случае литература становится лишь инструментом самоописания психики, идущей от коллективно-бессознательного к индивидуальному сознанию.
Рассматривая вопросы взаимоотношения сознательного и бессознательного начал в психике человека, писатели воспроизводили в своих творениях весьма сложный процесс поиска равноправия данных начал на протяжении человеческой жизни вне зависимости от импульсов, которые внешний мир посылает замкнутому психическому пространству.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!